Героический Таллин

Сергей Булдыгин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В очередной книге С. Б. Булдыгина рассматривается присоединение Эстонской Республики к СССР, размещение на ее территории частей Прибалтийского особого военного округа и участие их в обороне главной базы Балтийского флота СССР в июле-августе 1941 года.

Книга добавлена:
28-03-2023, 04:51
0
279
62
Героический Таллин
Содержание

Читать книгу "Героический Таллин"



Прорыв немецких войск к Финскому заливу и окружение Таллина

В течение 1 августа войска 8-й армии под давлением превосходящих сил противника продолжали отступление. Командующий 8-й армией приказал командиру 10-го СК приказом № 018 от 1 августа, в случае разрыва фронта и выхода немецких войск к побережью Финского залива, командовать войсками правого фланга армии и оборонять Таллин. Войска 10-й сд сдерживали противника на рубеже Лелле — Кяру — Анари — Мыннату. В арьергарде находились батальоны 1-го Латышского полка. Бои шли вдоль полотна узкоколейной железнодорожной ветки Лелле — Пайде. Севернее пыталась задержать немцев силами 320-го сп 11-я сд. Еще дальше сдерживала немцев 22-я мсд НКВД. Противник, начав против нее наступление, прорвался в район Кареда, выйдя к Ярва-Яани. С левого фланга дивизии на участке 83-го полка НКВД противник также прорвал линию обороны и силою до полка пытался завершить охват дивизии. После восьмичасового боя части 5-го и 83-го полков НКВД начали выходить из окружения и сосредоточились на северной окраине Ярва-Яани — Ялалыпе где заняли оборону. Из этого боя не вышла одна рота 83-го полка. Потери 22-й мсд НКВД убитыми, ранеными и пропавшими без вести достигли 200 человек[343].

Командующий 18-й армией доложил командующему группой армий «Nord», о повороте 254-й и 61-й пд строго на запад против 16-й «русской» дивизии. Он потребовал окончательно покончить с этим противником[344]. Ударная группа 16-й сд в составе двух стрелковых полков вела бои в окружении в районе станции Педья. С ними пытались восстановить связь с помощью парашютистов, разведчиков и самолетов связи, но безрезультатно.

На усиление 8-й армии, в район Раквере, была начата переброска 118-й и 268-й сд. Главнокомандующий северо-западным направлением маршал К. Е. Ворошилов в докладе наркому обороны и начальнику ГШ КА он так характеризовал их: «Для удержания фронта обороны в Эстонии мы вынуждены срочно дать 8-й армии не менее двух стрелковых дивизий (268 и 118 сд)… 118 сд вновь восстановили за счет бойцов частей, панически отступавших от границы, еще очень слаба в боевом отношении. Немногим лучше, к сожалению, и 268 сд»[345]. В этом же докладе он предложил заменить командующего 8-й армией: «Одновременно решили врид командующего 8-й армией т. Любовцева заменить другим лицом, более опытным и волевым, каковым является, по нашему мнению, т. Пшенников, командующий 23-й армией»[346].

Положение к исходу 1 августа еще более ухудшилось. Противник захватил Тамсалу и открыл артиллерийский огонь по станции Тапа. На территории Эстонии, контролируемой советскими войсками, усилились диверсионные действия эстонских партизан. По дороге из Тапа на командный пункт штаба армии днем был убит начальник санитарного отдела армии военврач 1-го ранга И. Н. Белов[347]. В свою очередь, в тылу немецких войск продолжали действовать разрозненные отряды советских войск. Для их уничтожения немецкое командование сформировало и перебросило в тыловую полосу 61-й и 254-й пд добровольные «охотничьи» команды из состава 217-й и 291-й пд[348].

В связи с тем, что 10-й СК все больше разворачивался на восток, совершенно неприкрытым оставалось южное направление. Для его обороны командование КБФ обратилось к наркому ВМФ со следующей просьбой: «Учитывая, что для Таллин — Палдиски сейчас наиболее угрожающим является направление Пярну — Таллин, на котором нет регулярных частей Красной армии, просим ходатайствовать Наркомом обороны выделить это направление один СП из СЗ направления. Сегодня же погрузить на теплоход «Сталин» завтра будем иметь Таллин. Задача полка сдерживать наступление. В случае превосходящих сил отходить оборонительные рубежи ГБ Таллин»[349]. Однако командование северо-западного направления, задействовав все силы под Ленинградом, не смогло помочь КБФ.

