Король Руси

Михаил Ланцов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Иван Громов очнувшись после смерти в теле юного Ивана Молодого, сына Ивана III, продолжаться бороться за свою жизнь и будущее. А вместе с тем пытаться укрепить и спасти от уничтожения молодое королевство Русь.

Книга добавлена:
31-05-2023, 09:23
0
560
67
Король Руси

Читать книгу "Король Руси"



Глава 9

1476 год – 10 августа, окрестности Вильно

Минута уходила за минутой.

Иоанн напряженно думал. Нужно было срочно принимать решение и действовать. Вопрос только в том – как именно действовать.

Один того факта, что наш герой смог разбить превосходящую более чем вдвое толпу швейцарцев, уже делало его неимоверно крутым. Но это не выигрывало сражения и войны. Нападать, понятное дело, снова Казимир не решится. Но и уходить не станет. А значит, воспользовавшись своим преимуществом в тяжелой коннице, отрежет Иоанну снабжение и вынудит отходить от Вильно. То есть, не только снимет осаду со столицы Великого княжества Литовского, но и приведет к тому, что битва при Вильно будет им фактически выиграна. Ведь с поля боя отступает проигравший. Что было критически важно для всего дальнейшего сценария конфликта.

Какой был расклад?

Иоанн и Казимир оспаривали титул короля Руси. Формально – это была частная война феодалов за титул без каких-либо территориальных претензий. То есть, после заключения мира наш герой должен будет вернуть Казимиру и Смоленск, и Полоцк, и прочие занятые им города. Так как в противном случае подобная жадность нанесет Иоанну очень серьезный урон по репутации. А эта штука ему очень была нужна, как для реализации Персидского проекта, так и предстоящей большой войны с Ганзой. Которой, судя по всему, не избежать.

Шляхта и магнаты Великого княжества Литовского в этом конфликте держались своей стороны. Да, те, к кому эта война пришла, в ней вынужденно участвовали. И левобережная Литва была вовлечена в войну с союзными татарами в полном объеме. А вот правобережная – нет. Шляхта там сбилась в отряды под командованием крупных магнатов и занималась парированием вылазок татар. До Иоанна ей дела не было от слова вообще.

Да, он занял Смоленское, Витебское, Полоцкое и Торопецкое княжества. Да, он осадил Вильно. Но он не претендовал на эти территории. Он просто искал генерального сражения, чтобы уже разрешить в бою, то есть, на божьем суде, с Казимиром их противоречия.

Полякам же в этом плане было еще больше пофиг на происходящее. Ведь Иоанн им напрямую вообще не угрожал. А личное дело короля – это личное дело короля. Да, понятно, это их король. И его чести нанесет урон этим оспариванием. Поэтому Сеймы и Литвы, и Польши выделил ему денег. И кое-кто из магнатов и шляхты присоединился к нему в походе. Но в целом, эту войну воспринимали его проблемой.

Масла в огонь подливал еще тот факт, что Папа Римский вполне однозначно выразился по поводу того, кто является законным наследником титула. И по всему выходило, что Казимир вел несправедливую войну. То есть, в целом, общественное мнение было не на его стороне. И то, что он смог собрать столько сторонников в Польше и Литве – уже достижение. Особенно в свете того, что поход 1473 года полностью провалился и его обещаниям мало кто верил. Ведь у Иоанна к тому времени уже сложилась очень грозная репутация. Шутка ли? Столько сражений и все – победы. И швейцарцев бил, и янычар, и польско-литовскую конницу феодальную, и новгородский городовой полк… Так что отсутствие перспектив обретения земли на востоке накладывались на слабость юридической позиции. Из-за чего всем вокруг было плевать на разборки Казимира и Иоанна, кроме непосредственно вовлеченных.

Да, Иоанн грабил и разорял Литву. Но эка невидаль? Предыдущие полтора-два столетия примерно тем же регулярно занимались сами литвины, но уже на востоке. Да и в частных войнах друг с другом. В том числе и угоняли с собой сельское да посадское население с земель. Это ведь ценный ресурс – рабочие руки. Ну качнулся маятник в другую сторону. Плохо, конечно, но ничего сверхъестественного не происходило. Во всяком случае для правобережной Литвы и Польши.

Из чего следовал простой вывод.

Нужно здесь и сейчас наносить решительное поражение Казимиру и продолжать осаду Вильно. Параллельно начав переговоры чтобы эту войну уже закончить.

Можно, конечно, и продолжать. Но это пока Казимир не сумел вынудить Сеймы Польши и Литвы поднимать Посполитое рушение. И вообще – не имел значимой поддержки среди аристократов. Если же Иоанн пойдет дальше, то война может вполне перерасти из частной во что-то большее. А оно Иоанну надо?

Только в Литве имелось порядка двадцати – двадцати пяти тысяч всадников для Посполитого рушения. Его частичная мобилизация уже была проведена на правобережье и вполне успешно боролась с татарами. А значит легко может перейти Днепр, очистить от татар левобережье и создать Иоанну непреодолимые трудности на коммуникациях. То есть, вынудить покинуть Литву. А ведь еще была и Польша, и Чехия, в которой правил сын Казимира, и Тевтонский орден, который формально был вассалом короля Польши. Понятное дело, что ордену Казимир и литовцы с поляками поперек горла. Но он полезет только на того, кто явно проигрывает. То есть, союзный Иоанну Псков и земли Руси в районе Новгорода окажутся под ударом.

На самом деле шанс победить в такой войне у него имелся. И не маленький. Ведь у него было не феодальное ополчение и не наемники, а служивая армия совершенно нового типа. Из-за чего он мог проводить долгую кампанию, а неприятель – нет. «Балет» тот еще получится с множеством маневров и малых сражений. Но он мог в нем победить. Другой вопрос: а оно ему надо? Что ему принесет в политическом и материальном плане такая победа? Ведь война ради войны – глупость. А значит нужно было нападать и стараться разбить Казимира, отбрасывая его от Вильно и вынуждая идти на переговоры.

Впрочем, был и еще один фактор, вынуждающий к немедленным решительным действиям. Деньги. Нет, не так. БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ!

Дело в том, что Казимир набрал кредитов на один миллион флоринов под концессии. И это только во Фландрии, при поддержке Карла Смелого. А ведь еще были кредиты, взятые им в Ломбардии при посредничестве герцога Милана. Плюс деньги, выделенные Сеймами. Ну и кое-какие свои ресурсы, ведь, по слухам, король Польши, даже часть своих драгоценностей заложил. По самым скромным оценкам Иоанна его противник сумел привлечь свыше двух миллионов флоринов[116] наличностью. И эти деньги были у Казимира частью в его походной казне, частью у наемников в имуществе. Потому что возить ТАКИЕ деньги в столь беспокойное время по дорогам Польши и Литвы можно было только с армией.

Кроме наличности в лагере Казимира было и другое ценное имущество. Доспехи, оружие, разнообразный скарб, ювелирные изделия, драгоценная посуда, ткани, меха и так далее, и тому подобное. Один только артиллерийский парк по стоимости бронзы, из которой он был отлит, стоил ого-го сколько. А еще порох к этим орудиям и свинец, ведь часть кулеврин стреляло в это время именно свинцовыми ядрами. Ну и так далее. По всему выходило, что миллиона на четыре флоринов «улова» можно было рассчитывать.

Так что, с какой стороны не смотри, а атаковать придется. Поэтому Иоанн вздохнул. Нервно дернул головой. И приказал своим войскам выходить да строиться.

Мантелеты отодвинули в сторону и через проходы пошла пехота. Полк за полком. Но только полки, потому что отдельные роты аркебузиров король оставил на позициях. Они должны были прикрывать отход в случае чего.

Следом выдвинулся и сам король с ротой королевских мушкетеров и кавалерией. В той сшибке с польско-литовской конницей уланам, конечно, досталось, но не сильно. Едва тридцать человек выбило из строя, и не всех фатально. Все-таки латы, пусть даже и в таком облегченном формате – великая вещь. Поэтому, получив из обоза новые пики, уланы снова были готовы к бою. И рвались в него, вдохновленные своим успехом. Да и гусары, получив из обоза стрелы, также последовали за королем с немалым воодушевлением.

Битва переходила в свою следующую фазу.

На позициях Казимира, заметив выступление войск Иоанна, также все пришло в движение.

Швейцарцы, конечно, очень сильно пали духом, после фактического расстрела из пушек и аркебуз. Но теперь, увидев своих обидчиков в поле, прямо озверели и рвались с ними поквитаться. Тем более, что их еще оставалось тысячи пять. Фламандцы также чувствовали себя вполне уверенно в полевом сражении и начали спокойно выдвигаться вперед.

Что давало Казимиру одиннадцать тысяч пехоты против шести. Вдвое перевес! Плюс латная конница вся его была собрана в кулак. А ее, несмотря на удачный отсекающей залп мушкетеров и второй, брошенный вдогонку, оставалось больше тысячи.

А ведь у Казимира еще имелось более сотни артиллерийских стволов…

Швейцарцы построились в атакующую колонну. Одну. Рядом с ними встали фламандцы, также сбившиеся в одну колонну. И пошли вперед. Не дожидаясь того, когда русские войдут в зону действительного поражения их артиллерии. Швейцарцы стремились как можно скорее добраться до рукопашной схватки и реабилитироваться. Фламандцы же не считали нужным уступать своим конкурентам в боевом рвении.

Полки Иоанна строились довольно необычно по местным понятиям. Спереди стояло две роты аркебузир – бок о бок. За ними пикинеры также. В итоге получалась этакая коробочка, разделенная на четыре сегмента. И таких восемь штук, вытянувшись широким фронтом.

Иоанн шел за ними, окруженный мушкетерами и уланами. За ним гусары и… артиллерия. Этого с позиций Казимира не разглядели. Но, Иоанн все-таки снял с оборонительных позиций восемь фальконетов и конными упряжками потащил их на поле боя. Старательно скрывая за массой гусар.

Русская пехота шла тихо. Спокойно. Размеренно. Под музыку. Барабанщики и флейтисты шли сразу за пехотой и играли caver на знаменитую композицию British Grenadiers song. Само собой, не ноту в ноту, но очень похоже. По крайней мере в ритмике и мелодике.

Музыка была без слов. Бойцы тоже все молчали. Ибо кричать было нельзя, как и разговаривать, так как это могло помешать передаче команд.

Так и шли, методично вышагивая и держа равнение. Благо, что в таких плотных формациях его выдерживать было несложно. Поэтому Максимилиан Габсбург, что стоял при Казимире наблюдателем, прямо залюбовался этим зрелищем. Ровные коробочки русских надвигались подобно римским когортам. Во всяком случае так, как их описывали в книгах.

А над полем неслись звуки барабанов и флейт. Три разные мелодии, ибо эти инструменты задавали ритм шага пехоте всех участников конфликта. И всюду молчание…

Когда между противниками осталось метров триста, армия Иоанна остановилась. И бойцы спешно поставили на треноги пищали. Зарядили их картузами, увязанными с малыми, всего лишь фунтовыми ядрами. И выстрелили.

Перезаряжать их было удобно. Так как ствол для этого можно было сильно задрать вверх.

Сорок секунд.

Новый залп малых фунтовых ядер улетел в сторону атакующих колон, немало там навредив. Да, это были не полноценные орудия вроде кулеврин. И масса их снаряда не отличалась особенной разрушительностью. Но двух-трех бойцов за одно попадание удавалось выбить. А учитывая, что это были ребята в первых рядах, упакованные в лучшие доспехи – это дорогого стоило.

Наконец колонны швейцарцев сблизились на сто шагов. Что позволило открыть огонь аркебузирам.

Залп.


Скачать книгу "Король Руси" - Михаил Ланцов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание