Император

Вадим Чинцов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Председатель клуба исторического фехтования и реконструкции, полковник Сил специальных операций Российской Федерации в отставке вылетел на самолете, на котором из-за санкций не провели замену двигателей, продлив их срок службы. Очнулся ГГ в теле младенца во Франции, его старший брат - Жак де Моле, которому суждено стать последним магистром Ордена Тамплиеров. Сокровища тамплиеров уже не достанутся французскому королю, а ГГ мало быть герцогом, ему подавай трон императора Византии. Папа - как и многие кардиналы его ставленник, ведь ГГ создал рыцарский Орден, главную опору христианства.

Книга добавлена:
22-08-2023, 06:32
0
512
39
Император

Читать книгу "Император"



Глава 4

Архиепископ предпочел от меня откупиться золотом, выплатив мне полторы тысячи монет золотом. Так же его преосвященство взялся поставлять продукты для моих будущих воинов, которых я разместил в Охриде. Всего удалось собрать двадцать тысяч детей, на которых теперь будут уходить почти все доходы православной церкви города. Не удивлюсь, если после смерти архиерея его объявят святым за его человеколюбие.

Мои разведчики подыскали удобное место для битвы в сорока километрах от Охрида и я сразу двинул туда свои войска, по донесениям разведки деспот должен был подойти через четыре-пять дней. Место мне понравилось — с одной стороны равнины нависала огромная скала, на которую без альпинистского снаряжения было невозможно подняться, на нее взобрались лучшие стрелки в количестве сотни человек. С другой стороны было озеро с заболоченным берегом. Вплотную к скале я поставил вагенбург, внутри которого было пятьсот человек. Остальных я намеривался выстроить перед появлением врага в по примеру римлян манипулами., имея на флангах конницу.

Михаил Второй торопился и поэтому шел без предварительной разведки, его уставшее войско неожиданно для себя, полностью выйдя на плато, остановилось в ужасе — из укрепленного лагеря под звуки барабанов спешили многочисленные воины, сразу же занимавшие свои места в манипулах, буквально через пятнадцать минут перед Деспотом стояла огромная отдохнувшая армия. С правого фланга сорвалась конница и по тактике степняков начала прицельный обстрел растерявшихся воинов Эпира. Михаил, видя уничтожение его войск, принял единственное решение — приказал строиться и двигаться навстречу противнику. Конница пятилась, но постоянно продолжала обстреливать своего врага.

Деспот приказал захватить оказавшиеся на его левом фланге сцепленные телеги с высокими бортами, из которых неожиданно началась прицельная стрельба из луков, когда разозленные эпирцы подступили с копьями к возам, сверху, со скалы понесся целый ливень стрел, каждый выстрел находил свою жертву. Войска самозванца, объявившего себя королем Сербии, двинулись вперед и приблизившись под барабаны на расстояние выстрела, тоже подняли луки и Деспот понял — он проиграл. Выхватив меч, он направил своего коня в гущу битвы, желая погибнуть. И его желание сбылось — сразу две стрелы ударили его в глаз и в шею, умер он мгновенно и не успел увидеть, как его остатки армии, бросая оружие, попытались бежать, большинство вставали на колени, пытаясь выжить. Однако конница, которую отправили добивать бежавших, не знала жалости — пленных велено было не брать.

Михаил происходил из знатного и богатого рода Палеологов. Его бабка была дочерью императора Алексея Ангела, его дед Палеолог получил титул деспота, а его отец, Андроник Палеолог, стал великим доместиком при Иоанне III. Сам Михаил был человеком уважаемым всеми. С юности мечтал о престоле, который был ему обещан множеством пророчеств. Эти предсказания стали известны императорам из правящей династии Ласкарисов. Иоанн III заставил Михаила поклясться перед патриархом, что не замышляет ничего дурного и не будет мешать его потомкам. После этого Михаил продолжал быть при дворе, но недоверие осталось.

В 1258 году сын Иоанна Феодор II умер. После себя он оставил трех дочерей и восьмилетнего Иоанна IV. Регентами при сыне он назначил протовестария Георгия Музалона и патриарха Арсения. Верховную власть до совершеннолетия Иоанна он поручил Музалону. Но через три дня после похорон во время панихиды в Сосандрском монастыре заговорщики убили регента и двух его братьев. Попечение об малолетнем императоре было решено передать Михаилу Палеологу как великому коноставлю.

Михаил отличался приятной наружностью, ловким обращением, веселым характером и щедростью. Он легко привлек к себе войско, простой народ и синклитиков (высший совет византийской знати). Вскоре члены совета попросили императора пожаловать Михаилу титул великого дукса с правом заботиться об общественных делах. В новой должности он получил доступ к императорской казне. Многих он награждал царскими деньгами, но для себя демонстративно не брал ничего. Чиновники и архиереи согласились, что опекуну государства нельзя равняться с другими сановниками. Было решено, что Палеолог будет именоваться деспотом и отцом императора. Он принял и то и другое и стал смело привлекать на свою сторону нужных людей. Своего брата Михаил сделал великим доместиком, на многие посты расставил своих людей, а противников под разными предлогами удалил из столицы.

Патриарх Арсений был поражен вестью о провозглашении Михаила частью знати императором. Он сначала хотел отлучить Михаила и его приспешников от церкви, но решил взять клятву с Палеолога, что он не будет посягать на жизнь дитя и его права. Только при таких условиях патриарх венчал в начале 1259 г. Михаила на царствование, но до совершеннолетия Иоанна IV. Снова были принесены страшные клятвы.

Сделавшись императором, Михаил назначил воинам продовольственный паек, который давался им даже на детей. Отворил тюрьмы, снял с должников казенные недоимки, а бедным дал средства для жизни. Пытаясь угодить народу, он опустошал казну и в короткий срок растратил её всю. Михаил отправил Иоанна проводить жизнь в детских забавах, а сам постоянно давал обещания народу и кидал в толпу золото.

Константинополь оставался в руках крестоносцев. На возвращении Константинополя Михаил решил сосредоточить все свои усилия. В 1260 году он переправился во Фракию. Совершив множество усилий город взять так и не смог. Но император укрепил крепости возле Константинополя и оставил в них воинов. Он приказал им делать постоянные набеги и вылазки. Это довело латинян до крайности, из-за недостатка в дровах они сломали на топливо множество прекрасных зданий. В следующем году Стратигопул Алексей с небольшим войском отправился на запад, так как его дорога шла мимо Константинополя, император поручил ему сделать нападение на город и напугать жителей. В это время всё войско и флот крестоносцев находились в походе против жителей острова Дафнусия. В городе остались только женщины и дети, да сам император Балдуин с небольшим отрядом. Воины Алексея легко овладели стенами и впустили остальных. Так неожиданно Константинополь был возвращен ромеям. Михаил тогда жил в Метеории и ничего не знал. Его сестра Ирина первая принесла весть — она вбежала в спальню, разбудила Михаила и сказала: «Государь! Ты овладел Константинополем!»

Михаил въехал в столицу и занял дворец у ипподрома, так как Влахернский дворец был давно заброшен. Первым дело нужно было очистить город от обломков и возвратить ему былую красоту, возобновить храмы. После возвращения Константинополя Михаил совершенно не хотел делить власть. Маленький Иоанн был отстранен от управления, его лишили знаков царской власти. А когда Михаил второй раз короновался в храме святой Софии, Иоанн даже не был упомянут. Наконец Михаил приказал ослепить мальчика и заключить в крепость. Всех его сестер он выдал замуж за незнатных людей.

Несмотря на то что всё это было вероломным со стороны Михаила, никто не вступился за маленького Ласкариса, кроме патриарха. Патриарх Арсений, бросаясь из комнаты в комнату, жалобно вопил и призывал все кары на голову клятвопреступнику. Он подверг Михаила церковному отлучению. Император долго и безропотно сносил наказание и ожидал разрешения епитимьи. Но потом он решил отомстить патриарху: собрал собор архиереев и приказал рассмотреть обвинения против Арсения. Собор в 1265 году низложил патриарха, хотя обвинения были нелепы. Многие священники и монахи не признали его низложения, из-за чего произошел раскол и начались смуты.

Новый патриарх Герман не захотел вернуть императора к церковному общению и добровольно покинул святительский престол. Его место в 1266 году занял Иосиф. Он освободил Михаила от грехов клятвопреступления и жестокости. Но вскоре между патриархом и императором возникли новые противоречия.

Еще через два года венецианцы подписали очередной мирный договор с Византийской империей. Согласно ему, граждане республики могли свободно приобретать собственность в империи, также им гарантировалась безопасность от нападений Генуи, в обмен на что они не должны были нападать на её граждан. Дож отказывался от титула «властителя трёх восьмых империи Романии», а венецианский представитель в Константинополе менял титул подесты (глава администрации города)на байло (представитель Венецианской республики типа губернатора). Договор был весьма выгоден обеим сторонам.

Король Сицилии Карл Анжуйский, казнивший отпрыска королевских кровей для обеспечения гегемонии на Сицилии и в Италии казалось бы мог сосредоточиться на реализации своей мечты — создании Средиземноморской империи, куда должна была войти и Византия, которую он вроде пообещал своему племяннику. Однако прошло ещё немало времени, пока удалось подавить мятеж на Сицилии, покорить Флоренцию и поставить под свой контроль Тоскану. Всё это дало небольшую отсрочку Византийской империи.

Запад не был единой силой, и его правителей раздирали множество противоречий, требовавших деятельного участия Римского папы как универсального посредника и арбитра. Данные обстоятельства давали шанс Византийской империи получить признание на Западе, заручившись поддержкой одного лишь папы римского. В противном случае Михаил VIII попросту не признавался лицом, правомочным на заключение соглашений, и договоры с ним не имели бы никакой силы. Выборы первого Латинского монарха, Балдуина I, также были произведены на легитимных для западного сознания началах. И в глазах католиков Михаил VIII Палеолог являлся узурпатором, да ещё и схизматиком. Западные государства не признали никакой восстановленной Восточной Римской империи, поскольку во главе неё стояли православный патриарх и Греческий царь — максимальный титул, которым понтифики и западные государи могли наделить Палеолога. Можно сказать, что у Михаила VIII Палеолога на момент начала самостоятельного правления не было ни одного друга на Западе — только враги или, в лучшем случае, нейтральные правители. Хотел того Михаил или нет, но обстоятельства вынуждали его идти на союз с Римом. А это означало, что рано или поздно возникнет вопрос о церковной унии, поскольку Рим никогда не отказывался от своего права возглавлять всю Христианскую Церковь.

Вооруженные силы Византии деградировали как в численности так и в военной выучке, центральная армия насчитывала шесть тысяч человек, а общая численность полевых войск никогда не превышала десяти тысяч. Общее количество войск под командованием Михаила VIII составляло около двадцать тысяч человек; мобильные силы насчитывали пятнадцать тысяч человек, а городские гарнизоны насчитывали пять тысяч человек, годовое содержание одного наймита равнялось двадцати четырем иперпирам, сменившим номисму (византийский вариант солида), на протяжении семи столетий сохранявшую высокое содержание золота (двадцать четыре карата), но начавшую обесцениваться из-за непрерывных политических и финансовых неурядиц, сопровождавшихся порчей монеты, при Михаиле VIII при весе монеты в четыре целых и сорок пять сотых грамма содержание золота в ней составляло пятнадцать карат (625 проба).


Скачать книгу "Император" - Вадим Чинцов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание