Об американском следе в советской микроэлектронике

Борис Малашевич
0
0
(1 голос)
0 1

Аннотация: Эта статья – фрагмент главы 5 моей книги "50 лет отечественной микроэлектронике. Краткие основы и история развития", М. Техносфера, 2013, 800с.

Книга добавлена:
27-01-2023, 08:47
0
205
8
Об американском следе в советской микроэлектронике
Содержание

Читать книгу "Об американском следе в советской микроэлектронике"



.

"А.И. Шокин применил весь свой организационный опыт и аппаратное искусство, задействовал старые связи с “судаками” и в ВПК, и совмещение нужных событий во времени и пространстве наконец состоялось. Визит Н.Хрущёва в СКБ-2 был включён в программу поездки в Ленинград".

Специально для визита был разработан и изготовлено несколько образцов миниатюрного радиоприёмника с использованием популярных тогда у радиолюбителей (а радиолюбительство было повальным увлечением) источника питания и телефона от слуховых аппаратов. Длинноволновый микроприёмник был сделан из миниатюрных деталей и размещался за ухом. Он ловил всего две местные станции, но Хрущёву его противопоставили уже много лет выпускаемому всеволновому ламповому всеволновому радиоприёмнику "Родина". Блок полупроводниковой логики ЭВМ "УМ-1НХ", спрятав блок питания, поставили на отдельный стол и предъявили Н. Хрущёву как настольную ЭВМ – явление тогда невиданное. Производство полупроводниковой аппаратуры тогда только начиналось и её образцы ещё были мало известны не специалистам. "Настольная" УМ-1НХ и радиоприёмник резко контрастировали по габаритам с общеизвестными тогда ламповыми приборами, а это понятно далёким от техники большим начальникам. Как видим, оба экспоната представлялись Н. Хрущёву весьма некорректно, но "потёмкинские деревни" на Руси всегда имели успех. А миф о "настольной" ЭВМ живет до сих пор.

Постановление

Визит был хорошо организован. Почти месяц продолжалась энергичная подготовка. И. Титова (дочь Г. Титова), вспоминает, что в санатории в Борвихе Г. Титов и А. Шокин неоднократно обсуждали ход подготовки визита. Накануне А. Шокин провёл в СКБ-2 генеральную репетицию со Старосом, который, как принимающий, должен был давать пояснения. И визит хорошо удался: ЭВМ и радиоприёмник произвели на главу страны нужное впечатление. Там же Н. Хрущёву был доложен и в целом одобрен проект постановления о создании ЦМ в Спутнике. После интенсивных согласований, 8 августа 1962 года Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР было подписано. В этом, 2012 г. исполняется 50 лет отечественной микроэлектронике.

Как обычно в подобных случаях, это было концептуальное постановление, первое в череде за ним последовавших. В нем узаконивалось, что Центру микроэлектроники быть, что быть ему в Спутнике и что отныне проблема создания и развития отечественной микроэлектроники обрела характер национальной задачи.

Были определены самые общие положения концепции построения ЦМ, в том числе:

• определён комплексный характер ЦМ с организацией всех основных необходимых НИИ и опытных заводов для разработки и производства ИС;

• ЦМ придан статус головной организации по микроэлектронике в стране;

• определено локальное размещение ЦМ в Спутнике, где ЦМ становился градообразующей системой.

Определялись главные задачи ЦМ как головной организации в стране по микроэлектронике:

• обеспечение разработок и опытного производства ИС на мировом техническом уровне (догнать Америку) в интересах обороны страны и народного хозяйства;

• обеспечение перспективного научного задела;

• разработка принципов конструирования радиоэлектронной аппаратуры и ЭВМ на основе микроэлектроники, организация их производства, передача этого опыта соответствующим организациям страны;

• унификация ИС, условий их применения в аппаратуре на предприятиях страны;

• подготовка кадров, в том числе специалистов высшей квалификации".

Постановление определяло первоначальный состав предприятий ЦМ — пять новых НИИ с тремя опытными заводами: НИИ теоретических основ микроэлектроники, НИИ микросхемотехники, НИИ технологии микроэлектроники, НИИ машиностроения, НИИ специальных материалов. Позже эти названия были изменены.

Необходимо подчеркнуть, что создание ЦМ было не обособленной акцией, а частью масштабной программы построения новой подотрасли — микроэлектроники, инициатором и организатором которой был А. И. Шокин. В различных регионах страны: в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Воронеже, Риге, Вильнюсе, Новосибирске, Баку и других местах – начиналось перепрофилирование имеющихся или создание новых НИИ с опытными заводами для разработки и серийных заводов с КБ для массового производства ИС, специальных материалов и специализированного технологического и контрольно-измерительного оборудования. ЦМ был всего лишь частью огромного айсберга, его вершиной.

Проект Центра микроэлектроники

Идея ЦМ предусматривала образование разноплановых НИИ с опытными заводами для создания широкого спектра принципиально новой продукции: особочистых материалов, сверхточного технологического и контрольно-измерительного оборудования, ИС, радиоэлектронной аппаратуры, ЭВМ, а так же учебных заведений для подготовки кадров.

Из всего этого перечня к 1962 г. Ф. Старос и его коллектив имели самый первый опыт только в создании экспериментальных ЭВМ и в гибридной технологии. И все. Их познания в области микроэлектроники были из общедоступной литературы, с полупроводниками они были знакомы только как потребители. Таких знаний для разработки грамотного проекта какого-либо предприятия микроэлектроники, тем более столь разнопланового её Центра, явно недостаточно. Но посильное участие в работе они, безусловно, принимали.

Иное дело команда А. Шокина. С 1949 г., когда в НИИ-160 (НИИ "Исток", Фрязино) был создан первый в СССР транзистор, работы по полупроводниковой технике развивались стремительно. К 1962 г. этим занимались уже более десяти предприятий, номенклатура приборов составляла десятки типов, а объём выпуска измерялся миллионами. Министр и сам многократно бывал на различных предприятиях США, Великобритании, Франции, Голландии, и с 1959 г. направлял специалистов в США для стажировки и изучёния полупроводниковой промышленности, а в 1961 г. - планарной кремниевой технологии. Иными словами, в ГКЭТ уже сформировалась серьезная школа специалистов в области создания полупроводниковой техники и в смежных областях, имеющих серьезные теоретические и практические результаты и знакомых с зарубежным опытом. Лучшие из них были привлечены А. Шокиным к разработке проекта Центра микроэлектроники.

Из этого очевидно, что Ф. Старос и И. Берг не могли играть решающей роли в создании проекта зеленоградского ЦМ по трём причинам:

• не обладали необходимыми для этого знаниями и опытом;

• у них было совершенно иное понимание ЦМ (они бы делали проект суперBell);

• создание такого проекта – это огромная работа, посильная только большому коллективу специалистов многих профессий с большим административным ресурсом.

Научный центр

Сразу после выхода постановления команда А. Шокина приступила к созданию ЦМ (позже – Научный центр, НЦ). В условиях закрытой в Москве прописки постановление давало ЦМ право принимать на работу специалистов из любой точки СССР. Строительный задел в Спутнике позволял сразу выделять жилье принимаемым сотрудникам, что, в условиях острого жилищного кризиса, делало работу в ЦМ привлекательной и позволяло отбирать наиболее профессиональные кадры.

Началось образование НИИ с опытными заводами: 1962 г. — НИИ Микроприборов (НИИМП) с заводом “Компонент” и НИИ Точного машиностроения (НИИТМ) с “Элионом”; 1963 г. – НИИ Точной технологии (НИИТТ) с “Ангстремом” и НИИ Материаловедения (НИИМВ) с “Элмой”; 1964 г. – НИИ Молекулярной электроники (НИИМЭ) с “Микроном” и НИИ Физических проблем (НИИФП); 1965 г. – Московский институт электронной техники (МИЭТ) с опытным заводом “Протон” (1972 г.); 1968 г. – Центральное бюро по применению интегральных микросхем (ЦБПИМС); 1969 г. – Специализированный вычислительный центр (СВЦ) с заводом “Логика” (1975 г.). К началу 1971 г. в НЦ работало 12,8 тыс. человек. В 1976 г. на его базе было создано НПО “Научный центр” – 39 предприятий в разных городах страны, их персонал в общей сложности насчитывал около 80 тыс. человек.

Единой организации в ЦМ сначала не было, его предприятия подчинялись 4 Главку ГКЭТ. Работы первых НИИМП и НИИТМ (директора - И.Н. Букреев и Е.Х. Иванов) начинались на временных площадях в трёх школьных зданиях.

В этом этапе образования ЦМ активное участие принимает Ф. Старос. Вспоминает И. Букреев: “Старос активно помогал мне. Специалисты НИИМП стажировались у него в Ленинграде. Кроме того, в 1963 г. он передал нам 4 спроектированные его КБ вакуумные установки для напыления тонких плёнок (первые в стране). Мы сразу же стали осваивать технологию, и благодаря этому к 1964 г. появились первые микроэлектронные изделия. А если бы ждали, пока построят наш институт машиностроения, потеряли бы года 2–3”. Старос делился с ЦМ своими идеями и заделом. Так, в НИИМП была заново реализована идея микроприёмника, уже на основе микроэлектронной технологии. Завод "Ангстрем" выпускал разработанный ленинградцами блок памяти “Куб-2” на многоотверстных ферритовых пластинах. Наверное, были и другие примеры.

29 января 1963 г. один из первопроходцев отечественной микроэлектроники, д.т.н., профессор, крупный учёный и разработчик сложных систем, трижды лауреат государственных премий, талантливый организатор Ф.В. Лукин был назначен заместителем Председателя ГКЭТ, а 8 февраля — директором ЦМ. Его заместителем по науке был назначен Ф. Старос, остававшийся директором ленинградского СКБ-2. До этого момента из директоров предприятий ГКЭТ Ф. Старос был наиболее активным участником команды по созданию ЦМ и надеялся стать его директором. Когда же был назначен «варяг» – Ф. Лукин (перед назначением он был директором НИИ-37, позже НИИДАР), "Старос был ошеломлён, узнав, что он должен согласиться на положение номер два, заместителя директора". Почему же его не назначили директором? Причин много, вот главные:

• Расхождения в целях и задачах ЦМ к этому моменту достаточно прояснились. Идея суперBell Ф. Староса не могла удовлетворить А. Шокина, видевшего в ЦМ инновационный центр, работающий на всю радиоэлектронику страны.

• Несмотря на окружающую Староса тайну, уже стало понятно, что никакими премудростями американской электроники он не владеет, что это просто толковый инженер (каких вокруг было множество), что никакого опыта управления сложными проектами и производством у него нет. И мнение о его "гении" к этому времени заметно девальвировало: за 6 лет работы в Ленинграде в привилегированном режиме ничего серьёзного, кроме спиральных потенциометров, до производства доведено не было. По своей квалификации Ф. Старос ещё только подтягивался к уровню других руководителей и главных конструкторов предприятий, а его СКБ-2 – к уровню многочисленных аналогичных предприятий. Но в отличие от них СКБ-2 уже занималось разработкой тонкоплёночной гибридной технологии изготовления ЭВМ. Как справедливо оценил И. Букреев: "По масштабности Староса сравнивать с Лукиным трудно".

• Нужно учитывать и господствующую тогда психологию. Это было время очередного всплеска холодной войны. Только что, 27 октября 1962 г. разгорелся Карибский кризис – мир был на грани третьей, термоядерной мировой войны. В том же октябре сильный общественный резонанс получило разоблачение американо-английского шпиона О. Пеньковского, высокопоставленного чиновника Госкомитета по науке и технике. Идеология насквозь пронизывала общество, шпиономания процветала. В такой обстановке руководство страны опасалось привлекать иностранцев на высшие посты. “Особенно беспокоился И. Д. Сербин, когда говорил, что нам нельзя новые научно-технические направления доверять иностранцам, имея в виду Ф. Г. Староса” Напомним, что Иван Дмитриевич Сербин был заведующим оборонным отделом ЦК КПСС, к которому на приём и министры ходили (в кругах руководства оборонной промышленности его именовали не иначе, как "Иван Грозный"). В такой ситуации не могло быть и речи о назначении Староса руководителем столь важного дела, как создание национального Центра микроэлектроники. Удивительно, что его заместителем назначили.


Скачать книгу "Об американском следе в советской микроэлектронике" - Борис Малашевич бесплатно


0
0
Оцени книгу:
0 1
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Самиздат, сетевая литература » Об американском следе в советской микроэлектронике
Внимание