Для прикрытия южного направления командующий КБФ создал отряд, основной силой которого стал 3-й сб 1-й обрмп. Возглавил отряд заместитель командира бригады полковник И. Г Костиков. Ему в подчинение были переданы 47-й и 91-й строительные батальоны. Отряд взаимодействовал с 8-м пограничным отрядом и прикрывал весь участок к югу от Таллина[350].

К началу 2 августа существенных изменений на фронте не произошло. Немецкие войска настолько уверенно наступали, что у командования появилась некоторая эйфория. В журнале боевых действий военно-морского командующего «D» 2 августа отмечено, что взятие Таллина ожидается в течение недели[351]. Советское командование предпринимало усилия для остановки немецкого наступления. Войска 10-й сд оборудовали новый рубеж обороны. 62-й и 156-й сп выводились в резерв в район Амбла. Части 22-й мсд НКВД оставили Ярва-Яани, но держались западнее станции, в районе железнодорожного полотна. К Тапа с юго-запада отходил 320-й сп 11-й сд. Саму Тапа оборонял сводный отряд из подразделений 109-го ждп НКВД, роты 167-го сп и роты морской пехоты. Во второй половине дня в штаб прибыли новый командующий армией — генерал-лейтенант Петр Степанович Пшенников[352] (четвертый с начала войны) и второй член Военного совета армии бригадный комиссар Н. Е. Субботин. Генерал-майор И. М. Любовцев и генерал-майор Г. А. Ларионов убывали в распоряжение Военного совета Северного фронта. Новым начальником штаба армии, с должности начальника оперативного отдела, был назначен полковник В. И. Смирнов[353].

Командир 10-го СК, выполняя приказ командарма, выслал в штаб КБФ группу командиров для организации взаимодействия при обороне Таллина. Комиссия должна была выработать решения по следующим вопросам:

1. Управление и связь с войсками из Таллина.

2. Какие части и материальная часть таллинского гарнизона могут быть немедленно выведены для занятия рубежа обороны.

3. Возможности использования огня судовой артиллерии и береговой обороны, а также ВВС КБФ в интересах наземной обороны.

4. Возможности использования частей гарнизона Виртса.

5. Место командного пункта 10-го СК.

6. Вопросы талы, снабжения и эвакуации раненных и больных.

7. Эвакуация и чистка Таллина.

8. Мобилизация населения и средств для производства оборонительных работ.

9. Кто из правительства Эстонской ССР останется для помощи командованию в обеспечении обороны Таллина.

10. На случай оставления Таллина:

а) какие объекты подлежат уничтожению,

б) возможности эвакуации войск и материальной части морским путем[354].

В течение 3 августа обе противоборствующие стороны проводили перегруппировку войск. 10-я сд осваивала новый фронт обороны с юга на северо-восток в следующем боевом порядке: 204-й сп, Латышский полк, 98-й сп. Резерв командира корпуса в составе 62-го и 156-го сп подтягивался к мз. Албу. Севернее ее в районе Амбала вела бои 22-я мсд НКВД и железнодорожную ветку на Таллин перекрывал 320-й сп 11-й сд. В районе Тапа советская группа войск была без изменений. На станции Кадрина и Раквере продолжали подходить эшелоны 118-й сд, восточнее Раквере выгружались эшелоны 268-й сд. На фронте 11-го СК обстановка не изменилась. Новый командующий 8-й армией в докладе Военному совету Северного фронта оценивал состояние армии следующим образом: «11-й СК фактически не существует, из его состава осталось начсостава всех степеней и специальностей 438 чел., большая часть адмхозсостав. Бойцов различных специальностей 4960 чел., орудий 76-мм — 19, 45-мм — 4, ст[анковых] пулеметов — 16, ручн[ых] пулеметов — 50, ППД — 70, минометов — 6; полное отсутствие средств связи. Части корпуса не организованы и деморализованы, боевой силы не представляют. 16-я сд — осталось управление дивизии без командования и 156-й сп в 40 % составе. Части 10-го СК имеют 50 % личного состава и до 20 % материальной части артиллерии и автоматического оружия. Всего по армии имеется на лицо: орудий корпусной артиллерии — 11, дивизионной — 86, орудий полковой артиллерии — 15, ПТО — 13.» Командующий армией считал, что ее части не в состоянии оборонять фронт такой протяженности. Поэтому он предложил основные усилия армии сосредоточить на разгроме тапаской группировки противника. Для этого 10-й СК создает ударную группировку в районе станции Янеда и наступает на станцию Тапа. В свою очередь 11-й СК, создав ударную группировку из вновь прибывших соединений, наступает на станцию Тамсалу с дальнейшим поворотом на северо-запад. В дальнейшем наступать на юго-запад. Оборону таллинского сектора обороны он предложил возложить на КБФ[355].

