Декабристы в Забайкалье

Алексей Тиваненко
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: После окончания срока каторжных работ Забайкалье продолжало оставаться местом изгнания 17 активных участников первого вооруженного выступления против царского самодержавия и крепостничества 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Расселенные по разным, городам и отдаленным деревенькам края, декабристы пользовались всеобщей любовью и уважением местного населения. Для девяти человек забайкальская земля стала местом вечного упокоения их останков.

Книга добавлена:
17-03-2024, 08:46
0
177
47
Декабристы в Забайкалье
Содержание

Читать книгу "Декабристы в Забайкалье"



Послесловие

Итак, перед нами прошел короткий отрезок жизни трех «государственных преступников» в период их поселения близ старинного забайкальского города Селенгинска. Как и на каторге, здесь декабристы по-прежнему ощущали на себе неусыпную слежку царских властей, были ограничены в поездках по Селенгинскому краю далее 15 верст. Неудачей завершились их попытки завести собственное земледельческое или скотоводческое хозяйство, поселенцев-узников тяготили излишняя сухость климата летом и суровые морозы зимой.

Тем не менее селенгинский период — одна из самых радостных страниц в жизни К. П. Торсона и братьев Бестужевых. Здесь «государственные преступники» впервые осознали, как сладка свобода, чувство которой притупилось за 14 лет сибирской каторги. Здесь произошло воссоединение их семей, распавшихся после поражения восстания 1825 года. В Селенгинске же декабристы получили возможность по-настоящему раскрыть свои многогранные таланты, завоевать любовь и признание местных жителей. Зерна знаний, посеянные «государственными преступниками» в этом далеком забайкальском захолустье, дали добрые плоды.

Более 140 лет прошло со дня смерти на берегах Селенги Константина Петровича Торсона, 137 — Николая Александровича Бестужева, 123 — с момента переезда Михаила Александровича Бестужева на постоянное жительство в Москву. Однако память об этих необыкновенных людях до сих пор сохраняется среди забайкальских жителей. Во многом потому, что на селенгинской земле имеется немало вещественных памятников, связанных с поселением декабристов.

Учитывая редкую связь прошлого с настоящим, наличие хорошо сохранившихся мемориальных объектов, научная общественность Бурятской республики поставила перед правительством республики актуальный вопрос о создании Селенгинского историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Декабристы в Забайкалье». Основой его являются государственный музей декабристов в доме купца Д. Д. Старцева и некрополь «государственных преступников» и их родных в Посадской — долине. Согласно проекту, число исторических памятников, включаемых в экскурсионно-туристический маршрут, значительно увеличивается. В самом Селенгинске это прежде всего Вознесенский собор, внутри которого разместится музейная экспозиция «Декабрист Н. А. Бестужев — художник». Большой интерес представят несколько старинных жилых и общественных зданий, перенесенных из Старого Селенгинска. На кладбище поселка намечается реставрация памятников над могилами близких друзей членов Селенгинской колонии «государственных преступников»: супругов Всеволодовых, Содовых, Старцевых, Лушниковых и других. Здесь же планируется музеефицировать] (или воссоздать заново) небольшую кладбищенскую церковь, в которой отпевали умершего Н. А. Бестужева. Следует отыскать место погребения внука Николая Александровича по его дочери Екатерине. Как, впрочем, и других современников декабристов, например детей К. П. Торсона и его «гражданской» жены Прасковьи Кондратьевой.

Большой комплекс работ намечается провести и в Посадской долине. Есть возможность подготовить для экскурсионно-туристического обзора развалины домов Нижней деревни, и особенно декабристов К. П. Торсона и братьев Бестужевых. Историко-археологические разведки вскрыли остатки фундаментов, развалы печей, нижние венцы срубов жилищ и большое количество подлинных вещей из усадеб декабристов. Большой интерес представляют и некоторые географические достопримечательности Посадской долины, упоминаемые в трудах и письмах Бестужевых: овраг (буерак), береговые скалы, развалины старинных святилищ бурят, «чайный» остров на Селенге, где селенгинские поселенцы любили отдыхать, и другие памятники. Следует изучить и сам декабристский некрополь. Известно, что до захоронений К. П. Торсона, Н. А. Бестужева и их родных здесь уже существовало сельское кладбище. Есть сведения, что рядом с могилами декабристов погребен их близкий друг и ученик врач П. А. Кельберг.

В верховьях Посадской долины следует отыскать могилы знаменитой современницы Торсонов и Бестужевых — их домашней работницы Жигмыт Анаевой, Здесь же, на старинном бурятском кладбище, похоронены и другие бурятские жители Нижней деревни, помогавшие декабристам в их обширном хозяйстве.

В Старом Селенгинске помимо реставрации Спасского собора, Гостиных рядов, часовни Св. Креста (с иконостасом работы Н. А. Бестужева) следует музеефицировать развалины жилых домов бывшего города и внимательно изучить местное кладбище, на котором погребены не только современники декабристов, но и опальные «великоважные преступники» прошлых столетий, упоминаемые Н. А. и М. А. Бестужевыми. Большой интерес представят и местные географические достопримечательности, также интересовавшие декабристов.

Границы Селенгинского историко-архитектурного и природного музея-заповедника значительно расширяются за счет исторических и природных объектов в пределах 15-верстного расстояния. По реке Чикой это земельный надел К. П. Торсона в Корольковской пади и сенокосные угодья Михаила Бестужева на Погромном острове близ села Поворот. Вниз по Селенге это Зуевская падь с развалинами заимки Бестужевых — земельный надел братьев-декабристов. Там же до сих пор сохранились участки старого купеческого тракта между Кяхтой и Верхнеудинском, по которому Бестужевы ездили в Зуевскую падь и возили оттуда сено. Представляет интерес и господствующая вершина горы Убиенной, с которой Н. А. Бестужев любовался окрестными видами Гусиного озера и далекого хребта Хамар-Дабан.

Следует объявить заповедной зоной и все побережье озера Гусиного, ландшафт которого практически не изменился с того времени, когда Н. А. Бестужев совершил свое знаменитое путешествие вокруг него. Центральное место в экскурсионно-туристическом маршруте к Гусиному озеру займет Тамчинский дацан, всегда интересовавший селенгинских поселенцев. Где-то здесь, на берегах озера, была и дача Бестужевых.

Помимо сугубо «декабристских» памятников в зону заповедника включаются и многие другие мемориальные объекты, являвшиеся местными достопримечательностями уже в середине прошлого века. Безусловно, К. П. Торсон и братья Бестужевы интересовались развалинами Петропавловской крепости в устье Чикоя (начало XVIII столетия), легенды о которой до сих пор живы в памяти селенгинцев. Могла заинтересовать их и так называемая «тропа Ганнибала»— сухопутная дорога между Селенгинским острогом и Петропавловской крепостью, якобы построенная Арапом Петра Великого. Николай Александрович, как художник, не мог пройти мимо двух живописных утесов близ слияния Чикоя с Селенгой, служивших караульными постами селенгинских казаков XVII столетия.

Декабристы, безусловно, были наслышаны и о трагических событиях в степи Тумур-Дарич (Убиенной), где в конце XVII века произошло генеральное сражение русских казаков Селенгинского острога и членов посольской миссии Ф. А. Головина с пятитысячным (по некоторым данным)’ войском маньчжурских и монгольских феодалов. Обе стороны понесли большие потери, однако нападающие были отбиты и более не предъявляли территориальных притязаний на Забайкалье. Не раз посещали «государственные преступники» и часовню, воздвигнутую на поле битвы.

