Братья. Джон Фостер Даллес, Аллен Даллес и их тайная мировая война

Stephen Kinzer
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Когда 24 мая 1959 г. умер Джон Фостер Даллес, обделенная нация оплакивала его сильнее, чем после смерти Франклина Рузвельта за четырнадцать лет до этого. Тысячи людей выстроились у Национального собора в Вашингтоне, чтобы пройти к его гробу. На похороны приехали высокопоставленные лица со всего мира, в том числе канцлер Западной Германии Конрад Аденауэр и мадам Чан Кай-ши с Тайваня. Прямая трансляция велась по телесетям ABC и CBS. Многие зрители согласились с тем, что мир потерял, как сказал в своей надгробной речи президент Эйзенхауэр, "одного из действительно великих людей нашего времени".

Книга добавлена:
22-09-2023, 15:20
0
286
71
Братья. Джон Фостер Даллес, Аллен Даллес и их тайная мировая война
Содержание

Читать книгу "Братья. Джон Фостер Даллес, Аллен Даллес и их тайная мировая война"



Заманчиво сделать вывод, что Фостер и Аллен выбрали Сукарно по геополитическим причинам. Они опасались, что он ведет огромную страну в орбиту Москвы. Опыт работы в Иране, Гватемале и Вьетнаме отточил их мастерство в подрыве правительств. Волнения в офицерском корпусе дали им шанс действовать. Такое стечение мотивов, средств и возможностей побудило их нанести удар по Сукарно.

Однако Индонезия и ее ослепительно харизматичный лидер представляли собой вызов не только стратегический, но и концептуальный, культурный, даже духовный. Никогда еще Фостер и Аллен не сталкивались с противником, чье мировоззрение настолько отличалось от их собственного. Они сформировались под влиянием миссионерского кальвинизма и американской традиции пионеров, верили, что на земле воюют силы божьи и сатанинские, и считали себя призванными сокрушить сатанинские силы. Сукарно был выходцем из противоположной традиции, которая подчеркивает гармонию и примирение, считает, что добро и зло смешаны повсюду, и не приемлет конфронтации. То, что Фостер и Аллен приняли за отказ Сукарно от Запада, на самом деле было его попыткой проводить внешнюю политику в соответствии с принципами, определяющими жизнь в Индонезии, и особенно на его родном острове Ява.

"Считается, что яванцу свойственно избегать формулирования долгосрочного плана действий, чтобы контролировать будущее и давать критерий для принятия сиюминутных решений", - писал один из историков. "Скорее яванец позволит окружающим его силам действовать самостоятельно".

Хотя в основе проекта "Архипелаг" лежало смелое применение силы - тайная война, - его цель, как и цель проекта "Омега", направленного против Насера, оставалась на редкость двусмысленной. Фостер и Аллен понимали, что у них мало шансов свергнуть Сукарно и заменить его на покорного клиента, как это было сделано с Моссадехом и Арбензом. Они не стали выдвигать своего кандидата на пост лидера страны, как это было во Вьетнаме. Вместо этого они решили поддержать офицеров-диссидентов в надежде напугать Сукарно, чтобы он понял, что должен заключить мир с Вашингтоном. Если бы все прошло успешно, они могли бы даже добиться распада Индонезии. В этом случае Сукарно останется под контролем Явы, где проживает большая часть населения Индонезии, но другие богатые ресурсами острова окажутся под влиянием Вашингтона.

"Не связывайте себя бесповоротно с политикой сохранения единства Индонезии", - говорил Фостер Хью Каммингу, дипломату из Вирджинии, которого он выбрал послом в Индонезии. "Территориальная целостность Китая стала шибболетом. В конце концов, мы получили территориально интегрированный Китай - в чью пользу? Коммунисты.... Что касается разницы между территориально единой Индонезией, склоняющейся и прогрессирующей к коммунизму, и распадом этой страны на расовые и географические единицы, я бы предпочел последнее".

