Сионизм: теория и практика

Автор неизвестен
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В монографии рассматриваются и анализируются основные направления в деятельности международного сионизма.

Книга добавлена:
18-10-2023, 16:56
0
211
47
Сионизм: теория и практика
Содержание

Читать книгу "Сионизм: теория и практика"



Деятельность международного сионизма во время и в первые годы после второй мировой войны

Начавшаяся вторая мировая война и вызванные ею изменения в международной обстановке были использованы руководителями ВСО — Еврейского агентства для реализации своих давнишних планов. Создававшаяся ситуация, по мнению лидеров сионизма, была весьма подходящей, чтобы добиться согласия от ведущих западных держав на создание в Палестине еврейского государства. С этой целью сионистскими лидерами разворачивались активные практические действия. Прежде всего были предприняты попытки заручиться поддержкой сионистской организации в США, куда в годы войны переместился центр международного сионизма.

11 мая 1942 г. в Билтморском отеле в Нью-Йорке на чрезвычайной конференции представителей американских, европейских и палестинских сионистов была провозглашена новая сионистская программа[95]. Ее основными требованиями были: безотлагательное создание еврейского государства в пределах всей Палестины, неограниченная иммиграция евреев в Палестину и создание еврейской армии ишува. В ноябре 1942 г. Билтморская программа была одобрена в Иерусалиме Малым комитетом генерального совета ВСО, являвшимся верховным политическим органом сионистского движения в период войны. Эта программа стала «официальной политикой международного сионизма»1.

По свидетельству американского исследователя Г. Ленцовского, в этот период сионистская буржуазия пришла к убеждению, что «политика умеренности невыгодна, что нельзя больше доверять Великобритании и что более выгодно искать поддержки США… Рука об руку с Билтморской программой развернулась интенсивная просионистская активность среди ведущих политических деятелей»[96].

В сентябре 1943 г. Сионистская организация Америки на конференции в Огайо потребовала создания еврейского государства в Палестине.

Большие надежды сионисты возлагали на создание «еврейской армии». В складывавшейся военной обстановке это становилось реально осуществимой задачей. Наличие армии позволяло рассчитывать на более скорую реализацию сионистской программы. Еще до войны имела место переписка между президентом Еврейского агентства Вейцманом и английским правительством по вопросу о создании «еврейской армии». Настоятельно выдвигая идею о «формировании еврейских вооруженных сил» (в составе английской армии, но с использованием их в Палестине), Вейцман одновременно подчеркивал, что, «как и все нации, евреи, принимая участие в сражениях, стремятся иметь собственное национальное имя и флаг»[97].

По своей инициативе Национальный совет ишува еще в начале сентября 1939 г. провел у себя мобилизацию «добровольцев» для службы в «национальных войсках», зарегистрировав более 143 тыс. человек. В то же время палестинские сионисты отказались от предложения английских властей сформировать смешанные арабские и еврейские отряды, а также использовать евреев как военнообязанных вне региона Среднего Востока.

Англия, однако, не соглашалась (вплоть до сентября 1944 г.) на создание еврейских вооруженных сил. Это создание символизировало бы стремление евреев ишува получить национальное признание1. Создание «еврейской армии» было бы равносильно подрыву собственных планов господства мандатария в стране, а также вызвало бы весьма опасное во время войны недовольство среди арабов.

По сути дела, с созданием сионистских вооруженных сил палестинская еврейская буржуазия смогла бы уже открыто играть доминирующую роль, в частности по отношению к палестинским арабам. К тому же, располагая хорошо развитым административно-политическим аппаратом, учреждениями националистического характера, палестинский ишув становился неоформленным государственным образованием.

Лишь перед самым окончанием войны Англия согласилась на создание Еврейской бригады (использованной в Италии), но тем не менее без национального флага. Этим самым Англия, частично выполнив сионистские притязания, пошла, по словам английского официоза, на «запоздалое признание национального статуса евреев и их позиции в качестве союзников Объединенных наций»[98]. Это было сделано под давлением США, а также в результате принявшего широкие размеры сионистского террора в Палестине.

На протяжении 1941–1943 гг. Вейцман совершил несколько поездок в США. В своих мемуарах он пишет, что весной 1941 г. он отправился в 3-месячную поездку в США по предложению английского правительства, «которое было озабочено степенью распространения антианглийской пропаганды в Америке». Во время своего визита в США Вейцман уделил много внимания вопросам сионизма и встретил у ведущих политических лидеров Америки выражение подлинной симпатии сионистским устремлениям. О своей поездке в США с мая 1942 г. по июнь 1943 г. Вейцман пишет совершенно откровенно: «Я начал выяснять мнение ответственных американских лиц относительно характера поддержки, которую мы могли бы ожидать в случае предъявления нами сионистских требований после войны»1.

В период второй мировой войны США создавали видимость «невмешательства» в палестинские дела, одновременно ведя активную тайную деятельность. Так, в апреле 1941 г. был организован Американский палестинский комитет, включавший 68 сенаторов и более 200 членов палаты представителей. Комитет декларировал задачу одобрить интерес, симпатию и моральную поддержку американского народа к созданию «еврейского национального очага» в Палестине.

В кампанию по реализации Билтморской программы включились Американский палестинский комитет, заявивший о необходимости защиты «еврейского очага» в Палестине, Христианский совет Палестины, Национальный совет еврейских женщин и Американская федерация труда.

