Кто мы и откуда...

Вильгельм Битнер
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Вильгельм Вильгельмович Битнер — известный в конце XIX и начале XX века ученый, популяризатор научных знаний, издатель. Его перу принадлежит ряд произведений по биологии, археологии, психиатрии.

Книга добавлена:
31-05-2023, 15:02
0
194
51
Кто мы и откуда...

Читать книгу "Кто мы и откуда..."



IV

Троя, ее положение и первые раскопки. — Работы Шлимана и выводы из них. — Троянская хронология. — Археологические изыскания в Греции. — Микенская культура и ее хронология. — Олимпия, обычная жизнь в альтисе и Олимпийские игры.

Троя! Сколько связано с этим именем лучезарных картин того прекрасного исчезнувшего мира, в котором сами боги принимали деятельное участие в судьбе своих детей, героев! Из прозрачной дымки времен отдаленного прошлого встают, как живые, образы мужественного Гектора, «нежной супруги» его Андромахи и почтенного старца Приама, а над ними витают тени их победителей: грозного Ахилла «быстроногого», «хитроумного» Улисса-Одиссея и других героев несравненной «Илиады». Эти картины детства великого народа пробуждают в нас лучшие чувства нашего сердца, заставляют звучать сокровеннейшие струны нашей души, которая в детские годы каждого из нас страдала и радовалась вместе с героями великой эпопеи.

Тридцать шесть столетий протекло с тех пор, как погибла Троя. Но споры о времени и месте ее нахождения, о точности указаний Гомера и, наконец, о существовании самого творца «Илиады» и даже воспетого в ней города прекратились относительно недавно. Тьма, царившая над древним царством Приама, казалось, была непроглядной, так как даже от возникшего в VII веке на месте древней Трои Нового Илиона не осталось никаких следов. Упоминание Вергилия, что из Трои можно было видеть Тенедос, после первых, произведенных еще до французской революции неудачных раскопок Шевалье и последующих — Гана, многие признали ошибочным и решили, что искать развалины города Приама все равно что пытаться найти остатки пресловутого лебединого яйца Леды.

Но Шлимана не смутили неудачи его предшественников, и с апреля 1870 года он начал вести энергичные раскопки, которые продолжались около трех лет. Стоимость их была очень значительна, до 200 000 франков, и нужны были сильная уверенность и настойчивость, чтобы не прекратить работы, долгое время не доставлявшей доказательств правильности избранного места. Руководясь историческими указаниями (Платона, Страбона), что Троя стояла на возвышении, с которого открывался вид с одной стороны на Геллеспонт, с другой — на Эгейское море, Шлиман начал раскопки возле теперешнего Гиссарлыка, возвышающегося над Скамандром. Сначала была открыта, на глубине 2 метров, стена города, построенного, надо полагать, Лисимахом, но по найденным здесь вещам можно было заключить, что греки не были первыми поселенцами. Тогда, не останавливаясь перед затратами, Шлиман прорыл глубокую траншею, в 14 метров глубины и 70 ширины. При этом обнаружилось, что под развалинами древней Трои было еще три слоя поселений, теряющихся во мраке самой отдаленной древности. Одновременно с этими работами Шлиман производил раскопки несколько южнее, и здесь-то за Лисимаховой стеной была найдена другая, более древняя стена, в 8 метров высоты, покрытая слоем земли в 14 метров. В этой стене или, вернее, продолговатой башне было углубление для воинов. К ней примыкали двойные, коридоровидные ворота, над которыми некогда возвышались большие деревянные постройки. Они, по-видимому, представляли собой дворец царя страны и во время охватившего Трою пожара рухнули в проход, образуемый воротами, которые были при этом засыпаны слоем пепла в три метра толщины. У самого подножия сгоревшего дворца, наверху массивной стены, заступ одного рабочего наткнулся на нечто твердое. Это был громадной ценности клад, состоявший из золотых и серебряных ваз, золотых ожерелий, колец, оружия, женских головных уборов. Некоторые из этих предметов, очевидно помещавшихся в сгнившем ящике, так как лежали правильным четырехугольником, были расплавлены. По-видимому, эти сокровища принадлежали владетелю страны.

