Бастард Ивана Грозного — 2

Михаил Шелест
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Главный герой, утративший сверхспособности, пытается жить своим умом и умениями в России начала второй половины 16 века.

Книга добавлена:
9-11-2022, 21:30
0
464
63
Бастард Ивана Грозного — 2

Читать книгу "Бастард Ивана Грозного — 2"



От Пскова войска двинулись в двух направлениях. К Дерпту, то есть к Юрьеву, отправился отряд воеводы Курбского Андрея Михайловича, а Мариенбургу повёл войска сам Новгородский воевода Куракин.

Привезённые приставами Ливонские послы были не просто напуганы. Они еле дышали и когда их впустили в приёмные царские покои, все трое упали на колени ещё у самого входа.

— Царь и великий князь, не вели казнить! Царь и великий князь… — запричиталиони.

Санька удивился.

— За что мне вас казнить? Вы же послы! Где ваши верительные грамоты?

— Вот, вот грамоты.

Послы протягивали царю свёрнутые в несколько раз листы, скреплённые красными печатями, болтающимися на жёлтых нитках.

— А зачем три? — удивился царь.

— А вдруг бы кто из нас помер, — сказал один из них. — А дело важное!

— Важное, да-а-а… Вижу, и сейчас приехали без денег, — усмехнулся Санька. — Ну как вам верить?!

— Нет денег, государь. Мор, глад у крестьян. С королём польским воюем. Междоусобица. Все деньги на наёмные войска тратим.

— Ну, нет, так нет, — вздохнул Санька. — О чём тогда с вами говорить? Езжайте назад! Охрана! Отдайте их приставам! В повозки их и обратно пусть везут. Зачем ехали? Только пропитание на вас потратили.

— Не вели казнить, государь, дозволь спросить?

— Спрашивай.

— Ведь ты пошёл на Ливонию войной, да?!

— Нет.

— Но мы видели, как большие войска ушли к нашим границам!

— Они не воевать вас пошли, а собрать с вас долг. Как вам и говорили раньше. Не вернёте долг, мы возьмём сами. Это земли наши, данные вам в аренду. Не можете собрать подать сами, значит соберём мы. Мы не объявляем вам войну и не забираем земли. Пользуйтесь. Уговор дороже денег. Всё, что возьмём, опишем, посчитаем. Лишнего нам не надо. Только ваш долг.

Вошли только что оттаявшие приставы.

— В Новгород их! — приказал царь. — Алексей Фёдорович, ты бы заменил этих, что ли. Ведь не доедут.

— Заменим, государь, — поклонился, улыбающийся в усы глава Тайного приказа Адашев.

— А мы? — пролепетал старший посол. — Тоже согреться бы.

— Вас трое. Кто-нибудь да доедет. В сани их!

Потом наклонился к Адашеву и тихо сказал:

— Оставь их до утра. Пусть отойдут от дороги. Не звери мы, чай.

* * *

Артиллерия Ивангорода всё-таки сломила противника. На пятый день бомбардировки начался сильный пожар, но русские штурм не предпринимали. Ещё через пять дней обстрела крепость сдалась.

Гарнизон крепости, находившийся под командованием рыцаря Фохта Шнелленберга, до обстрела составлял одну тысячу девяносто человек, четыреста ополченцев и двести тридцать орудий разного калибра: от тридцати, до двухсот миллиметров, а так же множество пищалей.

Через Нарову возвели понтонную переправу и вывели по ней всех оставшихся в живых защитников и жителей города, перевезли всё полезное имущество, скотину. Людей отправили на санных повозках в Новгород, скотину пустили на мясо. Ноябрь радовал морозами, а потому сохранность мяса гарантировалась.

Павших ливонцев захоронили в крепости Ругодив. Стены крепости взорвали.

Пушки и другое оружие оставили в арсенале крепости Ивангорода. Фохта Шелленберга отправили в Москву.

Больше ни одной крепости русские войска не взяли и не пытались, а собрав с ливонских земель народ, вывели его на территорию России. Для этих целей в Подмосковье на землях опричников были заранее приготовлены жильё и припасы. Всего переместили с Ливонских земель около тридцати тысяч человек, ста тысяч лошадей и до десяти тысяч подвод продовольствия. От Пскова до Нейхаузена по первопутку накатали такую дорогу, что по ней разъезжалось по четыре повозки.

Руководил «логистикой» Новгородский воевода. Он, стоя на стременах и оглядывая бесконечную вереницу гружённых и порожних подвод, изумлялся уму государя, который расписал схему кампании на бумаге и раздал каждому воеводе. И строго наказал своевольничать, грозя смертными карами. Куракин тоже получил такую бумагу, названную Александром «План Ливонской кампании 1555 года» в которой был расписан каждый его шаг и шаг других воевод. В конце бумаги было написано: «ознакомлен». Там Куракин поставил свою подпись. Ниже рукой государя было написано: «За ненадлежащее исполнение — смертная казнь». И снова написано: «ознакомлен» и его подпись: Куракин.

Вспомнив тот план, у него с собой всегда имелся с него список, Григорий Андреевич вздохнул. Почему-то он нисколько не сомневался, что в случае его ослушания царь исполнит обещанное без задержки. А желание ослушаться было. Ведь на Ливонской земле столько соблазнов! Можно было бы и на Ригу сходить, а там алатырь-камень в закромах.

Куракин снова вздохнул.

— «Ништо… И так добра вон сколько. И ничего себе государь не берёт. Всё оставляет воеводам. А тут только на одних припасах можно озолотиться, ежели продать. Да и пленников разрешено брать сколько можешь прокормить. Но продавать никого нельзя. Запрещена царём торговля людьми», думал Куракин.

У каждого воеводы под личным командованием было по три небольших отряда человек по восемьсот. Каждый отряд имел пешую роту стрельцов изображающих «обоз», размещённых на повозках, охраняемых «арьергардом». Войска, не осаждая город, проходили мимо. Завидя полный комплект воинов противника, миновавших стены крепости, вражеские гарнизоны, выходили из городов и пытались напасть с тыла и попадали в клещи. Повозки разъезжались в цепь, и встречали нападавших огнём из Санькиных казнозарядных пищалей. Конница второго отряда расходилась в стороны. Их повозки тоже разъезжались в цепь и атаковали противника огненным боем. Третий отряд оставался в резерве и оборонял второй от нападения сзади. Таким образом было одержано несколько побед.

Санька контролировал сражения сверху и, по его мнению, всё шло согласно составленному плану. Шло до того момента, когда со стороны Риги не выдвинулась армия ливонских рыцарей. Самих рыцарей было немного, около пятисот человек. Всего армия составляла около трёх тысяч. Это с двумя оруженосцами, тоже вооружёнными и крепкими ребятами, и «небратьями», почти рыцарями, но вооружёнными несколько слабее.

Армия рыцарей шла неспешно по дороге на Венден. Из Вендена было два пути, либо на Мариенбург, либо на Дерпт. Если рыцари двинутся на Мариенбург, то наткнутся на распылённый отряд Куракина, если на Дерпт, там отряд Курбского Андрея Михайловича может попасть в клещи между ними и гарнизоном Дерпта.

Санька не знал, что делать. У него было всего сто сорок две боевых кикиморки, а с таким отрядом против закованных в тяжёлые латы рыцарей много не навоюешь.

— Что закручинился, добрый молодец, — спросила его Марта.

Санька усмехнулся.

— Вот ведь, как ты меня читаешь!? Ты, наверное, все мои сказки знаешь?

— Знаю, те, что ты вспоминаешь.

— Тогда и думы мои должна знать.

— Знаю и думы, но ты сам скажи, что я должна услышать?

— Думаю, как рыцарей разбить, или как сообщить о них Куракину.

— Сообщить просто. Пошли кого-нибудь из нас к нему с письмом. Можно найти время и место, где проявиться вместе с лошадью. Тут силы любой из нас будет достаточно, если конь будет ненастоящий.

— А какой? — удивился Санька.

— Забыл, на каких «конях» мы к тебе в Усть-Лугу приехали?


Скачать книгу "Бастард Ивана Грозного — 2" - Михаил Шелест бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Альтернативная история » Бастард Ивана Грозного — 2
Внимание