Счастливые к счастью не стремились

Юрий Сыровецкий
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге раскрывается, что хотя человек и является кузнецом своего счастья, но не всякая личность на это способна. Обосновывается, с какими личностными свойствами человек может стать счастливым, а с какими нет. Показывается влияние на обретение человеческого счастья семьи, другого ближайшего окружения, социальных факторов в масштабе страны. Рассмотрена роль религии в обретении счастья верующими. Дается ответ на вопрос, почему человек становится счастливым, специально не ставя перед собой цели обрести счастья.

Книга добавлена:
29-09-2023, 17:04
0
145
50
Счастливые к счастью не стремились
Содержание

Читать книгу "Счастливые к счастью не стремились"



10. Духовность, нравственность, культура и счастье

В интервью телеканалу «Россия» в сентябре 2010 года патриарх Кирилл заявил: «А кто такие славяне? Это варвары, люди говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное — они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие». Патриарх под славянами, прежде всего, имел ввиду русичей, а под учеными мужами Кирилла и Мефодия.

Но еще в 907 году (за 81 год до крещения Руси) князь Олег со своим войском в 80.000 человек подплыл на 2.000 ладьях к Царьграду (Константинополю) и обложил Византию данью. Об этом так пишется в летописях: «Олег же, немного отойдя от (Царь)града, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром, послав к ним в город Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И указал Олег дать (своим) воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, и потом давать содержание прибывающим из русских городов: прежде всего из Киева, а также из Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и прочих городов, ибо по тем городам сидят подвластные Олегу князья». И Византия согласилась с требованиями Вещего Олега, хотя в то время была империей — самой мощной экономической, культурной и военной силой в Европе.

И после этого считать русских как славян людьми, второго сорта, варварами, почти зверьми, говорящими на непонятном языке? Греческие цари прекрасно поняли русского князя и по достоинству оценили мощь и силу его и возглавляемого им народа. Что же касается письменности, была ли она у русичей до Кирилла и Мефодия, то по этому поводу историками еще до конца вопрос не прояснен, но есть мнение, что Кирилл и Мефодий лишь доработали то, что у русских и прочих славян уже было.

Из желания придать принятию христианства Русью как можно больше значимости, патриарх РПЦ просто подтасовывает исторические факты, проявляя этим русофобство к своему народу. Духовность, нравственность и культура у наших предков сложились задолго до крещения и ознакомления с христовыми откровениями, как уже отмечалось ранее, в сказках, былинах, сказаниях, поговорках, пословицах, народных традициях, обычаях, обрядах и песнях. Со временем народная мудрость их развивала, дополняла и наполняла новым смыслом и содержанием с учетом времени, а заповеди оставались неизменными и явно по своему содержанию устаревшими (как минимум по отношению к рабству). Кстати, в русских народных сказках, чтению которых автор уделил много внимания, он не встречал упоминаний о боге и религии, в них иногда говорилось о попах, но лишь в негативном плане (как о мироедах). Нравственности, духовности и национального своеобразия в них больше, чем в божьих заповедях и прочих религиозных догматах. Они более жизненные, побуждающие к активности и трудолюбию в делах, учат человечности в реальных общении и поведении, формируют патриотизм (которого нет в заповедях). Для наглядности приведем небольшую часть русских народных пословиц и поговорок.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Береги платье снову, а честь смолоду.

В тесноте, да не в обиде.

В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.

Взялся за гуж — не говори, что не дюж.

Видна птица по полёту, а человек — по делам.

Вода камень точит.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

За край родной не страшно в бой.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Воду в ступе толочь — вода и будет.

Волков бояться — в лес не ходить.

Глаза боятся, а руки делают.

Горбатого одна могила исправит, а упрямого — дубина.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Дело мастера боится.

Делу время, потехе час.

Друзья познаются в беде, как золото в огне.

Жизнь прожить — не поле перейти.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Кабы знал, где упасть, так соломки бы подстелил.

Как аукнется, так и откликнется.

Конец — всему делу венец.

Кончил дело — гуляй смело.

Кто ищет, тот всегда находит.

Лежачего не бьют.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Надежда умирает последней.

Насильно мил не будешь.

Не всё то золото, что блестит.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не место красит человека, а человек место.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Не плюй в колодец — пригодится водицы напиться.

Не пойман — не вор, не уличена — не гулена.

Не рой яму другому — сам в неё попадёшь.

Не руби сук, на котором сидишь.

Не суди человека, пока не пройдёшь долгий путь в его ботинках.

Не так страшен чёрт, как его малюют.

Мир не без добрых людей.

Не хлебом единым жив человек.

Один в поле не воин.

Одна голова — хорошо, а две — ещё лучше.

По одёжке встречают, по уму провожают.

Под лежачий камень вода не течёт.

После драки кулаками не машут.

Сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

Слезами горю не поможешь.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Старый друг лучше новых двух.

Сытый голодного не разумеет.

Утопающий и за соломинку хватается.

Человек — сам кузнец своего счастья.

Что посеешь, то пожнёшь.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

И многие другие.

Ознакомившись только с этой малой частью народной мудрости, можно заключить, что она побуждает человека быть не варваром, второсортным существом, чьим то рабом, а активным творцом и созидателем своей жизнедеятельности на основах действительно высокой духовности и нравственности, отражающих многовековой опыт наших предков многих поколений, в том числе, и дохристианский, изложенных просто, без религиозной вычурности.

Хотелось бы обратить внимание на одну пословицу, которая уже несколько раз упоминалась выше: «На бога надейся, а сам не плошай». Служители культа не считают ее христианской, так как она учит самостоятельности и личной ответственности за свои действия и поступки, лишь относительно признавая бога, а они считают, что верующему нужно всегда и везде ходить под богом. По их мнению, Человек не может быть самостоятельным, он должен непрерывно оставаться рабом божьим.

Некоторые считают, что без страха божьего человек будет совершать аморальные поступки, утратит духовность и нравственность. Но духовные и нравственные поступки, совершаемые под страхом божьей кары, перестают быть и духовными, и нравственными, так как не становятся результатом собственного осознанного поведения и действий, а осуществляются принуждением, создаваемым богобоязнью. Человек, испытывающий страх, в своем поведении и действиях озабочен не духовностью или нравственностью, а тем, чтобы не допустить негативных последствий для себя от воздействия на него того, кого боится, постоянно стараясь не ошибиться и угодить богу.

Для определения, что духовно, а что нравственно, у каждого «хомосапиенс» должно быть собственное мерило, называемое совестью, выполняющей функции самоконтроля и самосуда. При ее наличии с социально одобряемыми критериями оценки духовности и нравственности у человека любого вероисповедания и национальности поведение и деятельность будут и духовными, и нравственными. Ведь, как говорят, если человек поступает по совести, то он получает удовлетворение и испытывает при этом радость, переходящую в счастье, а если он что-либо делает вопреки своей совести, то совесть его замучает (обречет на ощущение несчастья) или будет мучить, пока совершивший бессовестный проступок не исправится. Следовательно совесть имеет большое значение для ощущения счастья.

О тех, кто поступает безнравственно, говорят, что они бессовестные (а не безбожные) люди. У безнравственных людей совесть отсутствует, поэтому они не страдают угрызениями совести и могут совершать все то, что обществом считается аморальным, но счастливыми не становятся. Почему?

Отсюда вывод: чтобы человек был духовным, нравственным и счастливым, он должен обладать СОВЕСТЬЮ с социально одобряемыми критериями. Отсюда важно разобраться, какие личностные свойства определяют наличие или отсутствие совести, каким образом она формируется и может ли разрушаться, если да, то в результате чего?

Еще одним важнейшим элементом духовно-нравственного склада человека общепризнанно считается КУЛЬТУРА. Взаимосвязана ли его культура со счастьем? Определяется ли культурность индивида образованием или какими-то другими свойствами личности?

С учетом сказанного рассмотрим следующие вопросы:

а) формирование совести и ее взаимосвязь со счастьем;

б) культура и счастье.


Скачать книгу "Счастливые к счастью не стремились" - Юрий Сыровецкий бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Психология » Счастливые к счастью не стремились
Внимание