Без цивилизации

Алексей Суконкин
(2 голоса)

Аннотация: Чтобы полноценно жить, и чувствовать жизнь, иногда нужно вырывать себя из привычной обстановки, и окунать туда, где нет никакой цивилизации…

16-04-2023, 15:52
Без цивилизации

Читать книгу "Без цивилизации"

Черный шаман

С самого утра, как только рассвело, начали собираться на выезд. Сеня опять не спал из-за громко работающего трактора, то есть Лёхиного храпа, и поэтому не хотел вставать, просил оставить его в покое, просил даже застрелить его и бросить в канаву, но только лишь бы дали выспаться. Но Дима был непреклонен и светился радостью:

— Сегодня у нас по плану водопад!

Я уже знал, что идти нам предстояло на самый высокий водопад в Приморском крае, который носил официальное название «Амгинский», так как был расположен в верховьях реки Амгу. По неофициальной, народной версии, водопад назывался «Черный Шаман» — наверное, потому, что находился в глубоком каньоне «Пасть дьявола» — весьма зловещем и страшном месте, вызывающем у путешественника какие-то мистические переживания.

Определив, что нам потребуется в этом выезде, загрузили нужные вещи в машину, и вскоре уже объезжали дерево, лежащее на выезде из поселка. Свернув с «трассы» в примыкающую дорогу, долго тряслись по буеракам. Машину кидало из стороны в сторону, и порой казалось, что где-нибудь обязательно положим джип на бок. В двух местах пришлось останавливаться и выходить из машины, чтобы убрать поваленные деревья с дороги.

Впереди грозным исполином нависала над окрестностями заснеженная вершина горы Щербатой. На карте Генштаба она была отмечена как выс. 1350. Выбрав место получше, мы даже остановились, чтобы подольше полюбоваться этой красотой. Мне вообще нравятся горы — еще с армии, где пришлось по ним побегать в компании замечательных людей. Когда появилась такая возможность «на гражданке», я старался не упускать случая, чтобы не забраться на какую-нибудь вершину. За несколько лет с единомышленниками я побывал на всех наиболее высоких и интересных вершинах Приморья, таких, как Облачная, Ольховая, Синий хребет и многих других. Вот Облачная, имеющая высоту 1856 метров над уровнем моря, одна из самых высоких в крае. Хотя, если говорить по справедливости, самая высокая — это гора Ко, высотой 2004 метров, но ее расположение далеко на севере Приморья не позволяет совершить восхождение в ограниченное время, а потому обычно ее игнорируют, и называют именно Облачную самой высокой горой Приморского края. Подъем на гору Облачную занимает около восьми часов, из которых больше часа прыгаешь с камня на камень по осыпи черного курумника, каждую секунду рискуя переломать себе ноги. А до этого прорываешься через целый карликовый лес, где растет каменная береза и кедровый стланик. Идешь и бубнишь себе под нос «и от напряженья колени дрожат, и сердце готово к вершине бежать из груди…». Но зато когда стоишь наверху, а под твоими ногами вся эта горная страна Сихотэ-Алинь, то испытываешь такое неземное блаженство, рассказать о котором не хватит никаких слов — буквально — дух перехватывает! Да, наверное, и нет тех слов в человеческой речи — системе условных символов, которыми мы общаемся. Нет, наверное, потому, что испытать это чувство удается далеко не многим людям — когда такой огромный простор под тобой, и ты стоишь выше гор! И только опять же у Высоцкого — «весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершины еще впереди!».