Камминг разделял чувство предательства, охватившее официальный Вашингтон после того, как Сукарно пересек "железный занавес" и похвалил коммунистических лидеров. Его гнев, как и гнев Фостера, усилился, когда Сукарно пригласил американского и советского президентов посетить Индонезию. Советский президент Климент Ворошилов, официально являвшийся председателем Президиума Верховного Совета, согласился и совершил поездку. Фотографии, на которых он обнимает Сукарно, появились во всех индонезийских газетах. Эйзенхауэр так и не посетил страну.

По мере формирования "Архипелага" Фостер отозвал посла Камминга и назначил его начальником Бюро разведки и исследований Госдепартамента, в обязанности которого входила координация проектов, осуществляемых совместно Госдепартаментом и ЦРУ. На этом посту Камминг настолько увлекся Индонезией, что некоторые называли его "помощником секретаря, отвечающим за Индонезию". Он помог написать тревожный доклад, который Фостер и Аллен представили Совету национальной безопасности 14 марта 1957 года.

"Процесс дезинтеграции продолжается в Индонезии до такой степени, что только остров Ява остается под контролем центрального правительства", - утверждалось в докладе. Это было сильно преувеличено, поскольку сепаратисты появились лишь на нескольких островах и не контролируют ни одного. Это также противоречило депешам нового американского посла в Индонезии Джона Эллисона, который представлял страну как стабильную и призывал к политике "терпения и понимания".

Фостер охотно следил за "диссидентствующими полковниками" на Суматре и Сулавеси с момента их появления в конце 1956 года. Когда посол Эллисон попытался организовать встречу, на которой полковники могли бы сгладить свои разногласия с Сукарно, Фостер приказал ему отказаться от этой затеи. Затем, в середине 1957 г., офицеру ЦРУ на Суматре сообщили, что полковник Малудин Симболон, самый влиятельный командир диссидентов, желает встретиться с кем-то из сотрудников агентства. Встреча была организована. Обе стороны выразили заинтересованность в партнерстве.

В последующие несколько месяцев контакты между сотрудниками ЦРУ и мятежными индонезийскими полковниками активизировались. ЦРУ стало направлять диссидентам деньги, оружие и советников. У них были разные, но пересекающиеся цели. Американцы хотели ранить Сукарно, так как считали его дурочкой коммунистов. Их новые индонезийские друзья хотели сделать это, потому что стремились к большей власти для себя - Сукарно отказался назначить полковника Симболона начальником штаба - и для внешних островов. Казалось, что это вполне подходящий вариант.

Летом 1957 г. Сукарно продолжил реализацию планов по формированию четырехпартийного правительства, в состав которого должна была войти ИПК, добившаяся высоких результатов на выборах в местные органы власти. Вице-президент Мохаммад Хатта, считавшийся оплотом против коммунизма и защитником внешних островов, стал проявлять недовольство и в конце концов ушел в отставку. Американские аналитики пришли к выводу, что строительство на одном из островов на западе Индонезии является подготовкой к созданию нового аэропорта, который, по их мнению, может стать базой для советских истребителей. В Вашингтоне ЦРУ подготовило документ National Intelligence Estimate, в котором прогнозировалось "постоянное усиление коммунистического влияния" в Индонезии.

Пока люди Аллена работали тайно, Фостер оказывал дипломатическое и политическое давление. Он заблокировал продажу запасных частей для вооружения индонезийской армии американского производства. Он дал указание своему новому заместителю, заместителю государственного секретаря Кристиану Хертеру, не останавливаться в Индонезии во время своей запланированной поездки по Восточной Азии. Затем, отвергнув настоятельный совет посла Эллисона, он использовал американское влияние в ООН, чтобы заблокировать обсуждение претензий Индонезии на западную часть Новой Гвинеи.

Фостер держал "Архипелаг" в секрете от посла Эллисона и почти всех остальных, кто участвовал в формировании официальной американской политики в отношении Индонезии. 3 сентября, не посоветовавшись с Эллисоном и не уведомив его, он обратился в Совет национальной безопасности с просьбой санкционировать "все возможные тайные средства" для содействия военному мятежу в Индонезии. Всякий раз, когда они с Алленом представляли столь далеко идущий план, все понимали, что президент Эйзенхауэр его одобрил и что они должны проголосовать за него положительно. Они так и поступили, без обсуждения. Аллен немедленно направил полковнику Симболону 50 тыс. долл.

"Пришлите еще книг", - написал Симболон после получения.

Не зная о том, что "Архипелаг" находится в стадии разработки, посол Эллисон предложил Сукарно сделку: Соединенные Штаты направят ему щедрую помощь в обмен на обещание "строго контролировать всю коммунистическую деятельность в Индонезии". Фостер и Аллен, как и в Гватемале, столкнулись с послом, который предпочитал дипломатию тайному вмешательству.

"Эллисон продолжал поднимать назойливые вопросы на протяжении всей разработки операции", - вспоминал впоследствии один из сотрудников ЦРУ. "Мы решили эту проблему, уговорив Аллена Даллеса, чтобы его брат освободил Эллисона от должности".

После отъезда хлопотливого посла - его отправили в Чехословакию - люди Аллена приступили к интенсивной фазе обучения и снабжения. Они использовали порты, аэродромы и секретные базы на Филиппинах, Тайване, Сингапуре, Таиланде, Окинаве, Гуаме и Сайпане. Фрэнк Виснер позже вспоминал, что когда он вручил Аллену ваучер на 10 млн. долл. в качестве первого платежа за все это, Аллен подписал его "с легким торжеством".

Одна из идей Аллена заключалась в том, чтобы использовать бабство Сукарно против него самого. Сначала он одобрил распространение новостей о стюардессе российской авиакомпании, которая, по всей видимости, вступила в связь с Сукарно. Затем он задумал один из самых странных своих проектов - порнографический фильм с участием актера, загримированного под Сукарно.

Аллен рассудил, что фильм будет казаться реальным, учитывая то, что все знали о привычках Сукарно, и решил, что его можно использовать для подрыва авторитета Сукарно. В фильме под названием "Счастливые дни" снимался актер в латексной маске, изготовленной отделом технических услуг ЦРУ, с лысой головой, поскольку Сукарно якобы очень трепетно относился к своему облысению. Отпечатки были незаметно разбросаны по всей Восточной Азии, но явного эффекта не произвели.

Гораздо более мощными были тонны оружия, выливавшиеся на причалы и падавшие с неба в удерживаемую повстанцами Индонезию благодаря ЦРУ. Только одна крупная партия, доставленная на барже в начале 1958 г., включала восемнадцать тысяч гранат, четыре тысячи винтовок и карабинов, более двух тысяч мин, сотни пулеметов, реактивных снарядов и минометов. Начальник военно-морских операций адмирал Арли Берк приказал оперативной группе во главе с крейсером "Принстон", на борту которого находились морские пехотинцы и двадцать вертолетов, подойти к индонезийскому побережью.

Фостер с напряженным интересом наблюдал за происходящим. Он начал надеяться, как он сказал заместителю министра Гертеру, что конфликт в Индонезии может "дойти до такой точки, когда мы сможем с полным основанием отозвать наше признание правительства Сукарно и предоставить его диссидентским элементам на Суматре, а также высадить войска для защиты жизни и собственности американцев - использовать это как предлог для того, чтобы произвести там серьезные изменения". В своих публичных заявлениях он говорил, что в Индонезии скоро может появиться новое правительство, "которое будет отражать реальные интересы и желания индонезийского народа", и что это сделает его "очень счастливым".

Энтузиазм Вашингтона, естественно, передался сотрудникам ЦРУ на местах, а через них - недовольным индонезийским полковникам, которые стали их клиентами. 10 февраля 1958 г. со своей базы на Суматре полковники выдвинули публичный ультиматум: Сукарно должен уволить министра обороны, восстановить в должности вице-президента Хатту и объявить ИПК вне закона. Первые два требования были их собственными. Третье требование предложили их новые американские друзья.


Скачать книгу "Братья. Джон Фостер Даллес, Аллен Даллес и их тайная мировая война" - Stephen Kinzer бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Братья. Джон Фостер Даллес, Аллен Даллес и их тайная мировая война
Внимание