Об американском следе в советской микроэлектронике

Борис Малашевич
0
0
(1 голос)
0 1

Аннотация: Эта статья – фрагмент главы 5 моей книги "50 лет отечественной микроэлектронике. Краткие основы и история развития", М. Техносфера, 2013, 800с.

Книга добавлена:
27-01-2023, 08:47
0
204
8
Об американском следе в советской микроэлектронике
Содержание

Читать книгу "Об американском следе в советской микроэлектронике"



Таким образом, имеется три основных источника, породивших и развивших миф Кучмента-Берга: Г. Фирдман, М. Кучмент и И. Берг. Эту троицу объединяет то, что, прожив большие части своих жизней в СССР, они не смогли реализовать в нем свои амбиции. Такие люди ищут оправдание личных неудач во внешних причинах, обвиняя окружающую их действительность. Это они и сделали при первой же возможности. Их легенды вызывают удивление, нездоровый интерес непосвящённых и возмущение знающих действительный ход событий.

М. Кучменту не удалось раскрыть суть занятий А. Саранта и Дж. Барра в США. Он бросил в мир тезис о двух светилах американской электроники, наголову превосходящих всех советских специалистов. Этот тезис жив до сих пор, хотя никаких данных за него или против долгое время не было. Ситуация прояснилась после выхода в 2005 г. в США книги Стивена Юсдина "Инжениринг коммунизм: как два американца шпионили для Сталина и основали советскую кремниевую долину". Главными источниками информации для С. Юсдина были его беседы с И. Бергом в течение 1990-1998 гг., рассекреченные архивы ФБР по группе Ю. Розенберга, воспоминания советского разведчика А. Феклисова, работавшего с группой Розенберга, статьи М. Кучмента и Г. Фирдмана, масса других источников. С. Юсдин провёл огромную работу.

В 1992 г. находясь в Москве, С. Юсдин познакомился с И. Бергом, они подружились, и эта дружба продолжалась до смерти Берга в 1998 г. Рассказы Берга заинтересовали Юсдина и он пытался написать его биографию. Но в работе он сразу споткнулся о проблему достоверности информации, исходящей от Берга-Барра. "Барр и я начинали работу над его биографией несколько раз, но проект всегда прерывался (в оригинале – "отбрасывал шины"), поскольку его более интересовали фантазии (fantasizing) о том, как события могли и должны были быть, а не то, что действительно происходило". Книга полна такими фантазиями Берга, хотя наиболее очевидные, вроде его утверждения, что Старос и Берг разработали первые в мире мини-ЭВМ и персональный компьютер, С. Юсдин отбросил. Но книга полна и конкретными фактами из американской жизни её героев. С. Юсдин оказался добросовестным журналистом, не занимался подгонкой и подтасовкой фактов. Он выложил всю собранную информацию, предоставив читателю возможность делать из неё свои выводы.

В первой части книги описана общественная ситуация в США в довоенный период, в которой росли главный герой книги – Дж. Барр и его однокашники по колледжу, члены Лиги молодых коммунистов, а затем компартии США. Они выросли в бедных еврейских эмигрантских семьях в один из самых мрачных периодов истории США – великой депрессии. Огромная, до 15 млн. человек армия безработных (25-30 % работоспособных). Среди простых американцев слова "капитализм" и "демократия" стали ругательством. Жёсткая этническая сегрегация негров и евреев. Ровесники Барра на собственной шкуре ежедневно испытывали худшие проявления дикого капитализма тех времён. Компартия США стала крупной политической силой в стране. Распространяемая ею пропаганда о социальном рае в СССР, где нет эксплуатации, экономических кризисов и все народы – братья, была весьма привлекательна для молодёжи из окружения Барра. Они были убеждены в неизбежности социалистической революции в США и готовились строить Советскую Америку. В годы Второй мировой войны они работали в фирмах, создававших новейшую военную технику. Они считали несправедливым, что США утаивают новые военные разработки от своего главного союзника во Второй Мировой войне, причём в отличие от США реально и напряжённо воюющего, принявшего на себя главный удар противника. И считали своим долгом восстановить справедливость, всемерно помогать СССР. Именно поэтому они в 1941 г. во главе с Юлиусом Розенбергом объединились в группу инженеров, безвозмездно передававших информацию о новых разработках военной техники советской разведке. В книге подробно рассказывается об истории образования, деятельности и разоблачения группы Розенберга и бегства двух её членов: Дж. Барра и А. Саранта из США.

Во второй части книги описывается история пребывания И. Берга и Ф. Староса в Чехословакии и СССР. В ней, на основе "фантазий" Берга, получил развитие миф Кучмента-Берга, а Старос и Берг представлены как "отцы советской микроэлектроники". В целом книга вызывает следующие впечатления:

• она интересна, хорошо написана и в первой своей части содержит много информации об американском периоде жизни А. Саранта и Дж. Барра, ранее нам совершенно неизвестном;

• она вредна, поскольку, претендуя на документальность, даёт фальсифицированную версию истории советской оборонной промышленности и, особенно, микроэлектроники;

• она противоречива. Похоже, С. Юсдин не ставил идеологической и политической задач, а добросовестно изложил добытую тяжким трудом информацию. Под влиянием американского стереотипа отношения к СССР и "фантазий" И. Берга, С. Юсдин развивает миф Кучмента-Берга. Но в книге рассыпана масса конкретной информации, позволяющей объективно оценить Саранта-Староса, Барра-Берга и их деяния на разных этапах жизни, фактически разрушающей этот миф.

В связи с вышесказанным можно чётко констатировать, что простой перевод книги на русский язык без комментариев специалистов, разъясняющих "фантазии" и дающих реальные их трактовки, безусловно будет вреден, оскорбителен для страны, для народа, для памяти реальных творцов советской микроэлектроники и оборонной техники.

Немного об американском стереотипе отношения к СССР и России. При чтении второй части книги вспомнились два американских фильма: «Рембо» и «Апокалипсис». В них советские люди и их дела представлены крайне примитивными. Даже одели наших соотечественников (в условиях тропического Вьетнама и искусственного климата космической станции!) в шапки-ушанки, а в Апокалипсисе и в валенки. Вот такими же «валенками» с подачи И. Берга (это очевидно из книги) представлены советские люди и их дела в книге С. Юздина. По Бергу-Юсдину все прогрессивные начинания с СССР в областях вычислительной техники и микроэлектроники связаны с инициативами и интеллектом Ф. Староса и И. Берга. А как только наши "завистники" оттесняли их от дел, сразу же в делах возникал провал. Здесь хочется заступиться за С. Юсдина. Конечно, американцу из-за океана трудно разобраться в том, что происходило в совершенно другом мире, а И. Берг в своих фантазиях о собственных и своего друга делах часто выглядел, особенно для американца, очень убедительно.

Но вернёмся к Ф. Старосу и И. Бергу. Кто же они на самом деле? Что они могли и что сделали в действительности? Книга С. Юсдина представляет нам исчерпывающие факты.

Настоящее имя Иозефа Вениаминовича Берга – Джоэл Барр (Joel Barr). Его родители, украинские евреи Вениамин и Ревекка Збарские в 1905 г. эмигрировали в США, приняв фамилию Barr. Джоэл родился 1 января 1916 г. в Нью-Йорке. Умер И.Берг в Москве в 1998 г.

Филипп Георгиевич Старос, настоящее имя Альфред Эпеймнондас Сарантопуос – (в США Alfred Epamenondas Sarant), родился 26 сентября 1918 г. в Греции, в Спарте. Его родители эмигрировали в США, приняв фамилию Сарант. Умер в Москве в 1979 г., не оставив дневников и воспоминаний.

Вокруг этих людей в наше й стране образовался сонм легенд, мифологизирующих результаты их жизнедеятельности. Остановимся на некоторых из них, важных для понимания роли Ф. Староса и И. Берга в советской микроэлектронике.

Легенда 1

Из США приехали высококвалифицированные специалисты в области вычислительной техники и электроники, равных которым в СССР не было

Рассмотрим различные аспекты квалификации наших героев на момент их прибытия в 1950-51 гг. в СССР.

