На подступах к Сталинграду. Издание второе, исправленное

Александр Филичкин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Роман основан на реальной судьбе бойца Красной армии. Через раскалённые задонские степи фашистские танки идут к Сталинграду. На их пути практически нет регулярных военных частей. Встречаются только разрозненные подразделения без артиллерии и боеприпасов, без продовольствия и без воды. Немцы сметают их одно за другим, но все-таки, каждая короткая стычка замедляет темп продвижения захватчиков. В водовороте смерти и боли миллионов людей, оказался и красноармеец Павел Николаевич Смолин. Скромный молодой человек, призванный в армию из провинциальной Самары, пытается честно исполнить свой долг. Сможет ли Павел выжить в кровавом сражении? Там, где постоянно рвутся тяжелые снаряды и мины, где беспрерывно атакуют самолёты и танки врага, где решается судьба Сталинграда и всей нашей Родины?

Книга добавлена:
11-07-2023, 07:57
0
232
53
На подступах к Сталинграду. Издание второе, исправленное

Читать книгу "На подступах к Сталинграду. Издание второе, исправленное"



Отход от станицы

Спустившись с высотки, Павел глянул на дом, стоявший у подошвы холма. В воздухе ощущался густой запах остывшей золы и углей. Парень увидел кучу дымных развалин и понял, что все несчастные лошади погибли при взрыве. А те, что остались в живых, после сгорели в бушующем пламени. Поэтому, если он соберётся отсюда удрать, то вся надежда лишь на крепкие ноги да на тот мотоцикл, что утром отбили у фашистских разведчиков.

Он посмотрел на северную половину станицы и с облегчением понял, что сарай, за которым находилась машина с коляской, стоит невредимым. Павел повернулся к позиции восьми пехотинцев. Всю поверхность бугра изрыли тяжёлые мины, словно там потрудилась стая гигантских кротов. Боец восстановил сорванное бегом дыхание и рванулся вперёд.

С другой стороны мутной речки послышалась длинная очередь. Строчка из пуль не долетела до парня несколько метров. Она прошлась по узенькой улице, перечеркнула её поперёк и подняла в воздух фонтанчики пыли. Пока фашисты уточняли прицел, солдат уже проскочил открытое место и оказался под защитой пригорка.

Парень добрался до ходов сообщения, ведущих к окопу пехоты, и поднялся почти до вершины возвышенности. Вот только, он попал не в траншею, где стоял пулемёт, а в большую воронку размером около полутора метров. Перед ним находилась оплавленная кучка железа. В ней с трудом узнавались останки «максима».

Он быстро опустился на корточки, сбросил с плеча четыре винтовки и положил рядом с ними мешок с боевыми припасами. Потом, посмотрел вправо и влево и увидел неглубокие выемки, идущие в разные стороны. Всё было усыпано рыхлой землёй, от которой несло сгоревшим тротилом. Кое-где, ещё слабо курился ядовитый дымок.

Ни живых, ни убитых бойцов, сначала боец не заметил. Он пригляделся внимательней. В глаза бросился чей-то сапог, торчавший из глинистой почвы. Там серела чья-то рука, густо покрытая пылью. Рядом темнела спина в грязной, как прах, гимнастёрке.

Парень упал перед ней на колени и стал быстро откапывать красноармейца. Вдруг человек не убит? Просто лежит без сознания, а если, не дать ему глотнуть свежего воздуха, то он задохнётся.

Ни сапёрной лопатки, ни чего-то другого под рукой не нашлось. Где лежат острые заступы, которыми рыли окоп пехотинцы, он, конечно, не знал, а искать их, не было времени. Весь инструмент, приложенный к артиллерийским возкам, погиб при взрыве снарядов. К тому же, парень достаточно сильно нагрузился на вершине холма. Он не мог взять с собой даже самую малость. Разве что, утащить, ещё что-то в зубах.

Хорошо, что мины взрыхлили твёрдую почву, и она легко отгребалась ладонями. Первым оказался тот пехотинец, который сидел в мотоцикле, в коляске и делал вид, что он фашистский разведчик.

Парень откопал его голову и повернул на правую сторону так, чтоб Николай мог свободно дышать. Он убедился, что боец ещё жив, сгрёб с его тела немного земли и взялся за крепкие плечи солдата. Павел хотел положить его лицом кверху. Тут он увидел, что чуть ниже лопаток бедняги торчит острый осколок железа. Миномётчик застыл, совершенно не зная, что ему делать теперь?

Как это ни странно, но крови из пехотинца вытекло на удивление мало. Так, небольшое пятно на гимнастёрке, размером с детский кулак. Несмотря на неопасный вид раны, Павел опешил. Ведь фашистская сталь вошла в спину возле самого пояса. Она застряла в костях позвоночника и, скорее всего, перебила спинной мозг Николая.

Решив, что лучше оставить всё, как оно есть, парень взялся за прочих стрелков. Вторым оказался сержант. Павел вытащил его из земли и понял, что Олег лишь оглушён. Четверо были мертвы. Кто-то погиб от ударной волны детонации, кто-то от ранений осколками.

Ещё двое, Семён с Константином куда-то бесследно исчезли. Наткнувшись взглядом на разбитый «максим», парень вдруг понял, куда они делись? Он уже видел, что делает мина, попав в человека, и прекратил свои поиски.

Не успел парень отдохнуть от раскопок, как сержант шевельнулся. Он поднял грязные веки, увидел чумазого Павла и, растягивая слова после сильной контузии, удивлённо спросил:

— Ты, как здесь оказался?

— «Дивизионка» разбита при обстреле высотки, — доложил усталый пушкарь. — Лейтенант и расчёт погибли на месте. Я собрал винтовки и боеприпасы и прибыл в ваше подразделение.

— Тяжело нам придётся без поддержки орудия, — протянул сержант пехотинцев. С ощутимым трудом он встал на дрожащие ноги, выглянул из развалин окопа и посмотрел на вражеский берег. Павел поднялся с корточек, осторожно устроился рядом с Олегом и глянул туда же, куда смотрел командир.

Около сотни фашистов деловито рубили деревья, растущие на обширном болоте. Они пилили стволы на небольшие куски, вытаскивали на высокую дамбу и волокли прямо к реке. Десяток немецких стрелков быстро разделись, вошли в мутную воду и переплыли на правую часть переправы, разбитую взрывом советских снарядов. Еще столько же осталось на том берегу.

Фрицы перекинули тросы с одной стороны на другую, намотали на балки настила и натянули их словно струну. По всей видимости, они собирались крепить сверху короткие жерди и устроить из них подобие подвесного моста. Двадцать фашистов трудились не покладая умелых, мозолистых рук. Они вбили в настил пять-шесть ломов, взяли другие канаты и привязали к верхушкам толстых прутов. Получилось нечто вроде перил.

«Ещё час или два, и вся эта свора рванётся вперёд, перебежит по шаткой конструкции и окажется возле станицы. А нас здесь, всего три человека». — размышлял над увиденным Павел.

Он посмотрел на лежавшего в стороне Николая. Парень заметил его сумрачный взгляд, с сомнением покачал головой и поправил себя: «Всего только двое. Так что, вряд ли продержимся пару минут хорошего боя». Поняв, что ничего нового он не увидит, парень опустился на корточки. Рядом присел командир.

К этому времени, Николай уже оклемался от лёгкой контузии. Он быстро ощупал грудь и живот, завёл руку за спину и тронул пальцами осколок железа. Солдат резко вздрогнул и сильно поморщился. Потом, передохнул и попробовал сесть. Он сделал несколько неловких попыток, ничего не добился и без сил откинулся на бок. Поясница бойца всё же болела, и он боялся, лечь лицом вверх. Да и страшная рана не позволяла ему повернуться.

Стоит ли вынуть торчащий осколок, Павел не знал. Вдруг повредишь окончания нервов, и Николая от боли хватит «кондратий»? Судя по движениям пехотинца, нижняя часть его тела уже не работала. Ноги и таз превратились в куски неподвижного мяса и не выполняли приказы хозяина.

«Парализован навеки», — подумал пушкарь и встретился взглядом с неподвижным бойцом. Тот ущипнул свои бёдра, видно, не почувствовал боли и тоже всё понял. Его лицо вдруг исказилось и отразило целую гамму душевных мучений: чувство горькой обиды, отчаяния и безысходности.

Павел не смог на это смотреть. Он повернулся к Олегу и задал вопрос, который мучил его больше всего:

— Что будем делать, товарищ сержант?

— А что могут сделать три «винтаря» против сотни стрелков с пятью миномётами? — спросил у себя командир пехотинцев и сам же ответил: — Дать один единственный залп, получить от фашистов в ответ несколько мин и быстро отдать Богу душу.

Олег ненадолго умолк, взглянул на винтовки и «сидор», принесённые Павлом, кашлянул и заявил непререкаемым тоном:

— Отделение, слушай мою команду. Берём столько оружия и боеприпасов, сколько сможем с собой унести. Скрытно бежим к мотоциклу немцев-разведчиков. Садимся в него и дуем к своим. По прибытии сообщаем комбату о бое, произошедшем возле станицы, а там будет видно, как же судьба для нас повернётся…

— Я не могу с вами идти, — вдруг сказал Николай. — У меня парализованы ноги.

Сержант посмотрел на бойца, увидел его состояние и строго прикрикнул:

— Отставить все разговоры! Мы возьмём тебя на руки. Отнесём к мотоциклу и посадим в коляску.

— Как вы сможете меня посадить, если в спине торчит осколок железа? — возразил Николай. — Вынуть его мы не можем. Я уже пробовал. Очень прочно зараза засел. Хирурга поблизости нет. Так что, сидеть я не смогу, а положить на живот меня некуда.

Насколько я знаю, телега погибла вместе с конями. — Боец кивнул на разрушенный двор и сарай, в котором со вчерашнего вечера стояли упряжки. — Да и зачем всем такая морока? Даже если мы доберемся до наших врачей, то кто после них, станет возиться со мною, с безногим калекой? Сам я детдомовский, ни родных, ни жены у меня не имеется. Поэтому, если не откину копыта, буду один до скончания дней. Мне подобная жизнь не нужна.

Он громко сглотнул, помолчал и закончил:

— Где-то валялся фашистский «ручник». Если он в полном порядке, то давайте сюда. Положите меня возле бруствера так, чтобы я мог стрелять по мосту, и уходите, как можно скорее. А ещё, оставьте мне пару гранат. Вдруг пригодятся себя подорвать?

Сержант бросил взгляд на молчавшего Павла, не дождался ответа солдата и тяжко вздохнул:

— Хорошо, Николай. Сейчас всё устроим.

Олег порылся возле стенки окопа. Вытащил из рыхлой земли фашистский «ручник» и два автомата. Третий куда-то бесследно исчез. Видно, расплавился при взрыве вражеской мины.

Командир сдул с оружия толстый слой серой пыли, быстро его разрядил, передёрнул затвор и надавил на крючок. Послышался громкий щелчок. Командир повторил это несколько раз и убедился, что пулемёт в полном порядке.

Он заправил в приёмную щель железную ленту, в которой находилось две с половиной сотни патронов, и взвёл боевую пружину. Закончив возню с пулемётом, красноармеец очистил от пыли два автомата фашистов, проверил и убедился в их полной исправности.

Сержант шагнул к стенке окопа, куда ударил снаряд, посланный немецкой «четвёркой». От мощного взрыва большой объём твёрдой земли стронулся с места. Он съехал вниз, словно маленький оползень, и лёг таким образом, что появилось некое подобие пандуса.

Командир немного подумал и быстро решил, что лучшего места им не найти. Стараясь не попасться врагу на глаза, Олег поднялся к верхней точке откоса. Он расположил «MG 34», сдвинул немного вперёд и утвердил короткие сошки на рыхлой земле. Рядом устроил винтовку с тремя запасными обоймами и пару гранат.

Сержант повернулся к товарищу и глухо спросил:

— Может быть, оставить тебе автомат?

— Возьмите себе, — сказал Николай. — У фашистов есть миномёты. Вряд ли, здесь дело, дойдёт до ближнего боя. Ну, а в дальней дороге «шмайссеры» вам самим пригодятся.

Павел подполз к раненому с одной стороны, а командир отделения с другой. Общими силами они положили солдата на грудь и, действуя по команде Олега, потянули к воронке, где утром находился «максим». Оно подтащили бойца к небольшому откосу, поняли, что потеряли последние силы, и остановились чуть отдохнуть.

Сержант заметил фашистскую каску, которая спасла ему жизнь при артиллерийском обстреле. Он поднял поцарапанный шлем с рыхлой земли, перевернул, вытряхнул пыль из него и нахлобучил на голову своего подчинённого.

— Не надо, — сказал Николай. — Без него, быстрее убьют.

— Убьют в любом случае, — оборвал солдата сержант. — А с ней ты продержишься какое-то время. Дольше будешь стрелять и ухлопаешь больше фашистов. Всё меньше врагов останется на нашей земле.


Скачать книгу "На подступах к Сталинграду. Издание второе, исправленное" - Александр Филичкин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческая проза » На подступах к Сталинграду. Издание второе, исправленное
Внимание