Философия достоинства, свободы и прав человека

Александр Мучник
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга посвящена исследованию достоинства, свободы и прав человека в качестве достояния всего человечества. В работе обращается внимание на тесную взаимосвязь между повсеместным утверждением этих ценностей и судьбой отдельного человека, этноса, нации. При этом причины распада царской России, СССР, а также сложностей становления демократии в некоторых постсоветских республиках автор усматривает в полном игнорировании прав человека на территории соответствующих стран. В ней утверждается невозможность строительства гражданского общества и правового государства без уважения к достоинству человека вне зависимости от его этнического происхождения, религиозного вероисповедания и языка общения. В книге предлагается набор правовых средств для преодоления тяжкого наследия прошлого, получившего обобщенное наименование «традиция невежества». Анализируется всевозрастающая роль международного сообщества в защите прав человека. На этот раз обложка издательская.

Книга добавлена:
6-10-2023, 08:31
0
212
157
Философия достоинства, свободы и прав человека
Содержание

Читать книгу "Философия достоинства, свободы и прав человека"



Напомним при этом, что под правовым государствомв настоящей работе понимается политическая организация, учреждённая народом на основе принципа разделения властей и уполномоченная обеспечивать его суверенитет, национальные интересы и национальную безопасность на основе принципа справедливости, используя при этом принуждение (насилие) исключительно ради защиты достоинства, свободы и прав человека и гражданина.

Итак, гражданское общество и правовое государство — это те общечеловеческие блага, без овладения коими ни одному народу не суждено обрести достойное место в кругу международного сообщества. Однако ни первое, ни второе невозможно без постижения Права — уникального феномена западноевропейской цивилизации, которое только и могло породить человечество (для справки: понятие «Право» употребляется в настоящей работе с заглавной буквы согласно традиции, заложенной Уставом Совета Европы от 5 мая 1949 г., что символизирует собой его приоритет, господство, верховенство над государством и его текущей судебной и административной практикой). Несомненный интерес в связи с этим представляет собой соотношение философии достоинства и Права как двух наиболее значимых и взаимосвязанных объектов настоящего исследования. На наш взгляд, историю Права можно интерпретировать в качестве внешней, наиболее зримой знаковой формы проявления подобной философии. По отдельным правовым актам, имеющим всемирно-историческое значение, мы получаем возможность выделить наиболее крупные вехи в бесконечной цепи её развития. Ведь, как утверждал Гегель, «наука о праве есть часть философии». Иными словами, развитие упомянутой философии и Права идут плечом к плечу в истории человеческой цивилизации как содержание и форма. Естественно, что философию достоинства никоим образом не следует сводить к правовым актам, поскольку последние лишь её внешнее проявление, материальный носитель. Соответственно, извлечение и формулирование основополагающих постулатов этой философии невозможно без тщательного анализа наиболее грандиозных актов правового зодчества. О некоторых из них речь и пойдёт ниже.

Для того чтобы постичь глубины этой философии, мы должны запастись терпением и вооружиться упомянутым выше методом исследования, поскольку её корни не лежат на поверхности, а залегают глубоко в пластах исторической действительности. Её постижение — это неустанное проникновение абстрактного мышления в самую суть истории развития государства и права. При этом, рискуя сильно встревожить самолюбие некоторых коллег, замечу: всё, чему многие из нас молились как своему юридическому Божеству, как истине в последней инстанции, в действительности — всего-навсего один из колосков, искусно вплетённых историей в единый венок философии достоинства. Правовые концепции, доктрины и теории всех времён и народов рассматриваются в настоящей работе в качестве важнейших составляющих такого универсального достояния человечества, каковым предстает перед нами сия философия. Вот эту двойственную природу достоинства, свободы и прав человекакак категорий Права, с одной стороны, и как важнейших составляющих этой универсальной философии — с другой, необходимо учитывать при ознакомлении с данной работой.

Думается, что в связи с поднимаемой на страницах настоящего издания столь многогранной и сложной темой основополагающее значение приобретает уточнение смысла употребляемых в нём понятий. Так, например, в настоящей работе с позиции упомянутой философии проводится сознательное разведение понятий населения державы и народа в правовом государстве. Если первое несёт в себе преимущественно механическое, формальное, количественное значение, то второе характеризуется чётко определённым сущностным правовым качеством.

Под населением понимаются люди, которые в процессе своей жизнедеятельности на отведённой им историей государственной территории, оказались связанными единой традицией в некую самобытную общность, способную идентифицировать своих членов в качестве соотечественников, а представителей другой — в качестве иностранцев.

Под народом — население страны, которое в процессе своего исторического развития оказалось способным уважать и беречь достоинство, свободу и права друг друга, определять и изменять конституционный строй, созидать гражданское общество, учреждать правовое государство, а также исповедовать искреннее миролюбие к другим народам.

Определение коренного народа можно найти в статье 1 Конвенции Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» N 169 от 27.06.1989 г.

В частности, под коренным народом понимаются потомки тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период её завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые независимо от их правового положения сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты.

Категория «нация» в данной работе используется в принятом на Западе смысле в качестве синонима понятия «народ».

Под «этносом» в современной литературе понимается естественно сложившаяся на основе самобытного стереотипа поведения общность людей, существующая как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

При этом под комплиментарностью понимается ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющее их деление на «своих» и «чужих». Это явление лежит в основе этнического разделения людей потому, что этнические коллективы объединяются на основе взаимной симпатии их членов.

События последних веков в полной мере подтвердили, сколь велико в действительности значение комплиментарности в процессе формирования реального поведения, повседневных отношений и политических оценок, например, со стороны представителей различных этносов. К слову сказать, сегодня по самым общим подсчётам на нашей планете обитает свыше 2000 этносов. При этом в начале нашей эры их было в восемь раз больше, но семь восьмых исчезло в результате беспощадных войн на межэтнической почве. Причём с течением времени значение войны как способа разрешения межэтнических противоречий не только не кануло в вечность, но местами стало явно набирать обороты.

Очевидным примером такового может служить Украина, в которой по ряду наблюдений, практически все события, политики, соседние страны, прошлое, настоящее и будущее украинского этноса оцениваются сквозь призму ярко выраженных этнических чувств, к великому сожалению, весьма далеких от объективности, логики и здравого смысла.

Подобный феномен в настоящей работе получил наименование этнической установки, под которой понимается формирующееся на подсознательном, инстинктивном уровне восприятие, оценка и отношение ко всем событиям, фактам и обстоятельствам прошлого, настоящего и будущего, ко всем субъектам и объектам истории, политики и культуры сквозь призму ярко выраженных этнических чувств.

Массовое поведение представителей украинского этноса страны, определяемое подобной этнической установкой привело к формированию этнического «права», этнического «правосознания» и этнических «правоотношений» как, несомненно, господствующих феноменов нашего политического бытия. Это обстоятельство не ускользнуло от внимания украинских политологов. В частности, один из них, известный в прошлом советский диссидент, директор Украинского филиала Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Дмитриевич Малинкович отметил: «Да, у нас есть государство, но нации — нет. Её только надо создавать. Но для начала понять: на основе чего? Пока ее делают на основе этнического принципа» («2000». - N 4, 25.01.2008 г.). Отдавая должное вкладу уважаемого политолога в дело развития демократии в Украине, полагаю, однако, что по вопросу соотношения нации и государства он добросовестно заблуждается. Государство есть только там и тогда, где и когда есть нация как активный субъект исторического самовыражения, самоутверждения и созидания. Полноценное государство всегда — продукт созидательной деятельности. Субъектом же таковой может выступить лишь сформировавшаяся нация в западноевропейском смысле этого слова. При отсутствии же последней мы будем иметь дело, скорее всего, с неким псевдогосударством, суррогатом, муляжом, симулякром, подделкой под него, о чём более подробно и пойдёт речь в параграфе 5.3.1. раздела 5 настоящей работы.

На мой взгляд, этническая установка обрела в Украине настолько повсеместный, всепроникающий характер, что правовая логика не в силах с ней конкурировать. В итоге, вместо правовых оценок, государственного мышления определяющими в стране стало этническое мировосприятие. Как иронически заметил по сему поводу известный украинский историк, академик, директор Института археологии НАН Украины Петр Петрович Толочко, относительно некоторых наиболее ретивых наших соотечественников: «А есть люди, которые договорились до того, что мы дали миру Иисуса Христа, что он был истинный украинец, гуцул». Конечно, можно было бы от души посмеяться над этим абсолютно искренним утверждением, если бы не было так грустно. И как одессит, могу заверить своих читателей, что если бы в Одессе существовало нечто вроде биржи юмора, то подобного рода высказывания котировались бы на ней в качестве самой плоской шутки. Однако именно такого рода «шутки», как это ни парадоксально, стали основой официозной идеологии во время правления третьего Президента Украины.

Много раз наблюдал за неизменной и однозначной реакцией людей, которые, не скрывая своих этнических предпочтений, искренне радовались, когда близкая им по духу политическая сила нарушала конституционные права своих политических конкурентов. Ничуть не сомневаясь в том, что имеет место нарушение Конституции Украины, эти люди всемерно поддерживали такую политику только потому, что она причиняла ощутимый вред той политической силе, которая в их воспаленном сознании ассоциировалась с ненавистным им этносом. Как заметил один украинский публицист, «электорат с азартом наблюдает, как «наши» политики теснят врага — «донецких бандитов» и «кремлевских подстилок». Или наоборот — «оранжевых бандеровцев» и «американских лакеев». В этой схватке допустимы любые удары ниже пояса.

Двойные стандарты процветают, «нашим» прощается практически все. Нарушение политических договоренностей. Кадровые чистки. Бесчинства в парламенте — вплоть до блокирования электрощитовой и кражи депутатских карточек. Попирание законов. Войны с журналистами. Меткий удар ногой в область мэрского паха. Подкуп вражеских депутатов.


Скачать книгу "Философия достоинства, свободы и прав человека" - Александр Мучник бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Философия достоинства, свободы и прав человека
Внимание