Ярмарка Поворотной ночи

Ольга Голотвина
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Как водится с незапамятных времен, в Поворотную ночь, самую длинную ночь в году, сошлись на ярмарку люди и нелюди, звери и птицы, древние боги и призраки изо всех краев, куда только может долететь мечта.

Книга добавлена:
10-06-2023, 18:20
0
263
9
Ярмарка Поворотной ночи

Читать книгу "Ярмарка Поворотной ночи"



Глава 3

3

Риши Медный Змей нигде не бродил. Он сидел возле большого фургона с полотняным верхом, прислонясь к колесу, и мрачно глядел на угли догорающего костра. Обернулся к подошедшей Яге, спросил без удивления, неприязненно:

– И что еще от меня угодно почтенной госпоже?.. Не хочет ли она снова предложить мне квашеную лягушку?

Нос у парнишки был разбит, заметно распух.

«Надо думать, потому он и злится. Должно быть, на краже поймали и побили», – прикинула Баба Яга. А вслух сказала:

– Да какая лягушка? Распродалась я. Всё, что привезла, с рук сбыла. Это плохой товар на прилавке лежит, а наш сам с прилавка бежит... Теперь домой собираюсь. Вот на прощанье подарок тебе, паренек, хочу сделать.

– Не верю я в подарки. На свете не бывает ничего бесплатного, – сердито сказал Риши и отвернулся.

Яга молча ждала, не уходила. И оказалась права: любопытство взяло своё. Риши небрежно бросил, не оборачиваясь:

– А что за подарок-то?

– А ценный. Мы с Вороном Вороновичем щедрые. Не льем слезы, с каждым медяком прощаясь. Помним, что щедрому бог дает, а у скупого черт таскает... Подарим тебе стебель разрыв-травы.

Тут уж Риши обернулся:

– И что это за трава?

– Надо же! Ныне молодежь – погляди да брось! – всплеснула руками Яга. – А еще называют себя ворами! Разрыв-траву не знать!.. Да с кем я и разговариваю-то! Небось по мелочам работаешь!

– Гр-роши по кар-рманам тыр-ришь! – поддержал наглый ворон, усевшийся на колесо фургона.

Риши заметно обиделся – но и заинтересовался тоже.

– Старые люди – умные люди, – сказал он сдержанно. – Поведай мне о разрыв-траве.

– Лучше раз показать, чем десять раз сказать. Нет ли у тебя под рукой любого замка?

Парнишка молча встал, скрылся в фургоне – и быстро вернулся с ржавым амбарным замком в руке.

Колдунья бережно достала из сумы сухую твердую травинку с высохшим крестообразным листиком. Легко коснулась стебельком замка – и тот со страшной беззвучностью рассыпался на мелкие осколки.

– Вот! И любой замок так, и дверь железную на кусочки разломает. А если захочешь напакостить кузнецу – в кузницу подложи этот стебелек, там работа встанет. Не дружит эта травка с железом!

Ворон спорхнул вниз и на всякий случай зорко присматривал за Риши, готовясь долбануть его тяжелым клювом, если воришка попытается вырвать у старухи из рук ценную травинку.

– Добывать разрыв-траву – дело опасное! – продолжала Яга. – Места́ знать надо! А места нехорошие. Вот я, например, в канун Иванова дня, поздним вечером, на заброшенном кладбище траву косила. Кошу, а сзади меня голоса окликают. Только я не дура, чтоб оборачиваться... А тут нашла коса на стебелек – и пополам сломалась. Так я на этом месте всю срезанную траву собрала да в ручей бросила. Все стебельки по течению поплыли, а этот – против течения. Я его – хвать!.. Тут-то всё и началось. Сторожат разрыв-траву черти, и каждого, кто ее возьмет, норовят жизни лишить.

– Дур-рни р-рогатые! - каркнул ворон пренебрежительно. - Стор-рожа косор-рылые!

– Ага, – ухмыльнулась старуха, – я им не знахарка деревенская и не добрый молодец безголовый! Вспомнить приятно, какую я им трепку задала!

Риши не сводил взгляда с травинки.

– Мир полон чудес, – сказал он тихо.

– И еще каких! – поддакнула Яга. – И даже чары разрыв-траве нипочем. Она любой замок порвет, хоть бы и заколдованный. А еще у нее есть одно свойство... В наших краях воры так делают: разрезают себе палец, в разрез вкладывают стебелек и заживляют разрез. После этого они одним касанием пальца срывают любой замок. Но ежели таким пальцем человека коснуться – помрет от разрыва сердца, вот оно как!..

– Это мне не нужно, – так же тихо сказал Риши. – Пусть убивают воины, а я не занимаюсь чужим ремеслом. Но остальное... – Он встрепенулся, глянул прямо в глаза Яге с дерзким вызовом, с насмешкой. – И ты хочешь подарить мне такую ценность, благородная женщина? Не обманывают ли меня мои уши?

– Ясное дело, подарить, – благодушно откликнулась Яга. – Раз беру за него не деньги, а всего-навсего услугу...

– А! – усмехнулся Риши. – Услугу! Наконец-то все ясно. А то – «подарок, подарок»... Мне за всю мою жизнь никто ни одного подарка не сделал.

– Ох, касатик, я ж не какая-нибудь фея безмозглая, чтоб добрые дела за бесплатно творить! Задарма я только гадости делаю, от широкой своей души, а добрые дела... Вот была бы потеха, если бы я цветочки выращивать начала да прохожим-проезжим их раздавала за спасибо! Или чтоб вышила скатерть-самобранку да на городской площади развернула для всех, кто к ней присесть пожелает!

Ворон Воронович затрясся от беззвучного хохота, представив себе эту картину.

– Это я уже понял, – вздохнул Риши. – Что я должен сделать?

– Ты у нас всюду вхож, как медный грош... Надобно заползти в один королевский шатер – я покажу дорогу. И добыть с пояса короля бархатный кошель. Сам кошель не развязывай, там колдовская вещица, с нею надобно обращаться с опаской и умеючи...

– Всего-навсего, о мудрая женщина? – прищурился Риши.

– А что? Где человеку одна дорога, там змее – десять... Но я же понимаю: если страшно, лучше не берись, толку не будет, – мирно откликнулась Яга. – Я и другого вора сыщу – здесь-то, на ярмарке!.. Было бы болото, а черти будут. А ты сиди здесь, у колеса, сиди... Не зря люди говорят: трусливый пес дичи не возьмет. Лежа на печи, цел будешь, да удачи не увидишь.

Риши улыбнулся странной улыбкой – гордой, злой. Вытянулся, поднял руки над головой, закачался на месте... И вот уже перед колдуньей стоит на хвосте змей, чешуя отливает медным блеском.

– Вот и славно, – кивнула Яга. – Пойдем, Ворон Воронович, покажем молодцу дорогу.

* * *

От королевского шатра доносились крики и грохот – там обнаружили пропажу.

Баба Яга и ворон прислушивались к переполоху, устроившись неподалеку – на соседней площади, среди палаток какого-то кочевого пустынного племени, в полном составе прибывшего на ярмарку. Кочевники не обращали внимания на случайных гостей. В их далеких землях не принято было приставать к путникам с расспросами: зашли себе и зашли, пусть посидят у костра...

Риши Медного Змея не было с Ягой. Он только что отдал ей добычу, забрал стебель разрыв-травы и ушел. Но перед этим сказал сухо, с вызовом: «Но знай, о почтенная женщина, я еще приду к тебе в Чернолесье!»

В другое время Яга призадумалась бы: откуда воришка знает, что она из Чернолесья? Сама-то она не говорила покупателям, откуда товар, да и ворон помалкивал... И зачем он собрался в Чернолесье, что он там забыл? Но сейчас не до того было. Яга отправила загадку в дальний уголок памяти, отогнала любопытного верблюда, который над ее плечом потянулся было к кошелю, и занялась трофеем.

Провела рукой над кошелем: не опасно ли открывать? Осторожно распутала бархатные завязки, заглянула внутрь...

– Ох, Ворон Воронович, ошиблись мы! Не тот гребень! Этот серебряный, а мой был деревянный, резной, из клена...

Колдунья тронула гребень кончиками пальцев:

– И сила в нем другая! Ежели этот гребень воткнуть в волосы девице, заснет она мертвым сном. А вынуть – проснется... Ладно, ошиблись так ошиблись. Некогда нам рассиживаться. Надо нашу Васёну искать. Лети, птица!

Ворон кивнул и под равнодушными взглядами пустынных кочевников взмыл в небо. А Яга, учтиво поклонившись хозяевам стоянки, пошла прочь, неся в руке метлу.

Но далеко старуха не ушла.

Едва она свернула в безлюдный проулок, за задние стены торгового ряда, как рядом захлопала крыльями сорока, ударилась оземь, обернулась красной девицей. Высокая, статная, волосы черные, очи яростно сверкают. Сказала незнакомка гневно:

– Не у тебя ли гребень мой? Верни его сейчас же, старая... – Тут девица осеклась, пристально вгляделась в лицо Яги и закончила тоном ниже: – ... старая колдунья...

Несколько мгновений обе женщины мерились взглядами, каждая прощупывала силу противницы. Наконец красавица сказала почти спокойно, очень твердо и решительно:

– Не знаю, кто ты и откуда взялась, но сила в тебе страшная, огромная. И все-таки я за свой гребень буду драться насмерть. Это мое единственное приданое – гребень да кое-какие колдовские способности. Если жених разочаруется в моей волшебной силе – не стану я королевой. А потому – быть битве!

Яга ответила ласково:

– В другое время и в другом месте я бы тебе, стерва румяная, косыньки бы повыдрала. Что ко мне в руки попало, то пропало. Но сейчас у меня дело поважнее твоего гребешка с его слабеньким заклятьем. И шум мне поднимать неохота. А потому забирай свою вещицу и катись в свои Малые Бугры.

Красавице явно тоже не хотелось драки. Она поймала на лету брошенный Ягой кошель и сделала быстрый книксен.

Старуха не удержалась от подколки:

– Да мужу не забудь рассказать, как с дюжиной колдунов билась за гребень. А то как бы не разлюбил он тебя.

– Это вряд ли, я же прекраснее всех на свете, – просто, как о чем-то насквозь понятном, сказала незнакомка. – Но колдунью мой король будет еще и уважать.

– Я, кажется, знаю, кто из вас двоих вскоре станет править Малыми Буграми, – ухмыльнулась Яга. Ее позабавила такая крепкая вера девицы в свою красоту.

– Так и будет, – кивнула королевская невеста. – Я нарочно вызнала: там даже свекрови нет. Никакая вдовствующая королева не будет учить меня жить. Правда, падчерица имеется, зовут Белоснежкой... ну да с девчонкой я управлюсь!

Она заглянула в кошель – там ли гребень? – и, возясь с завязками, сказала тоном матерой сплетницы:

– Сегодня ночь внезапных свадеб. Знаменитый герцог Синяя Борода – ты слыхала о таком? – тоже нашел сегодня очередную жену. Говорят, на этот раз – совсем зеленая девчушка, ей и пятнадцати нет...

Как незнакомка обернулась сорокой, как улетела – того Яга толком не рассмотрела. Стояла, оглушенная словами молодой колдуньи:

«Совсем зеленая девчушка... ей и пятнадцати нет... герцог Синяя Борода...»

Слыхала Яга про этого чужеземного герцога. Знала, что он с женами делает...

– Синяя Борода? – выдохнула колдунья тихо и грозно. – Да я ж эту бороду... в три узла... Клубочек, вперед! Этот герцог у нас забудет, зачем люди женятся!

Подхватила метлу... и охнула от досады. Змеиная кожа опять лопнула, прутья разлетелись по земле.

Да! Это козни кого-то из врагов! Метлу свою Яга держала в любви и холе – и та ее никогда не подводила. А сегодня...

Друзей не бросают в беде, даже если они деревянные. Яга с молодым проворством собрала терновые прутья, не замечая, что они колют пальцы. Сунула пучок за пояс юбки, подхватила заостренную рукоять, словно копье, и побежала за клубочком, который даже подпрыгивал на месте от нетерпения. Редкие прохожие в ужасе шарахались прочь с ее пути.

Яга не ковыляла, не семенила по-старушечьи – бежала легко. Не замедляя бег, мысленно бросила ворону призыв: «Лети ко мне!» Но чутьем матерая колдунья понимала: опаздывает, не успевает...

На бегу она забормотала:

– В черном озере – черный омут, в черном омуте черный камень лежит. Глядят с неба звезды частые, видят озеро, да камня им не видать... Вы отхлыньте, воды черные, обнажите омут глубокий, покажите черный камень ясным звездам. Как ясны звезды с неба черный камень видят, так бы и мне, Яге, Велесовой дочери, врага моего видеть, будь он хоть за синими морями, хоть за высокими горами, хоть во сырой земле!


Скачать книгу "Ярмарка Поворотной ночи" - Ольга Голотвина бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Сказка » Ярмарка Поворотной ночи
Внимание