На золотом фронте

Александр
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга о становлении советской золотодобывающей промышленности в 1927–1935 гг., написанная от первого лица организатором золотодобычи в СССР. Ее автор — Серебровский Александр Павлович (1884–1938) — инженер-механик, революционер, профессор, организатор советской промышленности, государственный деятель. С 1920 г. — председатель правления «Азнефти» в Баку, с 1926 г. — председатель правления Нефтесиндиката СССР, в 1927–1930 гг. — заместитель председателя ВСНХ СССР. С 1928 года — начальник Главного управления по цветным металлам, золоту и платине ВСНХ СССР («Главзолото»), в 1932–1937 гг. — заместитель наркома тяжелой промышленности СССР. Арестован в сентябре 1937 года, обвинен в контрреволюционной деятельности, расстрелян в феврале 1938 года.

Книга добавлена:
17-06-2023, 07:15
0
299
60
На золотом фронте

Читать книгу "На золотом фронте"



ГЛАВА ШЕСТАЯ

ПРИЕЗД В МОСКВУ В КОНЦЕ 1928 г. И ДОКЛАД ТОВ. СТАЛИНУ. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЛА И ПО РАЗВОРОТУ РАБОТ В 1929 г. МЕРЫ ТОВ. СТАЛИНА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВТУЗОВ И ФАКУЛЬТЕТОВ ПО ЗОЛОТУ. ПЕРВАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ КАДРОВ ПО ЗОЛОТОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ПЛАН ПОСТРОЙКИ МЕХАНИЧЕСКИХ ЗАВОДОВ ДЛЯ ЗОЛОТОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

ПЕРЕЕЗД СОЮЗЗОЛОТО В ИРКУТСК. УСТРОЙСТВО СКЛАДОВ. ПОСТРОЙКА ТРАКТОВ, ГАРАЖЕЙ, МАСТЕРСКИХ. ХАРАКТЕРИСТИКА НАШЕЙ РАБОТЫ В ИРКУТСКЕ И НАШЕЙ ТАМ ЖИЗНИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ В ИРКУТСКЕ.

НАШ ЖУРНАЛ «ЗОЛОТО И ПЛАТИНА», НЫНЕ «СОВЕТСКАЯ ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННОСТЬ».

ПОЕЗДКА НА АЛДАН. ОПИСАНИЕ ДОРОГИ. ХАРАКТЕРИСТИКА АЛДАНСКОГО РАЙОНА. ИСТОРИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

ПОЕЗДКА В МОСКВУ ЛЕТОМ 1929 г. И ДОКЛАД ТОВ. СТАЛИНУ. ОН НАМЕЧАЕТ ПЕРЕДАЧУ ЗОЛОТОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ВЕДЕНИЕ ВСНХ.

МОЯ ПОЕЗДКА В ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ. ПОЕЗДКА НА ОЛЬХОВКУ, САРАЛУ И Т. Д.

РАБОТА В ИРКУТСКЕ В КОНЦЕ 1929 г. ПОДБОР КАДРОВ НА ПЕРИФЕРИИ. УКРЕПЛЕНИЕ НАШИХ РУДНИКОВ И ПРИИСКОВ. КОНЕЦ 1929 г.

ГОДОВОЙ ДОКЛАД У ТОВ. СТАЛИНА. ПЕРЕДАЧА НАС В ВЕДЕНИЕ ВСНХ. ПАРТИЙНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ЯНВАРЕ 1930 г. ЕЕ РЕШЕНИЯ.

МОЯ ПОЕЗДКА НА ПРИИСКИ ВЕСНОЙ 1930 г.

ТОВ. СТАЛИН ПОСЫЛАЕТ МЕНЯ ЕЩЕ РАЗ В АМЕРИКУ.

Транспорта никакого нет...

Вернувшись в Москву, я проверил, что делалось в правлении Союззолото и в его аппарате в смысле руководства работою трестов, а также снабжения техническими материалами и продовольствием. Так как с мест было очень много жалоб на правление, и, видимо, уладить это дело было уже нельзя, то пришлось освободить т. Д. Д. Михельмана от работы и засесть с А. Г. Дистлером, который был тогда начальником снабжения, за проверку всех нарядов и всех фондов. Конечно, запросы с мест часто были хаотические, непроверенные, преувеличенные. Все это верно, но было много и такого, что необходимо было выполнить, но не выполнялось. Нужно было сорганизовать постоянный контроль.

Одновременно с этим нами был выявлен ряд ценных работников по снабжению. А. Г. Дистлер не мало сделал для нас, но он не смог поехать с нами в Иркутск, и пришлось оставить его в Москве, хотя он был ценным инженером и не плохо знал золотую промышленность. В дальнейшем выдвинулись такие работники, как Шауфлер К. Г., Тылкин Ф. А., Абрамович Я. Е., который затем перешел на производство в Забайкалзолото, где и сейчас работает. По снабжению работал и Писарев, Донат Дмитриевич, который тоже перешел на производственную деятельность и сейчас работает в Москве в Главзолото.

Нужно отметить работу, которая была ими проведена при проверке и выяснении потребности золотой промышленности в оборудовании, снабжении машинами и размещении всех заказов по различным заводам. Некоторую часть стандартного оборудования мы позаимствовали из цветной и черной металлургии. Это касается компрессоров, перфораторов, подъемных машин, насосов, вентиляторов. Все это пришлось изучить, стандартизировать, составить по каждому руднику подходящую для него спецификацию, выработать определенный тип машины и в этом деле большую работу провели инженеры Писарев, Дистлер, Вечеслов, Молодых, Егоров и др. В помощь нашим инженерам я выпустил после вторичной моей поездки в Америку в 1930—1931 г. специальное руководство: «Оборудование золотой и цветной металлопромышленности».

По вопросам эксплоатации золотых приисков и рудников работал в то время членом правления Союззолото инж. К. М. Чарквиани. Благодаря высокому техническому развитию т. Чарквиани и его знакомству с новейшим американским оборудованием, нам удалось сравнительно легко осуществить идею о переоборудовании золотой промышленности, о применении новейших машин, тем более, что молодежь на местах сильно нас поддерживала. Здесь со стороны инж. Борисова, Чарквиани, Маршалова, Писарева не только не была проявлена консервативность, но, наоборот, они были самыми горячими поборниками новых идей и крепко вели борьбу за новые машины, за новое оборудование. К этому времени относится начало работы у нас инж. А. И. Молодых и К. Г. Шауфлера, который перешел к нам из нефтяной промышленности и привел с собою ряд ценных работников.

Осуществить идею о применении новейших машин в золотой промышленности

После того как все дела, которые возникли во время моего отсутствия, были приведены в порядок, я сделал доклад тов. Сталину и свыше двух часов рассказывал ему о положении дела на местах. С тем же глубоким вниманием, с которым тов. Сталин всегда слушает доклады с мест, он отнесся ко всем сложным вопросам только начинавшей расти золотой промышленности.

Выслушав мое сообщение, тов. Сталин внес сейчас же ряд поправок к тому, что я провел на местах, и кроме того набросал целую программу дальнейших наших действий. Он созвал совещание в ЦК по вопросам золотой промышленности, наметил, кого нужно на это совещание позвать, а кроме того наметил ряд практических мер по укреплению золотой промышленности, которые необходимо немедленно на этом совещании провести: усиление кадров, привлечение рабочих и старателей, усиление разведки, льготы для инженеров и техников, проектирование новых крупных установок механизированного типа, закладка новых рудников, фабрик. Он согласился с моей постановкой вопроса о приближении центра к местам золотодобычи и наметил Иркутск как наиболее удобное место для пребывания руководства акц. общ. Союззолото.

Тов. Сталин не только организовал это совещание у себя в ЦК. Наметив и реализовав ряд мероприятий, он после совещания продолжал чрезвычайно много внимания уделять золотой промышленности в период ее построения. Доклады я ему делал обязательно раз в квартал и иногда чаще. После каждой поездки на места я обязательно должен был ему докладывать и кроме того, каждый раз встречая особые затруднения, я просил разрешения рассказать о том, что мешает работе.

Каждый раз, когда я бывал у тов. Сталина, он давал мне свои ясные, четкие установки, несмотря на то, что занят был чрезвычайно. Так, он дал установку относительно технического совещания в марте 1929 г., так как первое совещание в январе 1928 г. было не совсем удачным. Во всяком случае, то, что было тогда в январе 1928 г. намечено на совещании, не удовлетворило ни места ни Союззолото. Необходимо было на основании опыта этих двух лет выяснить, что сделано и что надо еще сделать.

Тов. Сталин наметил на весну 1929 г. одно такое совещание, и мы его провели в Иркутске. Третье совещание проведено было в 1930 г. тоже в Иркутске.

А тогда, как я уже говорил, по предложению тов. Сталина был принят ряд огромнейшей важности решений по снабжению, транспорту, по представлению льгот работникам золотой промышленности, по старательскому делу и т. д. Решен был вопрос о переводе правления Союззолото в Иркутск, чтобы там, вблизи от рудников и приисков, провести всю организационную работу и взять в свои руки управление производством и руководство строительством.

— В настоящее время, — говорил тов. Сталин, — вопрос именно в том, чтобы вы были вблизи предприятий и взяли их руки, организовали бы производство. В данное время из Москвы это делать совершенно невозможно. Поэтому нужно переезжать вам в Иркутск и оттуда управлять всеми предприятиями.

Тут же тов. Сталин дал свое согласие и провел в жизнь решение об организации горных институтов, выпускающих специальные кадры по золотой промышленности. Организацию первого института он наметил в Иркутске. Затем был намечен ряд техникумов и поставлен был вопрос об организации горных факультетов в Свердловске, Ленинграде и Москве.

Тов. Сталин сказал, чтобы мы не откладывали в долгий ящик вопросов о подготовке, посоветовал сейчас же подойти к делу практически и готовить кадры. На основании его предложения мы поместили часть наших работников в некоторые втузы, как например, в Ленинграде, Свердловске и в Московскую горную академию. В этих учебных заведениях мы разместили наших работников, которые пришли с приисков и имели практический опыт. Кроме того, мы получили небольшое количество инженеров, только что окончивших курс и работавших раньше в других отраслях промышленности. В Горной академии нам разрешили создать кафедру по золоту. Впоследствии были созданы отдельные факультеты по золоту в Москве, Ленинграде, Свердловске, затем мы получили некоторое количество и старых опытных инженеров по разверстке ЦК ВКП(б).

К этому времени относится и первая мобилизация работников для золотой промышленности. В это время мы смогли получить обратно почти всех тех работников, которые раньше работали на золоте. Так, например, мы получили Ганина и других.

Все это нам провел тов. Сталин, но это было только начало той огромной работы, которую он провел для золота впоследствии.

Я остановлюсь на характеристике Александра Ильича Ганина. Это большой специалист по золоту, имеющий огромный опыт в этом деле. Он принес нам огромную пользу своей опытностью, своей энергией. В особенности он развернул свои способности в работе по упорядочению Западной Сибири, по развертыванию таких рудников, как Сарала, Минуса. Затем он восстановил Забайкалье и, наконец, к его заслуге относится замечательная работа по восстановлению Ленских приисков, разрушенных концессионерами во время их хозяйничания.

В это же время мы получили тт. П. В. Щуку, Захваткина.

Я не сказал бы всего о том, что сделал для нас тов. Сталин, если бы не упомянул о поставленном им чрезвычайно важном вопросе — об изготовлении оборудования для золотой промышленности.

Нам давали порядочное количество валюты на приобретение дражных и других частей, а также нужных механизмов из-за границы, и в бытность свою в Америке я много приобрел оборудования для золотой промышленности. Но на это равняться нельзя было; нам нужно было огромное количество оборудования.

Поэтому вопрос об изготовлении оборудования для золотой промышленности тов. Сталин заострил больше всего. Он говорил, что только лопатой и киркой работать невозможно, что нужно поставить современное оборудование, ввести новую технику в наши золотые рудники. Я доложил ему о том, что у нас уже имеются инженеры, которые горячо относятся к делу внедрения нового оборудования, как, например, Чарквиани, Борисов, Савельев, Маршалов и др. Имеется ряд директоров — сторонников механизации — тт. Сулимов, Краукле, Перышкин, Голованов.

Тов. Сталин очень внимательно относился ко всем этим сообщениям, был очень рад, что у нас имеются уже некоторые кадры, которые способны проводить идею о новой золотой промышленности и создать новую золотую технику.

На это тов. Сталин обращал очень большое внимание, не меньше, чем когда он был во главе правительственной нефтяной комиссии, и заставлял меня ставить новое американское нефтяное оборудование: глубокие насосы, вращательное бурение.

Там, на нефти, мне было легче работать, потому что я хорошо знал нефтяное дело, сразу улавливал мысли тов. Сталина о современной технике по нефтедобыче и проводил их в Баку..

Теперь было труднее, потому что я еще не был хорошо знаком с золотой промышленностью, но дело облегчалось тем, что в золотой промышленности уже были люди, способные проводить великую идею тов. Сталина: Перышкин, Ганин, Баранов, Голованов, Краукле, — они смогли на местах реализовать указания нашего учителя.


Скачать книгу "На золотом фронте" - Александр Серебровский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » На золотом фронте
Внимание