Кто мы и откуда...

Вильгельм Битнер
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Вильгельм Вильгельмович Битнер — известный в конце XIX и начале XX века ученый, популяризатор научных знаний, издатель. Его перу принадлежит ряд произведений по биологии, археологии, психиатрии.

Книга добавлена:
31-05-2023, 15:02
0
205
51
Кто мы и откуда...

Читать книгу "Кто мы и откуда..."



Об этом открытии много говорили американские научные журналы. Многие ученые уверяли, что мумия ущелья св. Марии, бесспорно, относится к третичной эпохе, потому что она не похожа на брахицефалов с выдающимися скулами и крепкими челюстями, которых находят в высокой долине Колорадо и которые относятся, как доказано, к началу четвертичной эпохи. Если бы предположение профессора Фульмера оказалось основательным, пожалуй, можно бы было в этой высохшей мумии видеть новое звено антропологической цепи.

В тридцати милях к западу от Санта-Фе, в той же Новой Мексике, профессор Джордж Коль (из Иллинойского университета) нашел остатки жилища, размеры которого кажутся гигантскими даже для Соединенных Штатов, избалованных огромными постройками. Оно занимает пространство, равное среднему полю, и укрывало под своей сенью до 25 000 человек. Эти колоссальные руины по степени их археологического значения можно сравнить с развалинами Фив, Ниневии и Вавилона. Здание построено из камня и кирпичей, обожженных на солнце; стены, вероятно, были покрыты штукатуркой, раскрашенной в красный, желтый и голубой цвета. Пол покрыт пылью и остатками камня.

Это огромное произведение первобытной архитектуры, вероятно, относится к бронзовому веку или еще дальше, потому что весьма вероятно, что здесь жили многие поколения людей доисторической эпохи. Большинство найденных тут орудий сделаны из обожженной глины, и на них заметны значительные успехи в гончарном деле и в выделке разных предметов. Пять глиняных трубок, флейты, сделанные из птичьего крыла, с отверстиями вроде нынешних, нечто вроде ножа из заржавленного металла — все это подтверждает предположение, что мы имеем дело с периодом времени, наступившим после каменного века. Был ли этот заржавленный нож местной работы или он привезен сюда из чужих стран?

Люди, обитавшие на этих местах, вероятно, были уже до некоторой степени цивилизованные. Об этом ясно говорят некоторые найденные здесь предметы: кольца, надетые на пальцы, нечто вроде скипетров или начальнических жезлов. Предположения относительно цивилизованности этого народа подтверждаются также особого рода постройками, которые принимаются исследователями за комнаты совета или даже за храмы.

Очевидно, эти сооружения нельзя относить к первым временам существования человека на земле. Но довольно вероятно, что первые строители этого, названного Колем и другими учеными Мамонтова города принадлежали к шеллейской эпохе — кремниевых орудий, а последующие к моргиенской эпохе бронзовых топоров с тупыми краями, или карнодийской эпохе крыловидных топоров, или, наконец, гальштатской эпохе бронзовых статуэток; нельзя вместе с тем исключать возможность и того, что эти находки доисторической старины, по крайней мере самые древние из них, относятся к эпохе мумии ущелья св. Марии. Д-р Коль склонен думать, что часть здешних жителей вынуждена была, около 2000 лет тому назад, эмигрировать к югу, вследствие землетрясений, и основала первые мексиканские колонии и нечто вроде государства Монтесумы.

Сделаем общий обзор культуры Нового Света до появления в нем европейцев.

Америка представляет собой большой материк, населенный многими народами с различными нравами и обычаями, на котором, за одним замечательным исключением, железо было совершенно неизвестно до появления европейцев. С этим согласны все западноевропейские просветители, принимавшие участие в открытии и изучении Нового Света: испанцы, португальцы, англичане. Из сообщений их мы узнаем также, что отсутствие этого важного металла производило глубокое впечатление на всех, кто вступал тогда в соприкосновение с краснокожими. Металл индейцы употребляли только для украшений. Кацики, их царьки, носили золотые короны, а прочие привешивали к носу золотые пластинки; при этом было замечено также, что краснокожие не плавят золота, а обрабатывают его молотом холодным путем.

На значительно более высокой ступени развития застал Кортес мексиканцев, а Писарро — перуанцев. В Мексике ко времени прибытия европейцев наряду с камнем господствовала медь и бронза. Это была так называемая «бедная металлами медно-бронзовая эпоха».

В сельском хозяйстве Мексики уже применяли искусственное орошение; там процветали ткацкое и красильное искусство, живопись и архитектура. Ювелирное дело достигло высокой степени развития. Кортес писал Карлу V, что у Монтесумы были изображения всего, что только имелось в его государстве, сделанные из золота, серебра, из ярких перьев и благородных камней. Из полезных металлов известны были медь, свинец и олово, но пользовались ими сравнительно мало. Орудия и оружие редко делали из меди и бронзы; несравненно чаще употребляли для этой цели камни: обсидиан, острые осколки которого служили лезвиями для деревянных мечей, клинками для кинжалов, пил и копий. Даже изделия из кости были еще в ходу.

Медь употреблялась столько же для украшений, сколько и для различных поделок. Из нее изготовлялись иголки, кольца, бубенцы, изображения черепах, а также топоры и наконечники для копий. Малые размеры и редкость медных топоров (о медных наконечниках для копий мы знаем лишь по письменным памятникам) объясняются тем, что металлом этим пользовались еще очень мало. Топоры выливались в формах и затем отделывались молотом. Лезвие у них было или короткое, как у древнеевропейских плоских топоров, или же оно удлинялось в оба конца, так что весь клинок получал форму буквы Т. Таких топоров нашли раз в двух больших глиняных сосудах 276 штук; длина их была 11 см, а ширина 15 см; весьма вероятно, что они служили в Америке деньгами, подобно железным клинкам в Африке. Мексиканцы умели делать медь настолько твердой, что ею можно было рубить деревья и даже отесывать камни, тогда как подобные опыты с древнеевропейскими медными топорами оказались неудачны. Медь, не сплавленная с оловом, годится для оружия, но не для орудий. Напротив, бронзой, при надлежащей обработке, можно обрабатывать самые твердые вещества. Впрочем, мексиканцы находились еще только в начале бронзового века.

Древние американские бронзовые изделия очень редки и содержат, как и древнеевропейские, от 9-10 % олова; но применение такой пропорции вовсе не было заимствовано у иностранцев. На металлургию ацтеков надо смотреть как на естественное создание их собственной культуры, достигшей в своей обособленности высокой степени развития. Они умели плавить и ковать металлы, но не дошли до уменья спаивать. Литейщики и золотых дел мастера составляли одну почетную общину, члены которой в известные дни года приносили своему божеству-патрону человеческие жертвы.

После завоевания испанцами этой страны там весьма быстро наступил упадок местного металлического производства.

Влияние древней американской культуры не простиралось за пределы Панамского перешейка. А далее начиналась уже новая культурная область, занятая индейцами Чибча; их замечательный общественный быт представляет собой самостоятельное создание, отнюдь не заимствованное у мексиканцев. Чибча одинаково искусны в обработке золота и серебра, меди и бронзы; но последние металлы лишь в исключительных случаях служили материалом для оружия и утвари, которые обыкновенно делались из камня. Золото, на котором эти народы учились обрабатывать металлы, они умели плавить, лить, чеканить и спаивать.

Приборы, употреблявшиеся при этом, были сделаны или из камня, или же из сплава золота с медью. Различные украшения, как, например, серьги в виде колец, носовые подвески, пояса, нагрудные пластинки, сосуды были в большом ходу. Из художественных работ замечательны изображения людей и животных: жаб, ящериц, птиц, рыб. Необычайно грубые фигуры делались из литых металлических пластинок, на которых контуры и очертания тела означались припаянными кусками металлической проволоки. Иногда, хотя и редко, такие работы делались из бронзы.

Страна перуанцев богата железом, но они еще не знали его. Их знакомство с металлами ограничивалось благородными металлами, медью, оловом и свинцом. Последние они умели добывать из руды, сплавлять, лить, ковать и спаивать. Горное дело, которое и теперь дает тысячам индейцев занятие в высоких долинах, было тогда уже сильно развито. Плавильные печи делались из глины; кузнечных мехов еще не знали.

Могилы и сокровищницы инков показывают, что перуанские золотых дел мастера ничуть не уступали в искусстве своим мексиканским товарищам. По восковым моделям они изготовляли золотые шейные кольца, браслеты, вазы, серебряные зеркала, подвески, колокольчики; рабочие инструменты и оружие делались из меди и бронзы.

Перу стояло в культурном отношении выше Мексики, так как жители его оказывали бронзе предпочтение перед медью. Из последней изготовлялись круги, полумесяцы, идолы, изображения животных (змеи), палки, звезды, топоры. В перуанской бронзе отношение меди к олову иное, чем в мексиканской, что, по-видимому, служит доказательством самостоятельности каждой из этих двух культурных областей. Перуанцы выливали из бронзы наконечники копий и стрел, земледельческие орудия, лопаты, ковши, клинки для топоров. Эти изделия были так многочисленны, что после появления железа бронзовые вещи отдавались пудами за новый, драгоценный металл.

Из Перу знакомство с бронзой проникло на юг, в Чили, где нередко встречаются бронзовые предметы перуанского стиля.

Далее на юг, а равно к западу от Перу и к северу от Мексики — жили индейские племена, не сделавшие еще ни шагу для достижения высших ступеней культурного развития, соответствующих тому или иному металлу. В Северной Америке разыскивали метеорное железо и самородную медь, но не умели ни добывать эти металлы из руды, ни обрабатывать их.

От Верхнего озера медь путем меновой торговли распространилась очень далеко, на юг — до приморских государств (у Мексиканского залива), на восток — до Атлантического океана, на запад — до Миссисипи. По мере приближения к Верхнему озеру находки меди становятся все чаще и чаще. Весьма характерно то, что близ этой области попадаются главным образом оружие и различные орудия (топоры, наконечники копий, ножи, долота), а далее начинают преобладать уже украшения (пластинки, кольца и бусы).

Вскоре после появления европейцев в Северной Америке сильно сказалось влияние испанской культуры; оно простиралось до Южной Калифорнии. С 1542 года, когда испанские суда по приказанию вице-короля Мексики стали посещать берега Калифорнии, в могилах индейцев начали в большом количестве попадаться испанские изделия: оружие, серебряные ложки, сосуды. Железу оказывалось наибольшее уважение; даже мелкие куски его полировали и вставляли в деревянные рукоятки. В Юкатане в одной индейской гробнице вместе с украшениями (бусы и раковины) нашли несколько глиняных сосудов, наполненных доверху наконечниками стрел, сделанными из обсидиана, и среди них старинный европейский перочинный ножик в роговой оправе.

Несмотря, однако, на знакомство с железом, индейцы все-таки не научились ни обрабатывать его, ни даже ковать. Они ограничились тем, что заменили свои кремниевые наконечники для стрел — железными. Но и их они сколачивали в холодном состоянии на полосах из европейского листового железа.


Скачать книгу "Кто мы и откуда..." - Вильгельм Битнер бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Энциклопедии » Кто мы и откуда...
Внимание