Читать книгу "Марна"



Схема 3. Бои у Парижа

4-й резервный корпус, следуя утром 5 сентября на юг, узнал о скоплении французских сил в районе северо-восточнее Парижа. Командир корпуса ген. Гронау, следуя указаниям устава, в 12 часов 30 минут принял решение атаковать обнаруженного противника. Это была разведка боем — решение вполне правильное. В 13 часов раздались первые выстрелы — Марнокая битва началась; началась почти на сутки раньше, чем намечало французское главное командование. Развернувшиеся бои показали геи. Гронау, что он имеет дело с крупными силами противника; поэтому ночью он принял решение прекратить бой и отойти.

Первоначально Клук не придал серьезного значения сообщению о боях, которые вел 4-й резервный корпус. Лишь около полуночи он узнал, что против корпуса действовали значительные, хотя и неизвестной численности, силы противника и что 4-й резервный корпус вынужден был перед ним отступить. Оставить дело в таком положении нельзя было, ибо французы могут, продвигаясь дальше, перерезать сообщения 1-й германской армии с ее тылами. Однако Клук и теперь не придает серьезного значения угрозе со стороны Парижа. В полночь с 5 на 6 сентября он ограничивается тем, что приказывает 2-му корпусу немедленно же перейти на северный берег Марны и оказать поддержку 4-му резервному корпусу.

Получив приказ, командир 2-го корпуса, ген. Линзикген, немедленно поднимает на ноги свои дивизии. Артиллерия 3-й дивизии высылается вперед. Около 11 часов 3-я дивизия вступает в бой. Подходит 4-я дивизия.

Но к полудню 6 сентября оказывается, что и этих сил недостаточно. Клук отдает приказ 4-му корпусу выслать немедленно артиллерийский полк на поддержку двум корпусам, ведущим бой севернее Марны. Вечером, по получении новых тревожных донесений, Клук приказывает всему 4-му корпусу перейти на правый берег Марны. Всю ночь обе дивизии этого корпуса форсированным маршем идут в северном направлении, покрыв за эту ночь дистанцию около 60 км. 7 сентября они вступают в бой.

Этот бой, получивший исключительно важное значение в ходе Марнского сражения, разыгрался западнее р. Урк и потому обычно называется битвой на р. Урк. Однако 6-й французской армии так и не удалось перейти эту реку и выполнить свою боевую задачу.

В течение трех дней, 6, 7 и 8 сентября, 6-я армия была задержана на рубеже, который обозначается дорогой, обсаженной тополями. Здесь, среди мирных пашен, ферм и селений, складывался постепенно фронт, по обеим сторонам которого расположилась на холмах мощная артиллерия, осыпавшая противника снарядами с яростью, уже заставлявшей предвкушать будущие условия позиционной войны. Здесь сковали друг друга в мертвой хватке две армии — 6-я французская и 1-я германская; каждая из них настойчиво, но безуспешно стремилась опрокинуть врага и пробить себе дорогу: одна — к р. Урк, другая — к Парижу.

Мы остановимся сначала на участке фронта, который прилегал непосредственно к р. Марне. Обе стороны стихийно уже стали ощущать, какое значение получает Марна в возникшей битве. Германцы понимали, что это наиболее уязвимое место в их расположении, и приняли усиленные меры к обороне дер. Варед, расположенной как бы на острове между рекой и окаймляющим ее каналом Урк.

Ген. Монури, командующий 6-й французской армией, на 6 сентября поставил перед своими войсками задачу переправиться через р. Урк и выйти в район Шато-Тьерри. Он напомнил частям о важности роли, падающей на 6-ю армию: «Ударом по правому флангу врага она не только может спасти Париж, но и оказать очень большое влияние на развитие операции. Перед такой целью надо забыть об усталости и осторожности…»

Утром 6 сентября группа резервных дивизий ген. Ламаза продвигается на восток через селения, очищенные ночью немцами. Но подойдя к линии немецкого расположения, она попадает под огонь противника. Генерал Ламаз узнает, что две дивизии противника перешли Марну и, очевидно, усилили его фронт. Надо, следовательно, немедленно атаковать расположение противника и прорваться к р. Урк.

55-я резервная дивизия французов атакует с. Барси западнее тополевой дороги. В 12 часов два полка, развернувшись в боевом порядке, с развернутыми знаменами, под звуки труб устремляются вперед, но их встречает огонь, причиняющий жестокие потери. Лейтенант Дюмениль подхватывает упавшее знамя 246-го полка и дважды увлекает за собой стрелков. Село Барси взято. Части продвигаются дальше, но вскоре останавливаются из-за огня противника. До вечера идет перестрелка. Отхлынув назад, французы все же удерживаются на линии Барси. Французские легкие батареи не смогли справиться с тяжелыми полевыми орудиями немцев и вынуждены были отнести свои позиции дальше к западу. Ночью части окопались на своих позициях.

С немецкой стороны дер. Варед обороняла 3-я дивизия. Уже с утра 6 сентября 11 легких батарей занимают артиллерийские позиции северо-восточнее Варед; восточнее располагаются тяжелые 150-мм гаубицы. Все орудия немедленно открывают огонь по наступающему противнику. В 10 часов пехота начинает развертываться и продвигаться вперед, западнее деревни. Батальон 42-го полка переходит тополевую дорогу, в направлении Барси, но, попадая под огонь противника, вынужден отойти к дороге, где и залегает. Справа и слева от него, вдоль дороги, выходят другие части и сразу начинают рыть окопы; однако недостаток лопат и каменистая почва затрудняют возведение укрытий. Противник непрерывно атакует со стороны Барси. Лишь с наступлением темноты бой прекращается; в нем немецкие части понесли большие потери. Упомянутый нами батальон 42-го полка потерял, например, 5 офицеров, 24 унтер-офицера и 475 бойцов. Атаки французов отбиты, главным образом, немецкой артиллерией, которая вела огонь с ближних дистанций. Деревня Варед горит.

Измученные усталостью и голодом, подавленные кровавой жатвой смерти, германские солдаты лежат в окопах вдоль дороги.

7 сентября группа Ламаза возобновляет свои атаки, но снова без успеха. Ее части выдвигаются к северо-востоку от Барси, но под свинцовым градом противника отходят назад. Левее два батальона пригвождены к месту огнем противника. К 18 часам части одного из полков 56-й французской дивизии достигают тополевой дороги, но не могут здесь удержаться и отходят назад. В 20 часов один из африканских французских полков (зуавы) под прикрытием темноты переходит в наступление и ввязывается в ожесточенный штыковой бой с противником в местечке Этрепильи. Окруженные немцами, зуавы с трудом пробивают здесь дорогу обратно, потеряв в бою половину своего состава. Южнее немцев атакуют марокканцы, но встреченные огнем противника, в беспорядке отходят. Французские батареи попрежнему не могут нащупать артиллерию противника, которая, пользуясь этим, продолжает ожесточенный обстрел французских позиций.

Но так было недолго. Французская артиллерия «нашла» противника. Французские гранаты начинают не на шутку донимать немцев. Варед непрерывно обстреливается. Бойцы прозвали его «адом». Особенно жестоко страдают от огня части, лежащие вдоль дороги, где, кроме неглубоких, наспех вырытых рвов, не было никакого прикрытия. В 14 часов бомбардировка усиливается. Части 2-го и 9-го гренадерских полков немцев не выдерживают адского огня и откатываются назад. Лишь с помощью прибывших подкреплений они отбивают атаки африканцев и удерживают в своих руках занятые позиции. Немцы понесли тяжелые потери. Знамя одного из полков пришлось вытаскивать из груды трупов.

С утра 8 сентября бомбардировка позиции 3-й дивизии возобновляется. Немецкие батареи, обстрелявшие пехоту противника на близкой дистанции, около 800 м, подвергались жесточайшему обстрелу. На одной из них возник пожар, который тушили песком. Стрелки на передовых линиях переживали тягостные часы под невыносимым артиллерийским огнем противника. Командир 3-й дивизии узнал, что 8-я французская дивизия угрожает левому флангу. Одновременно своими крупными силами противник угрожал и правому флангу.

В 8 часов 35 минут командир 3-й дивизии просит разрешения отступить от Вареда. Генерал Линзинген, учитывая общую обстановку, решает эвакуировать Варед. В 9 часов части 3-й дивизии покидают свои позиции; поспешно проходят батальоны через Варед; за ними тянутся длинной вереницей повозки с ранеными.

Но французы не знают о том, что деревня очищена. Их артиллерия продолжает вести по ней огонь. 45-я французская дивизия, которой позиции противника кажутся неприступными, не переходит в наступление.

Участок к северу от Этрепильи составлял центр фронта на р. Урк; с немецкой стороны здесь сражался 4-й резервный корпус под командованием ген. Гронау, которому 7 сентября на северном участке была подчинена также 15-я бригада. В течение трех дней, 6, 7 и 8 сентября, эти части отбивают атаки противника, пытающегося прорваться через тополевую дорогу. Натиск французской пехоты сдерживает главным образом мощный артиллерийский кулак — 24 батареи, 138 орудий.

Но превосходства над французской артиллерией достигнуть не удается. Когда немецкие батареи 7 сентября попытались выдвинуться на позиции, они попали под такой обстрел, что часть орудий вовсе замолчала, другие пришлось отвести назад. На своих позициях артиллерия немцев была под огнем французов и несла большие потери. Артиллерийский огонь с обеих сторон напоминал беспрерывные удары гигантских молотов. Не выдерживая огня противника, немецкие части бросали передовые позиции и отходили в тыл; этим они создавали опасное положение для своих батарей, имевших лишь ничтожное прикрытие впереди. Наиболее ожесточенные бои разыгрались вокруг Этрепильи, куда французы пытались не раз проникнуть.

Другим опасным участком был район севернее Этрепильи. 6 сентября 27-й резервный германский полк, находившийся на этом участке, обращается в бегство, не выдержав залпов французских батарей. Французы переходят тополевую дорогу и прорываются в глубь расположения противника, откуда их выбивают две роты егерей из резерва. Утром 7 сентября сюда вводятся части 15-й бригады, которые выдвигаются к тополевой аллее. Вечером 36-й германский полк получает приказ атаковать противника. Стрелки вытягиваются в линию; пулеметная рота вклинивается тремя отделениями (по два пулемета) в центр и на флангах; полк продвигается западнее тополевой дороги, но под действием мощного неприятельского огня останавливается.

В 21 час командир полка ведет полк в штыковую атаку. Огонь противника усиливается, и лишь часть бойцов доходит до окопов противника. Надвигается ночь; немцы вынуждены отступить. В 5 часов 8 сентября французы повторяют наступление к югу, но немцы переходят в штыковую атаку и отбивают противника. Части 15-й бригады окапываются под непрекращающимся обстрелом артиллерии французов.

С 5 сентября части 4-го немецкого резервного корпуса непрерывно находятся в бою, проводя целые дни под палящим солнцем, без воды и пищи, под ураганным огнем противника. Дезертиры наполняют тыл. Полевая жандармерия тщетно пытается навести в тылу порядок. Паника распространяется все шире. Один из участников сражения передает слова командира 14-й резервной пехотной бригады: «Там впереди вы найдете наши пехотные окопы. По большей части вы найдете там одни лишь трупы. Мы превращены в шлак. Из офицеров этого полка все до последнего убиты или небоеспособны».


Скачать книгу "Марна" - Михаил Галактионов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание