Операция Двойник – Тайны рейса МН17

Дмитрий Утробин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Сенсационное расследование катастрофы малайзийского пассажирского лайнера (рейса МН17) над Донбассом в 2014 году.

Книга добавлена:
10-04-2023, 20:44
0
356
30
Операция Двойник – Тайны рейса МН17

Читать книгу "Операция Двойник – Тайны рейса МН17"



Истребитель Ла7 в авиационном музее в Кбелах (Чехия). Фото Johnny Comstedt.

Су27 украинских Воздушных сил. Фото Airwolfhound.

МиГ29 польских ВВС. Фото Ignacio Ferre Pérez.

Скорость и время атаки 1945 год. Максимальная скорость на высоте 5500 метров: Ла7 – 655 км/ч, Ju88 – 440 км/ч. Во встречной схватке нашим летчикам удерживать ее особого резона не было. В ИВБИА-45 для лобовой атаки рекомендовано выдерживать 500 км/ч. Скорость самолетов 2-ой Мировой указывается приборная[15], другую тогда не измеряли. Истинная[16] же для нашего истребителя на высоте 5500 метров в Международной стандартной атмосфере (ISA) составит 679 км/ч. «Юнкерсу», в сложившейся ситуации, выйти на максимальные обороты двигателя, наоборот, крайне необходимо, так больше шансов выжить. Но, наверное, не каждый серийный экземпляр дотягивал до скорости опытного образца, на аэродинамике самолета могли сказаться и повреждения, нанесенные ему нашей ПВО, и потому снизим ее до 400 км/ч, что на высоте 5500 метров в ISA составит 544 км/ч.

Скорость сближения: 679 + 544 = 1223 км/ч. Открытие огня по цели – за 400 метров до нее, прекращение – за 150—200 м (рекомендация ИВБИА-45).

Время огневого контакта: 0,6 – 0,73 сек.

Скорость и время атаки 2014 год. Максимальная скорость: «Boeing 777» – 965 км/ч, Су27 – 2500 км/ч, МиГ29 – 2450 км/ч. По показаниям транспондера, малайзийский лайнер проводил полет на крейсерской скорости в 905 км/ч. Для Су-27, при атаке из пушечного вооружения по малоскоростным и малоразмерным целям рекомендуется ограничить ее в пределах 350—450 км/ч. Видимо, такую же должен выдерживать и МиГ. Возьмем по максимуму. В идеальных условиях ISA на высоте 10060 м истинная скорость будет достигать 746 км/ч.

Скорость сближения: 905 + 746 = 1651 км/ч. Максимальная эффективная дальность стрельбы – 800 м, минимальная – 300 м, (800 – 200 у МиГ29).

Время огневого контакта: 1,1 сек (1,3 у МиГ29).

Как видим, украинские истребители при предполагаемой атаке по малайзийскому лайнеру находились даже в более выгодных условиях, чем «сталинские соколы» 1945 года.

Площадь поражения. Для сравнения размеров двух самолетов привожу снимки людей, сфотографированных на их фоне. Мне кажется, получилось довольно наглядно.

Бомбардировщик Ju88 в музее королевских ВВС в Лондоне. Фото Les Chatfield.

«Boeing 777» проходит техническое обслуживание в аэропорту Гонконга. Фото Christian Junker.

Пушка, 1945 год. Основным вооружением практически всех советских истребителей конца войны (Ла7 – не исключение) являлась пушка ШВАК. Первоначальной задумкой конструктора Шпитального было создание единообразной системы вооружения, включавшей в себя 12,7 мм пулемет и 20 мм автоматическую пушку. Идея абсолютно здравая, но исполнение подкачало. За основу конструкции был взят хорошо зарекомендовавший уже себя ШКАС, использовавший «мосинский» винтовочный патрон с выступающим фланцем-закраиной. Для пуска в серию крупнокалиберного пулемета и пушки требовалось производство соответствующих рантовых боеприпасов. Иная гильза не годилась. А к тому времени уже существовал безрантовый дегтяревский 12,7х108 мм патрон. Производить два вида боеприпаса под один калибр, для нашей страны в то время было слишком тяжело, и от пулемета пришлось отказаться. Зато в серию пошла 20 мм пушка. В целях унификации узлов создаваемой системы размер ее снаряда подогнали под габариты планировавшегося 12,7 мм патрона. Отчего он получился очень слабым, с неважной баллистикой. Несмотря на то, что пулемет в серию не пошел, и никакого смысла в унификации узлов уже не было, менять в конструкции пушки и боеприпаса ничего не стали, и они пошли в серию. В целом получилось далеко не лучшее, но и не самое плохое оружие. Из-за плохой баллистики нашим летчикам приходилось выцеливать до последнего, до отчетливой видимости заклепок на корпусе вражеского самолета. К этому их вынуждало еще и плохое качество прицелов, но о них мы поговорим позже. Недостатки же баллистики с лихвой искупались высокой скорострельностью.

