Героический Таллин

Сергей Булдыгин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В очередной книге С. Б. Булдыгина рассматривается присоединение Эстонской Республики к СССР, размещение на ее территории частей Прибалтийского особого военного округа и участие их в обороне главной базы Балтийского флота СССР в июле-августе 1941 года.

Книга добавлена:
28-03-2023, 04:51
0
279
62
Героический Таллин
Содержание

Читать книгу "Героический Таллин"



Окружение тартусской группировки советских войск

Несмотря на намерение немцев прорвать стык между 10-м и 11-м СК в районе Пыльтсамаа, советское командование, вероятно, с целью перехвата инициативы, продолжало попытки захвата Пярну. К 22 июля, после потерь, понесенных в районе Аудру, 8-й ПО отступил к Лихула, а 16-й орб к Пярну-Яагупи. На Пярну вдоль узкоколейной железной дороги с севера должна была наступать ударная группа 16-й сд силами 156-го сп и 1-го сб 249-го сп. 10-я сд с запада на восток оборонялась в следующем порядке: 62-й, 204-й, 98-й и Латышский полки. Для создания резерва командир 10-го СК намеревался отвести в тыл, к Пайде, 22-ю мсд НКВД и доукомплектовать ее. Заменить дивизию на фронте должны были части 11-й сд. Для усиления этой дивизии в районе Пыльтсамаа из-под Тарту был направлен 1-й сб 268-го сп 48-й сд[309].

Немецкое командование завершало подготовку к наступлению. Его предусматривалось проводить в два этапа. На первом необходимо было перерезать линию снабжения защищающей Тарту советской группировки войск и разгромить ее. Советская авиация в течение всего дня бомбила немецкие войска, сосредотачивающиеся в районе Пыльтсамаа. 217-пд, с трудом отражая атаки советских подразделений, передислоцировала основные силы к Тюри. В районе Пярну ее заменяли прибывающие части 291-й пд. Последняя выводилась из корпусного подчинения в армейское[310].

К этому времени все реальнее для 8-й армии становилась угроза еще большего охвата. Немцы, наступая по восточному берегу Чудского озера, захватили Гдов и угрожали захватить Нарву, отрезав 8-ю армию Эстонии. Оборонявшаяся здесь 191-я сд отступала к Кингисеппу, открывая нарвское направление. С просьбой оказать помощь и закрыть его, командующий и член Военного совета 8-й армии в ночь с 20 на 21 июля обратились к командующему Северным фронтом. Однако у генерала М. М. Попова не было резервов, и он приказал 8-й армии самой выделить достаточные силы для обороны по западному берегу реки Нарва. Для выполнения этого приказа был использован последний резерв командующего армией — 219-й сп 11-й сд (без 1-го сб). Полку придали три истребительных батальона. С помощью 414-го автобата и автотранспорта 10-го СК полк в течение 21 июля перебрасывался в район Нарвы. В этот день силами БОБР был высажен десант в оставленный немцами Виртсу[311].

Утром 22 июля немцы нанесли удар в стык между 320-м и 163 м сп 11-й сд, прорвали оборону и начали наступление на Йыгева. На этом направлении действовали основные силы 254-й пд, прикрываясь с севера 474-м пп. Дивизию значительно усилили. В ее подчинении находился 185-й дивизион штурмовых орудий (без одной батареи), 104-е артиллерийское командование, штаб 818-го ап, 2-й дивизион химических минометов, 637-й и 511-й моторизованные адн, 402-й самб. Южнее 254-й пд, для создания внутреннего кольца наступления, двигалась 61-я пд. Этой дивизии были приданы: одна батарея штурмовых орудий, 2-й дивизион 58-го ап и 633-й моторизованный адн. К наступлению на Тюри готовилась 217-я пд, ее усилили 10-м пулб и 403-м самб. В Пярну, в состав созданной на базе 504-го пп 291-й пд кампфгруппы входили: морской штурмовой отряд фон Дииста и морской отряд Биглера[312]. Приказ № 1 командира XXVI АК на продолжение наступления, изданный в 12 ч 22 июля, поставил задачу корпусу окружить и разгромить основные силы советского 11-го СК[313].

