Княжич Олекса. Сказ второй

Анна Архипова
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: История детства и отрочества Александра Невского. Это не биография, хотя я постаралась соблюсти все исторические реалии того времени. Это — история, втиснутая в «темные» года жизни Александра — то есть время, которое выпало из летописей и историки не знают точно, где он был и чем занимался. Я раскрасила эти годы, добавив к ним капельку сказочности.

Книга добавлена:
29-02-2024, 15:28
0
145
40
Княжич Олекса. Сказ второй

Читать книгу "Княжич Олекса. Сказ второй"



Владыка Спиридон, выслушав его, не преминул заметить:

— Прав ты, то дело богоугодное. Только не обессудь, боярин, за вопрос: неужто господа новугородские согласны расстаться с гривнами безвозмездно?

— Конечно, хотелось бы получить благодарность нам за рвение наше! — быстро отозвался тот.

— И какую же благодарность ждете? — продолжал вопрошать владыка.

Боярин откашлялся, собираясь с духом, а потом решительно выдал:

— От народа новугородского мы ничего не ждем, а вот от князя, — и тут он глянул на внимательно слушавшего его Александра, — хотели бы получить благодарность. Да не абы какую, а весомую!

Теперь все глаза в думной горнице оказались устремлены на княжича.

— Как тебя величать, боярин? — спросил Александр.

— Гюрята Савович, княже! — поклонился тот ему.

— И о какой же благодарности ты толкуешь, Гюрята Савович?

— Ты наместник отца своего, пресветлого князя Ярослава! Батюшка твой благословил тебя на княжение в Новугороде, княже Александр! И, раз уж ты наделен всей полнотою княжеской власти, то можешь приказы издавать. А условий у нас всего-то два, княже! Первое: издай указ, освобождающий бояр софийской стороны от уплаты мыта[9], что взымает твой отец в свою пользу. Освободи нас от налога на пять лет, княже!

Александр, помолчав немного, поинтересовался:

— А что второе?

— Знаешь же ты, княже, что связан Новугород с Псковом не только военными делами, но и торговыми! А псковкие бояре зело недовольны твоим визитом в их вотчину, да требованиями, которыми ты их обременил. Жалобятся они беспрестанно: мол, какого ж князя вы посадили на новугородский столец, что он нам мирно жить да торговать мешает! Сами, говорят, разберемся и соседями латинскими и с острогами своими, пусть к нам не лезет более! Грозятся бояре псковские, что замнут они торговлю с Новугородом и будут торговать только с латинянами. А нам то надобно, а? Что же, мы убытки терпеть будем?.. Потому второе наше условие таково: выпиши грамоту для псковского посадника, в которой ты поклянешься княжеским словом, что впредь новугородский князь не станет вмешиваться в псковские дела и оставит военные вопросы на попечение тамошнего посадника! Ежели согласишься с условиями нашими, тогда мы, — в который раз Гюрята Савович оглянулся на своих собратьев-бояр, — не пожалеем гривен на закуп жита для Новугорода!

Все мужи, собравшиеся в думной горнице, затаили дыхание, ожидая ответа Александра.

Мусуд, безмолвно застывший за креслом княжича, ведал, о чем думает в этот миг его подопечный! Бояре предлагали княжичу выбрать между спасением от голода народа новугородского и благосклонностью отца его, князя Ярослава.

И Александр и Мусуд совершенно точно знали: даже если наместник князя пойдет на поводу у бояр и издаст нужные им указы — то Ярослав, вернувшись из военного похода, немедленно отнимет дарованные боярству привилегии. Ибо князь Ярослав скорее заморит голодом всю Новугородскую Вольницу, чем откажется от налога в свою пользу, не говоря уже о том, чтобы расширить вольности псковских бояр! Но чего будет стоит Александру такая, пусть и краткая, но уступка боярству?..

«Олекса мог бы схитрить сейчас и пообещать боярам то, что они так хотят! Обманом выгадать время до возращения князя Ярослава. Все равно соблюдать эти указы Ярослав ни за что не станет, — размышлял татарин. — Но пойти на сделку с боярами — значит для Александра навлечь на себя осуждение отца! Уступки боярству почтет Ярослав за слабость, которую Александр проявил как наместник своего отца. А там, где проявлена слабость — там уже не будет прежнего доверия…»

Архиепископ Спиридон, тяжко вздохнув, решился обратиться к княжичу:

— Так что же ты ответишь боярам, пресветлый князь?

Александр, с достоинством поглядев сначала на него, а потом на всех остальных в горнице, промолвил:

— Отвечу, что не пойду ни на какие уступки боярам и никаких указов издавать не стану. Никто не будет указывать князю, как ему дела вести! А если кто попробует давить на меня и смутьянствовать, — княжич прожег потемневшим взглядом Гюряту Савича, — тот сразу же окажется повешенным на детинце.

Тот невольно подался назад, словно увидел перед собой самого князя Ярослава.

«Выбирая между народом и отцом — Олекса выбрал отца, — подумал Мусуд, сопереживая княжичу и догадываясь, каких душевных усилий это решение тому стоило. — Предпочел сохранить верность Ярославу и пожертвовать страдальцами, лишившимися крова и запасов жита!»

— Не слишком ли горячишься ты, княже? — произнес с явным разочарованием посадник. — Сам видишь, какая беда свалилась на Новугород! Неужто нельзя никак смягчить удар, который понес народ?

— Ты плохо слышал меня, Степан Твердиславович? — холодно осведомился Александр.

Пришлось посаднику примолкнуть и грузно опуститься на свое место.

— Пусть владыка Спиридон увещевает бояр заняться богоугодным делом, — продолжил княжич тем временем. — Авось и без поблажек княжеских они захотят спасти народ от голода! На том и закончим разговор!

Резко встав с кресла, Александр размашистым шагом покинул думную горницу.

Снова проезжая по улицам Новугорода, опустошенным страшным пожаром, княжич уже не смотрел по сторонам, глядя только прямо перед собой. Между его бровей пролегла суровая морщинка, выдававшая его внутренний накал. Мусуд благоразумно молчал, понимая, что Александр может вспыхнуть сейчас от одного неосторожного слова.

Уже в Рюриковом Городище княжич обратился к кормильцу:

— Мусуд, отряди две сотни ратников в детинец для охраны зерна.

— Сделаю, — кивнул тот.

Александр ушел в гридницу, а Мусуд, отдав приказ Глебу Синице собрать дружинников для отправки в детинец и самому ехать с ними в качестве старшого, поспешил вослед княжичу. Александр восседал на кресле рядом с княжеским стольцом и выглядел утомленным, но отправляться на отдых в свою светелку явно не собирался. Татарин приблизился к нему и собирался занять место за его креслом, как и подобает телохранителю, как княжич заговорил с ним:

— Ты и сейчас скажешь, что я сделал все правильно? — сказал он по-персидски.

— Скажу, — без малейших колебаний ответил Мусуд.

Горькая улыбка появилась на устах Александра.

— Как же я рад, что воротился ты, Мусуд! — проговорил он вдруг. — Я благодарю тебя за всё — и за дела твои ратные и за слова добрые. Прости, что не благодарил тебя раньше…

Кормилец поклонился, тронутый в самое сердце его речью.

— Для меня честь служить тебе и отцу твоему, княже, — проговорил он чистосердечно. — И нет для меня радости большей, чем быть подле тебя.

В гридницу вошел ратник и доложил, что прибыл церковник для совершения отпевания над погибшими защитниками Городища. Александр поднялся с кресла и, оправив промокший от дождя плащ-корзно, твердо произнес:

— Пора отдать последнюю честь славным воинам!

Спрятав все свои чувства за показной сдержанностью, приличествующей князю, он отправился встречать церковника.


Скачать книгу "Княжич Олекса. Сказ второй" - Анна Архипова бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Приключения » Княжич Олекса. Сказ второй
Внимание