Читать книгу "Марна"



В течение 6 сентября ген. Жоффр получил данные, что наступление 6-й французской армии и левого крыла 5-й армии задержано, маневр союзников застопорен, таким образом, на обоих флангах. Одновременно стало известно, что 1-я германская армия перебрасывает свои силы на северный берег Марны. В соответствии с этим Жоффр, не меняя своих указаний, отданных перед началом сражения, порекомендовал английской армии несколько изменить направление своего движения, с направления северо-восточного перейти на северное.

Утром 7 сентября части левого крыла 5-й французской армии, готовясь возобновить наступление против противника, обнаружили, что немцы отступили к северу. 5-я французская армия начинает медленно и осторожно продвигаться в том же направлении. Конный корпус Конно и 15-й корпус к концу дня находились все еще южнее Большого Морэна. 3-й корпус слабо продвигался к северу. Зато 1-й корпус, энергично продвинувшись за день вперед, вечером подошел к р. Малый Морэн в районе Монмираля.

Очевидец описывает, с каким подъемом шли бойцы этого корпуса: «Во время отступления они казались иногда разбитыми и усталыми; в этот же день они легко совершили переход больше чем в 30 км. нагруженные ранцами и таща, кроме того, собранные на поле боя трофеи: каски, пики, сабли и т. п.». Что касается 10-го корпуса, то части 19-й дивизии на южной опушке леса Голь столкнулись с противником. Немедленно артиллерия открыла огонь. Вскоре в немецком окопе поднялся белый флаг, немцы, бросая оружие, стали сдаваться в плен.

Окопы немцев представляли ужасное зрелище: на протяжении 500 м больше 500 трупов и 150 тяжело раненых. Оказалось, что немецкий батальон принадлежал к составу 10-го германского резервного корпуса, который отошел, не передав приказа об отходе своему авангарду. К вечеру 19-я дивизия вышла на северную опушку леса Голь.

Английская армия 7 сентября подошла в Большому Морэну и в ряде пунктов перешла реку. В районе Ла Ферте английская армия примкнула к 5-й французской.

На левый фланг английской армии, южнее Марны, вышла 8-я французская дивизия. Таким образом, все три союзные армии образовали теперь непрерывный сомкнутый фронт корпусов севернее и южнее Марны.

Утром 7 сентября Жоффр получил более многочисленные донесения об отступлении 1-й германской армии. В 15 часов 45 минут он отдал приказ, по которому армиям левого союзного крыла было дано направление новому движению, на северо-восток, с задачей охвата правого фланга противника. Английская армия должна последовательно перейти Большой и Малый Морэн и р. Марну. 5-я армия ускоряет движение своего левого крыла, оказывая на правом фланге поддержку 9-й армии.

В штабах 3-го и 9-го немецких корпусов полученные в ночь с 6 на 7 сентября противоположные распоряжения Клука и Бюлова вызвали большую сумятицу. Не знали, кого слушать. Только в 10 часов последние части отошли с дороги, где шел бой 6 сентября. Впервые с начала войны дивизии двух корпусов шли назад. Причины отхода частям не были известны, и это подавляюще действовало на бойцов. После полудня оба корпуса перешли Малый Морэн, но им не пришлось остановиться здесь, так как в пути были получены новые распоряжения.

Клук снова изменил свои намерения в отношении двух корпусов, остающихся еще южнее Марны. Между 9 и 10 часами 7 сентября он получил радио германского главного командования, в котором сообщалось о переходе союзников в общее наступление. Это заставило командование 1-й армии совершенно по-иному оценить положение на р. Урк, куда противник, очевидно, направлял главный удар. В 11 часов Клук посылает радио 2-й армии с просьбой направить оба корпуса на правый фланг фронта на р. Урк. Бюлов соглашается отпустить 3-й корпус, который продолжает свое движение к северу. Но 9-й корпус он задерживает, возлагая на него охрану правого фланга 2-й армии.