У немецкого командования все большее беспокойство вызывали части 16-й сд, продолжавшие сопротивление в тылу немецких войск. Боевой группе командира 161-го разведбата оберстлейтенанта фон Франциуса не удалось полностью разгромить полки 16-й сд. Как сказано в журнале боевых действий XXVI АК: «Остатки окруженной русской 16-й стрелковой дивизии, по-видимому полностью разбиты и разделены на многочисленные маленькие группы. Они имеют приказ двигаться через Раквере на Петербург Несколько групп беспокоили дороги подвоза корпуса в первой половине дня». Был отдан приказ командирам 185-го дивизиона штурмовых орудий и 563-го противотанкового дивизиона выделить по одному взводу для патрулирования дорог в районе вероятного действия подразделений 16-й сд. Для окончательного уничтожения окруженных сил противника (остатки 16-й стрелковой дивизии) создается боевая группа генерал-майора Бёттхера, командира 104-го артиллерийского командования[356].

Советские войска не успевали создать ударные группировки для контрнаступления. Тем более что противник, и так имевший превосходство, продолжал его увеличивать. В течение 4 августа немцы захватили станцию Тапа и перерезали железнодорожное сообщение с Таллином. Командир 11-й сд, подчинив себе отряд, оборонявший Тапа, отошел в северо-восточном направлении и присоединился к восточной группе войск 8-й армии. Несколько подразделений 320-го сп остались в составе западной группировки армии и были подчинены командиру 22-й мсд НКВД, которая начала отход по маршруту Охепалу — Колга к реке Ягала. В состав дивизии были введены: рота 320-го сп, рота 167-го сп, рота морской пехоты и три комендатуры 6-го погранотряда[357], численностью до 250 штыков, которые создали полосу прикрытия Викиталу, Кярва-1, Хармакосу, Косу, Ару, Курси, Купу, Кахала, мз. Лоо, Тситре[358].

16-я сд в составе 156-го и 62-го сп перекрыла железную дорогу на Таллин в районе станции Янеда. Дивизия была усилена 5-й железнодорожной батареей КБФ 130-мм орудий капитана Живодера. Вначале она действовала в составе одного 130-мм орудия, затем двух[359]. На юге в районе станции Кяру отражали немецкие атаки 204-й сп и Латышский полк. Значительный участок южнее Таллина продолжал прикрывать лишь отряд полковник И. Г. Костикова. Северо-западнее Пярну в районе Вылла — Пыхара, дорогу на Виртсу перекрывал 8-й ПО. У него в тылу, на рубеж от залива Матсалу-Лахт и далее на восток по реке Казари выходил 91-й стрб. Направление от занятого немцами Пярну-Яагупи на Марьямаа оборонял 3-й сб 1-й обрмп, с приданными ему двумя ротами 47-го стрб. В районе мызы Валгу занимал оборону 16-й истребительный батальон. КП полковника И. Г. Костикова находилось на мызе Конувере[360]. К 5 августа в подчинение И. Г. Костикова был передан 4-й иб, а 16-й иб переименован в 1-й иб. В тылу его отряда действовал 11-й иб. Всего протяженность участка обороны отряда составляла 70 км[361].


Скачать книгу "Героический Таллин" - Сергей Булдыгин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Героический Таллин
Внимание