Король Яков II Стюарт и становление движения якобитов (1685–1701)

Кирилл Станков
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет первое в России исследование о наиболее дискуссионной личности британской истории — короле Якове II Стюарте и движении его сторонников-якобитов. Автором раскрыто основное содержание внутренней политики Якова II, представлен новый взгляд на «Славную революцию» 1688–1689 гг. Читатель откроет для себя мир британских якобитов, полный интриг, заговоров, мятежей и восстаний. Издание предназначено для специалистов по британской истории и широкого круга читателей.      

Книга добавлена:
3-09-2023, 07:21
0
102
96
Король Яков II Стюарт и становление движения якобитов (1685–1701)
Содержание

Читать книгу "Король Яков II Стюарт и становление движения якобитов (1685–1701)"



§ 2. Деятельность Якова II накануне «Славной революции»

Яков II получил информацию о готовящемся вооруженном вмешательстве в августе 1688 г. 14 августа британский посол в Гааге маркиз д'Альбервиль прибыл в Лондон и сообщил королю о своих подозрениях, что нидерландцы готовят вторжение в Британию. Вернувшись в Нидерланды, он регулярно сообщал в Лондон о военных мероприятиях Вильгельма Оранского[677]. В том же месяце лорд-наместник Ирландии граф Тирконнел предупредил Якова II, что в Нидерландах ведется подготовка к его отстранению от власти[678]. Людовик XIV через своего посла Поля де Баррийона регулярно передавал Якову II информацию о действиях и планах нидерландского статхаудера[679].

Однако британский монарх долгое время скептически относился к информации из Парижа, подозревая, что Людовик XIV намеренно натравливает его на Генеральные штаты, желая втянуть Британию в надвигавшуюся войну на континенте[680]. В связи с этим в конце августа 1688 г. в Лондон со специальным визитом прибыл французский дипломат Юссон де Бонрепо, который прямо заявил, что если Яков II «не верит в то, что принц Оранский готовится напасть на него, то он единственный человек в Европе, который придерживается такого мнения»[681].

Серьезной ошибкой британского монарха было то, что он не принял решительных мер к раскрытию заговора внутри страны, хотя получил о нем первые сведения еще в 1687 г.[682] Между тем, имперский посланник в Лондоне Ф.И. Гоффман отмечал: «Принц Оранский не решился бы на столь рискованное предприятие, если бы не был уверен в поддержке здесь [в самой Англии — К.С.] со стороны некоего масштабного заговора»[683].

В историографии широко распространено мнение, что известия о готовящемся против него заговоре настолько потрясли Якова II, что король впал в полное бездействие, не оказав серьезных попыток сопротивления[684]. Однако с этим утверждением нельзя согласиться. Настроение и действия Якова II накануне «Славной революции» гораздо точнее отражает донесение имперского посла Ф.И. Гоффмана от 8 октября 1688 г.: «Король трудится денно и нощно, дабы подготовиться к этому вторжению»[685]. Мнение немецкого дипломата подтверждается сведениями других источников.

Яков II трезво оценивал угрожавшую ему и его королевству опасность. В выступлениях перед английским Тайным советом он подчеркивал, что им предстоит сражаться не с противником, подобным герцогу Монмуту, который намеревался воевать «без войск, денег и опыта», а с «храбрым и осторожным принцем, командующим доблестной армией»[686]. Готовясь к отражению вторжения, Яков II, прежде всего, привел в боевую готовность свои вооруженные силы. Во второй половине августа началась срочная мобилизация сухопутной армии. 23 августа был отдан приказ о том, чтобы все офицеры сухопутной армии, отпущенные две недели назад на квартиры, немедленно вернулись к своим полкам. В английских портах были удвоены гарнизоны[687]. 27 августа каждому третьему военнослужащему в Англии было приказано экипироваться в самые краткие сроки. К ноябрю было создано двенадцать новых полков. В южных и юго-восточных графствах, где ожидали высадки интервентов, были сконцентрированы королевские войска[688]. В отдельных графствах начался сбор ополчения[689].

