Контрразведчик на Западенщине. Генерал КГБ вспоминает

Василий Грачев
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Жизнь генерал-майора Василия Ефимовича Грачева похожа на остросюжетный роман. Имея «бронь» добровольно ушел на фронт страшной осенью 42-го, прошел через горнило Курской битвы в рядах воздушно-десантной дивизии… внезапно обнаружив, что в действительности служит в заградотряде, приданным легендарному СМЕРШу. И последующие десятилетия службы в военной контрразведке, наполненные непрерывной борьбой с чужими и своими – с агентурой абвера и ЦРУ, с западноукраинскими националистами и с кознями всесильного заместителя председателя КГБ Цинева…

Книга добавлена:
11-07-2023, 06:42
0
274
75
Контрразведчик на Западенщине. Генерал КГБ вспоминает

Читать книгу "Контрразведчик на Западенщине. Генерал КГБ вспоминает"



«Варяги» в КГБ

28 декабря 1958 года председателем КГБ стал Александр Николаевич Шелепин, бывший с 1947 года Первым секретарем ЦК ВЛКСМ и членом ЦК КПСС, летом 1957 года был в числе группы молодых партийных руководителей, не давшей старой гвардии – Молотову, Булганину, Маленкову и Кагановичу – снять Хрущева. Шелепин напористее других поддержал его., был по достоинству оценен и через полгода, в апреле 1958 года, возглавил отдел партийных органов ЦК КПСС, а через несколько месяцев стал руководителем государственной безопасности Страны, активно взявшись за ее перестройку. На заседании президиума ЦК КПСС от 9 января 1959 года было утверждено Положение о КГБ и его органах, остававшееся в силе до самой перестройки, по которому КГБ стал именоваться: «при Совете Министров СССР». Комитет и его органы на местах объявлялись политическими органами партии и правительства по защите государства от посягательств внешних и внутренних врагов, а также по охране Государственных границ СССР. Шелепин сразу же начал перестройку структуры комитета и органов на местах, не посоветовавшись со специалистами. Он ликвидировал все самостоятельные управления, превратив их в отделы и 3-е Главное – в 3-е Управление контрразведки, а заодно и сократил аппарат. Потом уже, при председателе Андропове, по всем этим непродуманным новшествам пойдет обратный процесс. Шелепин, прозванный в чекисткой среде «Железный Шурик», много принес вреда в кадровой политике. Он не скрывал своего недоверия к кадровым сотрудникам, убирал опытных чекистов, заменял их молодыми ребятами из комсомола, а его вожаки: секретари райкомов, обкомов комсомола становились начальниками городских отделов, областными руководителями подразделений. Так продолжалось и после Шелепина, когда КГБ возглавил по протекции Хрущева первый секретарь ЦК комсомола Владимир Ефимович Семичастный. То же самое происходило в военной контрразведке: опытных руководителей увольняли и заменяли призванными по партийному набору войсковыми командирами и политработниками, отдельные из которых буквально издевались над профессиональной сущностью контрразведывательной работы. Так, например, один из назначенных на подполковничью должность выклянчил себе по прежним заслугам звание полковника, красуясь своим величием, так проявил себя при одном из докладов подчиненного оперработника: – «Здравия желаю, товарищ полковник! Разрешите доложить?» – «Что у Вас?» – «Провел явку с агентом, получил донесение, надо вам ознакомиться и расписаться» – «Расписаться, пожалуйста». После чего возвращает донесение оперработнику, не соизволив даже прочитать его. Аналогичных примеров и им подобных профессионального невежества можно привести множество, но они того не заслуживают.

