На одном дыхании. Сборник мини-рассказов

Дмитрий Никитченко

Аннотация: Это серия коротеньких рассказов. Некоторые можно успеть прочитать до конца даже в лифте. Что-то заставит улыбнуться, что-то — задуматься, а кое-что и вовсе покажется глупым. Словом, все. как в жизни…

7-06-2023, 08:54
На одном дыхании. Сборник мини-рассказов

Читать книгу "На одном дыхании. Сборник мини-рассказов"

Короче, с Аллаховой помощью, доехали. Пассажир вышел у какой то тропинки, уходящей в сторону и скрылся в темноте. Вскоре дорога кончилась, и мы остановились у ворот небольшого хутора. Мы выбрались со своими пожитками, поблагодарили водителя. Мы собирались где-нибудь неподалеку разбить палатку, переночевать и наутро уже отправиться в пеший поход в горы.

— Э! Какая — такая палатка-малатка — сказал наш водитель — у меня будете ночевать. Помня, какую цену он запросил за поездку, мы стали отказываться — мол, у нас и палатка и спальники и провиант есть, а вот денег — не совсем есть.

Э! Какие деньги! То — бизинись бил, а сейчас ви — маи госты.

И, почти вырвав у меня из рук сумку с палаткой, он повел нас в дом. Я не ожидал, что одинокий хутор высоко в горах, за много километров до цивилизации, окажется таким обустроенным и уютным. Нас накормили вкуснейшим ужином и уложили спать на — внимание! — белоснежных и до хруста накрахмаленых простынях. Как хозяйке это удалось и каких трудов стоило — для меня загадка.

Утром нас накормили завтраком, и хозяин проводил нас до тропы, по которой нам предстояло начать пешую часть нашего путешествия.

Ах, да — забыл сказать, что нашей целью была Грузия. Мы планировали перейти Большой Кавказский хребет по контрабандной тропе и спуститься в Кахетию. Тропа называлась контрабандной, потому что раньше по ней из Грузии в Дагестан перегоняли ворованных лошадей, а из Дагестана в Грузию — осетрину и черную икру. Насчет лошадей, не знаю, а осетрину и сейчас благополучно доставляют, сам потом убедился.

Мы сердечно поблагодарили хозяина и отправились в путь. Тропа была хорошо утоптана, и идти по ней было приятно, несмотря на тяжелый рюкзак за спиной и палатку в руках. Ширина тропы не позволяла идти рядом, поэтому мы шли гуськом друг — за — другом. Поскольку мы и так уже были достаточно высоко в горах, тропа почти не шла вверх, а спокойно вилась вдоль пересохшего русла какой то речки. Русло наполнялось по весне, а к лету пересыхало и сейчас напоминало извилистую, довольно широкую — метров в 50 — дорогу, только всю усыпанную валунами и камнями, так, что передвигаться по ней не было никакой возможности, только по тропе, что вилась, то прямо по берегу, то поднималась на 5-10 метров. В общем, я шел и наслаждался красивой природой и хорошей погодой.

Пока не упал в пропасть.

Ладно, не упал, а почти упал. И не совсем в пропасть, но примерно с высоты третьего этажа.

А дело было так. Иногда тропу пересекали песчаные водопадики — вместо воды сверху, тонкой струйкой, сыпался песок, и на тропе образовывалась маленькая кучка. Подойдя в первый раз, я замедлил шаг и начал осторожно идти по этой кучке. Вдруг, песок подо мной поехал вниз и я поехал вместе с ним в пропасть. Пропасть — это конечно громко сказано, но лететь 5–6 метров на камни — та еще перспектива. Я упал на живот и постарался уцепиться за что — нибудь свободной рукой, но все равно продолжал вместе с песком сползать вниз. Тогда я выкинул вверх руку с палаткой, которой удалось зацепиться за камень. Тут подоспел, шедший за мной, Ткачев, и ухватившись за сумку, вытащил меня. Короче, отделался испугом и оцарапанной рукой. Потом подобные песчаные водопады встречались частенько, но я уже научился их преодолевать. Ловите лайф-хак — если вам на горной тропе встретится нечто подобное, надо просто ускорить шаг, и тогда песок не успеет осыпаться под вами.

Отряхнувшись, отдохнув и успокоившись, мы продолжили путь.

Но, похоже, что Горный Дагестан решил испытать мою нервную систему на прочность, потому, что через какие то полчаса, завернув за очередную скалу я встретился взглядом с огромной овчаркой. Представляете на горной тропе, где с одной стороны скала, а с другой — обрыв, вы сталкиваетесь нос к носу с алабаем, которого выпустили на прогулку еще и без намордника?!

А намордника не было, потому что он был не на прогулке, а на работе. А работал он пастушьей собакой — за ним, вытянувшись в цепочку по одному, шествовало штук 30 овец. Последним шла еще одна собака, а завершал процессию дедушка лет семидесяти верхом на маленькой лошадке и в папахе. На морде алабая (в отличие от моей) не дрогнул ни один мускул. Он не зарычал, не залаял, а просто спокойно прошел мимо меня, вжавшегося в стену, обтершись лохматым бурым боком о мои ноги.

Идущие следом овцы также, каждая по очереди, пообтирались о нас, так как тропа в этом месте была не широкая.

Но в отличие от псины, они молчать не стали, а поприветствовали нас разноголосым блеянием.

Идущая последней собака, так же прошла молча, а вот пастух остановил свою лошадку и мы, как положено в горах, обстоятельно побеседовали о том и о сем.

Узнав, что мы из Ленинграда, он оживился: — Как там Анатолий Александрович?

— А кто это? — полюбопытствовал я

— Баран! — прошипел мне в спину Ткачев — это Собчак.

Распрощавшись с политически подкованным пастухом, мы тронулись дальше, и Ткачев тут же поведал мне очередную историю — у него на каждую ситуацию всегда был наготове анекдот или байка из жизни:

Какие то его то ли друзья, то ли друзья друзей, где — то на Кавказе, едучи в машине, повстречали большую отару. Ехать было нельзя — со всех сторон их обтекали овцы — они ждали пока стадо пройдет. Были они навеселе, и кому то пришла в голову блестящая мысль: а давайте украдем овцу, и вечером зажарим, стадо большое, пастухи далеко, не заметят. Дверь в микроавтобусе — сдвижная, надо просто открыть ее и быстро втащить ближайшую овцу. Так и сделали — сдвинули дверь, быстро в две руки ухватили первую попавшуюся овцу, затащили внутрь и дверь закрыли. Пастухи ничего не заметили, план сработал блестяще. Было только одно «но» — впопыхах они не разглядев, вместо овцы затащили в микроавтобус овчарку, ибо она была почти того же размера и масти, что и овцы. Когда, охреневшая от такого обращения псина пришла в себя, она тут же доходчиво объяснила всей компании, что поступили они не хорошо. Не кусанным остался лишь водитель, успевший выскочить через свою дверь.

Больше в тот день нам никто не встретился.

Когда начало смеркаться, мы стали подыскивать место для ночлега. В одном месте тропа опустилась почти вровень с пересохшим руслом, и мы, обнаружив посередине участок, почти свободный от камней, поставили палатку. Поужинали консервами и залезли в спальники. За день мы достаточно прошагали, утомились и вырубились почти сразу. Проснулся я от яркой вспышки и чудовищного грохота. Прямо над нами шла гроза, хотя дождя не было и в помине. Я за всю жизнь не слышал такого грома! Молнии сверкали каждые 20 секунд. И одновременно со вспышкой — жуткий грохот! Я, слава Богу, не бывал под арт- огнем, но думаю, что свето-шумовая составляющая очень схожа! Било так, что сотрясались кишки — и это не метафора! За свою жизнь я не раз попадал в грозу — и на трассе, и в городе, и в сельской местности, но все они и отдаленно не смогли приблизиться по своей ярости и мощи. Возможно, мы просто поднялись слишком близко к Громовержцу.

Я уже писал про букашку, и вот опять приходит в голову то же сравнение. Советую всем состоявшимся и уверенным в себе горожанам сходить в горы. Психотерапия наоборот. Поможет переосмыслить масштаб собственной личности.

Нам со школы известно, что молнии обычно бьют в отдельно стоящие деревья и строения. Мы находились в палатке, одиноко стоящей посреди широкого пустынного русла, вокруг не было ни одного, способного приглянуться молнии, дерева — только редкие кустарники по склонам. У молнии просто не было других вариантов! Если бы я знал молитвы, я бы молился тогда!

Также известно, что молнии бьют в железные предметы, поэтому мы выкинули подальше от палатки топор и консервы.

Думаю, наиболее прозорливые читатели уже догадались, что в итоге все окончилось благополучно, и молния в нас не попала. Остальным же скажу, что через какое то время — мне показалось через 100 лет — гроза закончилась, также внезапно, как и началась.

Утром мы позавтракали, собрали поклажу и продолжили путь. Через какое то время тропа ушла в сторону от высохшего русла и стала понемногу забирать все выше и выше по склону горы. Идти стало тяжелее. Сзади послышался шум — нас нагонял паренек лет 16-ти. Он толкал перед собой велосипед. Как водится, разговорились, он тоже направлялся в Грузию, только в другое село. Пошли вместе. Сложили наши рюкзаки на велик и вместе стали толкать его все выше и выше в гору. Въехали в лес, растущий на склоне и стало еще тяжелее — поваленные деревья, кустарник, и все круче и круче вверх. Через каждые полчаса приходилось делать привал. Короче измотались конкретно. Но когда мы наконец то поднялись на перевал, то были вознаграждены завораживающим видом. Перед нами лежала Грузия! Пришвин, наверное, попытался бы описать бескрайний пейзаж, открывающийся с высоты птичьего полета, эти зеленые пологие склоны, совсем не похожие на скалы Дагестана, живописную долину далеко внизу и этот простор, от которого захватывает дух! Не знаю, что бы получилось у Пришвина, а я могу лишь сказать, что это было очень красиво и величественно.

Передохнули, перекусили. Тропа полого уходила вниз. Наш попутчик предложил подвезти наши рюкзаки на велосипеде. Мы охотно согласились, разместили их поудобнее, он распрощался и укатил, а мы налегке пошли пешком. Тропа была не особо широкая, но идти было приятно, во — первых под горку, а во-вторых она шла не над отвесным обрывом, как на Дагестанкой стороне и сбоку от тебя была не пропасть, а склон, хоть и достаточно крутой и уходящий далеко вниз, но достаточно пологий, чтобы в случае падения смочь остановиться. Типа крутого горнолыжного склона. Поэтому мы шли расслаблено и вовсю глазели по сторонам, ибо посмотреть было на что. Прошел час, второй. Мы шли, но пейзаж практически не менялся — те же просторы. Паренька и след простыл. Как бы не распрощаться с нашим багажом, мелькнула мыслишка. Я поделился ею с Ткачевым, он отмахнулся — Ну, что ты! — но мне показалось, как то неуверенно. Еще через час пути мы дошли до развилки. На тропе идущей направо, по которой нам следовало идти, были сложены наши пожитки. Дальше идти, уже с поклажей, стало все тяжелей, сказывалась усталость.

А тропа знай себе неторопливо бежала по лесистому склону и, насколько можно было видеть впереди, останавливаться не собиралась. Уже день клонился к закату, но остановиться на ночлег было негде. На тропе палатку не поставить, и мы плелись в поисках подходящего места.

Ткачев, ходивший этой тропой два года назад, уверял, что уже где то недалеко должна быть хижина, так называемого Свиного Пастуха, у которого мы, скорее всего, сможем переночевать. А прозвали его так по тому, что он держал свиней, но не безвылазно в загоне, как это принято, а выгонял их днем пастись на лесистом склоне, а на ночь загонял, как овец, в загон.

Прошел еще час, пастухом и не пахло. Ноги у меня уже стали заплетаться, Ткачев тоже молча сопел. И тут нам навстречу показался мужик верхом на лошади, первый кто нам повстречался за все время спуска. Узнав, куда мы идем, он сказал, что Свиной Пастух куда то уехал и на ферме сейчас никого нет.

— Там только собаки, палки возьмите — сказал он и потрусил прочь. Мы на склоне срубили пару деревцев и выстругали себе по длинной палке. И пошли дальше, опираясь на палки, как на посохи — даже идти полегче стало. Прошел еще час, мы буквально валились от усталости. Я был измотан настолько, что в первый и, (на данный момент) в последний раз в жизни увидел галлюцинацию. Мне показалось, что мы проходим мимо детской площадки с вырезанными из дерева скульптурами — зайчики, медведи, дед с бабкой сидели на деревянных скамеечках. Я проморгался, и они превратились в кусты и поваленные деревья.

Скачать книгу "На одном дыхании. Сборник мини-рассказов" - Дмитрий Никитченко бесплатно