На золотом фронте

Александр
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга о становлении советской золотодобывающей промышленности в 1927–1935 гг., написанная от первого лица организатором золотодобычи в СССР. Ее автор — Серебровский Александр Павлович (1884–1938) — инженер-механик, революционер, профессор, организатор советской промышленности, государственный деятель. С 1920 г. — председатель правления «Азнефти» в Баку, с 1926 г. — председатель правления Нефтесиндиката СССР, в 1927–1930 гг. — заместитель председателя ВСНХ СССР. С 1928 года — начальник Главного управления по цветным металлам, золоту и платине ВСНХ СССР («Главзолото»), в 1932–1937 гг. — заместитель наркома тяжелой промышленности СССР. Арестован в сентябре 1937 года, обвинен в контрреволюционной деятельности, расстрелян в феврале 1938 года.

Книга добавлена:
17-06-2023, 07:15
0
335
60
На золотом фронте

Читать книгу "На золотом фронте"



Благодаря жесткому проведению в жизнь этого приказа нам в 1934 г. удалось еще более усилить добычу, не дать, чтобы у наших работников закружились головы от успехов.

Докладывая тов. Сталину о работе первого полугодия, я отметил эти успехи. Он был этому очень рад и написал для работников золотого дела трогательное поздравление с успехами и пожелание перевыполнить весь годовой план. Это поздравление создало целое движение у нас на рудниках, где организованы были походы за перевыполнение плана 1934 г.

Нью-йоркский журнал «Сегодня» писал по этому поводу: «К концу 1934 г. русские добывали золото, работая в небольших кооперативных (видимо, старательских) группах или же в качестве рабочих высокомеханизированных золотых трестов, добывающих подавляющее большинство золота. Они стали героями дня, когда сам Сталин лично похвалил их перед всем государством за выполнение плана добычи золота».

Для обсуждения вопросов о дальнейшем развертывании золотодобычи была организована летом 1934 г. комиссия т. Молотова.

В самый разгар напряженнейшей работы 1934 г. я опять начал прихварывать. Старая болезнь, которую я первый раз почувствовал в США, снова давала себя чувствовать.

Тов. Серго чуть не силой заставил меня ехать с собою в Кисловодск, где я был водворен на две недели, а затем т. Каганович отвез меня в Сочи. Это было устроено так ловко, что я не мог ничего возразить т. Серго, тем более, что моя жена должна была смотреть за мною, чтобы я ничем не занимался, и только отдыхал.

Я действительно за этот месяц поправился, в начале сентября 1934 г. с новыми силами вернулся в Москву. И. Н. Опарин, мой заместитель, в это время как раз сдавал экзамены на горного инженера и не мог оторваться от этого дела. Мы крепко нажали на отстающие участки снабжения, финансов, транспорта, а затем я выехал на периферию, чтобы как следует подвинуть работу предприятий и с честью кончить 1934 г.

Во время моего объезда Урала, Челябинской области, Западной и Восточной Сибири, Алтая и Казахстана я главное внимание обращал не только на выполнение программы, но и на развертывание разведок и обеспечение горно-подготовительных работ, имея в виду действительное учетверение добычи золота.

Я хорошо запомнил слова нашего учителя и друга, что никакое предприятие или объединение предприятий не может развиваться без хорошо подготовленной сырьевой базы. Нашей сырьевой базой являются разведанные запасы золотоносных руд и россыпей, которых мы имеем у себя в СССР неимоверное множество.

Наши разведчики на гольфах Дырынды (Якутия)

Академик Владимир Афанасьевич Обручев писал еще в 1928 г.: «Слабое развитие золотопромышленности в царской России, не соответствующее количеству и богатству месторождений, а также неудача многих частных предприятий, были обусловлены ведением поисков и разведок без геологических исследований, отсутствием геологов на предприятиях, постановкой эксплоатации без настоящей разведки и вообще игнорированием геологии, как основы поисково-разведочного дела».[72]

С самого начала работы по золоту немало труда положил я на организацию геологоразведочного дела по лучшим образцам США, с которыми я там на месте познакомился.

Организован был геологоразведочный трест, привлечены были такие работники, как М. С. Базжин, Ю. К. Краукле, проф. Горностаев.

Разведкою охвачены были значительные территории как в районах, где уже ранее добывалось золото, так в еще неизвестных своей золотоносностью районах.

В чрезвычайно тяжелых условиях, в глухих таежных районах приходилось работать и старым специалистам геологам и нашим молодым инженерам. Мало кто об этом знает, никто в литературе об этом не удосужился написать. А между тем немало трудов пришлось приложить и немало лишений перенести геологам и разведчикам на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, в далекой Якутии. Старый практик-разведчик В. П. Бертин, геолог В. Н. Зверев, Столяр, А. Зайцев, П. М. Шумилов, Лебедкин, Лисогурский и ряд других по собственной охоте шли в тайгу с единственной целью нахождения новых месторождений золота для создания прочной сырьевой базы нашей молодой советской золотопромышленности.

В верховьях Олекмы, где, кроме кочующих тунгусов и якутов, никогда никто не бывал, геолог П. А. Харитонов (якут) и Осипов открывают Колларское золотоносное месторождение.

В Енисейской тайге успешно работают имеющие солидный производственный стаж тт. С. И. Жилин и энергичнейший В. В. Анфимов, стремящийся не только найти новые объекты золотодобычи, но и беспрестанно работающий над усовершенствованием и улучшением методов разведочных работ.

В Забайкалье трудами разведчика-поисковика Кропочева открыта в 1927 г. глубокая залежь золота по Шахтоме и ряд площадей по Газимуру. Старый техник-разведчик В. И. Ерофеев, будучи направлен Сретенским главным приисковым управлением в Новотроицкий район, открывает в 1928 г. богатейшее Балейское рудное месторождение. Так как о значении Балея поднялись споры, то для разрешения их я сам поехал на Балей, а затем поехал туда молодой советский инженер-геолог И. В. Копеин, который проделал там замечательную работу, весьма значительно расширил рудную базу предприятия и дал возможность построить мощный Балейский комбинат.

На разведке в Закавказье

Западная Сибирь — один из крупнейших поставщиков золота, где в настоящее время разрабатываются богатейшие рудники. И здесь, как в большинстве районов, для развертывания в широком объеме золотодобычных работ выявленных запасов не было. Эта работа легла на плечи Ивана Ивановича Корбуша, Дмитрия Ивановича Калинникова, А. С. Юрмазова и других энтузиастов золотого дела. Запасы Западной Сибири растут, и теперь разворот золотодобычи обеспечен; за этим у нас постоянно наблюдает т. М. П. Тареев.

На Дальнем Востоке уже давно производится добыча россыпного золота. Имеются механизированные предприятия (драги, экскаваторы), но только по россыпному золоту. Рудным месторождениям внимания не уделялось, но геологи Дорофеев, Базжин, Понсен, Полевой, Рухин, Ли и другие занялись этим делом и сейчас мы имеем не только разведанные крупные рудные объекты «Ключи», «Дмитриевка», но и уже эксплоатирующиеся рудники — «Белая гора», «Рифманова гора».

Тт. Дм. Ан. Зенков на Дарасуне, Г. В. Смирнов на Миассе, Н. Н. Усов в Приморье, С. В. Сергеев на Алтае, А. А. Иванов на Урале выявили и разведали на предприятиях, где они руководят геологоразведочной службой, запасы, дающие возможность еще шире развернуть добычу золота.

В Казахстане в 1922—1925 гг. мы имели только один рудник «Степняк», а в 1934 г. уже 33 промышленных объекта, и число их еще значительно увеличивается.

Здесь хорошо поработали тт. Рожков, Куклин (Кумак), Утков (открывший Даниловку и Карагач), тт. М. С. Базжин, ныне управляющий трестом Золоторазведка, очень способный и знающий геолог, Балышев, Ечистов и др.

Закавказье, Северокавказский край, Средняя Азия, хотя там золото в древние времена и добывалось, еще несколько лет тому назад считались районами не стоящими, не заслуживающими внимания для разведок. Но когда по моему предложению туда были посланы поисково-разведочные партии, золото было обнаружено (т. Бежаношвили в Закавказье, т. Таежником и П. А. Митрофановым на Памире).

Там уже ведутся старательско-золотничные работы по добыче золота и разведки продолжаются как на россыпное золото, так и на рудное золото. В этих районах, находящихся в благоприятных экономических условиях (дороги, местное население, местная продовольственная база и пр.), развитие золотодобычи может быть развернуто значительно легче, чем в глухих таежных районах Сибири и далекой Якутии.

Наши разведочные работы идут не только по линии новых открытий; одновременно мы расширяем уже ранее открытые месторождения. В первую очередь это относится к рудным месторождениям. По целому ряду рудников, как-то: Советский рудник, Дарасун, Балей, Джетыгара и др., разведки пока проникли на глубину только нескольких сот метров. Большая заслуга в деле дальнейшего углубления принадлежит нашим лучшим буровикам тт. Баранникову, Носову (работающему на Джетыгаре), Смертину (Балей), Завьялову (Алдан) и др.

В ряде случаев мастера бурения перекрыли американские показатели.

Мастер Лямога в Енисейзолото дает 11 погонных метров проходки за смену. Мастер Залишевский в Приморзолото дает 9.6 пог. м. Мастер бурения на Кийстоне т. Углов в Баргузинзолото дает 7 пог. м в смену, а мастера бурения на Крелиусе тт. Ковалев (Дарасун), Федосеенко (Алтай) и Коньков (Каззолото) не только достигли американских показателей, но и перекрыли их.

Значительных успехов достигли мы также в деле квартирования и документации, благодаря умелой постановке дела и настойчивости в преодолении трудностей со стороны маркшейдерских работников. Еще не так давно маркшейдерская служба пользовалась некоторым весом лишь в крупнейших наших предприятиях, сейчас же я заставил всех директоров понимать, что без хорошо поставленной маркшейдерской службы нормально нельзя работать на мало-мальски приличном предприятии. На наших приисках и рудниках мне удалось создать весьма неплохие маркшейдерские кадры. Тт. А. Н. Деев на Миассе, В. Н. Кабанов в Забайкалье, И. П. Бетхен на Лене, Жигалов и Кирпотин на Алдане и ряд других работников умелой маркшейдерской работой не только выправили горные работы, но уже в достаточной степени контролируют использование разведанных запасов, проверяют работу золотоизвлекательных приборов.

Правильный прогноз и заключение по тому или другому месторождению золота, установление генезиса золота данного месторождения и т. д., — все это в значительной степени облегчает разведку, гарантирует нас от ошибок, сделанных в свое время в США и повлекших за собой значительные непроизводительные затраты.

В этом деле я имел постоянную и весьма существенную помощь со стороны авторитетов золотого дела — акад. В. А. Обручева, проф. Мостовича, Н. Н. Горностаева, А. П. Смолина, Яговкина и тт. Булынникова, Кропачева, Митрофанова, научных работников наших институтов.

Мы гордимся тем, что умеем на местах выковывать хорошие кадры геологоразведочной службы. Кроме того, мы ежегодно получаем значительные молодые кадры из геологоразведочных институтов и техникумов. Благодаря этому ощущавшийся еще несколько лет тому назад голод в геологоразведочных кадрах теперь изжит.

Значительные вложения в 1929—1934 гг. дали возможность в значительной мере оснастить геологоразведочную службу оборудованием.

В связи с этим удельный вес механизированных разведочных работ от 33% в 1929 г. поднялся до 72% в 1934 г.

Если в части проходки дудок, шурфов и канав нет больших технических изменений, то в части бурения, в связи с применением дроби и твердых сплавов, имеются значительные достижения.

Большое внимание нами уделено новым методам разведки. За последние три года трестом Золоторазведка проведены крупные экспериментальные работы различными геофизическими методами на различных типах месторождений. В итоге этих работ установлено, что наилучшие результаты дают два вида геофизической разведки: электрометрический метод — наиболее применим на рудных месторождениях золота, и магнитометрический метод — на россыпных месторождениях.[73]


Скачать книгу "На золотом фронте" - Александр Серебровский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » На золотом фронте
Внимание