Краснодар: годы испытаний 1942-1943 годы. Книга первая

Борис Оленский
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге рассказывается о самых трудных годах жизни города Краснодара (1942–1943). Что было скрыто в документах Центрального архива Министерства обороны России. История, судьбы людей неразрывно связаны с событиями, происходившими в стране и на фронтах Великой Отечественной войны.

Книга добавлена:
12-10-2022, 12:53
0
433
90
Краснодар: годы испытаний 1942-1943 годы. Книга первая
Содержание

Читать книгу "Краснодар: годы испытаний 1942-1943 годы. Книга первая"



Гитлер, ставя задачи перед абвером, заявил: «Словно тифозные вши, наша агентура должна насытить фронт». Для этого в Краснодаре было размещено несколько разведывательных и контрразведывательных органов врага.

Абвергруппа 102 размещалась на улице Седина, 7, 11, 29, 10, а с конца января 1943 года – на ул. Комсомольской, 58. До этого здесь находилась их конспиративная квартира. Действовала она под видом рабочей команды № 43043. Эти абверовцы формировали группы из числа военнопленных по 25–30 человек в каждой, а через 10–15 дней после ускоренной подготовки агентов забрасывали в тыл Красной армии. Выпускники этой же «школы» готовились к захвату города Туапсе. В руководстве этой группы стояли только немцы, такие как подполковник Пауль фон ГопфГоерг, а вот его заместителем был «русский» немец Рудель Карл Иванович. На руководящих должностях фашисты использовали махровых украинских националистов, таких как следователи Самутин Петр Зотович – бывший петлюровский ротмистр, ГартманШевченко – махровый украинский националист, «переправщик» (через линию фронта) Лысый Роман Ильич – член организации

ОУНУПА. Это говорит о том, что фашисты тесно сотрудничали с националистическими элементами Украины.

Краснодарскую оперативночекистскую группу 4го отдела УНКВД возглавлял лейтенант госбезопасности Дмитрий Федорович Снаговский. За время его боевой деятельности через линию фронта было переброшено 50 человек с разведывательными и диверсионными заданиями. С 8 по 14 сентября 1942 года его группой было завербовано и переброшено через линию фронта в тыл к немцам 14 агентов

Для противостояния вражеской разведке органы государственной безопасности противопоставили деятельность 4го отдела УНКВД, которым руководил

Д. Ф. Снаговский. Перед уходом из города он с группой оперативных работников выполнял специальное задание по эвакуации населения, промышленных предприятий и государственных ценностей, а также уничтожению или выводу из строя остающихся объектов промышленности и транспорта, которые могли бы быть использованы фашистами в своих целях. По улицам города уже лязгали гусеницами вражеские танки. Шли уличные бои. Отстреливаясь от преследующих немецких солдат, чекисты на подсобных плавсредствах переправились через Кубань (мосты в Яблоновском направлении уже были взорваны) и отошли в сторону Горячего Ключа, а затем в Сочи, куда было эвакуировано Управление НКВД. Там ему поручили задание по противодействию вражеской разведывательнодиверсионной сети врага.


Советский разведчик Петр Иванович Прядко в январе 1942 года был внедрен в немецкий разведорган – абвергруппу102. За полтора года пребывания в абвере добыл и передал в центр подробные данные на 101 агента и 26 официальных сотрудников немецкой разведки. Многие из агентов были обезврежены ещё до того, как приступили к выполнению задания

Хорошо законспирированные сотрудники НКВД с первых же дней оккупации приступили к работе в глубоком тылу врага. К примеру, такие разведчики, как Александр Козлов – прототип разведчика Крылова в художественном фильме Валерия Азарова «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна». В Краснодаре активно действовал в тылу врага П. И. Прядко. С освобождением города от немецкой оккупации изменники Родины, осевшие для долговременной разведывательной и подрывной работы, были изобличены и понесли заслуженную кару259.

Советская разведка держала под контролем все абверовские структуры и стремилась их же руками уничтожать самых активных сотрудников. Так, по «подставке» советского разведчика фашисты сами расстреляли махрового палача ГартманаШевченко.

Советские разведчики сообщали, что по состоянию на 15 января в городе насчитывается 10–12 тысяч немецких и румынских войск. Среди них много горных стрелков, и большое количество машин с характерными опознавательными знаками: «перо» (197 гсд), «лук со стрелами» (101 гсд), «прыгающий олень» (46 пд), «ель» (52й строительный батальон) и т. д. На южной окраине Краснодара сосредоточено 8 тяжелых танков. На окраине сада в поселке Яблоновском сложены штабеля боеприпасов. В связи с тем что Яблоновский мост не восстановлен, из Краснодара поезда идут через

Тимашевскую, Крымскую, ГеоргиеАфипскую и т. д.

Одним из таких советских разведчиков был сотрудник контрразведки НКВД П. И. Прядко, имевший псевдоним Воробьев260.

Пользуясь легендой немца по национальности, уроженца Башкирии, в декабре 1940 года переехавшего в Краснодар, в мае 1942 года Управлением НКВД по Краснодарскому краю он был переправлен в район Таганрога за линию фронта под видом перебежчика с заданием сбора сведений разведывательного характера и внедрения в разведывательные органы противника.

Учитывая тлетворность фашистского идеологического влияния на население города, советская контрразведка считала это направление одним из важнейших в борьбе с фашизмом. Поэтому на подпольную работу в качестве резидента советской разведки в Краснодар 4м Управлением НКВД был направлен Михаил Семенович Волобуев (Артемов), который под псевдонимом Тейлор был внедрен в редакцию газеты «Кубань»

Удачно преодолев линию фронта, он, находясь в лагере перебежчиков города Сталино (Донецк), после соответствующей обработки был завербован в абвершколу, а в августе с группой агентов в количестве 10 человек переброшен в тыл Красной армии в район дислокации 56й армии.

Вся группа с помощью Воробьева была задержана без оказания сопротивления и передана в особый отдел 56й армии. При допросе в особом отделе агент заявил о своей принадлежности к органам НКВД, и после тщательной проверки передан в распоряжение Управления НКВД, которое в то время находилось в городе Сочи.

Помимо разведчика Воробьева в этой абвергруппе успешно действовали разведчики Потапов и Гальченко. Ими было выявлено более ста немецких агентов и 26 официальных сотрудников разведывательного органа261.

Вторая абвергруппа102 под командованием майора Вайнерта располагалась на улице Ворошилова. Эта школа спешно готовила агентов из числа доведенных до отчаяния после многодневного голода советских военнопленных. После 10–15 дней ускоренной подготовки их также забрасывали в тыл Красной армии. Эффективность этих «агентов» была низкой. Как правило, они сразу же сдавались СМЕРШ. Шансы на спасение этих людей были невелики, но агенты все равно предпочитали смерть на родине от своих, нежели унизительную гибель в фашистских застенках.

Среди агентов, кроме тех, которых готовили на поток, была сформирована группа в 30 человек, наиболее рослых и крепких предателей, для отправки в офицерскую школу, размещавшуюся в Берлине.

Кроме того, в школе готовилась специальная группа из 300 человек для прорыва советской обороны в районе города Туапсе. Операция назначалась на ноябрь 1942 года. Размещалась группа в пос. Яблоновском, а тренировки по штурму города отрабатывались за станицей Ильской.

Однако успешное наступление советских войск под Сталинградом и начавшееся наступление Красной армии на Кавказе сорвало коварные замыслы врага, поэтому диверсантов немецкое командование вынуждено было передать в казачий кавалерийский полк «Платов».

Помимо «учебы» курсантов привлекали к участию в борьбе с партизанами. Так, в сентябре 1942 года в районе станицы Северской ими было захвачено два партизана, которые были отправлены в тайную полицию262.

Фашисты взрастили и всячески поддерживали украинских националистов. Кадровый состав этой абвершколы ничем не отличался от предыдущего. Так, один из вербовщиков этой школы некто Самутин Пётр Зотович позже стал начальником украинской дивизии СС «Галичина».

Среди карательных немецких подразделений особо выделялась 1я Волчья сотня специального назначения, которой командовал подъесаул Белой армии Беспалов.

Получив информацию об устройстве Тейлора на работу в редакцию, руководство УНКВД сочло возможным для более эффективного использования агента внести дополнительные мероприятия. Командир оперативночекистской группы «Кубанцы» получил указание: «К ранее данному Тейлору заданию направить в Краснодар агента Альбину, которая хорошо его знает, для установления с ним связи и передачи нового (дополнительного) задания». Суть задания заключается в следующем: «Работая в редакции газеты «Кубань», войти в доверие руководящего состава редакции, добиваясь особого сближения с редактором Норделем, изучить возможности его нейтрализации через подобранных для этого людей»263.

Практика показала, что Тейлор успешно справился с этим заданием, ему удалось дискредитировать изменника Родины, редактора газеты «Кубань» Норделя перед новыми хозяевами и убрать его, не привлекая к себе внимания.

Пользуясь доверием шефа гестапо, он имел пропуска и допуск во все уголки оккупированной Кубани. Это помогало ему собирать исчерпывающую информацию о противнике и передавать ее через связных в партизанскую оперативную группу «Кубанцы».

Абверкоманда201 основной упор делала на казачье сословие. Кроме этого существовали диверсионноразведывательные части, такие как казачий батальон фельджандармерии (209й батальон ШУМА).

В 28м номере оккупационной газеты от 1 января 1943 года Тейлор по заданию Центра красочно описал событие по приведению к присяге на верность Гитлеру казаков 1й Волчьей сотни Беспалого. Правда, в целях сохранения «тайны» он назвал командира сотни есаулом Бондаренко.

Кровавый след оставила эта сотня в борьбе с партизанами. Уничтожение партизан на Черной речке началось с захвата карателями разведгруппы партизанского отряда, которую фашистские прихвостни подвергли жесточайшим пыткам. Первым был замучен и погиб 3 декабря 1942 года разведчик Виктор Ложкин (1918 г. р.), 4 февраля без вести пропал его напарник Иван Федорович Константинов (1918 г. р.), 7 февраля погибли разведчики Иван Листовой (1925 г. р.), Василий Кравченко (1920 г. р.) и Аркадий Дмитриевич Щекин – политрук взвода, а 8 декабря карателями был взят в плен разведчик Иван В. Хрипушкин (1892 г. р.). Под пытками или добровольно каратели выведали места расположения партизан.


Скачать книгу "Краснодар: годы испытаний 1942-1943 годы. Книга первая" - Борис Оленский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Краснодар: годы испытаний 1942-1943 годы. Книга первая
Внимание