Возвышение Гиссарлыка, составляющее оконечность цепи холмов, которые тянутся параллельно Геллеспонту, почти все покрыто остатками древних поселений, доходивших до самого моря, то есть удаленных от центра на 5 километров. Город был окружен стеной в 3 1/2 метра толщины; на этой стене находилась другая, кирпичная, служившая для защиты и снабженная через каждые 20 метров башнями. Пространство, окруженное стеной, имело всего лишь 90 метров с севера на юг и 113 метров поперек. В стене было только двое ворот, на юго-востоке и юго-западе. Возвышение, занятое поселением, имеет 16 метров высоты, считая от самого глубокого места раскопок. Углубившись на 2 метра, открыли еще стену, основание которой находилось на глубине 14 метров. Гомерова же Троя была на 6–9 метров выше. Над ней, на глубине 4–6 метров, находится слой развалин, над которыми имеются еще 2 пласта с остатками поселений. В последнем слое найдена масса архитектурных памятников греко-римской эпохи.

Самыми важными из этих остатков древности являются заключающиеся во втором снизу слое. Они имеют некоторые общие черты с древностями, найденными в Микенах. Что касается предметов, открытых в самом древнем слое, то они указывают, что жители этих небольших домов, построенных из камня, цементированных глиной, стояли на рубеже каменного и бронзового веков. Материалом для оружия этих полудикарей были: порфир, серпентин и кремень, но встречаются и лезвия ножей из бронзы, булавки. Посуда была исключительно глиняная, довольно грубой работы.

Раскопки развалин второго поселения указывают на более высокую культуру; тем не менее искусство тогдашней Трои находилось в периоде детства. Кроме большого клада, нашли здесь свинцовые изображения женщины со сложенными на груди руками, которая, подобно некоторым каменным идолам, напоминает богиню Астарту и другие финикийские и ассирийские божества. После пожара в «третьем городе» общий вид и план зданий изменились, но сама культура осталась почти прежней. Впоследствии, когда эта область перешла во владычество лидийцев и персов, она потеряла всякое значение, которое потом начинает опять восстанавливаться, о чем свидетельствуют надписи, доходящие до IV века до Р. Х. В греко-римскую эпоху на вершине холма белела величественная колоннада храма. Греки понастроили много новых зданий вне стен города, а римляне воздвигли театр, новые ворота, одеон (театр) и много мраморных статуй.

Сопоставление имеющихся в настоящее время археологических данных дает возможность выразить троянскую хронологию в следующих, далеко еще, впрочем, не бесспорных цифрах. Дардан, сын Зевса и Электры-Атлантиды, мифический родоначальник троянцев, прибыл в Азию около 1500 года до Р. Х. Завоевание государства и основание Трои произошло около 1400 года, а греко-троянская война — 1200 года до Р. Х.

Что касается древности каждого из трех найденных пластов, то большинство ученых определяют ее с точностью, допускающей наибольшую ошибку в пятьсот лет. К первому периоду, так называемому домикенскому, относится пять доисторических поселений.

Стены самого нижнего, древнейшего, поселения состоят из ломаного камня и глины. Тут нет следа железа и бронзы, попадается лишь медь и камень. Плоские и просверленные каменные топоры, ножи и пилы из кремня, глиняные сосуды очень простой формы, с украшениями в виде процарапанных линий, заполненных белой массой, — вот почти все, что здесь найдено. Приблизительный возраст этого поселения археологами определяется в 3000–2500 лет до Р. Х.

Над этим поселением находится основание славного города с крепкими стенами вокруг и с большими жилыми кирпичными зданиями. По остаткам развалин его можно судить, что он был трижды разрушен и столько же раз воздвигался. Здесь было найдено много предметов из камня, бронзы, серебра и золота; попадаются одноцветные, не украшенные живописью глиняные сосуды, среди них характерны большие кубки с двумя ручками и так называемые «урны с лицами». Этот «доисторический город Троя» назывался ранее «сожженным городом». Возраст его относят к 2500–2000 году до Р. Х.

Над развалинами «сожженного города» были воздвигнуты одно за другим три доисторических поселения, похожих на деревни. Дома их построены из мелких камней и кирпичей. В них найдено бронзовое и каменное оружие, а раскрашенных глиняных сосудов не оказалось, зато нашлись древнетроянские глиняные вещи, даже вазы с изображениями лиц. Время, к которому можно отнести эти поселения, определяют около 2000–1500 года до Р. Х.

К микенскому периоду относится Пергам Гомера, характеризующийся крепкими городскими стенами, высокой башней и красивыми домами из хорошо обтесанных камней. В нем все еще нет железа, встречаются лишь бронзовое и каменное оружие, искусные глиняные одноцветные сосуды (троянские) и, кроме того, привозные раскрашенные вазы. По возрасту эти древности должны быть отнесены к 1500–1000 году до Р. Х.

В послемикенских слоях найдены деревенские поселения древнегреческой и более поздней эпохи. Это два отдаленных друг от друга слоя простых каменных построек над развалинами микенской Трои. В них имеются уже железные орудия и оружие, местные (одноцветные) глиняные вещи и почти все известные виды греческой керамики. Древность этих поселений — не более 1000 лет до Р. Х.

Наконец, в самом верхнем из открытых Шлиманом слоев находится крепость римского города Илиона, с развалинами знаменитого храма Афины и других роскошных мраморных зданий. Среди них найдены римские глиняные сосуды, мраморные доски с надписями. Этот город был построен около Р. Х. и просуществовал приблизительно до 500 года.

Таким образом, разрез через пласты Гиссарлыка наглядно рисует нам картину развития человечества в одной и той же местности на восточном побережье Средиземного моря с третьего тысячелетия до нашего летосчисления, вплоть до средины первого тысячелетия после Р. Х. Большая часть этого огромного промежутка времени, приблизительно около 2000 лет, выпадает на долю медной и бронзовой эпох, тогда как век железа наступил лишь в начале последнего тысячелетия до Р. Х. вместе с зачатками исторического периода культуры.

Одно из великолепнейших произведений троянского искусства — барельеф Аполлона. Этот барельеф по изяществу работы, несомненно, относится ко времени полного блеска греческого искусства, может быть, ко времени скульптора Фидия. В этом произведении замечателен поворот головы Аполлона — почти анфас. Древнейшие же монеты, живопись и рельефы отличаются тем, что головы изображенных на них людей поставлены в профиль. Было также время, когда почти сразу по всей Греции, не исключая ее колоний, стали изображать голову вполуоборот или анфас. Мода эта, начавшаяся со времени Эпаминонда и Пелопида, держалась упорно и повсеместно до Александра Македонского. Но изящный вкус греков не мог упорствовать в своей односторонности, и в позднейших, например, монетах, кроме монет острова Родоса и немногих других, встречаются снова головы в профиль.

Турецкое иго, от которого Греция освободилась только в 1830 году, на долгое время задержало научную разработку эллинских древностей. Но зато когда наконец наступил этот момент, потомки великого народа не только серьезно занялись изучением памятников своего прошлого, но и предоставили право археологических изысканий другим странам. В 1837 году образовалось греческое археологическое общество, которое проявило особенно плодотворную деятельность. Затем, одна за другой, возникают: французская школа (1846), афинское отделение императорского немецкого археологического института (1873), американская (1882) и английская (1886) школы. Совместные усилия всех этих наций оказали громадные услуги науке. Прежде всего было обращено внимание на восстановление центрального пункта культа Афины Паллады афинского акрополя и очищение его от новейших франкских и турецких пристроек. За 50 лет, благодаря работам Кленце, Росса, Шауберта, Ганзена, Веле, Беттикера и Бона, явилась возможность создания живой картины акрополя времен Перикла. Читатели могут представить внешний вид этого великого памятника древней культуры по рисунку.


Скачать книгу "Кто мы и откуда..." - Вильгельм Битнер бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Энциклопедии » Кто мы и откуда...
Внимание