Величие и гибель аль-Андалус. Свободные рассуждения дилетанта, украшенные иллюстрациями, выполненными ИИ

Николай Берченко
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Обсуждается история аль-Андалус — территории Пиренейского полуострова, находившейся несколько веков под властью мусульман. Рассмотрен период от момента завоевания ее исламом в 712 до упразднения Кордовского халифата в 1031 году. Особое внимание уделено событиям, в результате которых наиболее развитое в экономическом и культурном отношении государство Западной Европы, находившееся, казалось бы, на пике своего политического могущества, в течение нескольких лет фактически прекратило свое существование. Сделана попытка рассмотреть эти события тысячелетней давности в широком историческом контексте, включая современность.

Книга добавлена:
20-07-2023, 07:33
0
272
32
Величие и гибель аль-Андалус. Свободные рассуждения дилетанта, украшенные иллюстрациями, выполненными ИИ

Читать книгу "Величие и гибель аль-Андалус. Свободные рассуждения дилетанта, украшенные иллюстрациями, выполненными ИИ"



07 Перипетии молодого государства

Великий арабский мыслитель Ибн Халдун (1332–1406), проанализировав историю известных ему мусульманских династий, пришел к выводу, что длительность жизни династий равна длительности жизни отдельного человека, и так же как человек, она растет, пребывает в состоянии застоя и приходит в упадок35. Средний возраст одного поколения равен среднему возрасту взрослого человека. При среднем возрасте взрослого человека, равном сорока годам, получается, что продолжительность жизни династии не выходит за пределы трех поколений и составляет около120 лет.

И, как мы увидим дальше эмират, созданный Абд ар-Рахманом I, просуществовал до своего кризиса при правнуке правнука Абд ар-Рахмана I эмире Абдаллахе 170 лет, а для сравнения халифат его предков Омейядов в Дамаске просуществовал лишь 90 лет. Т. е. Абд ар-Рахману ад-Дахилю (с араб. Пришелец), как называют его арабские историки, удалось создать достаточно стабильную структуру, и аль-Андалус уже больше не была лоскутным одеялом местных соглашений о разделении власти и имела характеристики организованного государства. Большая часть ее территории была разделена на провинции, которые чаще всего концентрировались вокруг крупных городов. Каждой провинцией управлял назначаемый эмиром вали, который не имел права передавать эту должность своим потомкам, но часто пользовался значительной самостоятельностью. Военным командованием в каждой провинции руководил префект, или каид. Кроме того в приграничных районах были созданы марки36 в качестве буфера от христианских государств. Чаще всего эти марки называют просто — Границы. Их было три, Верхняя с центром в Сарагосе, Средняя, сосредоточенная в Толедо, а затем в Мединасели, и, наконец, Нижняя с центром в Мериде, а затем в Бадахосе. В марках военная власть не была отделена от гражданской власти, что создавало местные военные династии, бравшие под свой контроль эти области. Эмиры терпели такое положение дел до тех пор, пока эти наместники оставались им верными. Еще одну опасность для центральной власти представляли крупные города, население которых часто выказывало открытое неповиновение. Наиболее ярким примером было Толедо, население которого состояло в основном из коренных жителей, принявших ислам и не питавших особой симпатии к чужакам. Оно было вечно недовольно и постоянно жаловалось на падение своего города, бывшей столицы Вестготского королевства, и где несколько раз доходило до грозных для эмира конфликтов. В 797 году решив раз и навсегда разобраться с населением Толедо, аль-Хакам I, внук первого эмира, обратился к верному полководцу, мувалладу Амрусу ибн Юсуфу. Амрус, прибыв в Толедо, занял острожную позицию, выжидая соответствующего момента. И когда четырнадцатилетний наследник престола Абд ар-Рахман проездом в Сарагосу должен был прибыть в город, он объявил, что устроит пир в его честь.

Гости, приглашенные на прием в честь наследного принца, толпятся у входа во дворец в Толедо

Пир был устроен, и знатных людей, собравшихся у дворца губернатора, пропускали туда небольшими группами. Это была ловушка. После входа во дворец каждую группу вели узким коридором к месту, где ждали палачи, которые обезглавливали их в присутствии наследника престола, а затем бесцеремонно бросали их тела в глубокий ров. Крики убитых заглушали звуки музыки, исполняемой оркестром, и чуть ли не семьсот37 видных горожан погибло, не подозревая о происходящем. Утверждают, что будущий эмир, Абд аль-Рахман II остался на всю жизнь с нервным тиком глаз из-за постоянного моргания при каждом обезглавливании, а в испанском языке появилось выражение «толедская ночь», когда хотят сказать о неожиданной неприятности38. Как выразился один современный историк: «Аль-Хакам выполнил свою задачу в Толедо, город был умиротворен хотя бы на время». Добавлю, что на очень короткое время!

В случае других городов это происходило не так драматично. Вот всего лишь один «обыденный» отрывок из хроники аль-Маккари: «В 254 году хиджры (декабрь 867 г.) город Мерида был разрушен и оставлен его жителями; никаких следов не осталось от этого когда-то богатого города. Причиной его разрушения были неоднократные мятежи, в которых его жители были виновны как во время правления эмира Мухаммада, а так и во времена его отца и предшественника».

Что хуже, так это то, что волнения происходили и самой столице. В 800 году группа высших чиновников и юристов Кордовы тайно отправилась к Мухаммаду ибн Касиму, двоюродному брату аль-Хакама, и предложила назначить его эмиром. Но Мухаммад был верен аль-Хакаму и предал заговорщиков. Хотя многие из них занимали высокие посты и пользовались авторитетом, все они были схвачены и распяты. Их кресты стояли на берегу Гвадалквивира как молчаливое предупреждение потенциальным заговорщикам. Аль-Хакам не проявил милосердия, среди жертв его возмездия, был почитаемый богослов39, изучавший право у самого Малика ибн Анаса, основателя самой консервативной из суннитских религиозно-правовых школ.

Этот акт мести не успокоил настроения населения, поэтому аль-Хакам, опасаясь нового заговора, укрепил городские укрепления и изменил состав своей охраны, набрав франкских воинов.

Но обстановка в столице накалялась. И здесь ведущую роль играли два факиха, обличавших эмира в распутстве и расточительстве и призывавших к его свержению. Произошло еще и очередное повышение налогов, но искрой вызвавшей взрыв стало безнаказанное убийство горожанина членом дворцовой стражи весной 818 г. Вспыхнуло восстание. Его эпицентр находился в районе Шакунда (от латинского «второй»), расположенном на южном берегу Гвадалквивира. Населенный в основном новообращенными, рабочими и ремесленниками, этот квартал (рабад) был благодатной почвой для религиозной агитации. Именно его жители взялись за оружие и двинулись через римский мост на штурм Алькасара.

Мятежники пытаются прорваться ко дворцу эмира

Катастрофу удалось предотвратить только благодаря быстрым действиям двоюродного брата аль-Хакама, который провел войска через боковые ворота и, перейдя реку, начал поджигать дома в этом квартале. Большинство повстанцев бросилось назад спасать свои семьи, и эмир перешел в контрнаступление. Аль-Хакам отдал Шакунду своим войскам, и резня продолжалась три дня. Дома грабили, женщин брали в плен, мальчиков кастрировали. На четвертый день эмир приказал прекратить дальнейшее возмездие и огласил приговор: все в квартале было снесено, даже мечети, триста зачинщиков мятежа были публично распяты, а всему оставшемуся населению Шакунды было дано четыре дня, чтобы покинуть аль-Андалус40. Судьба их была самой различной41. Эмир, поклявшись, что вспашет всю землю в предместье и посеет там пшеницу, в своей мести зашел так далеко, что навсегда запретил любое строительство в этой части города, и, когда в X веке Кордова неимоверно разрослась, и полоса пригородов простиралась далеко за пределы города, халиф аль-Хакам II продолжал следить за соблюдением этого запрета, хотя это уменьшило бы проблемы перенаселения в городе. К концу правления его наследника, халифа Хишама II некоторые граждане Кордовы начали строить в этой запрещенной зоне дома, но Хишам приказал, чтобы все там было разрушено и сровнено с землей, как это было раньше42. Как видим, правители очень боялись повторения вспышек народного гнева. Отметим, что в средневековой Европе серьезные городские волнения начались значительно позже — восстание чомпи 1378 г. во Флоренции и Парижское восстание 1356–1358 гг.

Аль-Хакам I, очень встревоженный мятежами, формирует дворцовую гвардию из двух отрядов: ближнего (150 выходцев из Нарбонна, абсолютно преданных и испытанных в верности эмиру) и дальнего (3000 всадников и 2000 пехотинцев различного происхождения, среди них галисийцы, астурийцы, франки и славяне). Эти иностранцы будут названы аль-Хурс, или «безмолвные», потому что они не говорили по-арабски. Отряды этих всадников непрерывно дежурили по обоим берегам Гвадалквивира, неподалеку от дворца. Кроме того у эмира были специальные агенты, доносившие ему о настроениях горожан. Добавлю, что, по крайней мере позже, у летописцев есть упоминания об агентах, чаще всего это были купцы, много путешествовавшие как по мусульманским странам так и по христианским королевствам и представлявшие правителям то, что мы бы сегодня назвали обзорами о политическом и экономическом положении, как у ближних так и дальних соседей аль-Андалус.

Не следует забывать, что все эти события происходили на фоне непрерывных войн Кордовского эмирата с христианскими королевствами. При первой возможности эмиры посылали своих полководцев, а иногда для повышения своей популярности и лично отправлялись на север, где сжигали города, разрушали все что можно было уничтожить и угоняли население в рабство. Христианские короли отвечали тем же, но более успешно, так как за время существования эмирата «фронтир», значительно продвинулся на юг, что говорит об успехах реконкисты. Вот строчка из Хроники Альфонсо III: «Король Ордоньо взял с боями множество городов: в частности, город Сорию и город Таламанку. Он убил всех воинов. Остальных людей, вместе с их женами и детьми, он продал в рабство». Успехи реконкисты были бы еще значительнее, если бы сами королевства не погрязли в спорах о престолонаследии и пограничных войнах друг с другом.

Штурм мусульманского города

В середине IX века в аль-Андалус появилась еще одна новая опасная сила — правители-мувалады, самым ярким примером которых была семья Бану Каси (сыновья Кассия) — семья (династия) правителей-муваладов, во время своего наибольшего влияния владевших почти всеми территориями, занятыми мусульманами в северо-восточной части Пиренейского полуострова. Родоначальником семьи Бану Каси был вестготский граф Кассий, который лично принёс присягу верности халифу в Дамаске. Будучи мусульманами, но не принадлежа ни к арабской, ни к берберской партиям, Бану Каси долгое время оказывали помощь правителям аль-Андалус в борьбе как против христиан так и против многочисленных мятежников. Но самый знаменитый представитель семьи Муса II ибн Муса (801–862) хотя и прославился многими победами над христианами, в то же время участвовал и в многочисленных мятежах против правителей Кордовского эмирата. Это был настоящий рыцарь, лично участвовавший в боях. В двухдневной битве около Альбельды, Муса II ибн Муса получил 35 ударов мечом, но его доспехи выдержали все удары. На вершине славы он называл себя "tertius regem in Spania" — «третьим королем Испании» т. е. равным эмиру Кордовы и королю Астурии. Увы судьба привередлива, и в 859 г. во второй битве около Альбельды, как пишет Хроника Альфонсо III «Муса и его войско были обращены в бегство. Сам Муса, получив три удара мечом, спасся полуживой, потеряв весь обоз и подарки Карла Толстого, короля Франков. С тех пор он никогда не одерживал побед». Воспользовавшись поражением в битве как предлогом, опасавшийся влияния главы Бану Каси, эмир Мухаммад I лишил Мусу II ибн Мусу титула вали Сарагосы, а также отобрал у него должность губернатора Верхней Границы. А вскоре Муса умер в 862 году от ран, полученных в поединке с собственным зятем. Но звездным в его карьере был 844 год. Ситуация была самая обычная, Муса в этом году вновь собрал войско, предполагая в удобный момент выступить против эмира. Абд ар-Рахман II также готовился к новому походу против Мусы и собирал войско в Сарагосе, когда ему сообщили, что неожиданно появилась новая опасность — морские разбойники43. Неожиданным их появление было впрочем лишь для жителей Иберийского полуострова. Первые посещения викингами побережья Иберийского полуострова происходили и раньше, но они занимались торговлей, в основном рабами, приглядывались и собирали информацию. И вот, как пишет Хроника Альфонсо III «Северяне, язычники и чрезвычайно дикие люди, прежде неизвестные нам, прибыли в наши земли с морским флотом».


Скачать книгу "Величие и гибель аль-Андалус. Свободные рассуждения дилетанта, украшенные иллюстрациями, выполненными ИИ" - Николай Берченко бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Величие и гибель аль-Андалус. Свободные рассуждения дилетанта, украшенные иллюстрациями, выполненными ИИ
Внимание