Весь день 7 сентября вопрос об этом корпусе стоял неопределенно. Клук, видимо, колебался в принятии окончательного решения, но новое обострение обстановки вынудило его к этому. В 10 часов утра передовые частя англичан были обнаружены у Куломье. Обоим германским кавалерийским корпусам дается указание удерживать в своих руках течение р. Малый Морэн. Но в это время осложняется положение на р. Урк.

В 12 часов 15 минут Клук отдает распоряжение 2-му конному корпусу помочь 3-й дивизии, положение которой в районе Вареда становится весьма опасным. Марвиц направляет туда 9-ю кавалерийскую дивизию; вслед за ней 2-ю дивизию. 1-й конный корпус в это время отходит за Малый Морэн, открывая этим путь для дальнейшего продвижения англичан.

Клук теперь всецело поглощен мыслями о фронте на р. Урк, где положение становится еще более опасным. После 18 часов радио от 1-й армии потребовало переброски 9-го корпуса на р. Урк; необходим ввод его в бой уже на следующий день, т. е. 8 сентября. В 19 часов к ген. Квасту (командиру корпуса) прибыл офицер из штаба 1-й армии, чтобы провести корпус к месту его нового назначения.

В 21 час 15 минут Клук отдает приказ на 8 сентября: 2-й, 4-й и 4-й резервный корпуса под командованием ген. Линзингена должны окопаться и удерживаться на месте. Левое крыло фронта на р. Урк должно быть отведено на более удобные позиции. На правом крыле должно быть начато наступление по прибытии подкреплений, 3-й и 9-й корпуса должны возобновить движение в 2 часа ночи, чтобы вступить в тот же день в боевую линию на правом фланге армии. 2-й конный корпус должен обеспечивать нижнее течение Большого Морэна против Куломье.

Между тем 3-й и 9-й германские корпуса продолжали свое движение на север. Оба они ушли с правого фланга 2-й армии. Известие об этом выбило Бюлова из состояния равновесия. Он возмущен сумасбродством Клука. Но делать нечего, надо спасать положение на своем правом фланге, где оно становится с каждым часом все опаснее. 13-я дивизия (состоявшая всего из одной бригады) располагается фронтом на запад, севернее Монмираля; левее, по северному берегу Малого Морэна, занимает позиции 10-й резервный корпус. 14-ю дивизию 7-го корпуса Бюлов перебросил на левый фланг, где положение тоже было крайне напряженным.

В соответствии с указанием французского главного командования о преследовании отходящих германских сил в направлении на северо-восток командующий 5-й французской армией отдал приказ возобновить наступление 8 сентября. Четыре французских корпуса были нацелены против четырех германских дивизий правого крыла 2-й германской армии.

Подходя к Малому Морэну, командир 18-го корпуса, ген. Модюи, получает сведения, что противник занимает сильно укрепленную позицию с батареями тяжелой артиллерии. Он отдает приказ об атаке противника, но только после тщательной разведки и сильной артиллерийской подготовки. Около 15 часов авангарды 35-й правофланговой дивизии, подходившие к Малому Морэну, попали под огонь артиллерии противника; командир дивизии остановил движение и ввел в действие артиллерию. Вечером одна из бригад перешла Малый Морэн и расположилась на другом его берегу. Продвижение левофланговой дивизии совершалось гораздо быстрее, и к 11 часам 15 минутам один из ее полков беспрепятственно переправился через Малый Морэн и продвинулся дальше к северу.

Восточнее слышна канонада, но к северу путь свободен. Командир дивизии решает атаковать немцев, охватывая их расположение с севера. Особенно удачно действует 18-й пехотный полк, смело и уверенно продвигающийся к северу и увлекающий за собой другие наступающие части французов. Разразившаяся гроза вносит замешательство в атаку, но затем французские части возобновляют атаку и овладевают окопами противника севернее Монмираля. Немцы отходят; по пятам за ними идут французы. В это время части 1-го и 3-го французских корпусов подошли к Малому Морэну в районе Монмираля и восточнее. Попытки их переправиться через реку терпят неудачу: противник сильно укрепился на северном берегу реки, и его тяжелая артиллерия обстреливает подступы. Также задержан перед рекою Малый Морэн и 10-й корпус.

Смелая атака 18-го полка, приведшая к общему продвижению французов, является примером блестящей инициативы и твердого следования поставленной задаче. Эта победа, имевшая в глазах пехоты значение одного из эпизодов борьбы, в действительности повлекла неисчислимые последствия и может служить для нас доказательством, что при известных условиях частный успех может перерасти в общий, решающий судьбы всей войны. Если сказать, что промокшие до нитки, бесконечно уставшие, но охваченные энтузиазмом бойцы 18-го полка выиграли Марнскую битву, это не будет слишком большим преувеличением. Для этого нужно посмотреть на то, что в это время происходило на правом фланге 2-й германской армии.

8 сентября утром ген. Бюлов получает крайне тревожные сообщения о положении в бреши между 1-й и 2-й армиями. Авиаразведка доносит, что сильные колонны противника движутся с линии Куломье — Эстернэй на север. Командир 1-го конного корпуса, ген. Рихтгофен, доносит, что его позиция на Малом Морэне прорвана. Во 2-й армии нет никаких резервов, чтобы противостоять угрозе правому флангу. 1-я армия, очевидно, целиком увязла в боях на р. Урк.

В середине дня снова тревожные донесения от ген. Рихтгофена. Правда, обоим кавалерийским корпусам удалось кое-как сорганизовать оборону Малого Морэна, но противник наступает в столь значительных силах, что отступление неизбежно. В течение дня это отступление происходит, но в полном беспорядке; оно скорее похоже на бегство. 5-я кавалерийская дивизия спасается на северный берег Марны в панике, даже не разрушив переправы через эту реку. Только гвардейская кавалерийская дивизия отходит в сравнительном порядке, прикрывая с севера 13-ю дивизию.

Но эта последняя уже подверглась ожесточенным атакам противника. На левом фланге их удалось отразить, однако в центре удар противника, поддержанный сильным фланкирующим артиллерийским огнем, отбрасывает в темноте наступившей ночи несколько рот к востоку. Командир 13-й дивизии, не имея возможности среди ночного мрака установить, с какими силами противника он имеет дело, приказывает всей дивизии отойти. Немецкие батальоны торопливо пробираются мимо французских бивуаков; однако утомленные французы их не преследуют. Не успели разрозненные части дивизии кое-как привести себя в порядок при отходе, как было получено новое указание армейского командования — отступать дальше на восток. Измученные боями и переходами, бойцы 13-й дивизии идут дальше и к утру 9 сентября занимают новые позиции.

По получении известия о происшествиях на участке 13-й дивизии начальник штаба 7-го германского корпуса звонит в штаб армии: «Французы прорвались на фронте 13-й дивизии, бригада Унру отступает. Генерал Эйгем (командир 7-го корпуса) предлагает отвести правое крыло назад». Генерал Бюлов дает согласие, так как «у нас нет больше резервов». Отдается приказ: «13-я пехотная дивизия отходит позади р. Вердонель (впадает в Марну в 10 км восточнее Шато-Тьерри), 10-й резервный корпус примыкает к ней». Монмираль и берег Малого Морэна, восточнее его, очищены частями 10-го резервного корпуса. Марнская брешь увеличилась еще на 15 км.

Но положение, создавшееся в бреши, теперь уже непосредственно угрожает левому флангу и тылам 1-й германской армии, которая ведет бой севернее Марны. Правда, англичане движутся медленно. Два раза в течение дня Жоффр торопит их, указывая на важность скорейшего перехода Марны. 8 сентября почти весь день английские корпуса ведут бой против кавалерийской завесы немцев на р. Малый Морэн. Лишь к вечеру река пройдена на всем фронте, и корпуса продолжают движение на север.


Скачать книгу "Марна" - Михаил Галактионов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание