На пути к мышлению или интеллектуальные путешествия в страну Философию

Андрей Баумейстер
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В храме Аполлона в Дельфах один из легендарных мудрецов оставил знаменитую надпись — «знай себя». Разгадыванию значения дельфийской надписи посвятил свои диалоги Платон. Эту задачу подхватили его ученики и последователи. Так началась философская традиция. Так началось «дело мышления». Познание самих себя, познание смыслов и целей человеческой жизни и человеческой деятельности, — разве не в этом состоит главная задача всех наших усилий и стремлений? Но что такое философия — наука, искусство или образ жизни? Почему важен целостный взгляд на мир? Что осзначает оценивать реальность (факты и события) с позиции целого? Почему важно задавать предельные вопросы? Что значит мыслить аналитически? Как научиться критическому мышлению и как его практиковать? Почему философия формирует толерантное отношение к другим культурам и содействует демократизации общества? Что мы имеем в виду, когда говорим о реальности или действительности? Что мы понимаем под словом «реальность»? Что мы можем узнать о фунтаментальных структурах реальности? Существуют ли чёткие критерии различения реальности и иллюзии, действительности и видимости? Что такое истина? Что значит стремиться к познанию истины? Есть ли у нас чёткие и достоверные критерии различения истины и лжи, правды и обмана? Автор предлагает читателям вместе поразмышлять над этими вопросами и попытаться на них ответить. Чтобы стать опытными путешественниками в удивительные страны философского мышления. И открыть в этих путешествиях самих себя, других людей и мир... Эта книга задумана как введение в философию, в удивительный мир философского мышления. Она приглашает к путешествию. Но философские путешествия имеют свои собственные законы и свои неповторимые черты. Они открывают пути в особые измерения и пространства: пути внутрь нас самих, пути к основаниям реальности, к основаниям научных знаний и нашего воображения. На этих путях мы окрываем природу ценностей и смыслов, связываем прошлое с настоящим и будущим. Во всех этих путешествиях картами и навигационными приборами нам служат особые вопросы, которые можно назвать «фундаментальными» или «предельными». Эти вопросы помогают нам открывать новые земли и побуждают к новым интеллектуальным странствиям. Их этих вопросов, из опыта ответов на них, родилась европейская культура во всём своём многообразии и богатстве. В этом смысле философию по праву можно назвать истоком европейской цивилизации. Но одновременно это и направление всех наших странствий, наш путь «домой».

Книга добавлена:
5-08-2023, 11:24
0
726
51
На пути к мышлению или интеллектуальные путешествия в страну Философию
Содержание

Читать книгу "На пути к мышлению или интеллектуальные путешествия в страну Философию"



Никоим образом я не выступаю против экранизаций классики, против искусства кино, против компьютерных игр или против видео-лекций. Напротив, я осознаю их полезность и сам в учебных целях советую своим слушателям различные видеоматериалы. Я здесь говорю о другом, а именно о формировании важных компетенций, востребованных сегодня и в ближайшем будущем. И в этом будущем чтение книг и обсуждение идей в кругу единомышленников должны по-прежнему занимать главное место. Вот как об этом говорит Гор: «Читатель (в отличие от телевизионного зрителя - А. Б.) сам активно участвует в сотворении того бытия, которое стремится изобразить автор. Более того, части человеческого мозга, ответственные за мыслительный процесс, многократно активизируются во время чтения: слова составлены из абстрактных символов, букв, которые не имеют значения сами по себе до тех пор, пока не связаны между собой в осмысленном порядке»[3].

Хотя современный человек имеет доступ к гораздо большему количеству информации (притом он может получить ее мгновенно), сама по себе эта возможность не делает его мудрее. Между информацией и знанием нет мгновенной и необходимой связи. Факты и информация сами себя не интерпретируют и сами себя не могут понимать. Интерпретация и понимание зависят от нашего умения воссоздать контекст, отделить важное от второстепенного, отличить информацию от манипуляций, связать факты и информацию в определенную целостную сеть (смысл) и сделать правильные выводы. А этому нужно учиться.

Как же мы можем развивать в себе такие умения? Об этом хорошо говорит Генри Киссинджер в своей книге «Мировой порядок»: «Знания, полученные из книг, предлагают опыт, отличный от интернета... Обучение на основании книг прежде всего развивает концептуальное мышление - способность сопоставлять различные данные и события, а также создавать [концептуальные] схемы для их применения в будущем... Еще одним традиционным путем обретения знаний было [живое] личностное общение. Дискуссия и обмен идеями обогащали восприятие фактического содержания эмоционально и психологически»[4].

Одна из опасностей нашего времени - фрагментарность, разрозненность наших представлений о мире. Этой фрагментарности отчасти способствуют и социальные сети. Беглый просмотр ленты новостей скорее может породить хаос, чем способствовать пониманию. Сама природа такой информации - небольшие тексты, образы (фото и схемы), вырванные из контекста. В книге и живой беседе идеи и факты вплетены в целостность текста или разговора. Здесь можно проследить развитие сюжета, понять, как идеи связаны между собой, как они доказываются или опровергаются, как они иллюстрируются и описываются. Понятен источник, легче воспроизводим контекст. Это оставляет меньше места для фальсификаций и манипуляций.

Гуманитарные науки, в особенности философия и история (и, конечно же, великая литература), призваны стать первой ступенью на пути усвоения навыков зрелого мышления. Нил Фергюсон, один из ведущих современных историков, делится своими наблюдениями: «Уже около 30 лет в западных школах и университетах дают гуманитарное образование, не предполагающее знания истории. Школьники и студенты изучают «модули», а не исторический нарратив, тем более не хронологию. Их учат шаблонному анализу выдержек из документов, а не умению читать много и быстро»[5]. Как видите, и он указывает на опасности фрагментарного изучения (отдельные модули вместо целостных повествований). Фергюсон в связи с этим цитирует философа и историка Робина Джорджа Коллингвуда: «вся история представляет собой историю мысли», в том смысле, что «объекты, если не может быть установлено их назначение, не могут служить историческими свидетельствами»[6].

Итак, школа и университет (а сейчас также и образовательные платформы и клубы) должны формировать такие важные в ближайшем будущем компетенции, как критическое и творческое мышление, умение аргументировать, умение работать с информацией и создавать из нес целостное знание, умение связывать знания с практикой и принимать правильные решения. Для этого особое внимание следует уделять трем, на первый взгляд, простым и понятным, навыкам:

медленному и вдумчивому чтению,

умению выражать свои мысли в письменной форме (в форме эссе) и

умению аргументировано излагать и обосновывать собственную позицию (в докладах, дискуссиях и дебатах).

В развитии этих компетенций лучше всего помогают качественная литература, история и философия (можно сюда добавить, кроме литературы, и другие искусства).

Наша школа, к сожалению, мало внимания уделяет литературе (несмотря на наличие такого предмета в программе, чаще всего изложение сводится к механической передаче какой-то элементарной информации), слишком утилитарно подходит к истории и совершенно пренебрегает философией. А в гимназиях и лицеях Франции, Германии, Австрии и Италии философия преподается два или три года (иногда достаточно углубленно). В возрасте, когда происходит формирование личности, философия могла бы не только способствовать развитию упомянутых трех компетенций, но, кроме того, помочь лучше понять те экзистенциальные вопросы, которые волнуют молодых людей. Более того, особенность философского текста или философской речи (разговора, беседы, дискуссии) - не столько информировать, сколько формировать.

На эту особенность указывал выдающийся знаток античной философии Пьер Адо: «Когда мы хотим толковать философское произведение античности, нужно прежде всего стараться проследить движение, хитросплетения мысли автора, то есть в конечном счете диалектические или духовные упражнения, которые философ дает для практики своим ученикам»[7]. Наконец, в связи с упоминанием духовных практик, философия развивает главное умение - задавать вопросы, и в первую очередь - самим себе. Такие вопросы помогут молодым людям лучше понять свой внутренний мир, свои цели и намерения, понять других людей и свое место в мире. Лучше философии этому не научит никакая другая дисциплина. Остается только надеяться на положительные перемены...

Наша философская традиция достаточно молода. У нас еще не так много переводов классических философских произведений, у нас еще не так много философских достижений. Но это нельзя считать каким-то недостатком или же пороком. Напротив, это значительно повышает наши шансы подключиться к общемировой интеллектуальной работе и сказать свое весомое слово. Хочется верить, что это слово будет сказано в скором времени. Возможно, теми, кто как раз сейчас заканчивает среднюю школу. Может быть, теми, кто только пошел в школу. И если предлагаемая книга пробудит у кого-то интерес к философии, если она станет первым стимулом к философскому вопрошанию, то уже этим она оправдает факт своего существования.

Часть первая. Философия в современном мире

1. Почему философия?

Каждый человек - прирожденный философ. Вы удивлены? Тогда предлагаю рассмотреть несколько примеров. Первый пример касается особенностей нашей памяти. Мы лучше запоминаем определенную информацию, определенные факты и события только тогда, когда придаем им значение и смысл. Это подтверждают современные исследования человеческого мозга. Ежедневно мы становимся свидетелями многих событий, которые происходят с нами и другими людьми. Средства массовой информации регулярно поставляют нам новости, которые очень быстро устаревают, мгновенно переносятся из настоящего в прошлое, освобождая место для других новостей. Каждый день приносит нам новые впечатления и чувства, мы оказываемся каждый раз в других ситуациях, которые требуют от нас соответствующих решений и поступков.

Как же мы справляемся с таким количеством информации? Почему нас не поглощает море ежедневных фактов и событий? Ответ прост: наш мозг устроен таким образом, что уберегает нас от чрезмерных перегрузок. Вот вы смотрите выпуск новостей по телевизору. Он только что закончился, спросите себя: сколько сюжетов было в данном выпуске? Что вы запомнили из увиденного и услышанного? А что вы будете помнить завтра, через несколько дней, через неделю? Современные исследования показывают, что уже завтра мы забудем значительную часть информации, полученной сегодня - идет ли речь о фильме, который мы посмотрели, или о лекции, которую прослушали, или о простом разговоре, который вели со своими близкими или друзьями. Немецкий ученый Герман Эббингауз еще во второй половине XIX века сделал удивительное открытие: слушатели забывают 90 процентов того, что изучают в классе, в течение 30 дней[8]. Причем самый высокий процент забывания происходит в первые часы после урока. Для того чтобы удерживать в памяти большие объемы информации, мы должны ее правильно упаковывать. А это требует постоянной работы над собой, требует от нас немалых творческих усилий.

Мы лучше запоминаем то, что имеет для нас смысл, имеет для нас какое-то значение. Придание смысла как бы кодирует большие объемы информации, превращая потоки голых данностей в целостные связи осмысленного знания. То есть, память не является просто пассивным откладыванием прошлых переживаний. Ее надежность и интенсивность зависит от наших сознательных усилий, от нашего творчества. Даже когда человек вспоминает какие-то события собственной жизни, он воспринимает прошлое в свете нового опыта. Тогда конкретные прошлые события воспринимаются по-новому. То, что прежде казалось второстепенным, неожиданно выходит на первый план, а то, что вчера казалось важным, сегодня воспринимается как малозначимое. Иными словами, мы не просто вспоминаем прошлое, а всегда воспроизводим его по-новому.

Уже древние мыслители придавали памяти центральное значение. Наша жизнь, мы сами, - это то, что мы помним. Но память может нас подводить, она может быть ложной. Более того, мы можем помнить события, которые в реальности с нами не происходили.

Элизабет Лофтус, авторитетная исследовательница ложной памяти, в своей книге «Миф об утраченных воспоминаниях» рассказывает историю о самой себе. «Я помню одно лето, это было очень давно. Мне четырнадцать. Мы с мамой и тетей Перл поехали на каникулы в Пенсильванию к дяде Джо. Одним ясным солнечным утром я проснулась, а моя мама мертва - она утонула в бассейне». Элизабет рассказывает далее, что не видела тела матери, не могла представить ее мертвой. Сам момент маминой смерти долго оставался туманным и неясным воспоминанием. «Тридцать лет спустя, на праздновании девяностолетия дяди Джо, он рассказал, что именно я нашла маму в бассейне. После первого шока - «нет, это была тетя Перл, я спала, я ничего не помню» - воспоминания начали возвращаться - медленно и непредсказуемо, словно дымок, вьющийся над лагерным костром из сосновых бревен. Я видела себя - худенькую темноволосую девочку,которая смотрела на сверкающую голубую воду бассейна. Моя мама,одетая в ночную сорочку,лежала ничком на поверхности воды.«Мам? Мам?» - окликала я ее, повышая голос от ужаса. Я начала кричать. Я помню полицейские машины, их мигалки и носилки с чистой белой простыней, которую подоткнули под ее тело.


Скачать книгу "На пути к мышлению или интеллектуальные путешествия в страну Философию" - Андрей Баумейстер бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Философия » На пути к мышлению или интеллектуальные путешествия в страну Философию
Внимание