Хотя об упомянутом полковнике можно добавить. В военном отношении он был отлично подготовленным и, безусловно, имел перспективную карьеру. Перейдя в органы госбезопасности, он всегда пользовался, прежде всего по этому качеству, должным авторитетом и уважением. Выслужив срок в звании полковника, он напомнил управлению кадров КГБ, что его бывшие однокашники по военной академии ходят генералами и непонятно, зачем его брали в органы, если считают бесперспективным. Сработало. Предложенная в 1966 году должность заместителя – генеральская. Вскоре получил это звание. Впоследствии притерся к руководству крупными органами. Получил звание генерал-лейтенанта вполне заслуженно, хотя бы потому, что эту должность в городе Хабаровске предлагали нескольким другим, но они отказались. За успехи в общем руководстве и достигнутые подчиненными органами конкретные результаты в борьбе с противником награжден знаком «Почетный сотрудник госбезопасности». Написал книжку, но не воспоминаний, а как «Записки военного контрразведчика», а также вошел в историческое издание «Военная контрразведка» с личной его фотографией. Кстати, там он из призванных по партийному набору не один. Они хвалят себя неизвестно за что, а следовало бы признаться, что в развале СССР есть и их доля вины.

В апреле 1959 года отправлен на пенсию начальник военной контрразведки генерал-лейтенант Дмитрий Сергеевич Леонов и вместо него назначен генерал-майор Анатолий Михайлович Гуськов (1914–2005), в органах государственной безопасности с 1939 года, с 1951 по 1953 год работал в аппарате ЦК КПСС, затем руководил территориальными органами МВД и КГБ Азербайджанской ССР.

В сентябре 1956 года стал заместителем начальника 3-го Главного управления КГБ, а с июня 1959 года – начальником 3-го Главного управления – 3-го Управления КГБ, уступив в феврале 1963 года должность своему заместителю генералу Ивану Анисимовичу Фадейкину.

Разгоняя кадры сталинского периода, «Железный Шурик» добрался и до генерала Кравченко. В августе 1959 года он был уволен из органов госбезопасности, разжалован в рядовые, но не был лишен льгот почетного чекиста, поэтому сохранял право на ношение генеральской формы. Пенсионное обеспечение определялось в 50 % размере. О состоявшемся увольнении узнал от Николая Григорьевича при разговоре по телефону. На мое возмущение: «Как же так, мы же доказали Вашу невиновность?!» Последовал ответ: «Дело не в виновности, уволили и всех других: кто работал со Сталиным». Вскоре Николаи Григорьевич обменял квартиру во Львове на квартиру в Калининграде, где жила его сестра. Прибыв к нему на квартиру с двумя автомашинами и группой солдат, я помог ему отгрузить все его имущество и вещи. При этом мне запомнилось следующее изречение в адрес бросившей его супруги – актрисы Цесарской, его единственной любви: «Эмма Гавриловна забыла прихватить приготовленный к отправке в Москву вот этот огромный ящик с посудой и оставила мне для дальнейших выступлений в домашних условиях (сказано было с сарказмом) трибуну из красного дерева. Постарайся погрузить их так, чтобы не повредить». После убытия в Калининград до конца дней его жизни между нами продолжалась переписка. В письме от 6.08.1960 года, которое прилагается в ксерокопии к приложению, доложил, что он уже житель Калининграда и отметил: «Мое отношение к тебе известно – ценил и любил тебя за твой ум, за твердость и за то, что в работе ты никогда себя не щадил». В последующих письмах он иногда писал о своих страданиях, связанных с увольнением из органов. Об этом ярко свидетельствует его письмо от 31.10.1960 года со следующим признанием: «Я горько страдаю, хочу забыть все, но не в силах – много отдано жизни и здоровья… Жестко со мной обошлись руководители – одним взмахом уничтожили мою жизнь, плюнули в лицо». Я в своих ответах пытался успокаивать его, рекомендовал обжаловать решение КГБ в ЦК КПСС. Так поступить рекомендовал и зав. админотделом Н. Р. Миронов, во время встречи со мной, но Николай Григорьевич отвечал, что это ему не нужно, нанесенные травмы, мол, этим все равно не залечишь! Последнее письмо от него было отправлено 16.09.1962 года, а вскоре он ушел из жизни. Жаль, жаль, жаль!


Скачать книгу "Контрразведчик на Западенщине. Генерал КГБ вспоминает" - Василий Грачев бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Контрразведчик на Западенщине. Генерал КГБ вспоминает
Внимание