В ноябре 1943 г. помощник государственного секретаря Лонг заявил, что Палестина имеет большое значение и что США не могут оставаться безучастными к складывающейся здесь обстановке. Это означало, что государственные круги США теперь открыто поддерживали сионистские устремления на Ближнем Востоке. А в ноябре 1944 г. государственный секретарь США Хэлл писал сенатору Майбанку: «…госдепартамент проявляет непосредственный интерес к палестинской проблеме»[99]. В марте 1944 г. от имени президента США Рузвельта было сделано заявление, в котором разъяснялось, что американское правительство никогда не было согласно с английской Белой книгой 1939 г. В заявлении подчеркивалось также, что правительство США более, чем когда-либо прежде, проявляет «глубочайшую симпатию» в отношении создания в Палестине «еврейского национального очага».

Активная поддержка устремлений сионистской буржуазии становилась одной из важных задач правящих кругов США, что определялось прежде всего интересами американской внешней политики на Ближнем и Среднем Востоке.

В 1944 г., накануне президентских выборов, крупная американская сионистская буржуазия уже оказывала значительное влияние на политическую жизнь страны. Требования сионистов были включены в предвыборные программы демократической и республиканской партий. Во время выборов республиканцы осуждали президента за неспособность настоять на осуществлении английским мандатарием положений декларации Бальфура. В то же время демократы включили в свою партийную платформу текст сионистской Билтморской программы в части, касающейся требования создания «еврейского государства». Демократическая партия, к которой принадлежал баллотировавшийся на выборах президент, фактически давала обещания «найти пути и средства» для осуществления требований сионистской буржуазии1.

Между тем палестинские сионистские деятели не теряли времени, чтобы использовать военную обстановку в своих целях. Первые три года войны Еврейское агентство использовало для приобретения всеми путями оружия и боеприпасов, расширения нелегальной иммиграции, нередко с помощью «средств насилия и запугивания», военного обучения еврейской молодежи, особенно вновь прибывшей в страну. По словам Г. Леицовского, «война дала евреям неоценимую возможность обеспечить себя оружием, присвоенным отчасти у войск союзников. В действительности велась крупная нелегальная торговля военным снаряжением»[100].

С начала 1943 г. между сионистскими лидерами и английским мандатарием наблюдалось «возросшее отчуждение». 20 марта 1943 г. последовало заявление Бен-Гуриона о готовности ишува «обороняться с помощью силы». Это был сигнал к действию вооруженных нелегальных сионистских организаций, и терроризм начал быстро принимать широкие размеры, не прекращаясь вплоть до мая 1948 г. Акты насилия совершались экстремистскими полувоенными группами «Иргун цвей леуми» («Национальная военная организация») и «Штерн» («Свободные бойцы Израиля»), а также военными отрядами «Хагана» («Оборона»).

С. Хадауи не без основания отмечает, что, хотя все три названные выше группы действовали самостоятельно, фактически они преследовали одну и ту же цель, а именно создание «еврейского государства», отличаясь друг от друга лишь в способе достижения этой цели1.

В 1946 г. «Хагана», по характеристике английской Белой книги, превратилась в крупную нелегальную и хорошо вооруженную военную организацию, подчиненную центральному командованию и имеющую территориальные военные подразделения трех видов служб. Так, имелись: стационарные вооруженные силы, состоявшие из поселенцев и горожан, численностью в 40 тыс. человек; действующая армия, основу которой составляла полиция ишува, насчитывавшая примерно 16 тыс. человек, и активно действующие отряды (палмах) численностью примерно в 8 тыс. человек.

В Белой книге, изданной в Лондоне, отмечалось также, что численность отрядов «Иргун» составляет от 3 до 5 тыс. человек, в то время как в «Штерн» подвизаются от 200 до 300 «опасных фанатиков»[101].

Для каких целей нужны были сионистам эти «миниатюрные» армии? Ответ на этот вопрос дал один из столпов политического сионизма Жаботинский. Он писал: «Было ли когда-нибудь известно, чтобы народ по собственному желанию отдал свою территорию? Палестинские арабы никогда не согласились бы лишиться своего суверенитета без принуждения силой»[102].

Кампания организованного терроризма последовала в период с января по октябрь 1944 г. (кстати, в это время американский конгресс рассматривал вопрос о реализации сионистских требований в Палестине). В октябре 1944 г. английские власти вынуждены были опубликовать официальное коммюнике с осуждением сионистских террористов, которые «подрывали военные усилия Великобритании», способствуя врагу.

Следует отметить, что выступавшие от имени ишува сионисты из Еврейского агентства требовали не провозглашения независимости Палестины, что было бы в интересах обеих частей населения — евреев и арабов, а исключительно создания еврейского государства. В этом проявлялось принципиальное отличие их позиции от позиции арабов, выступавших в первую очередь за ликвидацию в стране господства мандатария, а также противодействовавших сионистскому проникновению.

22 мая 1945 г. Еврейское агентство предъявило английскому правительству свою программу, повторив основные положения Билтморской декларации и потребовав «немедленного объявления Палестины еврейским государством». Прошедшая же в августе 1945 г. в Лондоне международная сионистская конференция поддержала эти «максималистские требования» палестинских сионистов. Англия и международный сионизм становились непримиримыми противниками, захватнические интересы которых в Палестине, как уже подчеркивалось, пришли в резкое столкновение. Обе стороны стремились реализовать свои планы: Англия — закрепить свое господство в Палестине, а международный сионизм — осуществить захват страны, вытеснив с этой целью Англию.


Скачать книгу "Сионизм: теория и практика" - Автор неизвестен бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Политика и дипломатия » Сионизм: теория и практика
Внимание