Король Яков II Стюарт и становление движения якобитов (1685–1701)

Кирилл Станков
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет первое в России исследование о наиболее дискуссионной личности британской истории — короле Якове II Стюарте и движении его сторонников-якобитов. Автором раскрыто основное содержание внутренней политики Якова II, представлен новый взгляд на «Славную революцию» 1688–1689 гг. Читатель откроет для себя мир британских якобитов, полный интриг, заговоров, мятежей и восстаний. Издание предназначено для специалистов по британской истории и широкого круга читателей.      

Книга добавлена:
3-09-2023, 07:21
0
102
96
Король Яков II Стюарт и становление движения якобитов (1685–1701)
Содержание

Читать книгу "Король Яков II Стюарт и становление движения якобитов (1685–1701)"



§ 1. Приход Якова II к власти. В поисках опоры монархии

Яков II Стюарт (1633–1701) был третьим по старшинству сыном британского короля Карла I Стюарта (правил в 1625–1649 гг.). Сразу после рождения Якову в Англии был присвоен титул герцога Йорка, а в Шотландии — герцога Олбани[219]. Яков II был, пожалуй, одной из самых противоречивых и неоднозначных фигур, когда-либо восседавших на британском престоле. Он был раздражительным и скрытным, но в то же время волевым и решительным. Короля отличали строгость к себе и окружающим, «твердость и постоянство в решениях», пунктуальность, а также — проницательность и коварство[220]. Хотя Яков II не принадлежал к ордену иезуитов и не получал образования в их учебных заведениях, многие современники отмечали, что британский король был весьма близок по духу членам данного ордена[221]. Он был твердым в своих убеждениях, но, по признанию своего ближайшего окружения — плохим оратором. По свидетельству неизвестного современника из ближайшего окружения короля «его речь не была в той же мере изящна, сколь она была рассудительна и тверда»[222]. Тот же автор отмечал, что он был «чрезвычайно нервным», но в то же время — «физически сильным», а «его характер был горячим и холеричным»[223].

Яков II считал себя, прежде всего, англичанином, но отличался характерным для шотландцев упорством и хитростью, был чужд английской чопорности, прост в общении и легко доступен для подданных[224]. В зрелые годы (особенно после второй женитьбы) Яков II, ведший в молодости весьма разгульный образ жизни, стал известен глубоким аскетизмом, что отличало его от большинства венценосных особ того времени. Один из современников отмечал, что Яков II «был в течение всей своей жизни великим врагом алкоголя, развлечений и вообще всех приятных форм время препровождений, отвлекающих от дел»[225]. Любимым развлечением Якова II была охота, к которой король оставался пристрастным с юных лет до старости[226].

Примечательно, что первым действием Якова II после восшествия на престол стало введение строгих правил при королевском дворе, положивших конец распутству, царившему при Карле II[227]. В то же время, согласно замечанию Дж. Ивлина, при вступлении на престол Яков II заявил, что «постарается следовать примеру своего предшественника в его милосердии и доброте к своим подданным»[228]. Поль де Баррийон, касаясь восшествия Якова II на престол сообщает, что новый король обещал «использовать власть, данную ему Богом, только чтобы охранять законы Англии, и не предпримет ничего, что могло бы угрожать безопасности и сохранению протестантской веры»[229].

Помощник государственного секретаря эмигрантского правительства Якова II Дэвид Нэрн отмечал, что король был человеком «святой жизни»[230]. Иначе короля характеризовал Г. Бэрнет, говоря о его «бесславном и неудачном правлении, которое началось столь славно, но было скверно руководимо, и было столь плохо организовано, что осуществились самые скверные опасения…, и в итоге оно вылилось в худшую катастрофу, которая только была в истории»[231].

Начало Английской революции середины XVII в. застало Якова, когда ему было 7 лет. Большую часть Первой гражданской войны будущий британский монарх провел в Оксфорде — штаб-квартире английских роялистов[232]. В этот период он дважды попадал в плен к сторонникам парламента[233]. В 1648 г. Якову удалось бежать во Францию, где его ждали мать — королева Генриетта-Мария — и старший брат, будущий британский монарх Карл II. В те годы мало кто рассматривал герцога Йорка в качестве претендента на британский престол. Тем не менее, уже тогда юный Стюарт показал себя честолюбивым и амбициозным человеком. Выбрав карьеру профессионального военного, он прошел все ступени военной иерархии до генерала французской армии и за свой опыт и личную храбрость удостоился похвал от лучших полководцев того времени — виконта де Тюренна и принца де Конде[234]. Военную службу будущий британский монарх начал в четырнадцатилетием возрасте, приняв участие в борьбе партии французской королевы Анны Австрийской и кардинала Дж. Мазарини с Фрондой[235]. В ходе разработки после смерти О. Кромвеля французским правительством плана по вторжению в Англию маршал де Тюренн выступил с предложением назначить командующим экспедиционным корпусом герцога Йорка[236].

В середине 1650-х гг. Яков был вынужден покинуть французскую армию вследствие готовящегося мирного договора между правительствами Дж. Мазарини и О. Кромвеля и поступил на службу к испанскому королю Филиппу IV. С 1656 по 1660 гг. Стюарт командовал полком британских наемников, сражавшихся во Фландрии за испанского монарха[237]. В 1660 г. Филипп IV назначил герцога Йорка верховным адмиралом испанского флота и поручил ему ответственную миссию по захвату отложившейся от Мадрида Португалии, однако события на родине помешали Якову принять участие в этой экспедиции[238].

В том же году произошла Реставрация Стюартов в Англии, Шотландии и Ирландии. Новым монархом стал старший брат герцога Йорка — Карл II (1660–1685). Учитывая военный опыт Якова, новый король поставил его главой британского флота[239]. Во многом благодаря деятельности герцога Йорка английский военный флот в течение всей второй половины XVII в. поддерживал статус одного из лучших в Европе. Лорд верховный адмирал ввел новую тактику морского боя. Разработанная герцогом Йорком сомкнутая кильватерная колонна в бейдевинд была признана и британскими, и нидерландскими флотоводцами лучшим боевым порядком. Яков предписал в своих инструкциях узаконить расстояние в 1 кабельт между судами. Брандеры, авизо и транспортные суда образовывали вторую линию и держались от первой на расстоянии 1,5 мили. Флот был разделен на 3 эскадры. Цвета британского флага (красный, белый и синий) стали отличительными для адмиральских флагов и продержались более 200 лет. Кроме того, герцог Йорк ввел сигнальные книги (собственноручно составив одну из первых) и разработал новые инструкции, ставшие важным этапом в развитии военно-морской теории[240].

Яков глубоко вникал во все мелочи военно-морского дела, лично посещая доки и судоверфи. Впрочем, в эти годы герцог Йорк показал себя не только талантливым администратором, но и отважным командиром. Во время Второй англо-голландской войны (1665–1667 гг.) в битве при Лоустофте в 1665 г. он оставался на своем посту на палубе, несмотря на то, что вражеские ядра разили окружавших его матросов и офицеров. Герцог Йорк успешно командовал значительным по тем временам флотом в 109 военных судов (против 113 нидерландских) и выиграл сражение у прославленного нидерландского флотоводца адмирал-лейтенанта Вассенаер-Обдама. В этом бою главным помощником Якова был опытный морской адмирал сэр Уильям Пенн-старший — отец знаменитого проповедника квакеров[241]. Данное сражение было первой морской битвой, проведенной по новым, введенным герцогом Йорком, правилам тактики в кильватерной колонне, в бейдевинде под малыми парусами. В результате боя голландцы потеряли внушительное количество судов.

Во время Третьей англо-голландской войны (1672–1674 гг.) в не менее грандиозной битве при Солбейе (1672 г.) герцог Йорк также руководил сражением, где он командовал центром британских сил. Бой был столь кровопролитным, что во время него погиб близкий соратник Якова адмирал граф Сандвич и граф Монтегю, командовавший арьергардом, а сам герцог Йорк был вынужден покинуть палубу под градом пуль и ядер противника и дважды менял свои флагманские корабли. Это сражение было проиграно, хотя британцы считали себя победителями, поскольку вынудили нидерландского флотоводца де Рюйтера отойти к своим берегам. Однако последнему все же удалось уйти в полном порядке. Следует учитывать и то, что потери обоих противников были примерно одинаковыми. Герцог Йорк потерял 4 корабля и 2,5 тыс. моряков убитыми и раненными. Потери де Рюйтера составили 2 судна и 2 тыс. человек. Сражение было столь ожесточенным, что с обеих сторон большинство кораблей были серьезно повреждены[242].

Деятельность Якова на посту лорда верховного адмирала не ограничивалась сугубо военной сферой. Герцог Йорк располагал определенным влиянием в парламенте, и у него была своя фракция в палате общин[243]. Лорд верховный адмирал активно вмешивался во внешнюю политику, подталкивая осторожного Карла II к более решительным действиям. В частности, по мнению П. Сьюарда, герцог Йорк был одним из инициаторов Второй англо-голландской войны 1665–1667 гг.[244]

Поскольку в этот период возможности влияния Якова на дела в Англии были все же ограничены, энергичный герцог активно занялся североамериканскими колониями Британии. В 1663 г. Карл II даровал ему права феодального сюзерена над обширной территорией, расположенной между реками Дэлавер и Коннектикут. Центром владений герцога Йорка в Северной Америке являлся Нью-Йорк (названный в его честь, как и город Олбани). Ключевыми направлениями колониальной политики герцога Йорка стали основание новых поселений, освоение природных богатств Новой Англии, ликвидация колониального самоуправления и усиление контроля центрального правительства, а также установление в колониях всеобщей веротерпимости[245]. В частности, Яков выпустил декларацию, даровавшую населению колонии Нью-Йорка, основную массу которого составляли пуритане, полную свободу вероисповедания[246]. С 1683 г. герцог Йорк стал управляющим компании Гудзонова залива. Кроме того, он возглавлял две компании, действующие на «Черном континенте»: Королевскую Африканскую кампанию и компанию по работорговле[247]. По всей видимости, герцог Йорк немало способствовал развитию торговли черными рабами между Африкой, Вест-Индией и колониями в Северной Америке.

1670-е годы стали периодом ослабления политического влияния герцога Йорка вследствие его перехода в католицизм. Неизвестны ни точное время, ни обстоятельства перемены им своих религиозных убеждений. По мнению большинства исследователей, это произошло на рубеже 1660-х — 1670-х гг., а главной причиной стало личное разочарование герцога Йорка в вероучении англиканской церкви. По-видимому, определенную роль в переходе Якова в католицизм сыграли его мать королева Генриетта-Мария и первая жена — Энн Хайд, дочь графа Кларендона, принявшая католицизм[248].

После этого шага герцог Йорк потерял все свои должности, в том числе лорда верховного адмирала Англии и генерала армии[249]. Масла в огонь подлила прокатившаяся в 1670-е годы по всей стране «волна антикатолической истерии», которая изначально была спровоцирована растущим могуществом Франции, однако быстро приобрела религиозную окраску[250]. Консолидации противников герцога Йорка способствовала его женитьба после смерти Энн Хайд на Марии Беатриче Элеоноре Моденской (1658–1718), происходившей из одного из знатнейших домов Италии, тесно связанного с Римской курией[251]. В связи с этим в среде английской политической элиты (учитывая отсутствие у Карла II законных наследников мужского пола) начали нарастать опасения, что после смерти царствующего монарха британский престол может впервые со времен Реформации занять католик, который попытается восстановить былые права своих единоверцев[252].


Скачать книгу "Король Яков II Стюарт и становление движения якобитов (1685–1701)" - Кирилл Станков бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Король Яков II Стюарт и становление движения якобитов (1685–1701)
Внимание