Месть Богов

Сергей Шаповалов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Исторический роман. Далеко за горизонтом греческой истории лежит империя хеттов, самая таинственная империя древних веков, погибшая задолго до рождения нашего календаря. И не только погибшая, а до недавнего времени совсем забытая – еще в большей мере, чем легендарная Атлантида.

Книга добавлена:
27-05-2024, 14:10
0
90
70
Месть Богов

Читать книгу "Месть Богов"



9

Фазарука влетел на колеснице в Хаттусу среди ночи. Колеса с окованными медью ободами загромыхали по булыжникам. Колесница стремительно промчалась в Верхний город, петляя узкими улочками, и остановилась возле халентувы.

Мешеди подняли Суппилулиуму с постели. Фазарука встал перед ним на одно колено и протянул серебряную стрелу с золотым наконечником. Оперенье стрелы было сделано из белых голубиных перьев.

– Стрела Ашшура, – понял Суппилулиума. – Все-таки Ашшурбалит решился объявить нам войну.

– Да, солнце мое, – подтвердил Фазарука. – Я лично получил стрелу из рук правителя.

– Когда-то это должно было произойти. Теперь посмотрим: кто кого. – Лабарна отдал стрелу мешедям, затем, понизив голос, спросил у Фазаруки: – Ты был в Вавилоне?

– Да, Солнце мое.

– Принял ли тебя великий Бурнабуриат?

– Да, Солнце мое. Переговоры прошли гладко. Дело сделано.

– Хорошо! – Суппилулиума довольно улыбнулся. – Мы приготовим Ашшурбалиту маленький подарок: льву подарим клетку. Мешеди! – Тут же возникли слуги. – Поднять всех военачальников и сановников.

Гонец доставил глиняную табличку из Хаттусы. В ней Суппилулиума призывал Хемишу собрать войско. Пеших направить в Хаттусу, а всадникам Хауси с отрядами Хайасы приказал спешно двигаться через Исуву в Митанни и перекрыть все дороги, чтобы не допустить разъездов ассирийцев.

Два дня сборов, и всадники Хауси уже мчались по горным дорогам Исувы. Хайасы примкнули к ним возле Малатьи. Переправившись через Евфрат, всадники вступили на земли хурритов. Хурритские племена поддерживали Ашшурбалита и попытались помешать продвижению конницы. Но воинов Хемиши и Хитасы собралось около трех тысяч – огромная сила. Они вихрем пронеслись по землям хурритов, обратив в бегство всех, кто пытался встать на их пути. Вскоре всадники соединились с армией Хатти недалеко от Вашшуканни.

Суппилулиума тщательно разработал план сражения. Он развернул войско на возвышенности. Правый фланг прикрывали стены Вашшуканни, левый – широкая река. Впереди расстилалась обширная равнина, пригодная для атаки колесниц. Вскоре дозорные доложили, что показались передовые отряды Ашшурбалита. Суппилулиума выслушал донесения, затем велел позвать к себе жрецов и направился в желтый шатер совершать молитвы. Мешеди выстроились плотным кольцом вокруг шатра, чтобы никто не нарушал беседу лабарны с великими отцами и покровителями.

Хорошо обученная, огромная армия Ашшурбалита остановилась на другом краю долины. От хеттов их отделяло несколько данн. Ашшурбалит не рискнул подходить близко к армии Суппилулиумы. Стройными рядами развернулись пестрые шатры. На глазах вырос земляной вал. Широкий ров окружил лагерь. На валу, через каждые десять шагов встали охранники. В лагерь ассирийцев еще целый день и ночь прибывали войска и обоз. Ашшурбалит призвал под свои знамена хурритские, касситские и некоторые аморейские племена. Такой огромной армии еще не видели в этих краях. Она числом превосходила и войско Мурсили, с которым тот докатился до Вавилона и армию Саусаддатара, которая опустошила, в свое время, всю Ассирию.

Хитаса попробовал напасть на обозы, движущиеся в лагерь противника, но всякий раз неожиданно появлялись «Непобедимые» и отгоняли хайасов.

Весь следующий день обе стороны готовились к великому сражению. Стоял страшный шум и лязг металла. Колесницы съезжались в одиночку помериться силой. Всадники небольшими отрядами совершали рейды в тыл врага. Воины суты ползком пробирались через долину, чтобы обстрелять меткими стрелами вражеский стан.

