Капкан для «Барбароссы»

Александр Гор
0
0
(1 голос)
0 1

Аннотация: — Сразу предупреждаю командиров и политработников: помощи не будет, и расхолаживать личный состав дивизии пустой надеждой на то, что подойдут свежие части, которые и разгромят агрессора, не следует. Каждый командир, каждый красноармеец должен знать, что задача нашей дивизии — дать время тем, кто готовит оборону к востоку от нас, приготовиться к отражению натиска на собственных рубежах. Вымотать передовые части немцев гибкой обороной и, отступив с боями к Беловежской пуще, остатками личного состава усилить рубеж обороны по реке Нарев.

Книга добавлена:
27-06-2023, 08:32
0
1 058
68
Капкан для «Барбароссы»

Читать книгу "Капкан для «Барбароссы»"



Глава 51

4-я Танковая группа нанесла удар на Верхнедвинск из района Сарьи. Мощный почти получасовой артобстрел прифронтового городка предшествовал пехотной атаке, в результате которой немцы перемахнули через речушку Ужица и ворвались на окраину города. Уже к середине дня, несмотря на обстрел советской артиллерией с левого берега Западного Буга, танки Гёпнера по спешно наведённому понтонному мосту переправились через Ужицу и разошлись по трём направлениям: на Бельковщину, Жовнино и, воспользовавшись почти неповреждённым мостом через Дрису, вдоль левого берега этой реки на юго-восток. К вечеру 31-го августа они, сминая отступающих защитников Верхнедвинска, продвинулись на 10-12 километров по Полоцкому шоссе. Группа, ушедшая севернее всех, заняла Кохановичи, отрезая пехотные подразделения, державшие оборону по Ужице между Верхнедвинском и Освейским озером. «Центральная» группа рассыпалась по лесным деревенькам, зачищая правый берег Дрисы. А срочно подтянутая артиллерия втянулась в контрбатарейную борьбу с советскими «богами войны».

Первой вступила в бой за автомобильный мост рота, развернувшая оборону возле Волынцев. Несмотря на то, что мост двухпролётный, он достаточно хлипенький: грузовик выдержит, лёгкий бронеавтомобиль — с трудом, но выдержит. А вот средний танк — вряд ли. Но, если его укрепить…

Мину заложили внутрь сруба средней опоры, между камнями забутовки. И при взрыве рухнули оба пролёта, а немецкий дозор, сунувшийся к мосту, «приласкало» сыплющимися с неба булыжниками.

Услышав взрыв автомобильного моста и хлопки очередей из автоматического гранатомёта, другая рота не стала тянуть кота за хвост и тоже подорвала железнодорожный мост. И тоже надёжно, с обрушением обоих пролётов. Так что, даже захватив оба берега Дрисы, немцы потратят уйму времени, чтобы его восстановить для налаживания снабжения рвущихся вперёд войск Танковой группы.

А следом к позициям полка гвардии подполковника Гаврилова вышла и самая крупная часть авангарда группы Гёпнера, 6-я танковая дивизия генерал-майора Ландграфа. Почти сотня танков, среди которых основную массу составляли чешские «тридцать пятые», разбавленные немногочисленными «двойками» и «четвёрками», трофейными французскими «Гочкисами» и английскими пулемётными «Матильдами».

Если «чехов» и лёгких «немцев» противотанковые ружья мотострелков останавливали неплохо, то «Гочкисы» и «Матильды» оказались им не по зубам. Особенно «Матильды», как оказалось, имевшие 80-мм броню. Лишь одну «толстокожую леди» удалось остановить, разбив ей из ПТР гусеницу. Тем не менее, после первой атаки на поле боя северо-западнее деревни Прудинки остались шесть вражеских танков. Потерявшую гусеницу «Матильду» и несгоревшего «чеха» немцы вскоре длинным тросом уволокли в тыл.

Гаврилов уже был наслышан, насколько хорошо работают немецкие ремонтники, поэтому даже не сомневался в том, что завтра или, как английский танк, уже сегодня обе машины снова будут среди атакующих. Поэтому приказал передать противотанкистам, чтобы обстреливали даже подбитые машины до тех пор, пока они не загорятся или не взорвутся.

Наткнувшись на оборону полка, немцы попытались обойти её южнее, со стороны Михайлово, но и там упёрлись оборонительную позицию. Устроенную возле хутора Стайки, за заболоченной низинкой, непроходимой для танков и бронемашин.

Поскольку и боевые машины пехоты, и полковая артиллерия ещё хранили молчание, следующей в атаку, после миномётного обстрела линии обороны, двинулась немецкая пехота. Её накрыли огнём из 120-мм миномётов, а потом и автоматических гранатомётов.

Пётр Михайлович впервые наблюдал, как это оружие действует не по полигонным мишеням, а по живой силе. С его КП в бинокль хорошо было видно, как взрываются «несерьёзные» 30-мм гранаты, осыпая крошечными стальными осколками солдат противника. «Несерьёзный» 280-граммовый боеприпас, тем не менее, гарантированно поражал противника в радиусе 7 метров от места падения. Разумеется, бо́льшая часть попавших под осколки получала только ранения, но даже в этом случае требовалась эвакуация в тыл.

День уже начал клониться к вечеру, а 6-я танковая дивизия по-прежнему топталась на месте. Видимо, получив нагоняй от командования, генерал Ландграф решил не засаживать технику в заболоченных луговинах, а прорваться по шоссе, пустив вперёд те танки, чью броню не пробивали противотанковые ружья. А именно — «Матильды» и «Гочкисы». То ли не подумав о возможности минирования дороги, то ли понадеявшись, что «большевистским фанатикам из числа отступающих частей» (а кто же ещё может держать оборону на дороге к Полоцкому укрепрайону?) было не до того. В результате все три «Матильды» и два «Гочкиса», подорвавшиеся на минах, полностью заблокировали шоссе возле хутора Булавки.

Больше в тот день немцы не атаковали. То ли не успевали до наступления темноты, то ли понадеялись на то, что ночью красноармейцы уйдут на новые позиции: тактику «днём обороняемся, ночью отступаем» РККА начала применять ещё со времени боёв на границе. Тем более, им так и не удалось выявить все силы обороняющихся.

Естественно, никуда со своих позиций 1-й гв отмсп не ушёл. Единственное, что предпринял Гаврилов, это направил к Дриссе дозоры, снабжённые радиостанциями, и манёвренную группу на БМП, численностью до роты, на случай, если немцы попытаются форсировать реку, чтобы ударить гвардейцам в тыл. Пойма реки достаточно влажная, с множеством разновозрастных стариц, и организовать танковую переправу через неё можно в считанных местах, а вот пехоте переправиться…

До утра затор на дороге немцы ликвидировали, оттащив тяжёлыми тягачами искалеченные танки, и разминировали опасный участок дороги. А как только поднялось солнце, направили по ней «стандартную» разведгруппу на мотоциклах и в сопровождении бронемашины. Её расстреляли из засады в упор пулемётами и выставленная на прямую наводку пушка Зис-3 на юго-восточной окраине Булавок.

На этот раз Ландграф не стал переть напролом, а вначале убедился в том, что «красные» на этот раз ночью никуда не отошли. И, в соответствии с немецкими уставами, вызвал поддержку переброшенных с севера гаубиц.

И завертелась привычная карусель: артналёт, атака пехоты при поддержке танков, пауза, артналёт, атака…

Теперь полковая артиллерия уже вела огонь по пехоте и танкам, но немецкие гаубицы наносили серьёзные потери окопавшимся мотострелкам, и через штаб армии пришлось вызывать авиацию. Эскадрильи Ил-2, сопровождаемой истребителями, оказалось достаточно, чтобы заткнуть надоевшие гаубицы. Правда, с серьёзными потерями от прикрывавших артпозиции зениток. Но Пётр Михайлович прекрасно понимал, что если в движение перешла вся Танковая группа, то генерал-полковник Гёпнер найдёт способ устранить досадную задержку на пути его войск.

Так и вышло. Уже 2 сентября 36-я моторизованная дивизия генерал-майора Оттенбахера форсировала Западную Двину в районе Узмён и ударила в тыл советским войскам, державшим оборону в излучине реки. 8-я танковая дивизия генерала Бранденбергера, захватив Клястицы и Россоны, развернулась на юг и двумя колоннами движется в сторону Полоцка. 3-я моторизованная дивизия, заняв деревни по правому берегу Дрисы, ведёт бои за переправу через реку с заслоном близ деревни Дёрновичи. И, скорее всего, к вечеру сумеет захватить плацдарм на левом берегу. А это — всего в 10 километрах от станции Боковичи. После чего части дивизии смогут нанести удар в тыл 1-му гвардейскому.

При этом если войска Гёпнера, движущиеся по правому берегу Западной Двины, непременно уткнутся в наши войска, занимающие предполье Полоцкого укрепрайона, то дорогу по левому берегу прикрыть некому. Поэтому с прекращением немецких атак полку гвардии подполковника Гаврилова было приказано оставить занимаемые позиции, отойти на юго-восток, уничтожая по пути отступления все мосты, до перекрёстка шоссе Верхнедвинск — Полоцк с дорогой Борковичи — Дисна. Мотострелковым батальонам переправиться своим ходом на левый берег Западной Двины в районе населённого пункта Дисна, где авианалётом германской авиации был уничтожен деревянный автомобильный мост. Прочим подразделениям усиления совершить марш до Полоцка, где они переправятся через реку по мосту, а потом вернутся по её левому берегу в район населённого пункта Дисна, где полк займёт оборону по правому берегу одноимённой реки, перекрыв дорогу Миоры — Полоцк.


Скачать книгу "Капкан для «Барбароссы»" - Александр Гор бесплатно


0
0
Оцени книгу:
0 1
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Альтернативная история » Капкан для «Барбароссы»
Внимание