Образование

Дж. Барр в 1939 г. закончил городской колледж Нью-Йорка по устаревшей, 10-летней давности программе со степенью бакалавра в электротехнике. В октябре 1945 г. проходит двухнедельный курс в Columbia University [2-108], а с августа 1949 г. – один семестр обучёния в магистратуре Kungl Technical University в Стокгольме, советская разведка оплатила его учебу.

А. Сарант в мае 1941 г. окончил Cooper Union's Institute of Technology со степенью бакалавра в электротехнике. В 1946 г. поступает в аспирантуру в учебные заведения Массачусетса, Принстона и Корнелла по специальности "физика", но неудачно. Его сосед "Дейтон знакомит Саранта с нобелевским лауреатом Г. Безэ (H. Bethe). Безэ отказался помочь Саранту поступить в Корнэлл, потому что Сарант испытывал недостаток в академических знаниях … имел средние способности…".

Производственный опыт

Дж. Барр в 1940 г. – младший чертёжник Управления гражданской авиации, инженер-электрик в Signal Corps Laboratory, откуда в феврале 1942 г. его увольняют за принадлежность к компартии. Март 1942 – октябрь 1945 гг. – младший инженер, инженер-технолог Байонского завода ф. Western Electric. С осени 1946 г. Барр в Sperry Gyroscope. 16 октября 1947 г. его увольняют за сокрытие факта увольнения в 1942 г. за принадлежность к компартии. С этого момента Барр нигде не работает. 21 января 1948 г. он покидает США и путешествует по Франции, Швеции и Финляндии, подрабатывая время от времени игрой на фортепьяно в различных кафе и клубах. Итого стаж 6 лет (были перерывы между работой в разных фирмах), 4 места работы, высшая должность – рядовой инженер-технолог.

А. Сарант 6 месяцев в Western Electric, два года младший инженер-электрик в Signal Corps Laboratory, два года опять в Western Electric и до сентября 1946 г. в Bell Labs. Затем Сарант "переехал в Итаку и взял работу, помогающую строить циклотрон в корнельском университете, надеясь, что это поможет ему поступить в его аспирантуру". Не помогло. Что-то не сложилось в профессиональной карьере Саранта в США: "Самое ответственное положение, которое он занимал когда-либо, было низкоуровневой технической работой", большего достичь ему по каким-то причинам не удалось. Но, как показывает его последующая деятельность в СССР, Сарант был по натуре человек деятельный, "низкоуровневая работа" его, по-видимому, не удовлетворяла. Поэтому в 1946 г. он бросает свою профессию инженера-электротехника, по-видимому, не видя в ней перспективы, и открывает своё дело – "в Итаке он занимался малым домашним строительством и ремонтом". Итак, стаж работы в США менее 10 лет, из них 4 последние года он занимался строительством. За 6 лет работы по специальности – 4 фирмы. Высшая должность по специальности – "низкоуровневая техническая работа".

Профессиональные наклонности

Дж. Барр любил классическую музыку и думал о музыкальной карьере. Он "разрывался между мечтами стать всемирно известным изобретателем, или композитором", начал изучение композиции у авангардиста О. Мессиана.

А. Сарант мечтал "о руководстве новыми областями в электронике или желания стать ядерным физиком" и четырежды пытался поступить в аспирантуру по специальности "физика". Потерпев поражение, он переквалифицировался в строителя.

Увлечения

Барр с молодости интересовался "технологией, соорудил телескоп и любительское радио из добытых частей". А друзья "восхищались механическими способностями Саранта".

"Эти два друга постоянно переделывали электронные и механические устройства. Барр придумывал новые, иногда причудливые решения технических проблем, получая функционирующие, но небрежные поделки. Видя, что что-то работало, он переходил к следующему проекту - подробности не были важны. Сарант делая что-то не останавливался, пока не получал совершенно отработанный, изящный образец".


Скачать книгу "Об американском следе в советской микроэлектронике" - Борис Малашевич бесплатно


0
0
Оцени книгу:
0 1
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Самиздат, сетевая литература » Об американском следе в советской микроэлектронике
Внимание