Большая игра на Балтике 1500 – 1917 гг

Сергей Махов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Балтика и балтийский регион всегда играли в европейской истории особую роль. В этой книге рассматривается политическая и военная борьба различных стран за сферы влияния и контроль на Балтике в период с 1400-го по 1918 год, особое внимание уделяется борьбе за господство на море. Для Англии, Франции, Голландии и Испании Балтика была главным центром вывоза ресурсов — зерна, древесины, пеньки, льна, поташа, смолы и т. д., которые в XV–XVIII веках являлись стратегическими товарами, такими, как сейчас нефть и газ. Поэтому раз за разом великие державы вмешивались в балтийские дрязги и войны, поддерживая то одну страну, то другую, помогая одним против других. Главным интересом великих держав был беспрепятственный транзит грузов из Балтики и свободная торговля со всеми странами региона. В книге рассмотрен период могущества Ганзы, возвышение Швеции, датско-шведские войны, почти вековой русско-английский союз, Крымская и Первая мировая война. Подробно описано, кто и в какие эпохи являлся гегемоном на Балтике, как теряли это господство разные страны и как завоевывали. Книга снабжена множеством карт, схем, поясняющих таблиц, которые позволяют читателю облегчить и визуализировать восприятие книги. Издание осуществлено при поддержке компаний ПАО «Транснефть» и ООО «НИКОХИМ» Большая игра на Балтике 1500–1917 гг. — М.: Руниверс, 2021. — 152 с.

Книга добавлена:
4-12-2023, 09:08
0
347
63
Большая игра на Балтике 1500 – 1917 гг
Содержание

Читать книгу "Большая игра на Балтике 1500 – 1917 гг"



Противостояние Дании и Швеции (1641–1645)

По итогам Тридцатилетней войны Швеция получила Западную Померанию, острова Рюген и Узедом, епископства Бременское и Ферденское (Верденское), а также Висмар в Мекленбурге. Таким образом, цели, обозначенные еще Эриком XIV, к 1648 году были фактически выполнены — Швеция обосновалась в устьях почти всех крупных рек на Балтике (исключая, может быть, Вислу) и получила региональное могущество.

А что же с людскими резервами? Шведская Померания обладала на 1648 год населением примерно в 50 тысяч человек, Бремен и Верден — 100 тысяч человек. Теперь демографическая картина Шведской империи выглядела так: Швеция — 1,225 миллиона человек, Финляндия — 450 тысяч человек, Шведская Ливония — около 250 тысяч человек, Померания и Бремен с Верденом — 150 тысяч человек. Всего — 2,075 миллиона человек. Таким образом, положение если и улучшилось, то не сильно, по сравнению с соседями. А вот ресурсы империи возросли. Лифляндия дала Швеции хлеб, дерево, пеньку, лен; Померания и герцогства на Эльбе — возможность сбывать шведские товары в Германии и контролировать вывоз немецких товаров. Грубо говоря, Швеция во многом заняла положение Ганзы.

После Тридцатилетней войны у шведов осталась отлаженная военная машина, и в 1654 году избранный на престол Швеции Карл X Густав решил, используя ее, добить своих конкурентов на Балтике. В 1655-м он начал войну с Польшей, пользуясь тем, что там шло восстание Хмельницкого.

Кроме того, война выглядела выходом с точки зрения финансов, так как армии платить было нечем, Франция субсидии прекратила. Всего за месяц шведы захватили Великую Польшу и Познань, а 4 сентября Карл X вошел в Варшаву. 13 октября пал Краков. Казалось, Польша обречена, однако с молниеносной быстротой возник русско-польский союз, и в июле 1656 года русские сожгли Ниеншанц, осадили Дерпт и обложили Нотебург (Орешек). В августе русские начали осаду Риги.

Но проблема была все та же, что в Ливонскую войну при осаде Ревеля: не имея флота, русские не могли организовать и морскую блокаду, что позволяло шведам своевременно подкидывать в Ригу подкрепления, провиант и боеприпасы. По идее, блокировать шведский флот должна была Дания, с которой у Москвы был союз, однако на морском театре военных действий события развивались не менее драматично.

С началом войны шведский флот из 40 кораблей под командованием Врангеля блокировал Данциг и Пуцк. Вопреки ожиданиям шведов, Данциг не сдался, более того, его купцы выделили огромную сумму в пять миллионов злотых на оборону города. На следующий год в Балтику вошли голландцы (42 корабля под командованием Якоба ванн Опдама). Войны они Швеции не объявляли, но их торговля через Данциг терпела большие убытки. Шведам оставалось либо отойти к себе в порты, либо вступить в прямой бой с голландской эскадрой. Врангель выбрал первое. Датчане же, хотя и вели переговоры с Москвой, объявили войну Швеции только в 1657 году. Ситуация выглядела обнадеживающей, так как главные силы шведов под предводительством Карла Х завязли в действиях на территории Польши, а датский флот, имеющий в своем составе 47 кораблей, не уступал по силе шведскому.

Шведский флот весь XVII век был организован совершенно по иным принципам, нежели датский или английский. Дело в том, что деньги, выделяемые на флот, — величина конечная, и постоянно приходится решать, на что их тратить — на заработную плату команд, на снабжение экипажей, на строительство кораблей и т. д. Так вот, шведы решили максимальные усилия вложить в систему консервации и сохранения уже построенных кораблей. Именно поэтому в шведском флоте — без шуток! — есть суда, прослужившие по 50−60–70 лет. И это не дутые (как, к примеру, у англичан, у которых после тимберовки в оригинальном корабле оставались первозданными только столик и стул в каюте капитана), а реальные сроки.

Корабли, назначенные на консервацию, разоружались и разгружались, с них снимались мачты, рангоут и такелаж, далее их затаскивали с помощью систем подъема и блоков в крытые ангары (позже их сменили сухие крытые доки), где днища корабля очищали, а корпус красили специальным составом из свинцовой краски и белил, предохраняющим дерево. Чуть позже в крытых доках были созданы системы принудительной вентиляции и даже поддерживалась оптимальная температура.

Для сравнения: в английском флоте корабли разоружали, снимали стеньги (не мачты полностью!) и оставляли на консервацию в реках у верфей. В русском флоте корабли зимовали во льду. Шведская же стоянка законсервированных кораблей представляла своего рода аэродром или гаражный бокс с крытыми ангарами.

Минусом этой системы была долгая расконсервация кораблей в случае необходимости. Во-первых, требовался осмотр корпуса. Далее корпус надо было спустить в воду, оттранспортировать к верфи, где поставить мачты (снятые до основания), загрузить пушки и припасы. И только после этого корабль комплектовался командой.

Понятно, что это была очень затратная система хранения и комплектования, причем с течением времени она становилась все дороже (корабли становились сложнее и банально росли в размерах). Поскольку тратиться на флот еще больше не хотелось, решили экономить на… экипажах. В статье Ульрики Зюдерлинд «Skrovmal: kosthallning och matlagning i den svenska flottan fran 1500-tal till 1700-tal» («Прокол: снабжение и питание в шведском флоте, 1500–1700 гг.») четко отмечается, что если в XVI веке основой рациона шведского моряка были мясо и рыба, то в XVIII — уже хлеб и крупы.

Карл X совершил марш-бросок из Штеттина к Ютландии и осадил крепость Фредериксроде. Датчане, опасаясь десантов на острова, устроили блокаду побережья Шлезвига и шведского Гетеборга. В результате стычки у Фальстербо шведские корабли с десантом были отброшены назад и вернулись в свои порты. Оказалось, что шведский флот без помощи голландцев просто недееспособен против датчан. Однако Карл X не пал духом, он решил что «лучшая военно-морская стратегия — это полк своих солдат в порту противника», и зимой, когда очень сильные морозы сковали льдом узкие датские проливы, шведские войска перешли по льду Малый Бельт и быстро овладели почти всем Фюном.

Карл X Густав. Ледовый поход зимой 1658 г.

Йоганн Филипп Лемке. «Ледовый поход» Карла X. Масло, холст. Около 1700 г.

16 февраля шведы заняли острова Тосинге и Лангеланн, днем позже переправились через замерзший Большой Бельт на Лолланд, а 18 февраля захватили Фальстер, после чего их отделял от Зеландии только один шаг. Этот шаг был сделан 22 февраля, и через три дня шведские войска подошли к датской столице. Король Дании Фредерик III был вынужден капитулировать и подписал 28 февраля 1658 года в Роскилле (Roskild) тяжелые условия мирного договора, согласно которому Швеции отходил скандинавский берег Зунда вместе со Сканией и Борнхольмом.

Таким образом, Дания была выбита из войны, и русские, лишившись союзника на море, также вынуждены были заключить мир со Швецией. Главной причиной перемирия со Швецией была бессмысленность войны, которая велась не за балтийские порты, а за власть над Речью Посполитой. Как только угроза унии Швеции и Речи Посполитой проходила (сначала осенью 1656 года, окончательно осенью 1657 года), русские предлагали мирные переговоры.

Малая Северная война (1655–1660)


Скачать книгу "Большая игра на Балтике 1500 – 1917 гг" - Сергей Махов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Большая игра на Балтике 1500 – 1917 гг
Внимание