Пулемет, 2014 год. Контейнер ГУВ-8700 комплектуется двумя пулеметами ГШГ (7,62 мм) и одним ЯкБ-12,7, который и был задействован в атаке. Все пулеметы спроектированы по системе Гатлинга с четырьмя вращающимися стволами и имеют очень высокий темп стрельбы. Для ЯкБ-12,7 он составляет от 4000 до 5000 выстрелов в минуту. Этот пулемет был создан конструкторами Якушевым и Борзовым специально для вооружения летающего БТР – вертолета Ми24. Этой выдающейся машине удалось поучаствовать во множестве боевых конфликтов, заслужив славу надежного и мощного огневого средства, всегда готового прийти на выручку нашей пехоте. Немалая часть заслуги в этом принадлежит пулемету ЯкБ-12,7. Скорострельность и кучность его боя просто поражает. Был случай, когда автобус, до отказа набитый боевиками, был им разрезан пополам одним лишь залпом.

Прицел, 1945 год. Прицел ПБП-1Б коллиматорного типа изначально проектировался для бомбардировщиков, о чем говорит аббревиатура ПБП (прицел для бомбометания с пикирования). Заглянув в него, летчик видел перекрестие и два кольца: внешнее и внутреннее. Ему приходилось на глазок определять скорость цели, дистанцию, ракурс, и, согласуясь с ними и личным опытом, он решал по какому кольцу и как ориентировать цель при стрельбе по ней. И все это нужно было прокрутить в уме за считанные секунды! Воздушный бой Второй Мировой требовал от летчика моментальной реакции! Предельная дистанция действия прибора – 400 метров.

Прицельная система, 2014 год. В систему управления вооружением (СУВ) на истребителях Су27 и МиГ29 входят оптико-электронные прицельные станции, соответственно: ОЭПС-27 и ОЭПС-29. Они состоят из ОЛС-27 (Су27) и КОЛС-13С (МиГ 29), в которых объединены лазерный дальномер и теплопеленгатор, нашлемной системы целеуказания (НСЦ), а также цифрового вычислителя. Создатели оптико-локационных станций постарались по максимуму облегчить прицеливание и атаку по цели. Для точного попадания пилоту не нужно напрягать извилины, все расчеты за него выполняет техника. Ему требуется лишь совместить маневром самолета перекрестье прицела на ИЛС (индикатор лобового стекла) с прицельным кольцом (режим НСВВ) или визуально видимую цель с прицельной дорожкой (режим «Прогноз-Дорожка») и нажать гашетку. Сильно упрощен и выход из маневра. За 1200 метров до цели на ИЛС вокруг перекрестья появляется круговая шкала дистанции до цели. При желании летчик может задействовать режим «Увод», который автоматически включится, выводя самолет с опасной высоты, при отпускании гашетки. Поскольку речь идет об операции западных спецслужб, вполне реальным представляется использование украинскими истребителями подвесных прицельных контейнеров западного производства, таких как LANTIRN или Sniper XR, которые могут существенно увеличить дистанцию прицельной стрельбы и повысить ее точность.

Вывод: В лобовой атаке современные украинские истребители имеют явное преимущество перед советскими, образца 1945 года. Мало того, что между войной на Донбассе и концом Второй Мировой лежит огромный промежуток почти в 70 лет, за который техника, особенно военная, ушла далеко вперед, так ведь даже для своего времени вооружение Ла7 являлось, мягко говоря, далеко не лучшим. Знаменитый британский летчик-испытатель Эрик Браун (Eric Brown) получил возможность полетать на нашем истребителе в мае 1945 года и оставил довольно лестный отзыв об этой машине. Отмечая хорошую маневренность, скорость и превосходную управляемость, он очень резко высказался про прицел и вооружение, утверждая, что они не выдерживают сравнения с другими аналогами. А ему было с чем сравнивать. Этот пилот вошел в книгу рекордов Гиннеса, как человек, испытавший наибольшее число самолетов.

Я вовсе не собираюсь убеждать читателя в том, что расстрел кабины «Boeing 777» для украинских пилотов являлся чем-то обыденным и простым. Нет, лобовая атака как в сорок пятом, так и в четырнадцатом годах – задача сложнейшая и является уделом немногих мастеров своего дела, воздушных асов. Юнцам, вроде капитана Волошина, здесь не место. Только представим себе: самолеты сближаются со скоростью около 400 м/с. За две секунды до столкновения летчик начинает стрельбу по цели, а менее чем за секунду прекращает ее и начинает маневр уклонения. Однако, как сейчас, так и тогда, она была вполне осуществима. И, несомненно, современным пилотам выполнить ее проще, чем «сталинским соколам» семидесятилетней давности. Современные самолеты до отказа забиты разнообразной электроникой, облегчающей летчикам все фазы атаки от наведения, до прицеливания и выхода из нее. Малайзийский лайнер летел с постоянной скоростью по прямолинейной траектории, отчего попадать в него было несравнимо легче, нежели по маневрирующим целям советских истребителей. И современное авиационное вооружение отличается более высокой точностью.

Следы от лобовых атак полностью исключают версию о штурмовике. Ведь потолок даже модернизированного Су25 не превышает 10000 метров. А большинство атак было произведено спереди и сверху. Да и максимальная скорость Су25 лишь ненамного превосходит крейсерскую лайнера «Boeing 777—200». Для того, чтобы зайти на атаку ему сначала нужно его значительно обогнать, затем развернуться. Учитывая то, что заходов было несколько, сама операция по устранению пилотов или управляющей аппаратуры должна была занять значительное время. Само наличие на атакующем самолете подвесного контейнера с пулеметным вооружением, чей калибр близок к размерам ПЭ советских зенитных ракет, и который излишен для тех задач, что выполняла тактическая авиация в АТО, говорит нам о тщательно спланированной и организованной операции спецслужб по уничтожению рейса МН17. Роль военной авиации, видимо, изначально сводилась к наблюдению за лайнером и подстраховке на случай непредвиденных ситуаций. Очевидно, такая необходимость возникла. Украинские летчики имели четкие инструкции, не оставлять следов за пределами зоны поражения зенитно-ракетным вооружением, что они, в общем, выполнили. Не сумев достигнуть нужного результата в лобовых атаках, они изменили ее направление, начав заходить сбоку. После того, как иссяк боезапас в подвесных контейнерах, было задействовано штатное стрелково-пушечное вооружение. В обшивке лайнера можно найти и несколько 30 мм пробоин.

Крыша кабины пилотов (правая сторона). Направление движения поражающих элементов зенитной ракеты и стрелкового боеприпаса примерно одинаковы. Источник DSB.

Кабина пилотов (правая сторона). Направление движения поражающих элементов зенитной ракеты и стрелкового боеприпаса примерно одинаковы. Фото Jeroen Akkermans.

Могли ли действия военной авиации привести к крушению рейса МН17? Однозначно – нет! В современных, напичканных электроникой пассажирских самолетах гибель экипажа и управляющей аппаратуры не приводит к падению. Автопилот продолжит вести свое воздушное судно заданным курсом на установленной высоте. Теоретически можно, наверное, предположить вариант взрыва топливного бака при попадании в него зажигательного снаряда. Но, в таком случае, самолет попросту сломало бы пополам, или отломило крыло, и все его обломки упали бы в одном месте. А разлет фрагментов МН17 говорит о том, что сначала разрушило переднюю часть вместе с кабиной, и самолет какое-то время падал без нее. Об этом же говорят и очевидцы. Совпадение зоны поражения зенитно-ракетным и стрелковым вооружением говорит о том, что, скорее всего, атака истребителей произошла уже после взрыва двух ЗУР. Украинские пилоты хорошо видели площадь повреждений и вели стрельбу по самолету, заходя только с левой стороны, чтобы не оставлять пробоин за ее пределами.


Скачать книгу "Операция Двойник – Тайны рейса МН17" - Дмитрий Утробин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Операция Двойник – Тайны рейса МН17
Внимание