На пороге прошлого

Юлия Цыпленкова
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Как же это восхитительно — вернуться домой! Даже если дом — это мир, скованный льдом и снегом, как и память его обитателей. Но за зимой приходит весна, и под натиском солнца снег тает, обнажая землю, готовую к возрождению. Так и человеческая память. Сколь тяжело бы ни было забвение, сколь бы ни велика была толщина ледяного панциря, но разве можно с этим смириться? Если душа так же горяча, как солнце, то даже маленькому лучу под силу пробить брешь и, скользнув в нее, разогнать мрак и высветить истину. У каждой загадки есть свой ответ, и однажды приходит время, чтобы найти его. Дайнани Айдыгера желает узнать все скрытые тайны, но готовы ли жители Белого мира услышать ответы? И способны ли открытия переменить намерения врагов? Этого не узнать, пока не шагнешь на порог прошлого, потому что только за ним начинается будущее…

Книга добавлена:
1-05-2024, 11:17
0
176
111
На пороге прошлого

Читать книгу "На пороге прошлого"



Глава 17

Никогда я еще не видела столько людей на сангаре. Они были везде. Не только на поляне, но и на крепостной стене, откуда ягиры никого не выгоняли, и даже на деревьях. И на самой поляне в этот раз стояли не только перед установленным возвышением, но и за ним. Да и мы сегодня не довольствовались холмиком, на котором обычно стояли. Танияр приказал сделать помост, с которого нас будет видно всем. Впрочем, как и слышно. А это уже было заботой магистра. Но это лишь нюанс, потому что главными были те, кто ждал нашего появления.

Мы шли мимо айдыгерцев, слушали приветствия и кивали в ответ, но на лицах людей не было улыбок. Они оставались серьезными, потому что понимали: их ожидает нечто важное, и это внесет перемены в размеренную жизнь. Уже вносило, хоть еще и не было сказано главного.

Рекрутирование набирало ход по всему Айдыгеру. Жители бывших Зеленых земель, столкнувшиеся с подобным еще в прошлом году, задавали вопросы:

– Опять на нас идет кто-то?

– Кому мы снова жить не даем?

– Откуда напасти ждать?

И слышали в ответ:

– Обо всем узнаете на сангаре.

Впрочем, набирать воинов в нашу новую армию мы начали еще раньше и тогда уже объясняли людям, что нужно охранять рубежи. Так что кто-то считал, что продолжается набор язгуйчи в крепости, а кто-то более внимательный заметил разницу. Если поначалу наши вербовщики приглашали на службу дайната, обещая сытую и обеспеченную жизнь… в некотором роде. То теперь вновь собирались мужчины, и ягиры проверяли, на что они способны. И распространилось это уже на весь Айдыгер.

А еще пылали горны в кузнецах, били молотами кузнецы, и ковали они клинки, наконечники для стрел и что-то вовсе непонятное, о чем рассказывать не спешили. Начали свозить в Иртэген ньин – тот самый камень, смесь из которого воспламенялась на воздухе, и над ним колдовали Элькос и Тимер. Байчи почти не отходил от них, а ягиры ежедневно звенели ленгенами, усилив свои тренировки. В воздухе витала угроза, но откуда ее ожидать и чего именно, оставалось неизвестно. Тем более ньиндан был средством нападения, а не защиты. И это вовсе ставило в тупик.

Но сегодня тайн, оберегаемых нами на протяжении долгого времени, не останется. Ради того, чтобы услышать правду, люди и пришли на сангар. Мы призвали не только друзей и союзников, не только соседних каанов, но и айдыгерцев со всех концов нашего юного государства. От каждого поселения по два-три человека, чтобы они после могли передать остальным. Одному могли не поверить, и потому был второй, а где-то и третий, чтобы подтвердить истинность слов первого.

И сейчас мы проходили мимо них всех. Я видела одежду в цветах двух исчезнувших таганов. Они пестрели среди уже привычных платьев бывших Зеленых земель. Во взглядах этих людей легко угадывалось любопытство. Если Танияра успели увидеть во многих частях Айдыгера, то я была еще незнакомкой, о которой слышали все, говорили много, а воочию не лицезрели ни разу. Не просто иноземка, но пришелица из другого мира, чьи волосы полыхали на солнце подобно огню.

Но вскоре они забудут обо мне и моих волосах, потому что услышат нечто более грандиозное и невероятное, чем рыжеволосая жена дайна с зелеными глазами пагчи. Это понимание наполняло мою душу торжественным трепетом. Сердце отбивало взволнованный ритм, и руки подрагивали. Я взывала к духам Белого мира и к моему небесному Покровителю, умоляя даровать мне сил и твердости в голосе, потому что от этого зависело, поверят нам или же посчитают услышанное выдумкой. И Хэлл, будто спеша успокоить меня и подбодрить, ласково гладил щеки легкими касаниями ветра. «Я здесь. Я всегда рядом…»

Улыбнувшись моему заботливому хранителю и защитнику, я подняла взор к небу, и за легкой дымкой облаков мне почудился прекраснейший во всей Вселенной лик Создателя Белого мира. На Его губах играла знакомая добрая и чуть лукавая улыбка. Уж не знаю, соткало ли Его мое воображение, или же Отец и вправду пришел подбодрить меня, своего посланника к Его детям, но на душе стало и вовсе светло и спокойно.

Мы приблизились к деревянному помосту, но не поднялись на него сразу, потому что перед ним стояли наши гости, и не только тагайни. Танияр направился к ним, и я, разумеется, следом.

– Милости Отца вам, братья, – сказал дайн всем разом.

– Милости Создателя и всех духов этого мира, – приветствовала я тех, перед кем мы остановились.

На меня смотрели разными взглядами, но пренебрежения я не увидела. Настороженность, любопытство, задумчивость, но не брезгливость или воинственность. Уже неплохо.

– И вам милости духов, дайн и дайнани, – послышались ответы. – Пусть они будут добры к вам и вашему сыну.

– Благодарю, – кивнул им Танияр, а после, посмотрев на меня, начал представлять тех, кто пришел выслушать нас: – Каан Больших валунов Таныс, каан Пяти селений Гурут, старший каанчи тагана Холодный ключ Уриншэ, младший каанчи тагана Лесная тень Гулек…

Дайн продолжал представлять мне каанов или их посланников, а я, признаться, с удовольствием слушала названия таганов, которые мы проезжали с Архамом, когда возвращались от илгизитов. Холодный ключ! Первый таган после Курменая. Тот самый, откуда была родом Мейлик, настоящая Мейлик, и куда уехала из Зеленых земель ее мать Хенар. Несчастные женщины, погибшие ради того, чтобы самозванки могли вернуться сюда под их именами. И всё же примечательным было не это, а то, что правитель Холодного ключа посчитал призыв Танияра важным и прислал своего наследника. В отличие от Кашура из Курменая, этот каан решил выслушать.

И таган Лесной тени был далек от нас, но близок к горам. Его каан тоже решил не отмахиваться, а узнать подробнее, о чем говорил ему дайн при своем посещении. Были еще каанчи из нескольких таганов, один алдар, но кааны пришли только из двух таганов, которые теперь стали нашими ближними соседями.

Однако в первом ряду стояли не только тагайни. Я приветливо улыбнулась Улбаху, и он даже склонил голову, чуть-чуть, но это стало открытым проявлением уважения кийрамов к дайну и его супруге. И я тоже поклонилась, чуть-чуть, чтобы не нарушать баланса во взаимоотношениях с подопечными Хайнудара. А вот Балчут склонил голову без всяких условностей. И пусть он теперь был айдыгерцем, но оставался главой пагчи и потому находился среди других глав или их посланников. Я накрыла его плечо ладонью и тепло улыбнулась.

А потом мы остановились перед мужчиной средних лет. На нем было длинное платье, верх которого был белым, а низ черным. На груди висел медальон, разделенный надвое: солнце и месяц. Хигни. Мы с интересом осмотрели друг друга, а затем мужчина произнес, глядя на Танияра:

– Я старший хигни Хаман.

– Пусть Нушмал никогда не отвернет от хигни своего взора, Хаман, – кивнул ему дайн.

– Пусть арзи всегда несет в твой дом добрые вести, дайн Танияр, – учтиво ответил глава хигни.

Следующим был унгар. Представителя этого народа я тоже узнала с легкостью, потому что однажды уже видела их – во время битвы с объединенным воинством. Правда, сегодня он был без своего оружия – шугэ, но также темноволос и голубоглаз. Одет глава унгаров был в кожаную куртку и штаны, по которым подобно сияющим речным водам бежал серебристый орнамент. Покровителем этого племени была младшая сестра Белого Духа – Ульга. Она повелевала водами, то есть и рекой, что и демонстрировал узор на одежде унгара.

Впрочем, познакомиться нам тогда так и не удалось. После сражения и объявления о создании Айдыгера мы с Танияром ушли в Иртэген, и дома я уже не покидала. Но это я, а не дайн. Он успел сойтись с воинами этого племени перед самой битвой, а после возил им дары в благодарность за помощь. Тогда и закрепил начавшиеся союзнические взаимоотношения.

– Первый среди унгаров, – представил мне главу племени супруг, – Перим. Милости Отца, Перим, пусть духи будут милостивы к унгарам.

– Пусть Ульга не оставит ваши посевы без влаги, – с достоинством ответил унгар.

После этого дипломатическая часть была завершена, и мы наконец поднялись на помост, где сегодня не было никого, кроме нас, хамче и халима, ожидавшего у невысокой лестницы. Я надеялась, что с нами будет стоять и мама, что добавило бы доверия моему рассказу, однако она пока не появилась…

– Вещая, – послышался негромкий шорох голосов, и я улыбнулась – пришла.

Где идет шаманка, было приметно сразу, люди расступались перед ней, и вскоре сама вещая Ашит явила себя собранию, неспешно поднявшись по ступеням помоста. Танияр склонил перед ней голову, как и халим. Элькос изобразил церемонное приветствие, а я просто обняла и поцеловала в щеку, как делала обычно. Мама кивнула мужчинам, потрепала меня по щеке, а после забрала у дайна внука, которого он не спешил передавать мне, хоть я и пыталась взять сына еще на нашем подворье.

– Говорить будешь ты, – сказал он тогда, – Тамина подержу я.

Но окончательное решение приняла шаманка, тем поставив в этом вопросе точку, и дайнанчи теперь сопел на руках бабушки. Она подняла на меня взгляд и кивнула:

– Говори, дочка. Отец желает этого. Он сказал, чтобы ты говорила всё. И что прочитала, и что надумала.

– Стало быть, верны выводы? – уточнила я.

Она едва приметно улыбнулась:

– Говори, люди ждут.

Я еще короткий миг смотрела на мать, после развернулась к собравшимся и медленно выдохнула. Мне на плечи легли теплые ладони супруга, дав необходимую поддержку. Обведя еще раз взглядом всех, кто стоял на поляне, на крепостной стене и сидел на деревьях, я вдруг поняла, что волнения не осталось. Только уверенность и желание донести до людей послание их Создателя, и сделала уверенный шаг вперед.

– Народ Белого мира, – заговорила я, и мой голос понесся далеко вокруг, усиленный магистром, – я Ашити, приемная дочь шаманки Ашит, и я Шанриз Тенерис из высокого рода Доло, рожденная в другом мире и в другом государстве, имя которому Камерат, буду говорить с вами. Прошло время тайн и недомолвок. Я расскажу вам о том, где была и что там видела. Но прежде, чем начну, я прошу вас слушать спокойно. Не надо злиться, негодовать на кого-то, о ком услышите, потому что прежде должно быть осознание, и лишь после вы определите ваши чувства.

Я начну с себя. И первое – это мои исчезновения прошлым летом. Их было три. Но о последнем айдыгерцы знают, мне было позволено вернуться в родной мир, чтобы утешить дорогих мне людей и привести с собой мага, чья сила, небывалая для этого мира, будет служить именно ему. Старый друг моих родителей, человек, знающий меня с пеленок, а ныне наш хамче Мортан Элькос. – Магистр с достоинством поклонился, подтверждая мои слова, и я продолжила: – А теперь о моих исчезновениях. В первом я познакомилась с великодушными и добрыми людьми из племени пагчи. Так мы узнали об истинных причинах смерти каана Вазама и исправили несправедливость.

Народ на поляне одобрительно закивал, подтверждая мои слова. Приглашенные кааны, каанчи и их представители просто слушали, но некоторые покосились в сторону Балчута. И я продолжила.

– Но пришла я к пагчи не по своей воле. Меня похитили. И это были… – я на миг замолчала, а после произнесла: – Илгизиты.


Скачать книгу "На пороге прошлого" - Юлия Цыпленкова бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Попаданцы » На пороге прошлого
Внимание