Контрразведчик на Западенщине. Генерал КГБ вспоминает

Василий Грачев
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Жизнь генерал-майора Василия Ефимовича Грачева похожа на остросюжетный роман. Имея «бронь» добровольно ушел на фронт страшной осенью 42-го, прошел через горнило Курской битвы в рядах воздушно-десантной дивизии… внезапно обнаружив, что в действительности служит в заградотряде, приданным легендарному СМЕРШу. И последующие десятилетия службы в военной контрразведке, наполненные непрерывной борьбой с чужими и своими – с агентурой абвера и ЦРУ, с западноукраинскими националистами и с кознями всесильного заместителя председателя КГБ Цинева…

Книга добавлена:
11-07-2023, 06:42
0
318
75
Контрразведчик на Западенщине. Генерал КГБ вспоминает

Читать книгу "Контрразведчик на Западенщине. Генерал КГБ вспоминает"



Пробрался такой солдатик ползком на брюхе по мокрой земле, соблюдая все заученные меры предосторожности, но первая же проверка документов – и задержание, легенда выкрутиться не помогает…

Агенты, экипированные в форму офицера, многократно проваливались потому, что снабжались не махоркой, которую курила почти вся наша армия, а добротными сигаретами. У них выявлялись и другие погрешности, в частности, в экипировке: обувь имела толстую кожаную подошву, очки – улучшенную оправу и т. п.

В связи с активной заброской разведкой противника агентов под видом лиц, бежавших из плена или вышедших из окружения и с оккупированной территории, по представлению Особого отдела еще в декабре 1941 Государственный Комитет Обороны принял специальное решение о создании в каждой армии сборно-пересыльных пунктов, на которых силами оперсостава контрразведки осуществлялась проверка (так называемая фильтрация) указанных лиц после их задержания в полосе фронта. На конкретных примерах была показана большая эффективность этой работы (приводились данные о сотнях разоблаченных агентов), как процессуально правильно оформлять задержания и направлять задержанных на сборно-пересыльный пункт отдела контрразведки «Смерш» армии.

Подробно рассматривалось такое важнейшее направление деятельности органов контрразведки, как оперативный розыск вражеских агентов, диверсантов и террористов. Розыску они подлежали все без исключения, но в первую очередь агенты, уже переброшенные или намеченные к переброске в ближайшее время.

Основанием для объявления в розыск вражеских агентов служили сообщения зафронтовых агентов (разведчиков) органов госбезопасности и других наших источников, показания военнопленных, бывших официальных сотрудников фашистской разведки; показания арестованных и разоблаченных агентов разведорганов противника, заявления и показания свидетелей, списки и другие трофейные материалы относительно агентов, изъятые в разведорганах противника при их захвате или отступлении.

Наибольшая информация о заброшенных к нам агентах и диверсионных группах поступала от зафронтовых агентов и разведчиков, сумевших проникнуть в разведорганы и школы противника. Только в 1943 году от этих мужественных патриотов, каждодневно рискующих жизнью в логове врага, были получены данные на значительное количество, исчислявшееся сотнями, немецких шпионов и диверсантов, переброшенных в тыл Красной Армии.

Некоторым разведчикам удавалось проникнуть в абвергруппы противника, привлечь отдельных их сотрудников к себе в помощники и выводить на нашу сторону для явки с повинной крупные группы агентов, что позволяло активно использовать некоторых из них для масштабных дезинформаций в интересах командования, возвращая с легендами о выполненном задании, наращивать новые возможности поступления своевременной информации о забросках вражеской агентуры, успешно вести ее розыск и обезвреживать.

Обращалось также внимание курсантов на то, что с переходом советских войск в общее наступление на врага для контрразведки «Смерш» появилось еще одно направление розыска – выявление на освобожденных от оккупации противника территориях оставленной им агентуры и подпольных диверсионно-бандитских формирований, а также предателей и фашистских карателей, не успевших бежать с гитлеровцами и рассчитывающих как то замести следы своих преступлений перед советским народом, укрыться от возмездия.

Поскольку борьба с антисоветским шпионско-диверсионным подпольем в освобожденных от фашистов прифронтовых районах требовала значительных сил, курсантам – будущим контрразведчикам рекомендовалось прибегать к помощи войск Красной Армии, а также советских патриотов, освобожденных от фашистской неволи.

Приводились также конкретные примеры о том, как гитлеровская разведка оставляла шпионско-диверсионные группы в освобожденных советскими войсками районах под видом вышедших из леса вооруженных «партизанских отрядов», подпольных «антифашистских комитетов» и различных «патриотических» групп, якобы действовавших в тылу у фашистских оккупантов.

Так, контрразведкой «Смерш» 3-й ударной армией был разоблачен «партизанский отряд» из 35 человек во главе с командиром, назвавшимся Орловым, у которого легенда была настолько наглой, что предусматривала явку на сборно-пересыльный пункт и обращение с просьбой дать отряду провожатого до штаба армии. Вышедшие из леса люди по внешнему виду, вооружению и экипировки действительно были похожи на партизан. В штабе армии их якобы должны дополнительно вооружить и направить в район окруженной группировкой противника, где партизаны, как хорошо знающие местную обстановку, окажут помощь советским войскам. Однако поведение некоторых партизан при ознакомительных беседах контрразведчиков показалось подозрительным и в ходе сопоставления их противоречивых объяснений стало очевидно, что никакого отношения к партизанскому движению эта публика не имеет. Отряд в специально созданной обстановке, исключающей возможность сопротивления, был разоружен. Под его легендой намеревалась действовать диверсионная группа, созданная гитлеровцами при отступлении из полицейских и карателей.

Когда советские войска вошли в освобожденный от врага Харьков, то увидели расклеенную на улицах листовку о том, что вся власть в городе переходит в руки «временного военно-революционного совета», который объявляет мобилизацию мужского населения в Красную Армию, приступает к созданию органов милиции и т. п. Главари «совета» представились советскому командованию как руководители Харьковской подпольной организации, активно боровшейся в дни оккупации с фашистскими захватчиками.

Однако присутствовавшим при этом контрразведчикам «Смерш» многое в рассказах «подпольщиков» показалось неправдоподобным и не сходилось с действительностью. Оперативно проведенная проверка показала, что под видом «совета» скрывается резидентура «Абвера», оставленная в Харькове для шпионско-диверсионной работы. Абверовцы снабдили своих лазутчиков большими суммами денег и сфабриковали ряд подложных документов, восхваляющих «революционную подпольную деятельность» этих предателей. Не помогло…

Фашисты шли на любые ухищрения, чтобы как-то замаскировать свою агентуру при отступлении. Случалось, гитлеровцы перед уходом сажали своих шпионов и диверсантов в местные тюрьмы под видом антифашистов и партизан. Расчет был на то, что после вступления наших войск эти агенты выйдут из тюрьмы как лица, пострадавшие от гитлеровского режима, таким путем обеспечат себе безопасность и получат больше возможностей для дальнейшей подрывной работы против Красной Армии.

От армейских чекистов требовалось особое умение и высокая бдительность, чтобы вовремя раскрывать все эти коварные приемы военно-разведывательных служб противника. И нас, курсантов фронтовых курсов контрразведки «Смерш», настойчиво, прямо-таки с фанатичным упорством учили этому умудренные большим опытом преподаватели чекистской гвардии.

В итоге под запись было сформулировано, что агентурно-войсковая система специальных розыскных мероприятий, проводимых органами контрразведки «Смерш» совместно с командованием, включает в себя: организацию наблюдения за вероятными местами проникновения через передний край фронта и маршрутами движения шпионов, диверсантов и террористов к местам дислокации воинских частей и соединений Красной Армии, а также за возможными местами их появления и укрытия, конспиративный осмотр таких мест; проверку документов у подозрительных лиц, появляющихся в полосе боевых действий; поиск агентов противника на местности, в населенных пунктах и других местах с помощью содержателей агентурных квартир – ловушек, агентов-опознавателей, войсковой охраны и патрульной службы, других военнослужащих, имеющих возможность постоянно передвигаться по своему служебному долгу в участках фронта; контроль за эфиром с помощью радио – контрразведывательной службы в диапазоне волн, используемых противником для связи со своими агентами; наблюдение за их родственниками и близкими связями (проводится соответствующими органами по конкретному запросу о получении данных на них). При выявлении на объекте оперативного обслуживания земляков (односельчан) разыскиваемых и других близких связей заводить дубликаты розыскных дел для осуществления активных мероприятии розыска их по отдельному плану.

В качестве агентов-опознавателей могут быть использованы: с санкции ОКР «Смерш» армии – некоторые явившиеся с повинной вражеские агенты; с санкции УВКР «Смерш» фронта – находящийся под следствием по уголовному делу агент противника, если тлеются возможности задержания с его помощью значительного количества соучастников (как, например, это имело место с преподавателем Бреславской разведшколы Пащенко). При этом нельзя допускать, чтобы в этих целях предлагалось использование разоблаченных вражеских агентов и преподавателей разведшкол, для опознания своей агентуры, если выявлены их тяжкие преступления против нашей Родины, особенно тех из них, у которых руки по локоть были в крови наших людей.

Наряду с выявлением и розыском вражеских агентов органы контрразведки «Смерш» обязаны были вести борьбу с изменой Родине и дезертирством из частей действующей армии и флота. Эти преступления совершали отдельные антисоветские элементы, оказавшиеся на фронте, лица из числа осужденных за различные преступления и направленные в действующую армию для искупления своей вины, а также неустойчивые люди, попавшие под влияние немецко-фашистской пропаганды и не верившие в победу Советского Союза над гитлеровской Германией.

В соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны от 11 октября 1942 года № 2401 дезертиров, занимавшихся бандитизмом или вооруженными грабежами, предавали суду военного трибунала по ст. 58–16 УК РСФСР (измена Родине, совершенная военнослужащим). Этим же постановлением при исключительных обстоятельствах в целях восстановления порядка в воинской части и оздоровления боевой обстановки к особо опасным дезертирам предусматривалось применение военным трибуналом высшей меры наказания – расстрел перед строем части.

Работа особых отделов, а затем и «Смерш» по выявлению изменнических намерений и попыток отдельных военнослужащих дезертировать должна была начинаться, как правило, в запасных частях. Там через негласных сотрудников выявлялись военнослужащие с изменническими и дезертирскими намерениями, а также учитывались признаки, свидетельствующие о подготовке этих видов преступлении: повышенный интерес к вражеским листовкам, служившим «пропуском» для перебежчиков; сбор и хранение таких листовок; заучивание на немецком языке отдельных фраз и слов, необходимых для объяснения своего перехода линии фронта; стремление собрать секретные сведения в целях их передачи противнику после перехода; выяснение отношения противника к перебежчикам и военнопленным и т. д.

Негласные сотрудники при выявлении у военнослужащих признаков, подозрительных на изменнические и дезертирские намерения, обязаны были немедленно о них сообщить оперработнику, в крайнем случае, командиру или самостоятельно принять меры и любы ми средствами пресечь преступление.


Скачать книгу "Контрразведчик на Западенщине. Генерал КГБ вспоминает" - Василий Грачев бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Контрразведчик на Западенщине. Генерал КГБ вспоминает
Внимание