Очерки истории кибернетики в СССР

Василий Пихорович
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга посвящена истории проекта, который специалисты сравнивали по значимости с космическим и атомным. Речь идет о проблеме использования информационных технологий в управлении экономикой, создания общегосударственной автоматизированной системы управления. Этот проект должен был принести СССР окончательную победу в экономическом соревновании с Западом, но так и не был реализован, а те проблемы в области управления, которые он должен был решить, остаются нерешенными и по сегодняшний день. Текст насыщен новой малоизвестной информацией, в которой не найти пустых рассуждений. Поэтому чтение книги увлекает, максимально содействует пониманию всех деталей изложения, вызывает переживания и размышления у читателей. Книга предназначена для самого широкого круга читателей.

Книга добавлена:
23-12-2022, 06:47
0
309
56
Очерки истории кибернетики в СССР
Содержание

Читать книгу "Очерки истории кибернетики в СССР"



Очерк пятнадцатый. Возможна ли ОГАС при капитализме?

Ни одна страна сегодня даже не ставит вопрос о внедрении чего-то похожего на ОГАС или КИБЕРСИН даже в самой отдаленой перспективе.

Самый максимум автоматизированных систем управления общегосударственного уровня – это электронные избирательные системы, да и то с их внедрением в жизнь – большие проблемы: в США, например, не в последюю очередь из-за большого количества неграмотных (до 20 %), поэтому там электронная система выборов существует только наряду с обычной.

Мало того, есть серьезное движение вспять и во внедрении АСУ ТП. Не только у нас, но и в Японии исчезают автоматизированые линии. Само направление разработки заводов-автоматов выходит из моды. Объяснять все это злой волей чиновников неверно. Разве заводы-автоматы как-то мешают чиновникам?

По большому счету, им никак не могут мешать и общегосударственные системы автоматизированного сбора и обработки информации. Ведь решения принимают вовсе не чиновники среднего или низшего звена, которых АСУ, по идее, должны бы вытеснять (а на самом деле не только не вытесняют, но увеличивают их количество), а чиновники высшего звена, которым автоматизация сбора и обработки информации, вроде бы, только помогает держать в руках подчиненных. Дело не в чиновниках, а в самой системе производства, которая заставляет укрывать информацию. Притом прятать ее приходится не только от чиновников, но и от конкурентов. И никакое уменьшение налогового пресса ничего здесь не поможет. Ведь именно в странах так называемого «налогового рая» вся экономика полностью находится в тени. Затем, собственно, туда и идут капиталы, чтобы «отмыться». Да и в США, при их невероятно низких налогах на капитал и невероятно жестком контроле за их уплатой, «теневой сектор» существует (вспомните хотя бы скандалы со швейцарскими банками, которых США заставили открыть информацию о счетах американских граждан, которые с помощью этих самых банков уклоняются от налогов[178]).

И дело тут не в том, что капиталисты – «плохие ребята». Даже если бы они были очень честными, они не смогли бы давать действительную, а не препарированную информацию о своем производстве, а тем более, о своих планах, поскольку в этом случае нею бы воспользовались конкуренты, и «честные парни» просто очень быстро перестали бы быть капиталистами. Для того, чтобы можно было внедрить нечто подобное ОГАС в сегодняшних условиях, нужно устранить конкуренцию между производителями. Но, кажется, сегодня немного людей, готовых ставить вопрос таким образом.

В. М. Глушков писал об этом прямо:

«Жизнь показывает, что открываемые кибернетикой и электронно-вычислительной техникой новые возможности в решении комплексных задач социального прогнозирования, планирования, управления общественным развитием способно осуществить лишь социалистическое общество. Наличие антагонистических классов и групп, конкурентная борьба фирм, порождающая промышленные тайны, исключают в условиях капитализма возможность построения действительно комплексных систем управления в национальных масштабах»[179].

Кому-то может показаться, что в этих словах много идеологии.

На самом деле, это чистая точная наука, которая полностью подтверждается опытом развития экономики за прошедшие почти 40 лет с того времени, как эти слова были написаны. Ни одна, даже самая богатая страна не только не сумела создать общегосударственной автоматизированной системы управления экономикой (или хотя бы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для управления), но даже не ставит перед собой подобной задачи.

Такие слова, как написал Глушков, могут нам не нравитсься, но если они подтверждаются на практике, с ними приходится считаться. И наоборот, кому-то могут очень нравиться идеи насчет того, что свободная игра рыночных сил, конкуренция, частная инициатива сами по себе, без каких-то там дорогостоящих информационных сетей и сложнейших научных расчетов, приведут к процветанию общества и ко всеобщему благополучию, но это, увы – чистейшей воды идеология.

Есть еще один вариант – проповедовать соединение и того, и другого. С одной стороны, рынок (свободный или, еще лучше, регулируемый), а с другой стороны – автоматизированные системы управления. Все довольны, все смеются, даже самому приятно такое читать – гармония. Но увы, такая гармония носит чисто идеологический характер, потому, что в действительности будет все то же самое «наличие антагонистических классов и групп, конкурентная борьба фирм, порождающая промышленные тайны», которые «исключают в условиях капитализма возможность построения действительно комплексных систем управления в национальных масштабах».

Идеолог капитализма здесь начнет говорить – что его слушать, этого Глушкова?! Он – порождение командно-административной системы или «это его заставили», в общем, не будем его слушать, а будем слушать то, что нам приятно слушать – про свободу, про конкуренцию и даже про какие-нибудь инновации. Идеолог социализма, наоборот, скажет, вот, я вам говорил, что раньше было лучше, а при капитализме даже ОГАС невозможна. Практик, даже сочувствующий социализму, на это резонно ответит, что «вчерашним обедом сыт не будешь».

Что касается ученого, то его не может устраивать ни одна из представленных точек зрения. Хотя бы потому, что общегосударственные системы автоматизированные управления – это на самом деле – не «вчерашний обед», а завтрашний, если можно так выразиться. Так считал В. М. Глушков, который говорил, что только так преодолевается «второй информационный барьер», связанный с тем, что товарно-денежные отношения и иерархия в управлении, которые были эффективны как инструмент управления вплоть до 30-х годов XX ст., но уже к 60-м полностью себя исчерпали.

Тем не менее, ни Глушков, ни какой-нибудь другой серьезный кибернетик никогда не говорил, что автоматизированные системы управления экономикой в принципе невозможны при капитиали-зме. Речь идет только о том, что они невозможны как действительно комплексные и в национальных масштабах. Так пусть будут хотя бы фрагментарные и в масштабах корпораций. Даже на такого рода моделях можно отрабатывать основные принципы научно-обоснованного управления, устранять ошибки, доводить детали. Когда-нибудь все это пригодится. Главное, не питать никаких иллюзий насчет их эффективности. Глушков считал, что эффективность АСУ прямо пропорционально зависит от масштаба управляемого объекта. А кроме того, что объединить отдельные фрагменты автоматизированного управления в единое целое очень трудно (на самом деле, невозможно), поэтому начинать нужно с целого.

Понятно, что ни о какой целостной общегосударственной системе управления экономикой сегодня ни в России, ни на Украине, ни в Китае и речи быть не может. Но это не важно. Очень важно сохранять традицию подготовки кадров, способных мыслить соответствующими категориями. Иначе придется начинать не просто с фрагментов, а с полного ноля.

Будут люди, знакомые с этой проблематикой, владеющие соответствующими идеями – будут общегосударственные системы управления. За техникой сегодня дело не станет. Глушков и мечтать не мог о тех мощностях, которые есть у нас в распоряжении, когда проектировал ОГАС, а Бир и вовсе едва ли не на двух «Паккардах» сделал вполне функционирующую систему, работавшую в самых экстремальных социальных условиях. И наоборот, мощностей сегодня – с избытком, но когда нет идей – то любая машина превращается в мертвое железо.

Когда мы разбираем вопрос о том, возможны или невозможны общегосударственные автоматизированные системы управления при капитализме, мы не должны забывать, что автоматизированные системы управления экономикой – это не просто какая-то идеологическая схема, под которую нужно подогнать живую жизнь (технократическая утопия, как именуют ее противники), это – требование самой экономики. Если бы свободная игра рыночных сил успешно разрешала все экономические проблемы и не приводила к кризисам, то кто бы вообще стал говорить о необходимости разумного учета потребностей, ресурсов и планирования производства? И государство бы не вмешивалось в производство, а дальше бы спокойно выполняло функции «ночного сторожа».

Но реально такое положение сегодня нигде не наблюдается и существует разве что в головах самых безумных либералов, никогда не соприкасавшихся с реальной экономикой. Современное капиталистическое государство не просто активно вмешивается в экономические процессы, но и планирует, рассчитывает ресурсы, распределяет огромную массу произведенных продуктов, минуя рынок. Государственные бюджеты развитых стран по объемам давно превзошли ВВП Советского Союза времен начала проектирования ОГАС. Мало того, некоторые транснациональные корпорации по объемам производства далеко превосходят ВВП не самых маленьких стран. К примеру, Ройял датч шелл в 2009 году имела выручку почти равную ВВП Украины (в 2008 году она в полтора раза превышала украинский ВВП). Разница состояла только в том, что, не смотря на кризис, ТНК имела более 12 млрд чистого дохода, а Украина – 8 млрд долл. дефицита бюджета плюс 104 млрд долл. внешнего долга. Естественно, что надеяться эффективно управлять такими экономическими системами с помощью методов, открытых в XVIII ст., могут только совершенно безнадежные оптимисты.

В. М. Глушков называл эту ситуацию, когда товарно-денежные отношения не в состоянии больше регулировать производство, «вторым информационным барьером» и говорил, что он возник еще в 30-х годах XX ст.

Выход он видел только в замене товарно-денежных отношений более разумными общественными отношениями, которые в состоянии взять на вооружение для регулирования производства и потребления достижения кибернетики.

Глушков, конечно, не рассматривал вариант развития событий, когда общество будет упорно отказываться даже от уже разработанных систем управления экономическими процессами на основе достижений науки и техники и будет пытаться любой ценой сохранить господство денег над человеком. Но, поскольку мы с такой ситуацией столкнулись, то нам и приходится отвечать на этот вопрос не совсем так, как отвечал на него в свое время (совершенно отличное от нашего) Глушков.

Другими словами, идею общегосударственных автоматизированных систем управления экономикой нужно обязательно популяризировать и искать энтузиастов, которые бы продолжали над ней работать. Ведь рано или поздно переживаемый сейчас период рыночного фундаментализма должен закончиться, и нельзя, чтобы меры по спасению общества (конечно, при условии, что оно вообще захочет спасаться) начинались с ноля. Без соответствующей научной традиции, технических наработок, специалистов, можно просто не успеть что-либо предпринять. Это, во-первых.

Во-вторых, ОГАС по своей сущности – система переходного периода от рыночной системы хозяйства к нерыночной (когда бывший в то время президентом АН СССР М. В. Келдыш забраковал систему безденежных расчетов населения, Глушков согласился и сказал, что ОГАС может работать и без нее[180]) и, по большому счету, она вполне применима и в рыночной среде, но при определенных условиях. Одно из них – это открытие всей коммерческой информации (в том числе и банковской) для управляющего государственного органа, второе – полная ликвидация наличных денег.


Скачать книгу "Очерки истории кибернетики в СССР" - Василий Пихорович бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Образование » Очерки истории кибернетики в СССР
Внимание