Бальзак. Одинокий пасынок Парижа

Виктор Сенча
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: «Это не Рабле, не Вольтер, не Гофман; это – Бальзак», – писал при жизни французского романиста журнал «Revue des Deux Mondes». Прошли годы, но ничего не изменилось: бальзаковская проза стала ещё актуальнее. Кто-то называл Бальзака «сокровищем мировой литературы», кто-то – «бесценным кладезем ума»… «Ярчайший метеор»… «Бриллиант словесности»… Всё так. Правда, следует добавить: великий французский писатель – намного больше, шире и грандиознее всех эпитетов, собранных вместе.

Книга добавлена:
6-10-2023, 08:33
0
133
256
Бальзак. Одинокий пасынок Парижа

Читать книгу "Бальзак. Одинокий пасынок Парижа"



* * *

Когда речь заходит о последних днях Оноре де Бальзака, первое, что приходит на ум, это недоуменный вопрос: от чего, собственно, умер великий романист? Что послужило причиной его преждевременного (именно – преждевременного!) ухода? Пятьдесят лет для цветущего мужчины отнюдь не жизненный предел даже в позапрошлом веке. Многие из соратников Бальзака прожили значительно дольше: В. Гюго (83 года), Э. Жирарден (78 лет), А. Дюма (68 лет)… Достаточно сказать, что его вдова, Эвелина Ганская, скончается через 32 года, на восемьдесят втором году жизни.

Итак, всё, что у нас есть по этому поводу, – это очень короткие «Заметки о последних днях Бальзака» лечащего врача писателя доктора Наккара. Конечно, чрезвычайно интересно было бы ознакомиться и с воспоминаниями доктора Кноте (или же его сына); оба лечили романиста в период относительно непродолжительного нахождения того в России. В Верховне Бальзак много болел, и доктор Кноте часто посещал своего именитого пациента. Но, к сожалению, отыскать какие-либо следы его мемуарной деятельности в недрах архивов до сих пор никому не удалось. В связи с этим обстоятельством сегодня внимание исследователей сфокусировано именно на воспоминаниях доктора Наккара.

Что нам повествует личный лекарь Оноре? Совсем немного: «застарелый сердечный недуг, принявший необратимый характер»… «тяжёлая одышка»… «сбивчивая и невнятная речь»… «полнокровность вен»… «с трудом мог передвигаться»… К счастью, в нашем распоряжении имеется ещё кое-что: бесценные письма – прежде всего, самого Бальзака.

Но вернёмся к доктору Наккару. На что намекает врач? Прежде всего, на серьёзные нарушения не только в работе сердца, но и во всей сердечно-сосудистой системе в целом. Несмотря на то что французская медицинская школа XIX века считалась одной из самых передовых в мире, доктор Наккар, наблюдая Бальзака, никак не мог определиться с его окончательным диагнозом. Пользуясь своим влиянием среди медицинского сообщества, он собирает врачебный консилиум в составе именитых докторов. Что на выходе? Набор серьёзных (и даже опасных) симптомов: одышка при ходьбе, переходящая в удушье при увеличении физической нагрузки; альбуминурия (наличие белка в моче); отёки в нижних конечностях, упадок сил и пр.

Растерянная Лора пишет матери: «Доктор смело назначил поставить больному водянкой на живот сто пиявок, в три приема… Но несмотря на веселость, никогда не покидающую супругов, несмотря на каламбуры Оноре, на его шутки под самым носом у смерти, он так походил на умирающего, что моя невестка спокойно сказала Софи в ту ночь, когда обнаружился перитонит: “Я думала, что потеряю его”. Но чудесная надежда, которая не оставляет ее, вскоре взяла свое, и утром она не моргнув глазом без страха поставила последние тридцать пиявок… Моя невестка кажется мне загадкой. Знает ли она об опасности? Или не знает? Если знает, то ведет себя героически»{585}.

В наши дни в данных обстоятельствах даже начинающий врач обратил бы внимание на артериальное давление (АД) у пациента, а также количество холестерина и сахара в крови. А что можно было сделать тогда? Доктора, оказавшиеся у постели больного, заострили внимание на «полнокровности вен», что в плане диагностики уже неплохо. Считаю своим долгом напомнить, что первый бескровный прибор для измерения артериального давления (так называемый сфигмограф) будет изобретён позже; во Франции кровяное давление измерялось с помощью усовершенствованного сфигмографа доктора Э.-Ж. Маре (1864 г.).

Что сделали бы сегодня? Как минимум – измерили АД и изучили биохимические анализы крови и мочи. Но это сейчас, а не тогда. Тем не менее доктора, отметив у пациента «полнокровность вен» и выявив у того альбуминурию, одобрили кровопускание. Назначается постельный режим и отдых. Обнаруженное докторами указывало на проблемы у пациента со стороны сердечно-сосудистой системы и наличие у него гипертонической болезни. Наличие белка в моче, так называемая альбуминурия, или протеинурия, всего лишь подтверждало диагноз. В данном случае речь могла идти о застойной протеинурии, обусловленной застоем крови при сердечной недостаточности.

В результате, перед нами несколько серьёзных заболеваний, дающих единую грозную клиническую картину. Что это за заболевания?

Первое. Гипертоническая болезнь (ГБ). Та самая «полнокровность вен», установленная докторами после осмотра г-на де Бальзака. Причинами, послужившими появлению этого серьёзного недуга, следует в первую очередь назвать постоянные стрессовые ситуации, переживаемые Оноре в результате неблагоприятных жизненных коллизий. Бессонные ночи, нервные встряски, связанные с вечной кредиторской задолженностью, война с редакторами и типографами, неустроенность в личной жизни, частые (порой изматывающие) поездки – всё это не могло не сказаться на изначально крепком здоровье человека по имени Оноре де Бальзак.

Головные боли беспокоили Оноре многие годы. При наличии ГБ приступы нестерпимой боли свидетельствуют о периодических атаках в виде резкого повышения артериального давления – так называемых гипертонических кризов. Как минимум два раза гипертонические кризы завершились транзиторными ишемическими атаками, или микроинсультами. Всё это не могло не сказаться на общем состоянии Бальзака. Он всё чаще болел, и, как заметил один из знавших его современников, «начал как-то чахнуть». Как признавался Оноре сестре Лоре, в случае своей смерти романист хотел «оставить небольшое состояние матушке». И… продолжал не щадить себя.

Сегодня полностью доказано, что артериальная гипертензия (гипертоническая болезнь) своего рода невротическое состояние высшей нервной деятельности, пусковым механизмом которого считается именно нервное перенапряжение, в частности хроническое. Что, собственно, и требовалось доказать.

Факторами риска для возникновения ГБ являются ожирение, малоподвижный образ жизни и несбалансированное питание. Те самые «три кита», сгубившие гения. Насчёт малоподвижного образа жизни Бальзака смешно даже говорить, здесь всё понятно. Романист проводил за письменным столом по двенадцать, пятнадцать, а то и восемнадцать часов подряд. Немыслимое дело!

Ожирение и несбалансированное питание – близнецы-братья. Да, порой Оноре жил чуть ли не впроголодь. Но это, скорее, исключение из правил. Ибо наш герой очень-таки обожал вкусно и много поесть. И отзывы очевидцев говорят сами за себя.

Чего стоят воспоминания г-на Верде: «Сотня остендских устриц. Дюжина бараньих котлет. Утенок с брюквой. Пара жареных куропаток. Рыба-“соль” по-нормандски. Не считая закусок и таких прихотей, как сласти, фрукты (в частности, дуайенские груши, которых он съел больше дюжины); и все это орошалось тонкими винами самых знаменитых марок. Затем последовал кофе с ликерами. И все было беспощадно уничтожено! Не осталось ни крошки, ни косточки!..»

Напомню, Эдмон Верде описал здесь совместный «поход» с Бальзаком в ресторан Вери; если верить г-ну Верде, все заказанные блюда умял один Оноре (у его приятеля в это время болел желудок).

Второе. Ишемическая болезнь сердца (ИБС). Факторы риска для возникновения этого заболевания те же, что и у гипертонической болезни: ожирение, малоподвижный образ жизни и несбалансированное (жирное и обильное) питание. Основной причиной ИБС является атеросклеротическое поражение сосудов, в частности – сосудов миокарда. Главный симптом этого заболевания сердечные боли. Имелись ли подобные боли у Бальзака? Безусловно. В зависимости от локализации боли способны иррадиировать (отдавать) в ту или иную область тела; чаще – в левую руку, лопатку (или меж лопаток), плечо или спину.

И это очень важно, ибо спина у Бальзака, действительно, болела, и болела серьёзно – так, что приходилось отказываться от работы.

Ещё раз прочтём строки из письма Оноре к Ганской от 25 августа 1837 года:

«Я совершенно не способен отвлекаться от работы. Единственное, что могло бы меня развлечь, это путешествия. Но и работать я тоже не могу. Чтобы написать даже эти несколько строк, мне приходится превозмогать нестерпимую боль в спине, как раз между плеч».

Так что не приходится сомневаться: межлопаточные боли Бальзака носили именно кардиальный (сердечный) характер.

Ещё одним важным проявлением ИБС и атеросклероза коронарных сосудов, помимо загрудинных болей, является слабость в конечностях, чаще – в руках. И это также не раз отмечалось у нашего героя.

Были ещё отёки. Отёки – всегда проявление декомпенсации; чаще всего – в работе сердечно-сосудистой системы. Из-за сбоя в работе сердца часть венозной крови под воздействием силы тяжести застаивается в нижних конечностях. Крови много, вены расширяются, сосудистая стенка утончается, что позволяет скопившейся жидкости легче проникать в межклеточное пространство. Застой венозной крови тянет за собой другое – снижение количества артериальной крови, поступающей от сердца. Ткани начинают чувствовать нехватку кислорода. Постепенно возникают явления сердечно-сосудистой недостаточности.

Организм борется до последнего. В противовес декомпенсаторным механизмам начинают активизироваться защитные силы всех уровней. Прежде всего, суживаются сосуды. И это ключевой момент во всей истории, ибо возникает патологическая цепная реакция.

Судите сами. И без того суженные атеросклеротическими бляшками сосуды нашего пациента, приведшие к развитию гипертонической болезни, начинают дополнительно суживаться. Это приводит к нарастанию декомпенсации. Артериальное давление повышается. Организм (читай – сердце) пытается донести до тканей недостающий кислород. Но это мало помогает. Зато вены ещё больше переполняются кровью, застой нарастает. Цепная реакция замыкается, это уже круг. Сердце работает почти впустую; мало того, его работа увеличивается вдвойне, а то и втройне.

Ничего удивительного, что однажды сосуды просто-напросто не выдерживают. На этом декомпенсаторном фоне рано или поздно возникает разрыв сосудистой стенки. Рвётся там, где слабее эта стенка; чаще всего либо в церебральном (мозговом), либо в миокардиальном (сердечном) участке. Зачастую склерозированный сосуд суживается настолько, что кровь перестаёт поступать к жизненно важному органу. Если речь идёт о крупном церебральном сосуде, то возникает так называемый ишемический инсульт.

Дабы избежать подобного сценария, лекари прошлых лет зачастую практиковали кровопускание – либо методом надреза, либо посредством гирудотерапии (с помощью пиявок). Бальзаку также делали кровопускание, причём не единожды. Тем не менее участь этого человека ни у кого из врачей не вызывала сомнений: его состояние оставалось серьёзным.

Доктор Наккар: «…Специалисты, с самого начала выявившие у Бальзака сильную альбуминурию, понимали, что всё это не более, чем краткие передышки»{586}.

Почему Бальзак избежал катастрофы в виде обширного инсульта или инфаркта? Ответ на поверхности: благодаря своей «молодости». Относительно молодые сосуды пятидесятилетнего мужчины сумели выдержать огромные нагрузки как на сердце, так и на сосуды головного мозга. В результате Бальзак умер не от инсульта или инфаркта миокрада – он явился жертвой осложнения в виде гангрены, вызванной незначительной на первый взгляд ранки на ноге. Добавлю, данная причина смерти не столь уж редка даже в наш прогрессивный век фармакологии и медицинских достижений. Что уж говорить о веке девятнадцатом…


Скачать книгу "Бальзак. Одинокий пасынок Парижа" - Виктор Сенча бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Бальзак. Одинокий пасынок Парижа
Внимание