По настоянию французского посла П. де Баррийона в августе-октябре в Англию было переброшено несколько военных частей из Ирландии и вся шотландская армия[690]. С «Изумрудного острова» были переброшены драгунский полк полковника Батлера, пехотный полк лорда Форбса и «еще один пехотный полк», а также «150 добровольцев из полка Рождера МакЭллиготта»[691]. Из Шотландии прибыла рота конной гвардии, несколько пехотных и драгунских полков, в том числе знаменитые конные полки графа Эррана и генерал-майора Дж. Грэма оф Клэверхуса, полк Арчибалда Дугласа и ряд других частей[692].

Одновременно в боевую готовность приводились военно-морские силы. 23 сентября Яков II поставил во главе английского военного флота опытного адмирала барона Дартмута, который предложил план превентивного удара по Нидерландам. Но Яков II посчитал его слишком рискованным[693].

Серия военных мер была предпринята в Шотландии. Поскольку южные и юго-восточные порты Англии охранялись британским морским флотом, Яков II предположил, что Вильгельм Оранский может подняться севернее вдоль восточного побережья и высадиться в Шотландии[694]. Обращение к запискам принца Оранского, которые он составил о «Славной революции», подтверждает, что такой план у нидерландской стороны был в действительности[695]. В связи с этим в северном королевстве был начат сбор дворянского ополчения. Из Тауэра в Шотландию было отправлено 400 бочонков пороха. В начале октября власти отдали распоряжение об уничтожении маяков на шотландском побережье[696].

Одновременно с военными мерами велась дипломатическая подготовка. Несмотря на множество взаимных претензий, единственным союзником Якова II, готовым предоставить военную помощь, оставалась Франция. По мнению британского исследователя М. Эшли, в августе 1688 г. между британским и французским правительствами был заключен тайный военный договор[697]. Французский чрезвычайный посланник Ю. де Бонрепо обещал оказать Якову II помощь 11 военными кораблями и 3 брандерами[698].

И все же Людовик XIV недооценил как остроту политического кризиса в Англии, так и степень подготовки к десантной операции Вильгельма Оранского[699]. Французский король полагал, что Яков II окажет отчаянное сопротивление нидерландской армии, и статхаудер увязнет в боевых действиях на Британских островах до конца зимы 1689 г. К этому времени Людовик XIV рассчитывал завершить основные военные операции в Германии и освободить часть своих сил для удара по Нидерландам или переброски в Британию. Исходя из этих соображений, французский король посчитал передачу британскому правительству в сентябре 1688 г. 150 тыс. ливров вполне достаточной помощью, и направил все свои войска на Рейн[700].

Невзирая на острую политическую ситуацию, Яков II вплоть до конца сентября 1688 г. продолжал курс на созыв парламента и отмену карательных законов и «Тест-Актов». 23 августа король заявил, что намечает новую сессию парламента на 27 ноября 1688 г.[701] 10–21 сентября граф Сандерленд направил в города и графства инструкции. В них поименно указывались лица, которых «рекомендовалось» направить в Вестминстер на основании их «доказанной верности… правительству»[702].

Но нарастание напряжения в английском обществе вынудило Якова II отменить 23 сентября рескрипты шерифам о проведении выборов в парламент[703]. По мере нарастания напряженности как в английском обществе, так и на международной арене король Великобритании начал осознавать, что для отражения интервенции военной силы окажется не достаточно, и чтобы обеспечить себе надежный тыл, необходимо коренным образом изменить русло внутренней политики. Прежде всего следовало успокоить общественное мнение. Процесс над семью епископами, рождение принца Уэльского, подготовка к созыву нового парламента и известие о готовящемся вторжении из Нидерландов — все эти события, выпавшие на краткий период летних месяцев 1688 г. вызвали чрезвычайное беспокойство даже в самых удаленных уголках королевства[704].

В конце августа появилось официальное заявление британского монарха о том, что он отказывается от военной помощи французского короля против Нидерландов на том основании, что достаточно «доверяет своим подданным»[705]. 28 сентября Яков II издал декларацию, в которой официально оповещал население о «масштабном и неожиданном вторжении из Голландии». В своем обращении король особо подчеркивал, что «иноземцы» под предлогом защиты «свободы, собственности и веры» стремятся захватить Англию, и им готовы оказать помощь «некоторые наши подданные», которые из-за своего властолюбия и ненависти готовы подвергнуть страну, столь долго наслаждавшуюся «миром и счастьем», всем ужасам войны. Яков II еще раз акцентировал внимание британцев на своем отказе от иностранной военной помощи, поскольку почел лучшим «положиться на истинное и древнее мужество, преданность и верность наших собственных подданных». Монарх призывал всех своих подданных сплотиться перед лицом врага, «который ожидает найти народ расколотым», и готовиться к обороне своей страны[706].

Когда в сентябре 1688 г. войска Людовика XIV напали на г. Филиппсбург, что ознаменовало начало войны Аугсбургской лиги, британское правительство осудило этот шаг и заверило своих подданных, будто готово вступить в союз с Нидерландами и Испанией, «чтобы выполнить их общие обязательства перед Европой»[707]. 3 октября Яков II сообщил в Гаагу, что не имеет союзнических отношений с Людовиком XIV и вновь предложил Нидерландам «вступить в тесный союз». Британский посол в Гааге маркиз д'Абервиль предложил делегатам Генеральных Штатов создать лигу для совместных действий против Франции[708]. Яков II пытался примерить на себя образ миротворца и накануне готовящегося вторжения выставить Вильгельма Оранского в качестве агрессора и перед своими подданными, и перед иностранными государствами.

В октябре 1688 г. в Англии и Шотландии были приняты меры против распространения ложных новостей[709]. Началось массовое вскрытие корреспонденции[710].

11 октября в Лондоне вышел указ о том, чтобы во всех церквях Англии во время утренних и вечерних служб читались молитвы о защите «от нашествия иноземцев». Предписывалось, в частности, молиться о единстве народа перед лицом иноземного вторжения[711]. 14 октября король приказал англиканским и католическим священникам читать проповеди, обличающие Вильгельма Оранского[712].

Яков II направил в Тайный совет Шотландии специальное распоряжение. Согласно этому документу все книги и памфлеты, в которых «наше правительство и его действия… представляются как жестокие, варварские и деспотичные» подлежали конфискации, а те, кто их «хранит, продает, распространяет и берет читать» должны наказываться штрафами[713].

2 ноября в Англии и 10 ноября в Шотландии вышел королевский запрет публиковать, распространять и хранить декларации принца Оранского[714]. В них рисовалась мрачная картина правления в Англии «деспотичного правительства», захвата гражданской и военной власти «папистами», попрания исконных «законов, свобод и традиций… дурными советниками» короля и подчеркивалось, что Вильгельм Оранский прибывает в Британию по просьбе представителей английского народа с целью созвать «свободный и законный парламент»[715].

Однако декларации принца Оранского продолжали распространяться. Касательно обещаний нидерландского статхаудера стало возникать множество слухов, которые, в конечном счете, стали для британского правительства опаснее самих деклараций. В этих условиях Яков II был вынужден сменить тактику и сам опубликовал текст обращения Вильгельма Оранского, снабдив его критическими комментариями[716].

Пытаясь политически обезоружить противника, 6 ноября Яков II издал собственную декларацию, в которой также обещал созвать «свободный парламент», как только минует опасность «иноземного вторжения»[717]. Сохранились документальные свидетельства, что эта мера получила отклик со стороны части английского дворянства[718].


Скачать книгу "Король Яков II Стюарт и становление движения якобитов (1685–1701)" - Кирилл Станков бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Король Яков II Стюарт и становление движения якобитов (1685–1701)
Внимание