Балтийский форпост

Владимир Малыгин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Вот он, выход в море, вот они, торговые пути в заморские страны, но нет! Словно псы сторожевые караулят в море датские корабли, не выпускают из устья Наровы. Небольшая русская крепость на балтийском берегу словно кость в горле не только у захвативших всё побережье данов, но и у крестоносцев. Ещё и псковские бояре с литвинами и Орденом мирные соглашения подписали, не по нраву им постоянная война под боком, мешающая торговле. И Ватикан готовит очередной крестовый поход на славянские земли…

Книга добавлена:
23-04-2024, 11:37
0
72
75
Балтийский форпост

Читать книгу "Балтийский форпост"



Глава 4

К устью Наровы корабль подошёл ещё засветло, когда солнце только-только на сосновые лапы прилегло. Словно устало за день. Ещё бы, столько времени сплошная жара и ни капли дождя! Да сколько? С весны, если посчитать!

То, что это именно наше устье, сразу понятно стало, другой такой большой реки не видели за всё время пути. Да и нет тут рек соизмеримых с Наровой. А если и есть, то точно не в нашем районе. И даже не в нашем… Э-э, стоп! Это уже не отсюда. Никто меня не поймёт, если я пошучу подобным образом.

Издалека видно, как река в море впадает, как на стыке течения и набегающих волн рябь появляется. А за рябью снова тихая вода. Мутная, правда.

И жара к вечеру немного спадать начала.

На Тольсбург когда шли, так измучились под таким солнцем. Вдобавок и земля под ногами пересохла. Первый десяток ещё по твёрдому прошёл, а вот остальным уже не так пофартило. Разбили верхний слой, размесили сапогами. И превратился тот в пыль. В мелкую и невесомую, когда в пальцах даже песчинки-крупинки не ощущаются. Трёшь, трёшь, а там пшик. Взвесь.

А уж коли она невесомая, так и взмывает ввысь с превеликим своим удовольствием под нашими сапогами. Висит над головами серым облаком, налипает на лицо, лезет в нос и глаза, въедается в одежду, набивается под броню. Слёживается под ней тонким и плотным слоем, жуть. Про слипшиеся волосы и говорить не хочу, слишком неприятные ощущения.

А ещё надетое на нас железо из-за этой начинает противно скрипеть при малейшем движении. Пусть она мелкая, но вреда от неё ещё больше. Потому что вроде бы как невесомая, умудряется проникнуть во все щели и сочленения доспеха. И ведь всё равно абразив, пыль-то песчаная.

Если кто в этом сомневается, то достаточно лишь пастишку распахнуть, хапнуть немного этой дряни открытым ртом. Заскрипит песок на зубах, обдерёт язык и горло наждаком, враз все сомнения прочь отлетят.

И ручьи повсюду обмелели, самая мелкая птаха вброд любой из них перейдёт и перья на животе не замочит. От былой красоты водоёмов ничего не осталось, пышные лохмы пушистых зелёных водорослей на дне повысыхали, превратились в серую ломкую паклю.

Слух среди людей пошёл, что засуха грядёт, выгорят посевы, неурожай будет. Как выживать? Ладно мы, у нас и озеро с морем рядышком, и река под боком имеется. Если с огородов не прокормимся, так на рыбе продержимся. И на охоту уповать нельзя, охота в последнее время совсем никакая стала. За зверем далеко приходится ходить. Очень далеко. Ещё немного и с псковскими охотниками можно было бы пересечься. Те тоже в поисках добычи далеко забредают.

Будет туго, придётся с племенами на той стороне реки договариваться. Чтобы позволили по своей земле ходить и в лесах пропитание добывать.

А ведь помню я про подобную засуху в этом времени. И про голод тоже помню. Выходит, грядут тяжёлые испытания? Если так и есть, то нужно будет закрома дополна набить. И даже чуть больше.

Отложил пока пришедшие в голову мысли в сторону, не до воспоминаний сейчас, но чуть позже обязательно к ним вернусь.

Стою на мостике, на близкий берег поглядываю. Переход пусть и спокойный, но отвлекать новоназначенного шкипера от дела разговорами и расспросами не стал, в крепости договорим.

А присматривать, присматриваю! Мало ли. Одно дело по открытой воде идти, а другое как раз сейчас и наступает. Самый сложный этап плавания будет — заход в устье против течения и подход к месту стоянки. Вот и посмотрю, проверю, есть ли у него и впрямь какой-то мореходный опыт или нет?

Так что облокочусь на планширь и постою тут, сбоку от рулевого, так оно мне спокойнее будет.

Понимаю, что случись что, то и от меня проку мало будет, но… Но всё равно постою. Поприсутствую. И рулевого в тонусе подержу, и шкипера. Чтобы не расслаблялись лишний раз.

Как раз в этот момент вошли в зону речного течения. Корабль несколько раз легонько тряхнуло на границе вод, сердито шлёпнула речная, в разводах серой пены, вода по борту. Если бы не вслушивался и не всматривался, так ничего бы и не заметил и не услышал.

А раз вслушивался и настороже был, то не только снисходительное пошлёпывание волны по борту услышал, но и скрип ступеней на трапе! Поднимается кто-то. Кто? А кроме Ростиха больше и некому подниматься.

— Вроде бы наша река? — подошёл охотник.

— Наша, — кивнул в ответ. — Вон оно, устье, прямо перед нами.

— Где? — озадачился Ростих.

— Видишь, где песок заканчивается? — показал направление на оконечность мыса рукой. — Вот там и устье.

— Так это что? Получается, уже наш мыс? — и с явным облегчением в голосе выдохнул. — Неужели доплыли?

— Доплыли, — подтвердил. И чего так обрадовался? Надо бы уточнить. — Что? Не понравилось тебе море?

— Нет, — мотнул головой Ростих. И вполголоса заоправдывался, опасливо поглядывая на рулевого. — Ну кому такое может понравиться? Ни конца, ни края этой воде не видно. До берега не докричишься! И ладно бы вода эта добрая была, так ведь нет! Горькая!

— Да-а, получается, не по нраву тебе море пришлось? В лесу лучше?

— Знамо, лучше! — подхватил Ростих.

И, доверительно склонившись ко мне, проговорил, стараясь чтобы его ни рулевой, ни прислушивающийся к нашему разговору шкипер не услышал. — Как представлю, что под ногами ничего нет, а до дна не достать, так веришь ли, вот тут, — прижал ладонь к груди, — холодеет и душа чуть ли не в пятки проваливается!

— Верю. У меня иной раз тоже что-то этакое где-то здесь, — повторил его жест, тоже прижал руку к сердцу, — проскакивает.

Постарался придать лицу серьёзное выражение. А то улыбка так и просилась наружу. Человек ведь и впрямь опасается большой воды.

— И у тебя тоже? — неверяще глянул на меня Ростих. — А с виду и не скажешь…

— Невместно мне такое на людях выказывать, — построжел лицом.

— Ну, да, — смутился охотник. И тут же схитрил, вернулся к первоначальной теме. — А это точно наш мыс?

— Он самый и есть.

— А на мысу этом дозорные должны сидеть. Не видел ли кого? — И сам тоже в недалёкий берег пристально всматривается, старается разглядеть своих воинов.

— Нет, пока никого не видел. Сколько не всматривался, а никого не видать!

— Заснули они там все, что ли? — пробормотал словно бы про себя Ростих. Искоса глянул на меня.

В ответ плечами пожал, рано выводы делать. Как бы и не должны они высовываться. Если только не сообразят, что свои пришли. Должны ведь знать, кто на этом корабле плыть будет? Должны! Значит, если не полные дурни, а таковых в дозор никто не отправит, то выглянут, никуда не денутся, обозначат себя!

Похоже, Ростиху точно такие же мысли в голову пришли:

— Нет, спать там никто не будет, а вот растеряться могут! — и выругался. — Ну я им устрою!

Именно в этот момент, не раньше и не позже, из-за деревьев вынырнула человеческая фигурка, сверкнула в лучах заходящего солнца железной бронёй, махнула руками над головой.

— А я что говорил? Бдят! Что ещё за знак такой? Не дело попусту руками размахивать. Не обговаривали мы ничего подобного! — озадачился Ростих.

— Да это они нас просто приветствуют, — успокоил своего товарища.

— Приветствуют они, — пробурчал охотник.

— А вот сейчас и узнаем, так ли это, — выпрямился и поднял руку вверх.

Воин на берегу только этого и ждал, сразу же развернулся и отступил за деревья, только его и видели.

— Понял? — усмехнулся. — Они только ответного сигнала и ждали.

— Ждали они. И тебя рассмотреть умудрились? Ишь, глазастые. А, вообще, раз у нас корабли появились, то нужно новые сигналы придумывать. А не гадать, что это нам с берега сказать хотят!

— Вот ты и придумай!

— Да уж придётся, — согласился Ростих. Покосился на рулевого, задержал взгляд на шкипере. — Ну и как он?

— Вроде бы на своём месте оказался, не соврал, — не стал принижать голос. Всё равно не услышит, далеко от нас стоит. А и услышит, так невелика печаль. Вижу же, понимает, что я за ним сейчас пристально наблюдаю, каждое движение и все отдаваемые им команды контролирую. И ещё вижу, что старается мужичок себя должным образом показать. Понимает, что подобный шанс приподняться нечасто выпадает. — Сейчас как раз в устье входить будем, вот тогда сразу всё понятно станет.

— Почему входить? Плыть!

— Не-ет, дружище. Моряки по морю ходят! А плавает там кое-что другое, — и, поманив его к себе поближе, прошептал на ушко, что именно.

— Сам придумал? — отстранился Ростих. На лице удивление вместе с недоверием.

— А хоть бы и сам, — не стал отказываться. — Ты вон сигналы новые собрался придумывать, а я новые традиции! Морские!

— А и правильно! У нас всё по своему должно быть!

— Должно, — кивнул согласно. — И будет! Своя крепость и своя дружина. Корабли вот, тоже свои, пусть и трофейные. И команду на них нужно будет толковую подобрать. Обучить их быстро. Потому что тянуть с обучением нельзя!

— Тебя что-то тревожит? — подобрался охотник.

— Сам посуди. Одну крепость недостроенную сожгли, так Вальдемар на нас войско послал. Мы его наголову разбили. Корабли эти захватили. И тут же вторую крепость вслед за первой уничтожили, пока они не опомнились и подкрепление не прислали. Как думаешь, что теперь король сделает? Вряд ли смирится с такими потерями.

— Выходит, опять нападения ждать?

— Выходит, — согласился.

— Так а тревожишься почему? Понятно же изначально было, что в чужие земли идём. Что придётся в броне спать и меча из рук не выпускать. Что не так?

— Всё так! Просто времени на все дела не хватает!

— А его всегда на всё не хватает. Ты живи, просто живи. А враг придёт, так отобьёмся с Божьей помощью!

— Отобьёмся, никуда мы не денемся. Но на одну божью помощь уповать не следует, мастерские нам нужны! И мастера! Тогда точно от всех отобьёмся!

— По зиме у нас и этого не было, — придвинулся вплотную Ростих. — Ни крепости, ни кораблей, ни земли. И людей за тобой горстка всего небольшая была. А сейчас? Так скажу, я много где был, довелось в своё время с князем Ярославом по белому свету походить. И никогда такого не видел, чтобы из ничего так быстро что-то получалось. Поэтому и пошёл за тобой, поверил. И люди тоже поверили. И идут к тебе отовсюду, потому что слух по земле пошёл, что за тобой жить можно! Что не рвёшь ты с людей последнее. Да что говорить, ты даже вот этому корабль доверил! Поверил незнамо кому.

— Погоди, как это незнамо кому? — удивился и в первый момент даже растерялся. — Ты же самолично его ко мне привёл? Кто мне его порекомендовал? Не ты ли?

— Так я же… Так мне же… Тоже… — пришла пора растеряться Ростиху.

— То-то и оно, что ты же! В общем, все мы сейчас в одной лодке. И это не метафора!

— Не мета… Что?

— Да не важно! — отмахнулся. — На пустом месте ведь начинаем! Потому и приходится от каждого из нас брать по полной. Все умения вытаскивать из людей! Иначе до следующей весны не доживём!

— Доживём! Теперь точно доживём! Потому что некуда нам деваться!

— Хорошо, что ты это понимаешь! А теперь смотри, самое сложное в этом плавании наступает. В реку заходить будем!

— А попадём? Какая-то она маленькая отсюда, наша река?

— Насчёт попадём это ты нашего шкипера спрашивай. Да не сейчас, — остановил Ростиха. Он ведь и впрямь собрался вопросы задавать. — Не отвлекай, не до тебя ему…


Скачать книгу "Балтийский форпост" - Владимир Малыгин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Альтернативная история » Балтийский форпост
Внимание