Темный янтарь 2

Юрий Валин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Конец августа 1941-го года. Окруженная советская группировка в Таллине готовиться к прорыву. Корабли и транспорты Краснознаменного Балтийского флота выходят в море… Продолжение истории о двух друзьях, начавшие войну в Лиепае и переживших немало испытаний. Но их фронтовой путь едва начат…

Книга добавлена:
8-01-2024, 11:26
0
540
142
Темный янтарь 2

Читать книгу "Темный янтарь 2"



Глава 15. Саперы



Погрузился эшелон быстро: техника закреплена на платформах, личный состав обживает теплушки, быстрее норматива уложились, что не удивительно – не кто попало на фронт движется, а подготовленная ШИСБр[107].

Нет, конечно, «полностью законченная подготовка» – то, курад свидетель, состояние чисто сказочное, на практике не встречающееся. Но многое сделано, многое…

Подтянутый капитан неспешно шагал вдоль путей, возвращаясь от начальника станции. Откладывалось отправление эшелона по таинственным и сложным железнодорожным причинам. Ну, хоть толком сказали - «не раньше восьми». Есть некая определенность.

На этот раз следовал товарищ Васюк головным эшелоном бригады, поскольку спец-рота считалась лучшей и особо отдельной, с удвоенным разведывательным уклоном – кому как не ей первой прибывать, прояснять обстановку? Это было хорошо. Не очень хорошо было то, что не угадали, куда пошлют.

Серега одернул гимнастерку, поправил ремень – подползал к станции чей-то проходящий эшелон, незачем терять должный вид, дискредитировать штурмовые войска. Вообще-то товарищ Васюк был чист свежевыбритой физиономией и формой,и даже наглажен, что с ним случалось не так уж часто. В пути лоск живо собьется, но пока так.

Рота тоже «пока так»: боеготова, полноценна, оснащена и вооружена. Всего 102 человека: 83 рядовых бойца, 13 сержантов, 6 офицеров. Шесть грузовых машин, «виллис» и легкий броневик, 7 мотоциклов с колясками – все отлаженное, отрегулированное, только давай газуй. Естественно, управление роты, взвод саперов-мотоциклистов, моторизованный взвод саперов, взвод автоматчиков – эти орлы вместо положенного взвода собак-миноискателей, положенного стандартной моторизованной инженерно-разведывательной роте. К собакам лично товарищ Васюк относился глубоко положительно (в детстве очень хотелось барбоса иметь), но исходя из особых задач роты, собаководство было признано лишним, убрали. Еще имелось хозяйственное отделение, весьма нужное, без него никак. На вооружении роты состояли пистолеты-пулеметы, гранаты, два ручных пулемета.

Вот тут и начинались неприятности. Автоматы – это хорошо, удобно. Но слабовато. Товарищ Васюк пытался убедить в этом командование, но не преуспел: что по штату вооружения положено, то и имеешь. «Тебе и так два «ручника» дополнительно дали». Ладно, понятно, «положено». А со связью тогда какого хрена?! Из двух положенных радиостанций РБ в наличии имелась только одна, да и та… Почему радиосвязь неустойчиво работает, было не совсем понятно, возможно, радисты не самого высокого уровня. Вот есть в роте мастера на все руки, надежные люди, но именно по радиосвязи и сам комроты имел смутное понимание, да и все проверенные люди не очень соображали. Консультировался, допекал главного бригадного связиста, но тот и сам… «телефон и провод, Серый, гораздо надежнее, вот помяни мое слово…» Ладно, придет время, устраним пробелы и с радиосвязью, и с более тяжелым вооружением.

…Пыхтел и отдувался усталый паровоз, втягивая эшелон на запасной путь: понятно, водой и прочим заправляться будут. Тоже воинский, но эти, скорее, от фронта. Естественная смена: одни – туда, другие – обратно,так всегда будет…

Серега подумал, что засиделся в тылу. Заново привыкать к передовой придется, а это всегда сложно.

Вообще-то специальная рота, единственная из только что сформированной бригады, уже поучаствовала в боевой операции, пусть та операция была ограниченно боевой и, гм, специфической…

…— Товарищ капитан, срочно поднимайте личный состав! Два взвода…

Поднялись, загрузились с полным боекомплектом, на всякий случай «дегтярев» прихватили. Пока до места доехали, практически стемнело. Потом командной группой лезли по крапивным зарослям, шепотом ругались, «смершевец» показывал:

— Скорее всего, вон туда они будут уходить. Оцепите вдоль околицы с поворотом к оврагу. Главное, в овраг не дать уйти, там заросли густые. Шустрые сволочи, в Хорошево их взять пытались, так одного только подстрелили, остальные сдернули. Сейчас приказ однозначный – хотя бы двоих непременно живьем взять, должны языки развязать.

— Ясно. А сколько их там вообще может быть?

— Трое, может четверо. Если учуют, на вас побегут, прижмете огнем, мы скрутим. Только не подстрелите гадов раньше времени. И нас, кстати, тоже не побейте. Товарищ капитан, я тебя убедительно прошу. Поясни бойцам вдумчиво. Я сам воевал, знаю, как оно в пехоте – вали всех, кто на тебя бежит.

— Мы не пехота, мы штурмовые войска. Имеем соображение, будь спокоен, товарищ контрразведчик…

Серега еще раз прошел с взводными по позициям оцепления – бойцы лежали в траве, тихо, бдительно и сознательно. Из неприятностей пока имелась обильная роса – мокровато в траве.

Капитан Васюк вернулся к резерву, оставленному у машин. Уточнили план дополнительных действий, сигналов и маневров.

— Связь-то есть? – поинтересовался Васюк у сидящих у рации связистов.

— Есть, товарищ капитан, – радист тяжко вздохнул, – связь есть, но не безупречная.

Серега хмыкнул, отошел к машине. Янис сидел в открытой двери, автомат на коленях.

— Ты с этим-то не очень, – капитан Васюк постучал пальцем по автоматному диску. – Вообще не твое дело.

— Просто проверил оружие. А машины наготове, сразу подкатим, если что.

— Хорошо. Не особо нравятся мне настроения наших связистов. Нет в них уверенности, оттого и путаются.

— Так-то парни вроде ничего. Подобрать бы им опытного спеца, подучить.

— Золотые слова. Да где его взять-то, спеца? Я вон и снайперов не могу найти.

— Не все сразу. Не нервничай, товарищ капитан.

— Легко сказать. Прошлый раз, когда приказали «только живем брать!», мне чуть ноги не пообрывало.

— Э, выводы-то сделаны? Ты, кстати, комроты, навстречу минам и пальбе бежать – откровенно не твое дело.

— Вот умно сказал, Ян. Так внезапно и даже парадоксально. Как будто я не знаю, – Серега глянул на часы. – Сейчас начнут. Вот смершевец мне понравился. Из наших, фронтовик. Ладно, пойду.

Со связным успели дойти до оврага – отсюда до места действия было подальше, зато пустырь проглядывался как на ладони.

Луна светила «вполнакала», капитан Васюк обозревал в бинокль кусты и крапивные заросли. Наверное, строения когда-то стояли, развалились или выгорели, разрослось над ними, прямо джунгли какие-то амазонские, хорошо, что относительно низкорослые. Впрочем, если злодеи вздумают уходить ползком, фиг их рассмотришь, пока сами к тебе не выползут.

…Донесся едва слышный пистолетный выстрел, неясный крик… крику ответили лихорадочной пальбой – кто-то подряд пистолетный магазин высадил-опустошил.

Напряглись лежащие цепочкой автоматчики штурмового взвода:

— Спокойней, хлопцы, спокойнее, – негромко сказал капитан Васюк. – Не факт, что напрямую к нам выбегут. Наблюдаем…

Еще несколько пистолетных выстрелов. Луна как по заказу проглянула ярче. Э, да вот они, голубчики, драпают со всех ног…

Выглядело всё как на старинной гравюре. В смысле: сплошь черно-белое, и в мелких деталях не совсем понятное. Бежали через заросли четверо. Один явно отставал, трое – прям физкультурники. Но явно не фронтовые – рассыпаться даже не думают. Напрямую рвутся – к старому сараю, что ближе к проселку. Видимо, на скорость надеются, и на то, что контрразведка пришла их брать не особо большим числом.

Предпоследний бегущий обернулся – сверкнул огонек в руке, тут же в другой… шесть выстрелов. Ого, с двух рук бьет, прям ковбой какой-то книжно-киношный. Отставшего дружка прикрывает? Не, трое физкультурников дернули дальше не оглядываясь, плевать им на подельника. Наверное, последний хорек у них малознающий, «шестерка» какая-то.

Кого из гадов нужнее брать, смершевец, понятно не пояснил. У контрразведки и раньше привычка темнить имелась, а теперь «СМЕРТЬ ШПИОНАМ» – это же вообще сплошная тайна и многозначительность. Ладно, не наше дело.

Вон они – любители молчаливой таинственности – преследуют по зарослям, россыпью, как положено, все пятеро. Искры пистолетных выстрелов – это поверх голов, подгоняют беглецов, не дают опомниться. Это правильно. Снова хлопнуло: над пустырем взмыла ракета… Желтая. А вот это уже настораживает.

Серега подпрыгнул:

— Связной! Передать второму взводу: противник уходит группами!

Капитан Васюк дернулся бежать, лично руководить и командовать, но взял себя в руки. Не-не, прошло то время личной беготни. За всю роту отвечаем, наблюдаем, анализируем и делаем выводы.

Залегшие цепью у сарая штурмовики открыли огонь строго по сигналу. Внезапные очереди десятков автоматов, пулемет порядком оглушили. На пустыре мгновенно все попадали-попрятались – смершевцы тоже. Оно и понятно, огонь плотный. На миг стихло – донесся грозный, не особо разборчивый издали крик – это взводный лейтенант Рахимов орет, глотка у него луженая. Снова застучали несколько автоматов, пулемет вновь задолбил трассирующими – верно, попугиваем, убеждаем, верхушки крапивы не жалеем. Малопригодное в хозяйственном смысле растение…

Очереди стихли. На пустыре жалостливо закричали… подранили кого или просто под огнем обосрались?

…Вставали из крапивы фигуры, тянули вверх руки. Подбегали к ним смершевцы…

— Не расслабляться, наблюдать! – шепотом призвал капитан Васюк.

Новая стрельба вспыхнула мгновенно – теперь уже у самого склона оврага, шагах в двухстах. Но стихла тут же, только кто-то орал, хрипел, громким матом в кусты плевался. Метнулся к месту стычки капитан со связным…

Сидели бойцы на двоих лежащих гадах, руки с чувством выкручивали.

— Чуть бережнее! – призвал Серега. – Им еще лапы понадобятся, всякие там показания подписывать и прочее. Щукин, ты как? Ранен?

Боец, сидевший на траве, держался за шею и ошеломленно крутил головой:

— Нет, товарищ капитан, кажется, не ранен. Ушибло крепко. Они, суки, подобрались и как из-под земли сиганут, как бросятся. Не слышно же было ничего, наши палят вовсю. А тут эти как прыгнут! Я очередь поверх голов, а вот тот прямо в меня из нагана. В голову засадил, в грудь. Каска и железо спасло. Но я думал, башку оторвет. Хорошо, Егор на них прыгнул, а то бы точно ушли, суки этакие…

— И в овраге бы не ушли, – заверил капитан Васюк. – От нас не уйдешь! Но так оно проще, чего нам по тем крапивам бегать. Молодцы! Санитар наш где?

— Здесь я, товарищ капитан. Только Щукин не дает под кирасу залезть. Болезненно ему, – пояснил разглядывающий пленных санитар.

— Что значит «болезненно»?! Щукин, ты герой или куда? Теперь и спать в кирасе будешь? Снимай доспех, нужно осмотреть, может, у тебя ребра повреждены.

Повезло тогда роте, да и смершевцам – из потерь один слегка ошалевший Щукин, да и тот быстро в себя пришел. Контрразведчики намекали, что встречный огонь можно было вести и не столь плотный, но в целом были довольны. В общем, ничего так получилось, хотя еще дорабатывать и дорабатывать. Вот хотя бы с личной защитой…

Стальные кирасы, или официально – нагрудник СН-42. Новое вооружение, пусть и сугубо оборонительное, кого-то восхищавшее, кого-то раздражавшее. Как обычно, имелось в новой амуниции и положительное, и отрицательное. Немедля по получению тайком испытали – автоматную пулю с близкого расстояния нагрудник держал ограниченно – его бы толком проверить, со всех сторон, под углами обстрелять, настоящие испытания провести, но кто же позволит? Вмятины от пуль выправили, пробоину зашпаклевали и закрасили. В принципе, от части пуль и осколков нагрудник определенно прикроет. В остальном инженеры по доспехам многое не додумали. Во-первых, только три выпускаемых размера – это мало, подогнать кирасу по росту сложновато. Во-вторых, и в главных, – тяжелый, мешает движенью и натирает. Особенно на плечах, они прямо как нарочно жесткие, пыточные. В-третьих – лямки и крючки, и перетираются, и опять же неудобные в застегивании. В-четвертых, когда ползешь, загнутый край не дает полноценно вертеть головой, да еще землю норовит загрести – получается не стремительный штурмовой пластун, а черепаха какая-то, неуклюжая, кособокая, да еще со спины открытая. С частью проблем справились своими силами: заменили полотняные лямки кожаными ремнями, а вместо крючков поставили защелкивающиеся карабины – Янис у местной милиции по случаю выменял, у тех с довоенных времен имелся целый ящик карабинчиков. Но было понятно, что с кирасами еще много возни предстоит, да и вряд ли удастся довести доспех до идеала. С другой стороны, защищают же людей СН-42 – вот имелся в роте показательный пример, пусть и не фронтового размаха.


Скачать книгу "Темный янтарь 2" - Юрий Валин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание