На золотом фронте

Александр
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга о становлении советской золотодобывающей промышленности в 1927–1935 гг., написанная от первого лица организатором золотодобычи в СССР. Ее автор — Серебровский Александр Павлович (1884–1938) — инженер-механик, революционер, профессор, организатор советской промышленности, государственный деятель. С 1920 г. — председатель правления «Азнефти» в Баку, с 1926 г. — председатель правления Нефтесиндиката СССР, в 1927–1930 гг. — заместитель председателя ВСНХ СССР. С 1928 года — начальник Главного управления по цветным металлам, золоту и платине ВСНХ СССР («Главзолото»), в 1932–1937 гг. — заместитель наркома тяжелой промышленности СССР. Арестован в сентябре 1937 года, обвинен в контрреволюционной деятельности, расстрелян в феврале 1938 года.

Книга добавлена:
17-06-2023, 07:15
0
300
60
На золотом фронте

Читать книгу "На золотом фронте"



ГЛАВА СЕДЬМАЯ

ВТОРАЯ ПОЕЗДКА В США ПО ЗОЛОТЫМ ДЕЛАМ. НЕДОРАЗУМЕНИЯ С «ВЫГРУЗКОЙ» В НЬЮ-ЙОРКЕ. ПЛАН МОЕЙ ПОЕЗДКИ, РАЗРАБОТАННЫЙ С П. А. БОГДАНОВЫМ.

ПОЕЗДКА В БОСТОН. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАБОТОЙ КРУПНЫХ БАНКОВСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И С «GUGGENHEIM EXPLORATION СО» В ВАШИНГТОНЕ.

ПОЕЗДКА ПО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ЗАВОДАМ. ПОЕЗДКА В ДЕТРОЙТ ПО ПОРУЧЕНИЮ В. В. КУЙБЫШЕВА. ПОЕЗДКА ПО МЕДЕПЛАВИЛЬНЫМ ЗАВОДАМ НЬЮ-ДЖЕРСИ, БАЛТИМОРЫ, ФИЛАДЕЛЬФИИ, САН-ЛУИСА И ДР.

ПРИЕЗД В ДЕНВЕР, КОЛОРАДО. ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ И ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КОЛОРАДО. ТЕПЕРЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗОЛОТОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ВИДЫ НА БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ. НАИБОЛЕЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РУДНИКИ И ФАБРИКИ. ПРИИСКОВЫЕ ГОРОДА И ИХ УПАДОЧНОЕ СОСТОЯНИЕ.

ГОРОД РЕНО В ШТАТЕ НЕВАДА. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНИ В РУДНИЧНЫХ ПОСЕЛКАХ И ГОРОДКАХ. ЖИЗНЬ РАБОЧИХ. КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ. ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ И ИХ РАБОТА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ПРАКТИКА БАНКОВ. СПЕКУЛЯЦИИ.

ПОЕЗДКА В Ю. ДАКОТУ. РУДНИК ХОМСТЕК. ПОЕЗДКА В КАЛИФОРНИЮ, В АРИЗОНУ, В ШТАТ ЮТА. ПОДРОБНОЕ ЗНАКОМСТВО С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЭТИХ ШТАТОВ.

ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КАЛИФОРНИИ. РОЛЬ ЗОЛОТОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КАЛИФОРНИИ В УКРЕПЛЕНИИ МОЩИ СЕВЕРНЫХ ШТАТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ.

В вопросах техники многому нам еще надо учиться, — по моим впечатлениям после осмотра рудника Хомстек

Получив инструкции от В. В. Куйбышева по набору специалистов, а также другие поручения, я выехал в США второй раз по золотым делам весной 1930 г. Вообще же это была моя третья поездка туда. Благополучно добрался я до Парижа, где должен был получить американскую визу, но на этот раз получение визы несколько осложнилось. Американцы, которые в первый раз мне дали очень охотно служебное удостоверение, как для состоящего на государственной службе, на этот раз — что-то затруднялись. Я обратился к посланнику, но он дал мне понять, что у него есть какая-то неблагоприятная инструкция из Вашингтона, касающаяся меня. В конце концов, он сказал, что так как консульству предоставляется право давать визу и у консула прямого запрещения нет в отношении меня, то консул визу даст. Однако консул предупредил, что «рекомендации», которые обычно дает Вашингтон, у него нет.

Дело в том, что «вашингтонское начальство» обычно указывает консулу, что нужно дать визу тому или другому человеку, но не в виде приказа, а в виде рекомендации, которая является, конечно, распоряжением. Такой рекомендации консул на свой запрос обо мне не получил, поэтому хотя он дал визу, но предупредил, чтобы я готов был к некоторым неприятностям при высадке с парохода в Нью-Йорке.

На пароходе кроме меня ехали еще несколько товарищей, в том числе т. Калманович М. О.

Когда мы подъехали к Нью-Йорку и явилась комиссия, которая обычно разрешает сойти на берег, то нам разрешение выдано не было: нас всех попросили переночевать на пароходе, не спуская на берег. Утром к нашему большому пароходу был подан маленький пароход, на котором все мы, приехавшие из Советского Союза, были отправлены на «Остров Слез». Там нам пришлось пробыть некоторое время, правда не очень долго, потому что в скором времени приехал представитель Амторга, переговорил там с чиновниками, и все мы были вызваны комиссией, которая предложила весьма глубокомысленные вопросы: «были ли вы в Америке раньше, что там делали, и т. д.». В конце концов, всех нас скоро отпустили и разрешили ехать с представителем Амторга в Нью-Йорк. Все это было очень смешно и, конечно, никакой цели не достигло: нельзя же обижаться на такие выходки. Меня отдельно спросили, был ли я в Америке раньше, почему я вел такие разговоры в Спокэпе и почему неодобрительно отзывался о порядках и учебных заведениях в Америке и о работе брата мистера Г. К. Гувера в частности.[54] Я сказал им, что каждый профессор имеет право высказать свое мнение о порядках в учебных заведениях; как иностранец, приехавший изучать постановку дела в высших учебных заведениях Америки, я должен сравнивать американские порядки с нашими, иначе нельзя изучать дела. Если же наши советские высшие школы чем-либо лучше американских, и это сравнение невыгодно для американских порядков, то это вина совсем не моя. После этого мне дали понять, что в «Белом Доме» недовольны этим инцидентом и хотели бы, чтобы я не вел таких разговоров, как в Спокэне, а в особенности ничем не затрагивал персонально «некоторых высоких особ».[55] Я понял, что дело касается м-ра Г. К. Гувера и его брата, поэтому сказал, что никаких обещаний не даю и готов вернуться в наш Союз, если чем-либо не угоден республиканской партии. Через несколько времени комиссия вернулась после «совещания» и председатель объявил, что профессору м-ру А. П. Серебровскому разрешается въезд в Соединенные Штаты Америки.

"Ellis Island" или "Остров слез" при входе в Нью-Йоркскую гавань

Из-за дороговизны и отсутствия места, в Нью-Йорке капиталистическая архитектура приобретает уродливые формы

В Амторге вместе с т. П. А. Богдановым мы обсудили положение и решили, что нужно оставаться в Америке и выполнить ту работу, которая мне поручена, несмотря на отрицательное отношение некоторых членов республиканской партии, какое бы положение они в настоящее время ни занимали.

Как выяснилось при моей поездке в Вашингтон, причиною всей этой мышиной возни был мой визит в Стэнфордский университет к брату м-ра Г. К. Гувера, а также мой последний разговор с самим мистером Г. К. Гувером на конгрессе горных инженеров в Нью-Йорке, перед моим возвращением в СССР, в начале 1928 г.

Над этой историей мы много тогда смеялись, и многие мои американские знакомые и друзья, принадлежащие к другой партии, — к демократической — в шутку высказывались, что это отлично рекомендует меня для их партии и для мистера Ф. Д. Рузвельта.[56]

Губернатор штата Нью-Йорк, Ф. Д. Рузвельт, ныне президент США

Я не стал с ними спорить и занялся порученным мне в США делом.

Мне была поручена, прежде всего, организация вербовки американских инженеров для работы в нашем Союзе по золоту и цветной промышленности. Это дело мы с т. Мамаевым организовали, а затем во время поездки по штатам я стал подбирать людей, сговариваться с ними предварительно, а Амторг поручил своему аппарату и В. М. Кармашову техническое оформление кандидатов. Кроме того, нужно было выяснить, с какими представителями науки, занятыми в горной промышленности, я смогу увидеться и переговорить. Благодаря серьезным связям П. А. Богданова и это было налажено. В скором времени я получил серьезные рекомендательные письма к различным представителям американской науки, например, м-ру Спенсеру Хутчинсон, профессору Массачузетского технологического института. Там же, в Бостоне, я должен был повидаться с м-ром С. Ф. Моором — вице-президентом U. S. Smelting, Refining and Mining Co. С ним я должен был специально и подробно переговорить по вопросу об организации как этой компании, так и другой компании, объединяющей золотые и цветные предприятия США — так наз. Американской плавильной компании — American Smelting and Refining Co.

Эти два крупнейших банковских объединения держат в своих руках всю золотую и цветную промышленность Америки, и через них я мог ознакомиться не только с организацией дела, но и с методами руководства, контроля и т. д.

По этому же вопросу в Бостоне я должен был увидаться с м-ром Гален Клевенджером, который имел отношение к U. S. Smelt., Ref. and. Min. Co, и который очень много сообщил полезного по организации золотых предприятий и их связи с финансовыми руководящими центрами. Кроме этого, у меня были и другие письма, которые я получил, благодаря любезности П. А. Богданова, в адреса банков, предприятий, институтов. Поэтому, когда я приехал в Бостон, то мне удалось там получить самую широкую информацию во всех отношениях и много материалов, касающихся постановки учебного дела в Технологическом институте. По вопросу о золотых обществах, медных и свинцовых предприятиях, входящих в состав банковских объединений, я также получил много материалов: по организационным вопросам, по калькуляции стоимости, по вопросам финансирования.

Для выяснения на местах технических вопросов мне дали ряд писем на предприятия.

Так, например, я получил письмо к United Verde Copper Со, в Аризону. Кроме того, в Аризону у меня было письмо в город Майами, в адрес International Smelting Со. Очень интересные письма были к управляющим знаменитыми рудниками и заводами в штате Юта. Благодаря этим связям я очень подробно ознакомился с работами Utah Copper Со в окрестностях города Соленого Озера (Salt Lake City), в местности, называемой Bingham Canyon. Кроме того я смог посетить Гарфильд в том же штате и Магну (Magna), крупнейшее обогатительное предприятие в Соединенных Штатах.

Далее, мне удалось завязать связи с интереснейшими предприятиями общества Анаконда и посетить их рудники и заводы в «Грейт Фолс» и в Бютте.

Наконец, я достал письма к инженерам и управляющим таких интереснейших предприятий, как «Бенкер Хилл» в городе Келлоге, в штате Айдаго, и к Компании Хомстек, в Дедвуде — штат Южная Дакота, где у меня сложились самые лучшие отношения с м-ром Брюсом С. Уайт, управляющим, и мистером Л. Б. Райт, главным геологом.

Мой список рекомендаций, без которых в Америке ничего нельзя сделать, был бы не полон, если бы я не указал рекомендации предприятиям по аффинажу: в Нью-Джерси (Perth Amboy), в Балтиморе (American Smelt and Refin. Co) и, наконец, в Вашингтоне в Bureau of Mines, доктору И. Катцу. Таким образом, благодаря любезности П. А. Богданова, я получил связи для ознакомления с золотыми и цветными предприятиями.

Уже в Бостоне мне рассказали, как была построена первая плавильня Мейера Гугенхейм в Питсбурге в 70 милях от г. Денвера в штате Колорадо[57] (в 1879 г.).

Предприниматели решили поместить свои деньги не в рудные предприятия, а в плавильные заводы, чтобы, таким образом, забрать в свои руки владельцев всех мелких рудников. В то время плавильный завод брал огромные ставки за плавку руд и наживал огромные деньги. Вот поэтому сообразительные братья Вениамин и Даниил Гугенхеймы нашли, что куда выгоднее заниматься плавильным заводом, чем рудным делом. Вторую плавильню они построили в 1886 г., около г. Лидвиля, того же штата Колорадо. Вскоре Гугенхеймы нажились на том, что безжалостно эксплоатировали рудники, расширили свое предприятие, построили одну плавильню в Мексике, а другую в Монтерей (Калифорния). Затем их капиталы увеличивались уже как снежный ком.

В конце концов, нажив большие деньги, они присоединили к себе «Компанию Кензас Сити» и «Колорадскую плавильную компанию». В 1901 г. Гугенхеймы передали в эту компанию свой собственный завод в Нью-Джерси (Perth Amboy) и большой завод в Филадельфии. Кроме этой компании, братья Гугенхеймы прибрали к рукам еще несколько предприятий, где они закупали акции у своих друзей и понемногу сосредоточивали в своих руках все управление делом. Таким образом, «Американское общество плавилен» (American Smelt. and Refin. Co) является у Гугенхеймов вспомогательным предприятием, потому что, кроме того, они регулируют деятельность еще нескольких компаний, плавилен, рудников и рафинировочных заводов США. Общее управление сосредоточено в их банке, в Бостоне, который является главным регулирующим центром всего дела. Я ознакомился с работой банка и лишний раз получил возможность убедиться в несовершенствах капиталистической системы финансирования по сравнению с нашей плановой социалистической системой.


Скачать книгу "На золотом фронте" - Александр Серебровский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » На золотом фронте
Внимание