А еще удивительная гора Ольховая. Её высота меньше Облачной на пару сотен метров, тем не менее, по доступности она сложнее — здесь круче склоны, перепад высоты более чувствительны. Но зато на самой вершине горы, в кратере потухшего вулкана, находится настоящее озеро с дождевой водой! Это обязательно нужно видеть! Когда мы подошли к подножию, откуда нужно было начинать подъем, запас светлого времени суток говорил о том, что спуск обратно будет проходить уже по темноте. А в горах ночью ходить нельзя — это может плачевно обернуться. И поэтому я, как руководитель группы, принял тогда убийственное решение идти наверх со всеми нашими тяжелыми рюкзаками, чтобы провести ночь на вершине. Парни и девушки, конечно, немного пороптали, но пошли. Вершины мы достигли уже на стыке дня и ночи, когда солнце, сверкнув своими последними лучами, скрылось за горизонтом. Истощение и усталость были такими, что в мозгу уже не работали никакие ограничительные механизмы. Хотелось только покоя и отдыха — и, наверное, поэтому, мы тут же, скинув всю одежду, бросились в приятную теплую воду, забыв на время про половые различия и пуританское воспитание. Мы плескались в этой воде, как очумелые, смеясь и крича от удовольствия. А потом у костра раскупорили бутылку «Черчилля», которую так и не смогли полностью допить в девять глоток. А ночью была просто оглушительная тишина, которую не встретишь там, внизу. А над нами горели яркие звезды…

Но я отвлекся.

Полюбовавшись видами заснеженной вершины, мы продолжили путь к водопаду, и вскоре Дима остановил машину. Приехали. Быстро глотнув горячего чая с хлебом и колбасой, начали снаряжаться. Напуганные повсеместным присутствием медведей, решили взять с собой оружие, как бы это не препятствовало ходьбе по крутым склонам. Лучше чувствовать за спиной надежный карабин, чем гадать — встретим мы разъяренного мишку, или такой случай минует нас.

В это время пошел мелкий, холодный дождь, который случился, наверное, специально для нас в подтверждение легенды о мраке и ужасе этого места — каньона «Пасть дьявола».

Но не отступать же, когда до цели осталось совсем не много!

С края обрыва я глянул вниз. По распадку с практически вертикальными стенами тропа уходила на дно каньона, и окончание ее не было видно из-за редких деревьев и кустов. По моим прикидкам нам нужно было спуститься метров на двести ниже места, где мы стояли. Тропа, ведущая вниз, была облагорожена — в самом начале спуска, в наиболее крутой части, были устроены ступеньки, опирающиеся на вбитые в землю колья, а между редкими деревьями натянута веревка с узлами. Показав Сене как надо ставить ногу (после лицезрения его неумелых попыток идти по круче, как по ровному асфальту), мы начали спуск.

Распадок как-то сразу поглотил нас, отрезал от привычного мира, оставив его где-то там, вверху. Нас тут же окружили вертикальные стены нависающих скал, каждое мгновение, грозя камнепадом — о котором свидетельствуют каменные россыпи, время от времени встречающиеся по пути. По мере продвижения, росло и нервное напряжение — каждый был занят сохранением равновесия, выбором места для следующего шага, и постепенно наш скоморошный настрой сошел на нет. Мы перестали улыбаться и обмениваться шутками.

Минут двадцать спустя мы были уже на дне каньона. И вот только здесь, в холодном и недвижимом мире камня, который лишь слегка оживляет плеск истока Амгу, мы ощутили всю мистическую красоту «Пасти дьявола».

Не берусь утверждать за точность, но глазомерно я определил глубину каньона в двести метров. При том, что внизу его ширина варьируется от двух до пятнадцати метров, глядя снизу вверх можно видеть только узкую полоску неба, и не более того. Невольно сравниваешь ущелье с пастью какого-то исполинского мистического существа, и по спине пробегают мурашки. Правы были те люди, которые придумали этому каньону такое жуткое название — оно оправдывается сразу, как только ты спускаешься в эту пасть, и всем своим сознанием проникаешься сущностью этого места.

Мы идем вправо, против течения реки. Мы скачем с камня на камень, боясь поскользнуться и упасть. Если кто-то сейчас сломает ногу, мы его, конечно, вынесем, но дорогого это будет стоить…

Идём, прижимаясь к правому склону, вернее стене. Слева шумит Амгу. Местами река образует целые каскады водопадов, и в этой чистейшей воде мы видим рыбу. Это форель. Но у нас нет ни удочек, чтобы ловить ее, ни желания. Наша цель — водопад.

Местами приходится идти по узким карнизам, прижимаясь животом к скале, держась за небольшие скальные выступы или редкие кусты. Карабин бьется своим деревянным прикладом о камни, корежа лакированное ложе. Лёхе хорошо, у него «Сайга» со складным прикладом, и сейчас он, наверное, посмеивается в душе, глядя на страдания моего СКС.

Сеня вроде ожил, и с восхищением фотографирует округу, время от времени задерживая нас. А я снимаю на видеокамеру, в надежде показать сие своим друзьям, которые еще не были в этом месте.

Но вот мы уперлись в такую узкую щель, через которую пройти просто невозможно: сужение не превышает метра, и всё пространство заполнено бурным потоком реки. Решаем обойти слева, для чего нужно подняться на пятиметровый выступ, но там скальник рушится под нашими сапогами, не за что зацепиться руками, и мы вынуждены немного вернуться назад, где видели свисающую со скалы веревку — явно здесь и есть обход. Поднимаемся наверх по веревке. Теперь мы на пять-шесть метров выше узкости, и проходим над ней по карнизу.

Снова спускаемся на дно каньона. Здесь он немного расширяется, и идти становится проще. В скалах видим массу пещер, темные провалы которых видны, пожалуй, до самого верха. Впереди, на левом склоне каньона, показался огромный ледяной массив. Очевидно, он образовался из-за множества ключей, пробивающих себе дорогу в, казалось бы, монолитной скале.

И вот в этот момент я почувствовал водопад.

Все, более-менее крупные водопады, к которым нужно подходить снизу по ущелью или распадку, предупреждают о своей близости повышением влажности и чувствительным снижением температуры. Впервые этот феномен (а скорее — закономерность) я прочувствовал при посещении водопада «Звезда Приморья», который оспаривает с «Черным шаманом» первенство по высоте. Идешь себе, идешь, и тут раз — чувствуешь, как резко меняется температура, вот прямо чувствуешь, как переходишь эту границу с заметной разницей тепла и холода. Даже в дождь, который полоскал нас уже второй час.

— Рядом, — сказал я.

Буквально через минуту мы завернули за поворот, и в начале услышали, а потом и увидели Черного Шамана.

Потоки воды летели вниз с 35-метровой высоты. Падая в чашу, и разбиваясь на миллионы брызг, водопад и формировал эту высокую влажность, которая стекала, как туман, ниже по ущелью.

— Мы это сделали! — громко сказал Дима.

Сеня улыбался и что-то радостно говорил по-китайски.

Мы с Лёхой сняли куртки и свитера, оставшись только в намокающем от дождя термобелье, и пошли фотографироваться на фоне водопада. Затем я достал из рюкзака спутниковый навигатор, и попытался установить место стояния, однако, умный прибор не хотел работать. Все дело было в том, что он не видел нужного количества навигационных спутников, так как створ в небо был недостаточно широк. Подумать только! В космосе находится две группировки космических аппаратов — американская GPS и российская ГЛОНАСС, обеспечивающие позиционирование объектов на земле и в море, но из глубины ущелья максимум можно было поймать сигнал только с одного спутника, тогда как для решения данной задачи требуется прием сигналов от четырех аппаратов одной из группировок.

Чуть дальше по ущелью начиналась осыпь, по которой я поднялся метров на тридцать, но и там больше двух спутников прибор не видел. Жаль, а так хотелось внести это место в свой навигатор!

Стоишь перед этим грохочущим монстром, который бросает с высоты тонны воды, и как-то невольно думаешь о том, что он здесь — многие миллионы лет. Тебя еще не было, а он был. Тебя не станет, а он и дальше будет низвергать свои потоки в этот разлом. И ведь он тоже живой. Правда, другой он живет жизнью. Не такой быстрой и яркой, как человек, но живет. Без особых приключений — толи камень, какой вниз сорвется, или засуха реку высушит, а вот птица какая-то пролетела, ну, или, скажем, мы пришли. Первый раз за миллионы лет.