Для парирования угрозы окружения 11-го СК командующий 8-й армией начал стягивать на это направление силы с других участков фронта. Он временно отказался от замысла взятия Пярну и начал переброску двух усиленных артиллерией полков 16-й сд на восток. В район Пайде перебрасывался без одного формируемого батальона 167-й сп (с 2/232 гап и 1/224 лап). Оставив на своих позициях 41-й стройбат, и передав его в подчинение командира 62-го сп, выводился в район станции Кяру 156-й сп (с 3/232 гап, 2/224 лап и 44-м стрб). В дальнейшем он должен был совершить марш к Тюри. Со станции Кеава по железной дороге в район станции Килтси передислоцировался 249-й сп. К Тюри перебрасывался корпусной 80-й осапб и 1-й сб 320-го сп 11-й сд. Генерал И. М. Любовцев планировал после восстановления связи с 11-м СК вернуться к операции по овладению Пярну. Для этого 167-й и 249-й сп должны были вернуться на пярнусское направление и наступали на город с севера. Одновременно с этим наступлением предполагалось, что КБФ высадит в порту Пярну морской десант в составе одного батальона 1-й омсбр и одного стрелкового батальона 16-й сд. Для этой цели был предназначен формируемый 1-й сб 167-го сп[314].

Дорогу немецким войскам на Пайде, по рубежу одноименной реки перекрывали три батальона Латышского полка. В это период полк посетили секретарь ЦК КП(б) Латвии А. Я. Пельше и заместитель председателя СНК Латвийской ССР Р. Я. Кисис[315]. В течение ночи стрелковые полки 16-й сд совершали перегруппировку. Противник же, в очередной раз опередив советские войска, перешел в наступление восточнее Тюри и, прорвав позиции 83-го ждп НКВД, начал обход города. В боях 22 июля погиб командир 83-го ждп НКВД капитан А. С. Загудаев. Державший оборону восточнее этого полка 98-й сп, также был отброшен со своих позиций и начал беспорядочный отход в район Нурмси. Командир 10-го СК получил приказ, удерживая фронт с запада на восток в следующем боевом порядке: 41-й стрб, 62-й сп, 204-й сп, Латышский полк, 98-й сп; силами 156-го и 167-го сп 16-й сд и 320-го сп 11-й сд, нанести контрудар и восстановить утраченные позиции. На пярнусском направлении для усиления группы И. Г. Костикова оставались 16-й орб и один батальон 249-го сп. Сам этот полк продолжал сосредотачиваться в районе ст. Килтси для удара навстречу войскам 11-го СК[316].

После вывода из окружения частей 11-го СК, командование 8-й армии намеревалось отвести войска к Таллину или Нарве. Куда именно отходить 8-й армии, волновало руководство разных рангов. 24 июля первый секретарь ЦК КП(б) Эстонии, Сяре и уполномоченный ЦК ВКП(б) и СНК СССР при ЦК КП(б)Э и СНК ЭССР В. Б. Бочкарев обратились к секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Жданову с предложением отвести 8-ю армию к Таллину: «Военсовет 8 армии сообщил нам, что удерживаться прежней линии обороны нет возможности. Единственным способом сохранения боеспособности армии является немедленный отвод ее на рубеже к Таллину для последующей обороны Таллинской базы совместно КБФ. Концентрацию 8 армии по направлению к Таллину нужно осуществить немедленно, поскольку все боевые силы армии вытянуты в юго-восточном направлении для ликвидации прорыва, который грозит отрезать все основные силы армии от Таллинской базы. После чего неизбежно последует отход всей армии на Нарва-Кингисепп. В целях предотвращения этого просим немедленных указаний 8 армии об отходе с боем к Таллинской базе. В случае необходимости детализации этого вопроса просим разрешения на выезд тов. Бочкарева для доклада»[317]. На следующий день А. А. Жданов в резкой форме им ответил: «Вашу телеграмму № 3136 получил. С ее содержанием абсолютно не согласен. Ваши соображ. являются продуктом панических настроений и их проведение привело бы к самым пагубным последствиям. Все необходимые указания на дальнейшее даются по линии командования. Из них Вам будет ясно, что Вам надлежит делать. Вам необходимо будет оказать помощь армии путем выделения половины состава истребительных отрядов из Таллина для подкрепления действующих частей в районе ликвидации прорыва. Направляем подкрепления, танки и самолеты. Надо организовать настоящую драку, а не хныкать об отходах. Держитесь крепко»[318].

Положение на фронте продолжало ухудшаться и в районе Тюри — Пайде. Несмотря на то, что ударная группировка в составе 167-го и 320-го сп (16-й и 11-й сд) начала контрудар, в 15 ч 98-й сп оставил Тюри[319]. Ожесточенные бои шли и в полосе обороны Латышского полка. Погиб командир 1-го Латышского сп А. М. Жунс, вместо него командиром полка был назначен капитан А. Мельников. На таллинское направление было переброшено управление XXXXII АК. Корпусом командовал генерал инженерных войск Вальтер Кунце[320].

В течение 25 июля положение на фронте 10-й сд оставалось без изменений. Восточнее Тюри силами 22-й мсд НКВД удалось остановить наступление немцев на Пайде. Пробыв два дня на отдыхе, дивизия получила пополнение — 590 штыков. Прибывшее пополнение никогда не служило в армии, совершенно не знало военного дела, больше того, 40 чел. оказались по своим физическим недостаткам непригодными для военной службы и в состав дивизии не были приняты[321]. Ударная группа из 167-го сп и 320-го сп была остановлена и отброшена на север. Военный совет Северного фронта потребовал прекратить отход 11-го СК, командующему и члену Военного совета 8-й армии лично выехать в расположение 11-го СК и предпринять все возможное для его деблокады. Армии выделялось три маршевых батальона по 1000 чел. каждый, рота танков, две батареи и эскадрилья штурмовиков. К исходу дня два маршевых батальона и десять танков БТ-7 прибыли на станцию Килтси[322]. В свою очередь, немецкое командование, оставив в районе окружения советских войск 176-й пп 61-й пд с 403-м самокатным батальоном и подчинив их командиру 93-й пд, начало переброску основных сил 61-й пд на север, для удара на Таллин[323]. Командовал этой дивизией генерал-лейтенант Зигфрид Хенике[324].

26 июля положение на фронте 10-го СК оставалось без изменений. Для высвобождения сил, предназначенных для контрудара навстречу 11-му СК, командующий 8-й армии принял решение произвести новую перегруппировку. На правом фланге 10-й сд 204-й пп сменил на позициях 62-й сп. Последний перебрасывался к Тюри. Державший оборону севернее Тюри 98-й сп сменял на позициях 22-ю мсд НКВД, которая отводилась на переформирование к Ярва-Яани. 320-й сп 11-й сд с менял на позициях 167-й сп 16-й сд, который передислоцировался для усиления ударной группы 16-й сд к 249-му сп.

Для усиления ударной группировки командир 10-го СК 28 июля 62-й сп 10-й сд объединил с 156-м сп 16-й сд в ударную группу. Она должна была ударить в тыл немцам, наступающим на Пайде. Командир 62-го сп полковник Н. Г. Сутурин возглавивший эту группу, был назначен врид командира 16-й сд и некоторое время исполнял эти обязанности. Группировка была также усилена одним батальоном Латышского полка.

Другая ударная группировка 16-й сд, в составе 167-го и 249-го сп, под командованием полковника А. И. Софронова начала контрудар от станции Педья для деблокады частей 11-го СК. Полкам приходилось наступать в условиях полуокружения. Для того, чтобы вывезти раненных, пришлось собрать колонну около 20 автомашин и посадить в них водителей и сопровождающих, переодетых в немецкую военную форму. Благодаря этой хитрости удалось доставить раненных к своим войскам. Правда, на линии фронта машины обстреляли наши же бойцы[325].

25 июля немецкие войска вышли к Чудскому озеру в районе Оммедо и отрезали войска 11-го СК от основных сил 8-й армии. После завершения операции по окружению и разгрому основных сил 11-го СК немецкое командование начало вывод и сосредоточение в районе Йыгева частей 61-й пд. Первым убыл 151-й пп этой дивизии. Командир 93-й пд с приданным ему 176-м пп 61-й пд перешел в армейское подчинение. XXVI АК была поставлена новая задача: «Корпус правым крылом наносит удар от линии Муствее — Йыгева на Раквере — Тапа — Аравете, чтобы начать окружение Таллина». Первоначально командир XXVI АК планировал провести наступление основными силами вдоль узкоколейной дороги от станции Авинурме. Однако командующий армией решил, что местность, по которой будет проходить наступление, слишком непроходима. Он приказал начать наступление западнее от Симуна[326].


Скачать книгу "Героический Таллин" - Сергей Булдыгин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Героический Таллин
Внимание