Детектив и политика 1991 №2

Вячеслав Костиков
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Читайте в этом выпуске:

Книга добавлена:
14-03-2023, 16:46
0
511
171
Детектив и политика 1991 №2
Содержание

Читать книгу "Детектив и политика 1991 №2"



1. "ГОРНЫЙ СТАРЕЦ"

В 1092 году на крепостном валу замка "Орлиное гнездо", расположенного высоко в горах Персидской империи, посланник султана беседовал с таинственным, закутанным персонажем, который считал себя воплощением Бога на земле. Хасан ибн Сабах, властитель гор и глава асасинов, произнес: "Видишь правоверного, который несет службу на вершине той башни? Смотри!" Он подал знак. В тот же миг фигура в белом приветственно вскинула руки и бросилась вниз — туда, где в многосотметровой пропасти кипел окружающий крепость поток.

— Семьдесят тысяч человек по всей Азии — мужчины и женщины — готовы выполнить любой мой приказ. Есть ли столько преданных людей у твоего повелителя Мелик-шаха? И он требует от меня покорности! Ты видел мой ответ. Ступай!

Похоже на сцену из посредственного фильма ужасов? И тем не менее это исторический факт. Летописец того времени позволил себе лишь одну-единственную шутку, написав, что "правоверных" у Хасана было "только около сорока тысяч". Повесть о том, как этот человек — Хасан — достиг такой жуткой власти и почему его фанатики вселяли ужас в сердца людей от Каспия до Нила — самый поразительный раздел в истории тайных обществ. В наше время секта хашишийунов ("потребляющих гашиш") все еще существует в виде тайного общества исмаилитов, неоспоримый и обожествляемый глава которого — Ага-хан[4].

Как и многие другие тайные общества, секта асасинов возникла не на пустом месте, поэтому надо сделать маленький экскурс в историю и рассказать о предшествующих организациях, об их целях и методах.

В VII веке исламский мир раскололся на два лагеря: на ортодоксальных мусульман (суннитов), считающих Магомета провозвестником божественной воли, и шиитов, которые убеждены в том, что преемник Магомета и четвертый имам (вождь) Али[5] является более важной фигурой. В нашем рассказе речь пойдет именно о шиитах.

После происшедшего в период раннего ислама раскола шииты в борьбе за выживание начали придавать особое значение секретности, организованности и обрядам посвящения. Они были в меньшинстве, но считали, что смогут победить большинство (а со временем и подчинить себе весь мир) благодаря силе и сплоченности своей организации. Для достижения этой цели они начали учреждать различные общества, члены которых обожествляли Али в своих ритуалах и учились бороться за самое главное — власть над миром.

Одно из самых эффективных тайных обществ шиитов группировалось вокруг "Жилища Просвещения" в Каире, являвшегося местом подготовки фанатиков, которым самыми хитроумными способами внушали, что им предстоит выполнить особую, божественную миссию. Для воспитания таких фанатиков требовалось преобразовать первоначально демократические идеи ислама, и правивший в то время Египтом халиф из династии Фатимидов[6] поручил решение этой задачи самым умелым наставникам. Неофитам обещали, что им будут даны тайная власть и высшая мудрость и они станут такими же могущественными, как и некоторые их учителя. Халиф позаботился о том, чтобы этими учителями были люди не простые. Один из них был верховным судьей, другой — главнокомандующим армией, третий — визирем. Недостатка в кандидатах не было — подобная проблема не возникает там, где в роли учителей выступают самые высокопоставленные должностные лица.

Классы делились на мужские и женские под общим названием "Собрание Мудрых''. Каждый урок тщательно готовили, записывали и приносили халифу, который ставил на нем свою личную печать. По окончании урока эту печать целовали все присутствующие — ведь халиф утверждал, что он прямой потомок Магомета через его зятя Али и через Исмаила, седьмого имама. Его обожествляли больше, чем далай-ламу.

Университет, ежегодно получавший от халифа четверть миллиона золотых монет, обладал богатейшей коллекцией рукописей и всеми существовавшими в то время научными инструментами. На первый взгляд это был типичный древнеарабский университет, и по своей организации он очень походил на Оксфорд. Однако истинным его назначением было полное преобразование образа мыслей студентов, которые проходили девять ступеней посвящения.

На первой ступени учителя вызывали у молодых людей сомнения во всех общепринятых понятиях — религиозных, нравственных и политических. Они использовали фальшивые аналогии и всевозможные приемы и уловки, дабы внушить студентам, что то, чему их обучали прежние учителя, основано на предубеждениях и, следовательно, не заслуживает доверия. По мнению арабского историка Макризи, их тем самым побуждали полагаться только на авторитет новых учителей как единственно надежную основу для правильного истолкования фактов. В то же время им постоянно намекали, что формальные знания есть только ширма скрытой, глубокой и всеобъемлющей истины, которую они узнают, когда будут в состоянии ее воспринять. Такая "техника запутывания" применялась до тех пор, пока студент не был готов дать клятву слепо повиноваться своему наставнику.

В положенное время студент, совершая все необходимые ритуалы, давал такую клятву и тем самым проходил первую ступень посвящения.

На второй ступени внушали, что только имамы (преемники Магомета) были единственными истинными обладателями тайных знаний и могущества — а поскольку учителя являлись представителями имамов, то студент должен был воспринимать каждое их слово и действие как исходящее от Бога.

На третьей ступени называли известные лишь посвященным имена семи имамов и тайные слова, с помощью которых можно было их заклинать, чтобы получить частицу их силы для использования ее как в личных целях, так и прежде всего в интересах секты.

На четвертой ступени студентам рассказывали о семи мистических законодателях и о магических персонажах. Их имена были Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Магомет и Исмаил. Затем шли семь магических "покровителей'': Сет, Шэм, Ишмаэль, Аарон, Симон, Али и Мухаммед, сын Исмаила. Этот последний имел таинственного заместителя — Повелителя Времени, уполномоченного наставлять "Народ Истины", как называли себя исмаилиты[7]. Ссылаясь на эту загадочную фигуру, халиф мог утверждать, что действует по наущению свыше.

На пятой ступени рассказывали об оккультной власти двенадцати апостолов, подчиняющихся семерым пророкам. По утверждению одного автора, для того чтобы овладеть искусством оказывать влияние на людей, студенты проходили еще и психологическую подготовку, в частности учились сосредоточиваться, повторяя магическое слово "акзабти".

На шестой ступени обучали методам разрушающей доводы оппонента аргументации. По этому предмету студент должен был выдержать строгий экзамен. На седьмой ступени посвящали в Великую Тайну, суть которой состояла в том, что все мироздание едино: человечество, природа и всякая вещь — часть целого, которое включает в себя как созидательную, так и разрушительную силу. Исмаилит может воспользоваться этой силой благодаря посредничеству таинственного Повелителя Времени и тем самым возвыситься над непосвященными.

Для того чтобы пройти восьмую ступень посвящения, студент должен был осознать, что все религии и философские доктрины — обман. Важна только личность, могущая реализовать все свои возможности на службе величайшей власти в лице имама. На девятой, и последней, ступени раскрывали секрет, что вообще не существует никакой веры: главное действие, а глава организации — единственный, кто знает, когда и как именно следует действовать.

Тайное общество исмаилитов, несомненно, было влиятельным и способным воспитывать множество людей, готовых слепо повиноваться своим вождям, но, как и другие организации подобного типа, оно не добилось существенных результатов.

Возможно, запланированные акции по каким-то причинам не состоялись, или же общество просто не ставило перед собой иных целей, кроме воспитания. Как бы то ни было, секта только один раз добилась успеха за пределами Египта: один из ее членов временно захватил власть в Багдаде и стал чеканить монету от имени египетского халифа. Этот султан был убит тюрками-сельджуками, которые тогда только появились на исторической сцене, но уже всерьез угрожали Каиру. Вероятно, усиление сельджуков настолько обескуражило властолюбивую каирскую секту, что она пришла в упадок и в конце концов была запрещена визирем Ардалом в 1123 году.

Наступила очередь Хасана ибн Сабаха, которого впоследствии назовут "Горным старцем", — именно ему предстояло усовершенствовать методы распавшегося тайного общества и основать организацию, просуществовавшую почти тысячу лет.

Хасан был сыном фанатика-шиита (почитателя Али) из Хорасана[8], считавшего себя потомком арабов из Куфы[9]. Претензия на такое происхождение, наверное, позволяла подкрепить притязания на важную роль в религиозных делах, как это и сейчас принято у мусульман. Окрестные жители, среди которых преобладали шииты, решительно утверждали, что человек этот был персом, как и его предки. Такая версия кажется более правдоподобной. Наместник провинции был ортодоксальным мусульманином, и Али[10] не пожалел усилий, чтобы выдать себя за суннита. Подобное поведение считается вполне допустимым в соответствии с "Учением о разумном притворстве". Но поскольку сомнения в чистоте его религиозных убеждений оставались, он начал вести жизнь отшельника, а своего сына Хасана отправил в суннитскую школу. Это была необычная школа: занятия там шли под наблюдением грозного имама Мувафика, благодаря покровительству которого, как утверждали, отличившиеся ученики впоследствии занимали высокое положение.

Именно здесь Хасан познакомился с изготовителем шатров, астрономом и будущим великим поэтом Персии Омаром Хайямом. Другим его однокашником был Низам-уль-Мульк, который, несмотря на крестьянское происхождение, со временем станет первым министром. В своем жизнеописании Низам потом расскажет, как все трое поклялись друг другу, что тот, кто первым займет высокий пост, поможет друзьям.

Довольно скоро Низам стал визирем тюркского султана Персии Алп-Арслана. Помня о клятве, он добился для Омара денежного содержания, которое позволило поэту вести беззаботную жизнь в его любимом Нишапуре, где были написаны многие рубаи. Тем временем Хасан оставался в тени, путешествуя по Передней Азии в ожидании благоприятного момента для достижения желанной вла сти. Когда умер Арслан ("Лев"), ему наследовал Мелик-шах. Неожиданно Хасан явился к Низаму и потребовал себе место при дворе. Визирь, обрадованный возможностью выполнить юношескую клятву, добился для него выгодной должности и впоследствии рассказал в своем жизнеописании о том, что из этого вышло: "Благодаря самым настоятельным моим рекомендациям и обременительным хлопотам его назначили министром. Однако, как и его отец, он оказался мошенником, лицемером и своекорыстным негодяем. Он был так искушен в притворстве, что казался благочестивым, не будучи таковым, и вскоре каким-то образом вошел в полное доверие к султану".

Мелик-шах был молод, а Хасан хорошо овладел искусством располагать к себе людей напускной честностью. Однако Низам со своим внушительным послужным списком и безупречным ведением дел по-прежнему оставался самым влиятельным человеком в государстве.


Скачать книгу "Детектив и политика 1991 №2" - Вячеслав Костиков бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Детектив и политика 1991 №2
Внимание