Кто мы и откуда...

Вильгельм Битнер
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Вильгельм Вильгельмович Битнер — известный в конце XIX и начале XX века ученый, популяризатор научных знаний, издатель. Его перу принадлежит ряд произведений по биологии, археологии, психиатрии.

Книга добавлена:
31-05-2023, 15:02
0
194
51
Кто мы и откуда...

Читать книгу "Кто мы и откуда..."



II

Клинообразные письмена. — Работы Г. Гротефенда и Г. Раулинсона по дешифровке клинописи. — Ассиро-вавилонские раскопки. — Общественная и частная жизнь ассиро-вавилонян по их письменным памятникам. — Школьное дело и состояние науки. — Изменения, внесенные ассириологией в наши познания истории Древнего Востока. — Аккадские древности. — Кто были халдеи. — Ассиро-вавилонские цари. — Войско и условия ведения войн. — Раскопки в Палестине. — Баальбекские развалины. — Раскопки в Ниппуре и их значение. — Памятники ассирийской магическо-религиозной литературы. — Жертвоприношение Ваалу-Молоху.

В 1765 году развалины Персеполя посетил датский путешественник Карстен Нибур с целью скопировать загадочные клинообразные знаки древнего персидского царства. Нибур выбрал знаки, вырезанные на трех плитах, украшавших косяки дверей одного из разрушенных зданий и написанные тремя различными шрифтами. Но ни он, ни другие ученые не были в состоянии прочесть немые свидетельства глубокой древности.

Однако немецкому филологу Гротефенду, благодаря гениальной по остроумию и смелости догадке, удалось найти верный путь (в 1802 году). Прежде всего он предположил, что три надписи имели одно и то же содержание, но были на языках: персидском, лидийском и ассирийском. Заметив, что в каждой надписи часто повторяется группа из семи знаков, Гротефенд сделал второе смелое предположение, что она должна означать царский титул, и именно до сих пор употребляемый в Иране: шахиншах — царь царей. По аналогии с сасанидскими надписями III и IV веков, где часто употребляются фразы: «царь царей, сын царя», и на основании археологических данных, что персепольские постройки относятся ко времени Ахеменидов, Гротефенд заключил, что в надписи должны быть собственные имена из этой династии. Соотнося число букв имени каждого из царей с количеством знаков, гениальный филолог прочел начало первой надписи так: «Ксеркс, царь царей, сын Дария-царя», второй: «Дарий, царь царей, сын Гистаспа» (не был царем).

При помощи подобных догадок, археологических и исторических сопоставлений Гротефенду удалось открыть 12 букв. По его системе в то же время Раулинсон изучал клинообразные письмена на месте и определил 18 букв древнеперсидскои клинописи. Впоследствии ученые открыли всего 34 буквы в алфавите последней.

В настоящее время ученые хорошо читают древнюю клинопись, имеющую 300 письменных знаков, и, таким образом, возникла наука — ассириология, раскрывающая тайны цивилизации, по-видимому еще более древней и замечательной, чем египетская, и, несомненно, оказавшей влияние как на последнюю, так и на финикийскую, еврейскую и даже греческую.

Но ассириология вряд ли дошла бы до современного состояния, если б археологам не удалось сделать тех замечательно важных находок, которые касались самого языка Древней Ассирии.

В 1886 году Раулинсон нашел на обломках глиняных пластинок библиотеки царского дворца в Ниневии открывки сочинения, написанного по приказанию царя. В этом произведении магическо-религиозного содержания сообщаются данные о религии народа, населявшего Аккаду, находившуюся в южной части долины Евфрата. Вместе с тем раскопки французских консулов Ботта (1842) и де Сорсека в древневавилонском городе Теллох (1875), Россама (1881) на месте Абухабба, где был найден храм Солнца, с богатым архивом глиняных таблиц и цилиндров, прекрасные раскопки американцев: Петерса, Гильпрехта и Гайнеса в Ниппуре, с 1886 по 1896 год, открывшие, быть может, самый старый из до сих пор известных храмов с богатейшим архивом Саргона I и косайских царей, и, наконец, работы немецкой ориенталистической экспедиции (1898) дали нам бесспорные данные существования высокой культуры много ранее 8000 лет до настоящего времени.

В числе ассириологов, потрудившихся над дешифровкой клинообразных письмен, следует упомянуть Кинга. Сравнивая текст таблиц, найденных в Тель-Сифре, в Малой Азии, к северу от Мугиера, с уже прочитанным текстом одной, хранящейся в константинопольском музее, он сумел уловить общий смысл прочитанного и дал вполне ясный перевод, чего до того времени только в редких случаях удавалось добиться.

Труд ассириологов был в значительной степени облегчен благодаря найденным таблицам, на которых излагались в самой простой форме грамматические правила, вероятно служившие для преподавания в ассиро-вавилонских школах: азбуки, с пояснениями более трудных слов общеупотребительными выражениями, словари, с переводом старинных слов аккадийцев на ассирийский язык. В числе таблиц, назначенных для школьного употребления, была найдена одна очень любопытная, где ученик начал делать заданную задачу и ошибся, — ниневийскому учителю не пришлось ее исправить, но это сделали за него спустя тысячелетия наши ассириологи…

Что же узнали мы из этих памятников отдаленной древности? Прежде всего мы убедились, как и относительно Египта, что наши прежние сведения о Нине, Семирамиде, Сарданапале и других царях были простыми сказками, — первых двух лиц никогда не существовало вовсе, а Ассур-Эдил-Илани, как на самом деле назывался Сарданапал, далеко не был тем праздным сластолюбцем, каким его изображали. Разбирая глиняные таблицы, не знаешь, чему более удивляться, — высокой ли мудрости древних или нашему неумению создать что-либо новое…

Вот перед нами чек на получение денег, переводный приказ, подписанный торговым домом «Егиби и братья»; вот купчие на дома, невольников, скрепленные печатями договаривающихся сторон или тремя знаками, сделанными ногтем; вот завещания, составленные по всем правилам, мало отличным от настоящих; вот тяжбы, договоры, судебные решения, условия ссуды. Из последних мы узнаем, что и тогда ростовщики брали по 25 %. Небезынтересна следующая формула, подписанная под одной из тяжб и годная для практики современных мировых судей, решающих многое по убеждению. «Если кто не послушается своей совести, — гласит этот документ, — то и судья не послушается его права».

Очень интересны сведения о состоянии естественных наук у ассиро-вавилонян. В тогдашней зоологии, ботанике, минералогии замечается стремление к рациональной классификации. Так, волк, собака, лев причисляются к одному семейству; птицы распределены по быстроте полета; насекомые — по их пище и степени вреда или пользы, приносимой человеку; такой же принцип преследуется и при классификации растений и минералов. Очень высоко стояла у этого народа астрономия, или, вернее, астрология, а также и магия, представлявшая собою объединение в мистическом освещении всех научных познаний того времени с целью господства над человеком и внешней природой.

Аккадийцы и сумеры, или шумеры, делили год на 12 месяцев, по 30 дней, и 5 прибавочных, что в общем составляло 365 дней в году. Сутки делились на 12 касбу. Для измерения времени аккадийцы употребляли изобретенные ими солнечные часы. На многих плитках с астрономическими сведениями мы не только находим описания лунных фаз, деление эклиптики на 12 частей, круга на 30 градусов, градуса на 60 минут, а минуты на столько же секунд, но даже встречаем здесь предсказания солнечных затмений.

Кроме сокровищ, найденных в библиотеках в виде таблиц и цилиндров, на которых писались целые рассказы об исторических событиях, давались подробные географические описания и прочее, — для суждения об истории и мировоззрении ассиро-вавилонян служат еще многочисленные надписи на дворцовых стенах, на крылатых быках и других местах, а также барельефы и раскрашенные изображения всевозможных сцен из жизни царей и народа. Перед нами понемногу рассеивается мрак, окутывавший первобытную историю Аккады и Шумера.

Еще ассирийцы, ведя в своих бесплодных горах кочующий образ жизни, были совершенно неизвестны в мировой истории, а Аккаду уже тысячелетия заселял цивилизованный, мирный народ. Их города были величайшими и богатейшими в свете. В городе Ур находился старейший храм Луны. О его размерах можно судить хотя бы по тому факту, что в настоящее время, спустя несколько тысяч лет, от него осталось более 30 миллионов кирпичей.

На этот-то мирный народ, заселявший Месопотамию, напали дикие орды семитов-ассирийцев и подчинили их своей власти. Страшные насилия и жестокости, которым подвергались аккадийцы под игом ассирийцев, и обычное в те времена истребление подвластных народов привели наконец к полному уничтожению завоеванных. Но, стерев с лица земли аккадийцев, завоеватели не уничтожили их культуры, напротив, они усвоили их цивилизацию…

Исконное население Месопотамии было родственно египтянам. Мало того, имеются доказательства несомненного влияния культуры халдеев на Древний Египет. Особенно заметна связь Вавилонии с последним из древнейших архитектурных памятников Египта. Так, например, уступообразный тип египетских пирамид имеет свой прототип в ступенчатых храмах-обсерваториях халдеев. Из всех пирамид Древнего Египта более всего поражает своим сходством с халдейскими ступенчатыми храмами и пирамидами Америки ступенчатая пирамида Саккара, имеющая внутри лабиринт. Наиболее выдающимся защитником единства общего корня обоих этих народов и большей древности халдейской культуры является ассириолог Бабелон.

Войско ассирийцев, ставших при Навуходоносоре господами даже покоренного ими Египта, было превосходно обучено и не имело в те времена соперников, а высокоразвитая техника делала для него относительно легким даже штурм крепостей. Стены последних пробивались при посредстве таранов, и в образовавшуюся одну или несколько брешей устремлялись, как лавина, свирепые воины… На рисунке осады Иерусалима можно видеть главнейшие осадные средства: катапульты, тараны, громадные самострелы, тетива которых натягивалась воротом, подвижные башни.

Нечто интересное ожидало археологов в Мадабе. Христиане Керака, убегая от окрестных племен, поселились в упомянутой местности. Расчищая место, занятое развалинами древнего храма Мадабы, наткнулись на мозаичную карту Палестины и Нижнего Египта. Многое в этой карте, относимой Лагранжем и Жерме-Дюраном к VI веку, испорчено, тем не менее она представляет громадный археологический интерес.

Важное археологическое открытие, раскрывающее одну из древнейших страниц израильской истории, было сделано в начале сентября 1900 года, после четырехлетних раскопок — открытие вблизи Иерусалима древнего города Лахиша, некогда утраченного Соломоном. Здесь были найдены развалины 11 наслоенных друг на друга городов. Самый древний из них восходит за 20 веков до Р. Х., самый поздний к 400 году до нашей эры. При раскопках, понятно, пришлось сносить постепенно каждое из этих наслоений. Одно вслед за другим, они раскрыли различные цивилизации, и история приобретает благодаря этому бесчисленные сокровища: финикийскую утварь, клинописные таблицы с описаниями земли Ханаанской за 14 веков до Р. Х., амулеты, браслеты.

В этих местах за 2000 лет до нашей эры на холме амориты построили глинобитный городок. Здания постепенно рушились от действия ли непогоды или от нападений и осад. Стены рассыпались в прах, и население покинуло эту местность. 100 лет спустя другое племя расположилось там, стало строиться на развалинах, покрывая то, что оставалось от города аморитов. Так повторялось из века в век. В V столетии до Р. Х. на этом месте находилось уже 9 городов… Из них самым замечательным в историческом отношении является Лахиш, завоеванный Сеннахерибом при вторжении его в Иудею (701 г. до Р. Х.), а впоследствии Навуходоносором после долгого сопротивления.


Скачать книгу "Кто мы и откуда..." - Вильгельм Битнер бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Энциклопедии » Кто мы и откуда...
Внимание