Наступила ночь, а с ней великое затишье, какое наступает перед сильной грозой. Даже змеи и мыши поспешили убраться из долины, где вскоре должны сойтись две огромные силы.

Ашшурбалит перед рассветом призвал всех военачальников к себе в шатер. Грозный правитель восседал на походном троне в окружении слуг. На правителе красовался высокий золотой шлем с изображением крылатого Ашшура, легкие золоченые доспехи и легкий плащ, расшитый заклинаниями. Он обвел пришедших долгим внимательным взглядом, затем громко произнес:

– Слушайте меня, мои верные смелые воины. Во всей вселенной нет войска сильнее нашего. У нас больше, чем у хеттов колесниц, больше копьеносцев, больше суты. Мы обязаны победить. Если Суппилулиума будет сломлен, то наши колесницы докатятся до самой Хаттусы. Но не забывайте: Суппилулиума хитер, а его воины опытные, закаленные в боях. Если Суппилулиума нас разобьет, то падет и Ашшур, и Ниневия. Посему приказываю стоять насмерть. Кто вздумает отступать – смерть! Могучий Бог Ашшур натянул свой волшебный лук и вложил смертоносную стрелу. Он будет с нами в бою. Передайте моим воинам: я хочу видеть их храбрыми и непобедимыми. Лучшим воинам подарю обширные земли в Митанни, в Хатти и в Исуве. Пусть послужат правителю, и я их награжу. Теперь о сражении, – правитель сдвинул брови. – Меня очень беспокоит сута и конница хеттов. Они очень дерзкие и быстрые. Неожиданно появляются в самых опасных местах. Во время боя всадники доставят нам много неприятностей. Пусть сражение откроют «Непобедимые». Их задача: уничтожить хеттскую конницу и растоптать суту. «Непобедимых» в бой поведет Аллунита.

Алунита поклонился. Лик его был мрачнее тучи.

– Ты слышал меня? – Сердито прикрикнул Ашшурбалит. – Ты поведешь конницу.

– Я понял тебя, солнцеликий, – глухо ответил Аллунита.

– Думаю, что темница пошла тебе на пользу и просветила твой разум. Не вздумай хитрить, как ты это сделал, спасая заморыша – Шативазу. Свою вину смоешь кровью. Если хетты будут разбиты, Ашшур простит тебя, недостойного. Знай: один неверный шаг – и твою голову срубят твои же телохранители. Второй раз они тебя не упустят. Рубцы от плети еще не зажили на их спинах. Да, там хетты. Может среди них есть твои братья. Забудь о них! Ты служишь великой Ассирии. Вспомни, что она для тебя сделала: выкормила, вырастила, дала положение высокого сановника, а ты, неблагодарный, не ценишь этого.

Аллунита молчал, глядя себе под ноги. Лицо его то бледнело, то багровело. Он разжал губы и, без тени страха или стыда, ответил:

– Я поведу «Непобедимых» в бой.

– Ты доверишь ему три тысячи «Непобедимых»? – настороженно зашептал туртан.

– Он хорошо будет себя вести. Темницы в моем подземелье вправляли мозги и не таким спесивым, – успокоил его правитель. – Потом, сражение всадников никогда не влияет на ход сражения. Оно только подзадорит обе стороны, – беззаботно ответил Ашшурбалит. – Пусть мои «Непобедимые» развлекутся. Хайасы им не ровня. Больше всего я рассчитываю на колесницы и на копьеносцев, особенно на «Бессмертных». Для них предстоит настоящая работа, по которой они истосковались. Кровь врагов пьянит их, как вино.

– Как будешь действовать дальше? – спросил туртан.

– Надо смять правый фланг хеттского войска и отрезать их от Вашшуканни. Дальше теснить врага к реке и не давать простора для маневра.

– Не просто, – покачал головой старший военачальник. – Справа воины войска Таккеха.

– Мы должны победить! – настаивал Ашшурбалит. Пусть половина нашей армии падет в бою, но у Ассирии нет иного пути.

Военачальники разошлись строить войска. Шатер Ашшурбалита погладили первые лучи солнца. Он вышел с кувшином вина совершить возлияние в честь могучего Ашшура.

Огромный воинский лагерь вдруг ожил. Прозвучали громкие команды. Зазвенело оружие. Затопали тысячи ног. Тревожно загрохотали хухупалы. Испугано заржали лошади. Спешно строились боевые порядки. Послышался протяжный гул рога, возвещающий атаку. Холмы задрожали. Пыль серым облаком высоко поднялась в небо. Это лавина «Непобедимых», словно сокрушающая волна, покатила в долину навстречу врагу.

Ашшурбалит закончил молитву, обернулся и довольно посмотрел вслед несущимся всадникам. Вдруг он случайно заметил, как кто-то стоит на коленях возле него. Взглянув, он узнал одного из своих соглядателей, которые следят за ненадежными сановниками. Этот был приставлен к Аллуните. По его испуганным глазам, Ашшурбалит понял: случилось что-то недоброе.

– Говори! – раздраженно крикнул правитель.

– Солнцеликий, – пролепетал тот, сотрясаясь всем телом.

– Аллунита сбежал?

– Нет, он повел в бой «Непобедимых».

– Так что же ты стоишь здесь?

– Все десять телохранителей, которым ты доверил охранять его, убиты сегодня ночью.

– Изменник! – прошипел Ашшурбалит. – Слушай меня, несчастный. Ты заслуживаешь смерти! – Шпион открыл рот, глаз его расширились от ужаса. Правитель продолжил: – Спасай свою жалкую жизнь. Облачись в снаряжение «Непобедимого», садись на коня и скачи вслед за Аллунитой. Убей его!

– Сделаю все, как велишь, Великий, – пролепетал соглядатель и уполз.

***

Суппилулиума с первыми лучами солнца вознес молитвы богам. В отблесках зари засияло желтыми искорками священное руно Курса, символ защиты Хатти. После молитвы лабарна взошел на колесницу. Войско хеттов выдвинулось на позиции. Суппилулиума наблюдал, как умело выстраиваются войска Ассирии. Вдруг над станом Ашшурбалита поднялась пыль.

– Всадники, – забеспокоился Цула. – Они разобьют наши засады.

– Пусть хауси и хайясы примут бой, – скомандовал лабарна. – Поглядим, что представляют собой хваленные «Непобедимые всадники Ашшура».

К Хемише подскакал Одноухий Кабан. Его лысая голова лоснилась от нервного пота. Глаза лихорадочно горели.

– Глянь, какая мощь, – возбужденно прокричал он, показывая на лавину «Непобедимых», несущихся во весь опор.

– Где Хитаса? – холодно спросил Хемиша, надевая медный шлем.

– Он остался подле лабарны. Я поведу хайасов в бой! – отважно ответил Одноухий Кабан.

– Тогда будешь выполнять только мои команды.

– Нет, так не пойдет, – заупрямился тот. – Ты хочешь всю славу победы забрать себе?

Хемиша зло сверкнул глазами, но спокойно сказал:

– Хочешь славы? Возьми ее сам. – Он указал на «Непобедимых». – А я не тронусь с этого места.

Одноухий Кабан прикинул свои силы, сосредоточенно почесал бритый череп.

– Ладно, – решил он. – Веди нас в бой. Еще неизвестно: мы их разобьем или они нас сомнут. Что-то я не уверен: сможем ли их остановить?

Хемиша вскинул вверх руку с копьем. «Улу-ра-ра!» – разнеслось над долиной. Словно движимые стремительным ветром, всадники хауси и хайасы ринулись навстречу врагу. Хемиша увлек конницу за собой, но еще не знал, как действовать. Вид у «Непобедимых» был устрашающий: длинные копья, все в тяжелых доспехах. Одноухий Кабан оказался прав: их просто так не остановить. Да они и сами не остановятся сразу, если даже захотят. Вот в чем их слабость! Они не поворотливые. Хемиша громко скомандовал: – «Крепи копья! Луки к бою!» Затем сделал несколько знаков Барбише. Тот все понял.

Бронзовая волна «Непобедимых» неумолимо приближалась. Уже можно было рассмотреть их высоких коней, головы которых покрывали бронзовые щитки. Кони тяжело молотили копытами землю. В островерхих шлемах отражалось солнце, слепя глаза противника. Лес пик колыхался над головами.

Вдруг Хемиша заметил что-то до боли знакомое. Предводитель «Непобедимых» в золоченых латах, в медном шлеме с полумаской на короткий миг привлек его внимание. Желтый плащ свободно развивался сзади. Он скакал спокойно. В его позе не чувствовалось азарта. Он даже не держал в руках оружие. Кто это?


Скачать книгу "Месть Богов" - Сергей Шаповалов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание