Маневры 4

АЗК
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Продолжаются действия самоходного артиллерийского дивизиона под командованием его командира подполковника Нечволодова, который даже в самых страшных снах не мог себе представить, что он и его подразделение, вместо того чтобы оказаться на учениях ЗАПАД-81, попадут в 1941 год вблизи Владимира-Волынского и будут вести бои с Вермахтом.

Книга добавлена:
8-01-2024, 11:23
0
452
44
Маневры 4

Читать книгу "Маневры 4"



Глава 17

Предыдущий фрагмент

Полковник-ветеран что-то пытался ему объяснить. Говорил, что если отметить на триплексе точку разрыва снаряда, можно наводить эту точку на цель. И тогда не будешь мазать. Особенно при стрельбе прямой наводкой с места. В течение одного дня, когда маловероятно резкое изменение погоды, ветра и давления воздуха. При стрельбе промаха не будет.

Затем необходимо сделать еще несколько линий на триплексе. На следующий день можно будет снова пристрелять танк. Запомнить линию, на которую выпадет разрыв снаряда. И спокойненько воевать целый день. Если, конечно, тебя за этот день не сожгут фашисты.

Все это попахивало каким-то бредом. Но стрельба старого полковника говорила сама за себя. А значит, что-то в его словах все-таки было. Видно дед еще не совсем выжил из ума. В отличие от капитана. Потом мы проверили на одной «тридцатьчетверке» этот способ стрельбы. Он работал!

Капитан Денежкин

Заглянув к механикам в открытый люк на лобовом листе, сразу увидел, что, если в начале упражнения механики могли самостоятельно включать передачи, то сейчас они это делали вместе и явно с трудом. При этом даже взмокли оба.

— Ну что, я смотрю, тяжко мужики?

— Как же отцы, в бою-то передачи перекидывали? — вопросом на вопрос ответил один механиков.

— Часто никак, какую смогли перед боем передачу воткнуть, на той и воевали…

— Или погибали… — серьезно добавил один из водителей.

— На тех машинах коробки были без синхронизаторов, а на этой уже есть, просто от вибрации ушла регулировка. Иногда случается, если машина долго не эксплуатируется. Так что пока перекур мужики! Отрегулируем тяги и будет как раньше.

Тут же перекуривая, показал как это делается. Все регулировочные размеры и последовательность операций я помнил отлично. Большое спасибо за это надо сказать моему первому командиру полка, который был боевым офицером, хорошо стрелял и водил танки. Сам не знал покоя ни днем, ни ночью, вникая во всё. Службы полка, все до единой стонали и роптали, так как он им не давал ни на йоту расслабиться. Строго следил, чтобы в парке боевых машин и на полевых занятиях все мы были в комбинезонах, а после занятий в поле все офицеры, включая командиров рот участвовали в обслуживании техники: все это, по-видимому, шло от опыта войны.

Бывало не позавидуешь тому, кто пытался отлынивать от этой тяжелой работы. Сразу следовал грозный окрик командира полка: «Вы что — летчики⁈».

За полчаса проблема была устранена и по прежнему при раскованных гусеницах продолжилась тренировка, но уже с переключением передач, пользовании главным фрикционом, горным тормозом, педалью подачи топлива, рычагами управления. По многу раз механики менялись местами. Неукоснительно соблюдалось правило постепенности и наращивания сложности. Так продолжалось до обеда.

Вместе с пищей, на сто тридцать первом ЗиЛе привезли топливо и масло. Вернее еду в термосах привез топливозаправщик. Отставив еду пока в сторону, воспользовался моментом, и показал как надо заправлять танк топливом, маслом и водой. С этим справились быстро, полностью заправив всю технику. И только после этого, толком не умывшись сытно пообедали. Отдохнув полчаса, на танке собрали, натянули и отрегулировали гусеницы.

На второй машине, по прежнему отрабатывали комплексное упражнение — оно для них сейчас основное. А у нас началось практическое вождение на дороге. Усевшись рядом с обучаемым на место радиста подсказывал, как надо действовать. Отрабатывали трогание с места на первой передаче, остановка, снова трогание с места. В начале с главного фрикциона, потом с рычагов.

Немного передохнув начали выполнять небольшие повороты, переключая передачи с первой на вторую и наоборот. Затем двигались по дороге на второй передаче и осуществляли повороты. И так несколько часов подряд. Огромным стимулом была постоянная канонада, не утихающая ни на минуту.

Ребята из моей части, сами смогли разобраться с «еськой»- так они прозвали ИС, практически не отвлекая меня. Машина им попалась не простая. По рассказам двоих моих однокашников, встреченных мной во время отпуска в Крыму и служивших в Забайкалье эти танки регулярно выходили у них на учебные стрельбы в прошлом году, а под Одессой на широколановском полигоне, сам их видел этой весной на учениях, куда меня с группой офицеров привлекли в качестве посредников. После окончания учений, когда мы собрались отметить их окончание, возник разговор и об этих танках.

Один подполковник-танкист, захвативший самый конец войны, рассказал тогда много интересного об этих машинах. Оказывается что, модернизированный ИС-2 еще очень долгое время после войны был единственным тяжелым танком нашей Советской Армии. Уже разработали и приняли на вооружение Т-10 и Т-54, а он все тянул и тянул в полный рост суровую армейскую лямку. Ему поменяли двигатель, установив В-54К-ИС, электростартер, главный фрикцион и КПП от танка

ИС-3, от него же было и ведущее колесо, а также опорные катки и рычаги балансиров, а подшипниковые узлы в них использовались от ИС-4, поскольку имели бОльший гарантийный пробег. Для нормальной работы нового двигателя в танке были изменены системы охлаждения и масляная система. Наружные топливные баки были включены во внутреннюю топливную систему, которая дополнилась фильтрами и клапанами для предотвращения распространения огня при пожаре. На пушку Д-25, поставили новый подъемный механизм со сдающим звеном (фрикционной муфтой). Боекомплект орудия был доведен до 34–35 выстрелов. Вместо кормового пулемета установлен дополнительный вентилятор боевого отделения. Допотопная 9Р на ИС-2М была заменена на современную радиостанцию Р-113 и танковое переговорное устройство Р-120. На крыше башни, позади командирской башенки добавили розетку пятого абонента.

Особую радость при первом осмотре у меня вызвали приборы наблюдения и наводки. У механика-водителя вместо старого триплекса оказался призменный перископ и прибор ночного видения ТВН-2, а у меня привычный мне ТПКУ-2Б от Т-54. Хотя думаю, что на самом деле переделок намного больше. Мне с наводчиком еще предстоит разобраться с наводкой башни и орудия, так как я такой, честно говоря и не видел ни разу.

Экипажу дополнительно была поставлена задача, искать по всем щелям и закоулкам любые книги по танку — они должны быть! Пока они нашли только кусок карты карты Берлина, которая завалилась в какую-то щель. Как ее никто не нашел за это время — уму не постижимо! Вот, опять бежит заряжающий и что-то бумажное держит в руках.

— Т-а-а-щ капитан, вот! — он протягивает мне, явно, кем-то выдранные из переплета несколько листков с типографским текстом. Взяв их в руки, спросил:

— Это все?

— Так точно, все!

— Свободен.

Козырнув, солдат развернулся и побежал назад к танку. А я присев на землю начал изучать текст.

"… автоматизированный электропривод наводки с системой командирского целеуказания применяется для наводки в цель пушки и спаренного с ней пулемета. Он имеет возможность одновременного перемещения орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях от одного пульта управления. Питание электропривода осуществлялось от бортовой сети танка.

В состав привода входят:

— электропривод горизонтальной наводки;

— электропривод вертикальной наводки;

— аппаратура управления огнем.

Оба электропривода выполнены по схеме Г-Д с электромашинным усилителем в качестве генератора и с предварительным усилителем вибрационного типа, с обратными связями (по скорости вращения исполнительного двигателя, по току управления и по напряжению электромашинного усилителя)…"

— Мля! Да это же кусок инструкции по эксплуатации или техописания! Вот повезло! Скорее всего наводчик, а может быть и командир танка прихватил с собой в казарму, что бы или зачет сдать, или к занятию подготовится — всю книгу взять не мог, поэтому и выдрал кусок! Ну, ну…

Что там дальше? "… скорости наводки оружия при работе составляют:

— по горизонтали — от 0,05 до 14,8 град./с;

— по вертикали — от 0,05 до 4 град./с.

При отпускании рукояток управления происходит автоматическая остановка башни и пушки.

Ограничение предельных углов наводки пушки осуществляется автоматически с помощью концевых выключателей. Минимальная скорость вращения башни и вертикального перемещения пушки, составляет 0,05 град./с, без использования ручных механизмов наводки.

Система командирского целеуказания позволяет командиру танка при отключении привода наводчика самому наводить пушку на цель не только по горизонтали, но и по вертикали. Командир танка управляет электроприводом, перемещая прибор наблюдения ТПКУ-2Б как в горизонтальной (поворотом прибора в командирской башенке), так и в вертикальной (качанием прибора) плоскости, с помощью пульта командира, укрепленного на приборе наблюдения. Подъем или снижение пушки осуществляется одновременно с поворотом башни, если командир при целеуказании удерживает перекрестье прибора ТПКУ-2Б на цели. Во время целеуказания от командира наводчик лишается возможности управления оружием…"

В 17–30 после получасового отдыха провели часовое занятие в составе смешанного взвода — одного ИСа и обеих «тридцатьчетверок». Командиры танков по внутреннему переговорному устройству подавали механикам-водителям команды. Наводчики тренировались в наведении орудий в цель. Заряжающие — в заряжании оружия и наблюдении.

После обязательного осмотра, приказал всем спать, а сам пошел к штабу дивизиона, чтобы доложить о готовности танкового взвода к выполнению задачи при условии, что подвезут снаряды.


Скачать книгу "Маневры 4" - АЗК бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание