Первая китайская Империя

Владимир Андерсон
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Монография "Первая китайская Империя" ('Объединение Китая под властью княжества Цинь') представляет уникальное исследование ключевого периода в истории Китая. Раскрывая сложные политические, социальные и культурные аспекты эпохи, автор анализирует влияние династии Цинь на процесс объединения китайских княжеств в единое государство. От рассмотрения стратегий и тактик Цинь Шихуанди до изучения воздействия этого периода на формирование имперской системы управления, монография предлагает углубленный взгляд на ключевые моменты прошлого Китая. Отдельная часть работы посвящена реформам Шан Яна и его философского учения "легизм".Анализируя источники и археологические находки, автор приглашает читателя в захватывающее путешествие к истокам единой империи Цинь и их влиянию на дальнейшее развитие китайской цивилизации.

Книга добавлена:
17-08-2023, 21:14
0
401
8
Первая китайская Империя
Содержание

Читать книгу "Первая китайская Империя"



Закон в понимании легистов на мой взгляд не просто юридическая норма, а целая система правил и способов действия князя и чиновничьего аппарата в управлении.

При этом «ли» в плане обрядовости у легистов не теряет смысла, он выполняет регулятивные нормы, то есть определение места каждого (в этом его схожесть с конфуцианским пониманием): «Каждый в соответствии со своим рангом и классовой принадлежностью мог носить одежды лишь определённого покроя и иметь строго фиксированные размеры жилья, земли, а также определённое число рабов и рабынь» [4, с.50].

Из «Шан Цзюнь Шу»: «У того, кого называют умелым правителем, нет преданных сановников» [15, с.214]. Сановники, выполняющие указы и нормы, не должны быть преданными правителю, они должны выполнять закон — это сущность бюрократического аппарата. Чиновники не преданны никому, они знают закон, выполняют его и боятся не выполнить его. Потому что знают, что тогда последует наказание, и снисхождения от князя не будет, ведь они выполняли свои обязанности не из преданности к нему, а из того, что это закон. И он, когда будет наказывать их, будет следовать закону, и так образовывается система, где есть подчиняющиеся, где есть управляющие, и регулирует их обязанности закон.

Чиновники — инструменты, и они должны быть частью исполнения закона, тогда у них не будет «личных интересов». Следуя китайской поговорке «Если в дереве завелось много червей, дерево сгинет, если в стене велика трещина, стена развалится» Шан Ян сформулировал важность правильного следования нормам чиновничьего аппарата: «Поэтому там, где сановники соперничают из-за личных интересов и не заботятся о народе, низшие отдаляются от высших. Когда низшие отдаляются от высших, это значит, что в государстве появилась трещина. Когда чиновники различных званий тайком обирают народ, это и есть черви, которые завелись в народе» [15, с.198].

Весь этот аппарат нужен был для одного — исполнение закона.

* Из «Шан Цзюнь Шу»: «… но нигде нет закона, обеспечивающего непременное осуществление законов» [15, с.211].

Выполнять закон всеми для того, чтобы объединить Всех Под Небесами — вот цель реформ Шан Яна.

В то время как эта жёсткая система функционирует, армия имеет все возможности для того, чтобы вести боевые действия. Шан Ян обеспечивал тыл для циньских войск порядком: «Овладеть Поднебесной [способен] лишь тот, кто прежде всего овладел собой» [15, с.214]; «Победить сильного противника может лишь тот, кто прежде всего победил себя» [15, с.215].

Шан Ян посредством экономических реформ организовал важнейшую для войны ресурсную базу, для того, чтобы Цинь не зависело ни от кого: «Тот, кто полагается на Поднебесную, теряет её, приобретает же Поднебесную тот, кто полагается на собственные силы» [15, с.214].

Для того, чтобы сделать людей подчиняющимся закону, в частности, потребовался закон о недопущении «странствующих учёных» на территорию Цинь.

У Шан Яна это называется «слабый народ». В данном случае — это народ, не раздирающийся противоречиями вследствие споров о Поднебесной, Небе и «ли».

Из «Шан Цзюнь Шу»: «Если народ перестанет ценить учёность, то он будет глуп, а коль он глуп, то у него не будет внешних связей. А если народ не имеет внешних связей, то он усерден в земледелии и радив» [15, с.142].

Шан Ян стремился огородить население от соблазна переходить в торговцы и ремесленники, что было характерно для того периода: «… осмотрительные люди нелегко меняют [своё занятие]» [15, с.139]. Чтобы огородить ещё сильнее, он делал так, чтобы земледельцы не любили торговцев как социальную группу: «Если резко повысить пошлины, взимаемые на заставах и рынках, то земледельцы возненавидят торговцев, а те усомнятся в [доходности торговли] и утратят предприимчивость» [15, с.147].

«Странствующие учёные» своими разговорами приводят в беспорядок население, потому что оно отвлекается от своего профессионального занятия.

* Из «Шан Цзюнь Шу»: «…; государство, которое медлит с наведением порядка, будет расчленено» [15, с.159].

Но, если в государстве порядок, есть возможность управлять: «Если правитель использует все три (средства), он будет внушать трепет и непременно добьётся владычества [в Поднебесной]» [15, с.160].

Этот правитель становится олицетворением закона, поэтому его приказ (разумеется не противоречащий предыдущим) будет восприниматься как закон31: «[Правитель, который] внушает трепет, одним [усилием] добивается десятикратной [выгоды], одним звуком своего голоса добивается успеха» [15, с.159].

* Мнение Смолина: «Социально-политическая программа школы фацзя была нацелена на абсолютизацию статуса верховного правителя централизованной в масштабе всего Китая страны, который наделялся максимальной полнотой политической, экономической и духовной власти. Главной опорой могущества монарха-самодержца легисты считали единое, обязательное для всех законодательство как универсальный инструмент эффективного управления народом» [19, с.73].

* Из «Шан Цзюнь Шу»: «Поэтому || снова подчинения народа — наведение порядка в народе, подобно тому как основа плавки металла — руда, а основа гончарных изделий — глина» [15, с.210].

«Странствующие учёные» сеили смуту и, как это часто бывает, рассказывали, что «в других местах» лучше, «в старину» было спокойнее. Это естественные вещи, даже если их не делать специально, и недопущение к себе тех, кто будет об этом размышлять — путь к спокойствию. Люди в состоянии жить даже в полной нищете и упадке, если они об этом не знают, если им об этом постоянно никто не говорит, если их никто не отвлекает от их занятий.

* Из «Шан Цзюнь Шу»: «Если народ прост, — [государство] сильное; ежели народ распущен, — [государство] будет слабым. Если народ слаб, он бредёт по указанному пути; ежели же он распущен, то он своеволен» [15, с.220].

Это понимание того, как мысли, которые разносят все те, кто «бродит по стране», влияют на подчинению подданных государству, в целом, и закону, в частности.

* Из «Шан Цзюнь Шу»: «Страна, в которой нет недовольных, называется могущественной» [15, с.162].

И, если прокомментировать эту мысль, то здесь вовсе нет ничего, что на сегодняшний день назвали бы тиранией. Конечно, «недовольные» есть всегда, и не может их быть только с виду, чего и добивался Шан Ян. Чтобы их никто не слушал. Чтобы их речи никому не были нужны, потому что своих дел хватает, и более того свои дела нужнее.

Что касается «политически недовольных», то в условиях такой суровости закона они молчат.

* Из «Шан Цзюнь Шу»: «Коль наказания мягки, невозможно искоренить преступность; ежели всех преступников будут всегда ловить, то наказанных будут толпы… … Коль наказания суровы, люди не осмеляться нарушать [законы]. Поэтому наказания отомрут» [15, с.212].

Когда в государстве порядок, всё естественно, поэтому естественно и то, что победить в войне должно именно Цинь. А раз это для всех выглядит естественно, то и сопротивляющихся будет меньше.

* Из «Шан Цзюнь Шу»: «… его управление («совершенномудрого» — В. Самощев) народом так же [естественно], как стремление потока течь сверху вниз или огня вырваться из сухости на сухое место» [15, с.215].

Общая схема принципов политики Шан Яна:

«поощряют силу» («немыслимо не воевать») или «поощряют слабость» («можно и не воевать»)

«Можно и не воевать» [15, с.213] означает, что у Власти не потребности в закреплении за собой профессиональных военных, которых в данных условиях проверить можно только на войне. Это «поощрение слабости», так как князю нужна хорошо обученная и верная ему армия.

«Немыслимо не воевать» [15, с.213] означает, что внутренние связи настолько отлажены, и система вырабатывает настолько много средств, что не вложение их приведёт к переизбытку с последующим экономическим кризисом. Это «поощрение силы», так как вместе с сохранением своей отработанной системы, достигается уничтожение системы противника.

В войне можно либо побеждать, либо проигрывать: «побеждать в войне» [15, с.210] и «истощать войной силы страны» [15, с.210].

Вся система построена для завоевания остальных княжеств для прекращения войн и объединения Всех Под Небесами.

В государствах согласно Шан Яну:

«поощряют порядок» или «поощряют смуту»

Здесь под «поощрением смуты» [15, с.212] подразумевается конфуцианство, где «странствующим учёным» никто не мешает вести дискуссии; под «поощрением порядка» [15, с. 212] подразумевается легизм, где каждый занят своим делом.

Технология Шан Яна начала работать ещё при нём самом.

340 г. — поражение армии Вэй от Цинь [7, с.232].

Сам Шан Ян считал, что либо Вэй уничтожит Цинь, либо Цинь уничтожит Вэй [7, с.232].

«До того как Сяогун осуществил реформы в княжестве Цинь, Вэй было самым сильным государством» [7, с.210].

Не могу с этим согласиться однозначно, но точно можно сказать, что Вэй было одним из самых сильных княжеств. На мой взгляд, наиболее сильными можно отметиь ещё Чу и Ци, которые можно рассматривать как сильные в разных отношениях.

И всё же столь категоричный подход в оценке ситуации Шан Яном весьма интересен. Почему именно Вэй столь сильный реформатор так опасался Вэй? Возможно, это относится к Воле Неба (родовые земли чжоуского вана находились вблизи и от Вэй, и от Цинь), возможно, это его прошлое, когда он ещё жил в Вэй. Это является белым пятном Истории.

Что касается личности Шан Яна то, на мой взгляд, он вовсе не был настолько циничным и жестоким, каким его принято считать. Вовсе наоборот, он любил народ и желал его благополучия. Просто в рамках его понимания народ не в состоянии управлять, потому что это не его задача. Для этого есть другие, и он среди таковых.

* Из «Шан Цзюнь Шу»: «[Поэтому] негоже обсуждать с народом свои начинания, но можно вместе с ним наслаждаться завершением [дел]» [15, с.139].

Что касается его категорического отношения ко всеми, что не относится к хлебопашеству, ткачеству и войне, то, по-моему, это часть долговременной политики реформатора. Он понимал, что у него множество противников, и что после его смерти (или после того, как он перестанет быть первым советником князя) начнутся контрреформы. И для того, чтобы сохранить тенденцию развития, и проводилась столь крайняя политика.

Так и получилось. После смерти Сяо-гуна Шан Ян вскоре был казнён. Первым советником назначен купец.

Были запрещены репрессии против торговцев и «странствующих учёных», но при этом законодательная система Шан Яна осталась без изменений [7, с.208].

Вокняжение Ин Чжэна в княжестве Цинь. Черты характера Ин Чжэна. Завоевание Китая Ин Чжэном

Ин Чжэн (259–210 гг. до Р.Х.) взошёл на престол в 246 г. до Р.Х. в княжестве Цинь в возрасте тринадцати лет. Разумеется, править единолично он ещё не мог, поэтому фактической властью обладал первый советник Люй Бу-вэй (торговец из Вэй). С его именем связаны два заговора против князя с целью захвата власти, что также характеризуется «затишьем» во внешней политике Цинь в период с 241 по 230 гг. до Р.Х. [5, с. 34–36].

Обряд посвящения в совершеннолетие должен был произойти в 238 г. до Р.Х., когда Ин Чжэну должно было исполниться 22 года. В этот же год происходит первый заговор, коих в жизни Ин Чжэна будет ещё огромное множество, возглавленный Лао Аем. Этот человек пользовался неограниченной властью из-за близости к матери Ин Чжэна.


Скачать книгу "Первая китайская Империя" - Владимир Андерсон бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Политика и дипломатия » Первая китайская Империя
Внимание