Важно подчеркнуть, что организации заповедной зоны способствует сама малозаселенная местность. К счастью, здесь практически не проводилось широких распашек земель, вырубки лесов, строительства инженерных коммуникаций, производственных и жилых зданий. Зато сохранилось немало ландшафтных уголков, по сути дела мало изменившихся за полтора столетия. Если же и в дальнейшем будут соблюдаться меры ограничения хозяйственной деятельности современного человека, узаконенные заповедным режимом, то есть возможность сохранить этот «декабристский» уголок Забайкалья в первозданном виде для будущих поколений.

Организация Селенгинского историко-архитектурного и природного музея-заповедника находится пока в начальной стадии. Уже создана дирекция, осуществляются изучение и музеефикация мемориальных объектов, начата реставрация новых памятников, ведется согласование по переводу совхозных земель на режим ограниченного землепользования, разрабатываются новые туристско-экскурсионные маршруты по территории заповедной зоны. Предлагаемая читателям научно-популярная книга о селенгинских декабристах также является практической реализацией обширной программы по организации музея-заповедника. Буду считать задачу выполненной, если она окажется небесполезным изданием для местных краеведов и туристов.

ИЛЛЮСТРАЦИИ



Нижний этаж главного дома К. П. Торсона, перевезенного в середине XIX века из Нижней деревни в нос. Тамча (Гусиное озеро).

а — западная сторона,

б — фасадная часть,

в — план.

С чертежей С. И. Глазунова, 1958 г.



Один из флигелей усадьбы К. П. Торсона.

Рисунок с фото А. В. Харчевникова, 1910 г.



Камера М. А. Бестужена в Петровском Заводе.

Рисунок И. А. Бестужева.



Михаил Александрович Бестужев накануне выхода из Петровского Завода на поселение. Рисунок Н. А. Бестужева.



Николай Александрович Бестужев в 1839 г. Автопортрет.



Панорама Старого Селенгинска. С гравюры Н. Челнокова. 1730 г.



Посадская долина близ Селенгинска, на которой размещались Нижняя деревня (справа) и усадьбы декабристов (слева). В центре — некрополь с захоронениями К. П. Торсона, Н. А. Бестужева и их родных (современное состояние).



План Нижней деревни и Посадской долины. Фрагмент письма Н. А. Бестужева родным от 1842 г. (из экспозиции Селенгинского музея декабристов).



Н. Г. Наквасин. Рисунок Н. А. Бестужева.



А. М. Наквасина. Рисунок Н. А. Бестужева.




Фрагмент письма H. А. Бестужева родным со схематическим планом усадеб декабристов в Посадской долине. 1847 г. (из экспозиции Селенгинского музея декабристов).



План главного дома братьев Бестужовых. Из письма И. Л. Бестужева родным от 1847 г. (из экспозиции Селенгинского музея декабристов).



Усадьбы К. Н. Торсона и братьев Бестужевых в 1847 г. Воспроизведено из письма Н. А. Бестужева родным (из экспозиции Селенгинского музея декабристок).



Фасад усадьбы Бестужевых в Нижней деревне. Рисунок М. А. Бестужева, 1860 г. (Воспоминания Бестужевых. — М.; Л., 1951. — С. 203).




План усадьбы М. А. Бестужева. Рисунок М. А. Бестужева, 1860 г. (из экспозиции Селенгинского музея декабристов).



План развалин заимки братьев Бестужевых в Зуевской пади.

По материалам археологической разведки А. В. Тиваненко.



Проект водометного судового двигателя М. А. Бестужева. Из письма М. А. Бестужева вице-адмиралу М. Ф. Рейнеке.



«Сидейка» конструкции М. Л. Бестужева (экспозиция Кяхтинского краеведческого музея).



Дом купца А. М. Лушникова (ученикам. А. Бестужева) в Кяхте (современное состояние). Здесь часто останавливались братья Бестужевы, другие декабристы и их дети.


Скачать книгу "Декабристы в Забайкалье" - Алексей Тиваненко бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Научная литература » Декабристы в Забайкалье
Внимание