Антология советского детектива-53. Компиляция. Книги 1-13

Павел Нилин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Очередной 53-й томик Антологии советского детектива представлен читателю. Приятного чтения, уважаемый читатель! Содержание: 1. Леонид Иванович Дениско: Детектив с одесского Привоза (Перевод: Леонид Дениско)

Книга добавлена:
22-12-2022, 16:45
0
891
534
Антология советского детектива-53. Компиляция. Книги 1-13

Читать книгу "Антология советского детектива-53. Компиляция. Книги 1-13"



9

Мильку нашли быстро, поскольку стал известен город ее постоянного местожительства — Белгород-Днестровский.

Она не отрицала, что знакома с Черевиком, но сообщницей его никогда не была, о знакомстве с Петром Тищенко не говорила — Черевик очень ревнивый, 10 марта не звонила ему из квартиры Тищенко (дома у Черевика есть телефон), на улице никаких знаков не подавала и в тот вечер вообще нигде его не видела.

Следователь капитан Дунаев подбирался к Саве — такой была настоящая фамилия Мильки — со всех сторон, вызывал на откровенный разговор, но она твердо стояла на своем.

На щеках у нее был вишневой густоты румянец, губы ярко накрашены, глаза подведены голубой тушью, три верхние пуговицы тесноватой блузки расстегнуты. Да, выглядит привлекательно, ничего не скажешь. Не каждый мужчина устоит перед такой красоткой.

Листая найденную у Мильки записную книжку, Дунаев заметил расписание прибытия в Одессу нескольких судов заграничного плавания, фамилии членов экипажей, их адреса и телефоны. В записной книжке значился и Петр Тищенко, но эта строка была вычеркнута. Следователь показал на нее, спросил:

— Значит, на старшем механике вы поставили крест?

— Ага, — нахально улыбнулась Милька. — Сам виноват. Надумал жениться, а мне еще рано.

— Решили и впредь продолжать свое — погуливать?

— Наверное, это у меня на роду написано, — тряхнула Милька коротко подстриженными русыми волосами. — И ничего, живу. Многим нравлюсь...

— Вам нравятся в основном те, кого можно ободрать до нитки?

— По-всякому бывает. Иногда выпадает и «дохлый» номер. Опыта еще маловато.

— И вы не собираетесь, как говорят в воровском мире, «завязать».

— Ой оставьте, капитан, — махнула рукой Милька. — Меня уже не переделаешь.

— Вы же — порожняк, вас надо немедленно загнать в тупик.

— Не растеряюсь и там.

Дунаев понял, что разговаривать дальше с Милькой нет никакого смысла. К Черевику надо искать другие пути.

Члены оперативно-поисковой группы попытались установить источник информации грабителя или грабителей.

Все три последние квартирные кражи были совершены на территории Приморского района. И преступник точно знал, когда шел на «дело», что хозяев дома нет и что поживиться у них есть чем. Откуда у него такая осведомленность? Кто поставлял ему необходимые сведения? Ни одного человека, входящего в контакт с тремя пострадавшими или членами их семей, установить не удалось. Не обнаружили и такого места, где бывали бы все пострадавшие, в таком случае они сами могли бы дать грабителю случайно при разговоре нужные сведения о себе. Медницко-жестяночную мастерскую, например, никто из них ни разу не посещал.

Вскоре поиск в этом направлении пришлось прекратить.

— Рыба ищет, где глубже, а человек — где рыба, — мрачно пошутил Василий Забара, переиначив известную поговорку. — Только уж больно много мутной воды вокруг. Сквозь ее слой мы ничего не можем рассмотреть.

— Смотрят только зеваки, — бросил майор Погорелов. — А сыщики наблюдают. Им не надо спрашивать, где находится школа. Это они должны определить по тому, куда идут или откуда бегут стаи ребятишек.

Забара не остался в долгу:

— А если ночью? Или каникулы? Или воскресенье?

Они еще не окончательно помирились — начальник и его подчиненный — и при удобном случае обменивались встречными ударами.

Василий все чаще вспоминал разговор с женой Коти Черевика. Ведь кражу на квартире зубного врача можно рассмотреть и под несколько иным углом. Но что-то его удерживало. Нет-нет, сейчас не об этом. Надо идти по горячим следам, а в деле более чем полугодовой давности уже не осталось и холодных.

Схема квартирных краж, как правило, одна: наводчик — грабитель — сбытчик украденных вещей. Все тот же злополучный треугольник. Погорелов даже как-то сказал: «Уже в самом названии этой трехзвенной цепочки кроется преступление».

В общем, он, конечно, прав, хотя и выразил свою мысль не очень грамотно. Но в чем-то с ним можно и поспорить. Нет, название не всегда соответствует действительности. Железную дорогу, например, уже давно обслуживают современные тепловозы и электровозы, а депо называют по старинке — локомотивным. В морских портах страны швартуются сработанные по последнему слову техники теплоходы, дизель-электроходы, атомоходы, а морские транспортные организации называются так, как назывались сто лет назад, — пароходствами. Даже взять границу, где он служил: солдаты вооружены автоматами, а команда по тревоге до сих пор все та же, давняя: «Застава, в ружье!»

Циркач — вполне реальное лицо, у него свои взгляды, свои привычки, свой характер, свои возможности, и надо исходить только из этого. Он попробовал уже графически изобразить его предполагаемые связи. И что получилось? Сам Циркач, его отец и не то жена, не то уже не жена, Надя. И все. Правда, есть еще Милька. Какой же это злополучный треугольник? Преступные связи между ними не установлены — обыск и у Черевика-старшего ничего не дал. Так что распался жалкий треугольник.

Аккуратно, не вызывая подозрений, «прочесали» квартиру за квартирой на улице Воровского, в сто девятом доме, затем в соседнем, осмотрели уцелевшие островки на улице Куйбышева в районе развалин — ни одной зацепки.

И никаких друзей, приятелей, даже просто хороших знакомых у Коти Черевика не оказалось. Прав был Серега, сын ночного сторожа деда Полундры, когда сказал, что от него все шарахаются.

Как же в таком случае он завершал финальную часть операции «квартирная кража» — «сбытчик украденных вещей»? Выходит, ему ничего не оставалось делать, как положиться на случайного человека?

Из материалов судебных заседаний по обвинению Коти Черевика в предыдущих квартирных кражах ясно, что он «погорел» из-за своих сообщников: в одном случае следствию удалось выйти на наводчика, в другом — «засыпался» сбытчик украденных ценностей. Это говорит о том, что он хорошо «обжегся» и уже не пожелает вступать с кем-нибудь в предварительный сговор. Но и доверить случайным людям кучу ценных вещей Черевик не решится. У одного могут возникнуть подозрения, и он просто не захочет иметь с ним дело, а другой еще и сообщит куда следует. Нет, рисковать Черевик не будет. Но тогда получается, что он мог рассчитывать только на собственные силы и возможности? А почему бы и нет.

Если Котя Черевик придумал целый маскарад с переодеванием, так умело навел одесских сыщиков на след мнимого «гастролера», то и с чемоданами и рюкзаком он мог хорошо «побалаганить».

Камеры хранения вокзала и аэропорта проверять, конечно, бессмысленно. Это вообще было бы неслыханной дерзостью, если бы Котя Черевик показал свой «хвост» в аэропорту, вздумал бы оставить украденные вещи в камере хранения. Нет, он на это не пойдет. Он не дурак. Так где же он хранит «свой» багаж?..

Забаре по-прежнему не давало покоя место высадки Циркача из белого «Москвича» и белой «Волги» вечером 10 и 20 марта. Рядом — проходной двор, за ним — развалины...

Правда, водитель «Москвича» Павел Иванович видел, что его пассажир с двумя чемоданами зашел во двор дома номер сто девять по улице Воровского. Но это для отвода глаз. Как только машина уехала, Черевик тут же мог направиться к соседнему дому.

Вечером 10 марта он появился на улице Воровского именно в тот момент, когда туда подъехал Черевик. Причем он, Забара, вышел из двора напротив неожиданно, и Котя Черевик увидел его, когда уже выбрался из машины. Ему стало «горячо». Тихая, обычно безлюдная улица. И вдруг рядом — милиционер. Как тут не занервничать, если только что «взял» квартиру, вел «хвост» в аэропорт, а в машине — два больших чемодана, наполненных вещдоками твоего преступления? Черевик взял себя в руки, спокойно попросил водителя, чтобы он подождал его немного, и быстро зашагал во двор соседнего дома.

Там был проходной двор. И Черевик в спешке «засветил» его.

Из темного подъезда Черевик конечно же наблюдал за ним. Если бы он, Забара, подошел к машине, Черевик сбежал бы. Но он не подошел, направился в сторону улицы Советской Армии. И Черевик, поняв, что на этом случайный инцидент исчерпан, вернулся к машине и забрал чемоданы.

Виделись они лишь несколько секунд, но и за это короткое время Черевик успел «сфотографировать» его, хорошо запомнить, потому и узнал сразу 21 марта во дворе своего дома, хотя он и был не в милицейской форме.

Интересен и такой факт.

Почему Циркач открывал входные двери квартир моряка дальнего плавания, заведующего ателье и мясника Жоры Господчикова одним и тем же способом при помощи «фомки» сложной конфигурации? Почему после краж всегда надевал белый плащ и берет, нанимал случайный транспорт и спешил в одно и то же место — на улицу Воровского? Так было 10 и 20 марта. Да и 15 марта, наверное, тоже. Не хотел ничего менять, потому что невероятно везло?

Высадившись из машин с ворованными вещами, он, чтобы обмануть водителей, заходил во двор дома номер сто девять, а когда те уезжали, быстро шел в соседний, проходной, двор и исчезал с поля зрения случайных прохожих на улице.

Какое же действительно везение! Не один раз высаживался из машины на улице Воровского, пересекал проходной двор, нес чемоданы и рюкзак, был одет в белый плащ, на голове берет — личность в общем-то весьма приметная, — а вот поди ж ты — никому не бросился в глаза, никто его не видел. Только он, Забара, да еще ночной сторож дед Полундра случайно заметили его. Но оказалось и этого достаточно. И воровская судьба Черевика-Циркача теперь предрешена.

Вполне вероятно, что вещи старшего механика Тищенко и заведующего ателье Давидовского Черевик уже успел реализовать. А вот большой черный чемодан и светло-коричневый рюкзак из квартиры мясника Жоры Господчикова «осели» где-то поблизости. И надо искать их в темпе, пока он не вернулся из «бегов» и не приделал им «ноги».

В том, что Циркач успел убежать куда-то очень далеко, ни Забара, ни другие работники райотдела милиции не сомневались. В Одессе его искали тщательно, подняли на ноги всех и вся, но...

В конце концов графический способ изображения событий помог Забаре определить место, где надо искать ворованные вещи.

Восстанавливая в памяти все, что было связано с Котей Черевиком, Забара нанес на карту-схему своего участка путь, который тот совершил ранним утром 21 марта от дома до магазина «Молоко».

По словам одного из добровольных заводских помощников, объект их наблюдения направился к улице Куйбышева, там свернул влево, дошел до улицы Советской Армии и еще раз свернул плево. На бумаге этот маршрут движения напоминал букву «П».

Почему Черевик не пошел по улице Чкалова или по улице Воровского? Ведь этот путь не только короче. В шесть часов пять минут (в это время он вышел из дома) еще темно, а улицы Чкалова и Воровского хорошо освещены, благоустроены. На улице же Куйбышева и лампочек меньше, и во многих местах асфальт выбит, и кучи мусора возле развалин.

Развалины!.. Вот что его привлекло!

Вечером Циркач, быстро исчезая из поля зрения случайного нежелательного свидетеля, через проходной двор попадает в район развалин. Здесь к его услугам много всевозможных тайников. Вокруг — немые стены, пристройки и перегородки многострадальных одесских коммунальных квартир, полы, крыши, сараи и подвалы. Пристроив где-нибудь вещи на ночь, рано утром он приходит сюда и забирает их. Можно прийти даже и на следующий день. Здесь безлюдно. И вещи можно так надежно спрятать, что никто никогда их не заметит.


Скачать книгу "Антология советского детектива-53. Компиляция. Книги 1-13" - Павел Нилин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Криминальный детектив » Антология советского детектива-53. Компиляция. Книги 1-13
Внимание