Заснеженная юдоль

Axiom
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Между империей Бима и царством Охвот разжигается война. Накс – единственная стена между ними, от решения её государя зависит, на чьей стороне окажется стратегическое преимущество и право первым ступить на территорию врага, однако и в Наксе не всё так тихо и мирно, как хотелось бы, – на государя готовится покушение.

Книга добавлена:
28-12-2023, 11:16
0
117
28
Заснеженная юдоль

Читать книгу "Заснеженная юдоль"



4. Усыпальница

Солар рассчитывал, что он будет с Ваши, однако Реда и Сиха с переводчиком из Румы решили присоединиться вместе со стражей. Держались они поодаль, не поспевая за темпом наследного императора и правой руки государя, так что их положение вполне можно было считать за «наедине». Солар был доволен: и словами Ваши, и предоставленной возможности обсудить некоторые вопросы. Касьи не так часто доводилось разговаривать с одногодками и погодками, поэтому выпавшим случаем он хотел воспользоваться в полной мере, к тому же его очень интересовало устройство Накса. И, если раньше Солар не представлял, что находится за дворцом государя, то теперь знал — та самая знаменитая усыпальница. Доступ к ней был не у всех наксов, и не каждый мог получить право на посещение даже ради того, чтобы почтить память предков.

— Наследный император! — позвал Ваши. — Как вам погодка?

Солар ступал с трудом, мелкий снег колол кожу, озверевший ветер терзал лицо, он бы ещё и волосы спутал, если бы они не были спрятаны под шапкой и шубой, зато волосы Ваши изрядно страдали, развеваясь на ветру, из-за бусин их штормило в разные стороны, но на лице представителя государя было довольное выражение. Он понимал, насколько погода неприветлива, но не упустил шанс подтрунить над Касьей.

Солар лишь надменно улыбнулся:

— Погодка замечательная!

Ваши рассмеялся.

— Нам недолго идти! — пытался он перекричать ветер. — Ещё два поворота!

Солар выпучил глаза.

— Ещё два?!

Подъём на своих ногах занял двадцать минут, которые полностью выбили дух из Солара. В ушах гудело от ветра, лицо давно перестало чувствовать, в носу всё заледенело.

Врата усыпальницы представляли собой две огромные створчатые двери, облепленные снегом, и по всей видимости, сотворённые из такого же нетающего льда, что и «гробы» государей. Перед ними стояло четыре стражника. Ваши в представлении не нуждался, а вот Солара представить было необходимо, так же в накской речи Ваши проскочили имена Реда и Сихи. Перед ними отворили двери и пропустили внутрь. Было поразительно тихо и безветренно, но тем, от чего в ужас пришёл Касья, были прозрачные колонны. Он непроизвольно остановился. В них были люди, и это не спящие мирным сном государи, которых заморозили после того, как они почили. На их лицах, по крайней мере тех, которые находились ближе всего к Солару, застыло выражение мучительной смерти — в этом не приходилось сомневаться. Солар подошёл к колонне. Человек напротив него был варваром: его тело было расписано чёрными линиями, одежды по минимуму, но обязательный атрибут саванных равнин — кусок шкуры беярда бурого цвета присутствовал, — позволяя идентифицировать человека. Рот варвара был широко разинут, он кричал, во льду сохранились пузыри воздуха, которые он выпустил перед смертью, его глаза вылезали из глазниц, казалось, век у него нет совсем, а всё лицо было испещрено глубокими морщинами. Судя по позе, его поместили в цилиндрический сосуд, крышку которого он хотел выбить.

Солар услышал шаги Ваши, они эхом расходились по ледяной пещере.

— Считают, что знаменита наша усыпальница тем, что собраны в ней все государи, но истинная её ценность в том, что собраны здесь побеждённые нами враги.

— И это всё?.. — Солар оторвался от варвара и поднял голову: колонна возвышалась на четыре-пять метров, и составлена она была из таких же цилиндров, в одном из которых был заточён варвар, а таких колонн — Солар бросил взгляд вперёд — не меньше сорока. — Всё… люди?

— Истинно так, — с примирением ответил Ваши. Касья посмотрел на него. Почему-то сейчас улыбки он не ожидал, но она была запечатлена на лице правой руки Вилаша. — Это наша история. Это наши победы. Это наша, — Ваши взглянул в глаза Солару, — жестокость.

Касья отвёл взгляд.

— Наследный император, расстраивает вас это?

Расстраивало ли? Солар снова взглянул на колонну, на людей, заточённых внутри.

— Я не знаю, — его собственный голос скакал среди льда, — мы так не поступали с противником… никогда. Это кажется…

— Диким? — усмехнулся Ваши. — Не отрицаю. Это дико. Этим традициям много веков, отойти можно было от них. Можно было, но, — Ваши тоже развернулся к колонне и положил голую красную руку на лёд, — так помним о том мы, что забывать не стоит.

— А что вам не стоит забывать?

— Какими были сильными наши предки. Через что прошли ради нашего существования они. Через что прошли ради нашей нынешней истории, — Ваши кивнул на варвара, — эти люди.

— История стоит на трупах, да?.. — спросил Солар и развернулся.

Улыбка Ваши исчезла. Его раскосые глаза откинули радушное выражение.

— Истинно так, — пропел он.

Без лишних слов они прошли вглубь усыпальницы, Солар старался не рассматривать окружение. Большая часть «гробов» — льды в форме параллелепипедов со смирно лежащими внутри вождями, стояла в шахматном порядке на полу и лишь семь стояли в стене. Ваши указал на того, что располагался в центре.

— Диан камо Кора — первый официальный правитель Накса. Или его низин. Что больше нравится народу.

Солар воззрился на него. Диан был стариком в почтенном возрасте, у него были длинные седые волосы, раскинутые паутиной. Лицо мирное, глаза закрыты. Он выглядел как человек, который может в любой момент проснуться и продолжить свои верховные дела. Трудно было поверить, что он умер несколько столетий назад, ведь он воспринимался таким живым — достаточно протянуть руку и разбить лёд. На теле у него была лёгкая мешковатая одежда тёмно-синего цвета, свойственная наксам низин. Вместе с ним в гробу был деревянный посох с шарами на верхнем конце. До Солара дошло, что он похож на пастуха.

— Я думал, что «камо» — это титул, — сказал Касья, — но он стоит внутри имени и… сегодня вы обратились к государю Вилашу иначе… Что означает эта часть?

— «Камо» означает «ребёнок». Диан ребёнок Кора. Вилаш ребёнок Иигуса.

— А вы? Чей ребёнок?

— Ваши.

— Вашего отца тоже звали Ваши?

— Нет, — засмеялся он, и смех разошёлся по всей усыпальнице. Солар поразился, как при такой угнетающей атмосфере, среди живых трупов, можно спокойно рассмеяться. — У меня нет ни отца, ни матери, поэтому я ребёнок сам себе. Называть ребёнка в честь родителя у нас нет традиции. А вы, — Ваши вытянул руку из рукава и заходил пальцем по воздуху, — Солар камо Норбума.

— Получается, что да, — улыбнулся Солар. — Я, к слову, был удивлён, — сказал он, — что вы знаете бимский.

— А бимский под запретом?

— Нет, что вы! Не ожидал…

— Бима — ближайшее к нам государство, не знать зазорно её язык. — Чего Солар не мог сказать про себя, его учили языкам, которые имеют стратегическое значение. — К тому же, чтобы быть представителем государя, знать обязан три языка я.

— Три? включая родной?

— Родной не считается.

— Итого четыре языка… Какие ещё вы знаете?

— Охвотский и ргусский.

— Ргусс — это страна на конце Оф-Накского хребта?

— Истинно так, — обрадовался Ваши. — А знаете хорошо это вы?

— Географию? — Ваши закивал. — Мог бы знать лучше, — признался Солар. — Получается, мы с вами, как представители разных народов, можем говорить на третьем языке и понимать друг друга.

— Охвотский? — приподнял одну бровь Ваши, скрывая рукавами рот и пряча лукавую ухмылку.

— Истинно так, — передразнил его Касья. Ваши снова рассмеялся.

— Наследный император, — произнёс Ваши, исподлобья поглядывая на Солара, когда в усыпальнице с другого конца открылись двери, — поделюсь по секрету, но учу и четвёртый язык я.

Касья лишь подумал: «Куда ещё больше?», но вежливо поинтересовался:

— Что-то из ближних стран?

Ваши повёл головой из стороны в сторону, а потом шёпотом произнёс:

— Карвин.

Солар задумался лишь на секунду, в следующую по усыпальнице занеслись голоса Реда и Сихи:

— Настоящие люди!..

Касья взглянул на смущённого Ваши, до сих пор прикрывающего нижнюю половину лица мехами.

— Но это… другой конец материка, — сказал наконец Солар.

— Это моя мечта, — затрепетал веками Ваши. — Там ведь… вместо земли песок, там море с трёх сторон. А ещё!.. — Ваши потянулся к Солару. — Говорят, нашли там чёрную воду! Она вязкая, как смола… А ещё не пригодна для питья… И она горит! Увидеть хочу своими глазами. А ещё говорят, жарко днём так, что хоть зарывайся в землю, а ночью холодно так, что впору надевать шубы из лику! Представляете? Как это возможно?

Интерес Ваши был искренним и детским. Он соответствовал его лицу, а мерцающий в глазах блеск оттенял тот факт, что вокруг них десятки трупов. Солар нежно улыбнулся.

— Если хотите, значит, побываете там.

— Придумать осталось только, как… — Ваши остановился на полуслове. Улыбка сошла с его губ. — Забыл я… — Ваши потянул Касью к себе за шубу. — Скажу вам я, как останемся наедине мы. Это очень важно.

Послышались шаги. Реда и Сиха в компании переводчика и стражи приближались. Ваши снова заулыбался.

— Дорогие гости! — позвал он их. — Как вам в нашей усыпальнице?

— Жутко, да и только! — отозвался недовольно Реда. — Это кощунство! Изголяние над людьми! Но претензия это не к вам, уважаемый Ваши, а тому, кто проделал это.

Ваши и глазом не повёл, улыбка осталась на законном месте.

— Спокойствие, советник Реда, — заговорил с ним Сиха. — Это не более чем старинная традиция. Когда сюда доставили… последнюю часть колонны? — обратился он к Ваши. Тот встрепенулся. Солар понял, он решал, говорить правду или соврать, чтобы выставить Накс в лучшем свете.

— Десять лет назад, — ответил он, и Солару было трудно рассудить: давно это или нет, — всё-таки «десять лет назад» означает, что столько времени не было набегов дикарей… что меньше всего походило на правду.

Реда и Сиха тоже не знали, как относиться к этой цифре, но Сиха решил взять ситуацию в свои руки, пока первый советник вычислял ложь.

— Скажите, это ведь запечатанный лёд?

— Истинно так, — кивнул Ваши.

— А двери усыпальницы? — Ваши снова кивнул. — Кто этим занимается?

— Священники. Как правило, выбирают их сроком на всю жизнь. Тратят её для поддержания льда они, а когда уходят, приходят на их место новые и накладывается очередная печать. Учитывая холод Накса, растает навряд ли лёд, однако служит и укреплением печать: не треснет ничего, не разобьётся, даже если оказано будет давление. Лёд в усыпальнице — самый крепкий материал в Большом Наксе.

— Крепче стали? — поразился Сиха, поправляя очки.

— Крепче, если не запечатана сталь.

— А отопление? — продолжал Сиха. — Оно же работает постоянно? — Ваши кивнул. — Тоже с помощью печатей?

— Истинно так. Находится под дворцом одна котельная, которая служит для обогрева дворца и прилежащих областей, в городе три собственные котельные. Поддерживаем с помощью печатей огонь мы, регулируем его температуру и воздействовать не даём ему на… климат Накса.

Управление печатями говорило об уровне подготовленности заклинателей государства. Сами по себе печати для поддержания состояния материала или природного явления не были сложными, можно сказать, они одни из базовых — это первые вещи, которым обучают заклинателей. Об уровне говорило то, что заклинатели могли поддерживать печати постоянно: каждый день, каждый час, каждую секунду своей жизни — сложно только представить, какое обучение они проходили, чтобы суметь достигнуть такого навыка, не говоря о том, что далеко не все люди могут стать заклинателями, далеко не все заклинатели могут филигранно использовать печати. Это безусловно поразило и Солара, и Сиху, и даже негодующего Реда.


Скачать книгу "Заснеженная юдоль" - Axiom бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Фэнтези » Заснеженная юдоль
Внимание