Темный янтарь 2

Юрий Валин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Конец августа 1941-го года. Окруженная советская группировка в Таллине готовиться к прорыву. Корабли и транспорты Краснознаменного Балтийского флота выходят в море… Продолжение истории о двух друзьях, начавшие войну в Лиепае и переживших немало испытаний. Но их фронтовой путь едва начат…

Книга добавлена:
8-01-2024, 11:26
0
540
142
Темный янтарь 2

Читать книгу "Темный янтарь 2"



Глава 4. Часы и имена



Новая флотская форма тело еще не успела облечь, казалась неудобной, особенно брюки и ботинки. Но был товарищ Выру теперь обмундирован как положено, без всяких там полугражданских деталей и прорех. Пять минут – и готово, все строго по размеру выдали, даже ремень. Размышляя о ленинградской точности, быстроте и порядке, Янис потуже скрутил пахнущую морем и "Кара-Богазом" фланелевку – постирать, и пригодится еще, хотя бы для грязных работ.

Вообще приняли «утопленников» по прибытии действительно оперативно: с борта корабля немедленно перенаправили к интендантам: входят в дверь полураздетые, оборванные люди – выходят уже правильными бойцами, пусть и с измученными лицами. Конечно, настроение после такого перехода соответствующее, его и столовая не изменит, хотя обещан обед.

Обед действительно был, вполне полноценный, после чего всех матросов и красноармейцев направили на ответственную процедуру оформления-распределения.

Янис дожидался своей очереди в коридоре, среди таких же, тонувших, отбившихся от своих моряков, по большей части утерявших документы. У товарища Выру кое-что из бумажек имелось, практически не размокло – очень разумно предохранился. Но имелись подозрения, что проблемы возникнут. Да и вообще сомнения…

Нехорошо было Янису. Вроде всё миновало, жив, на твердой земле, а как представишь, что снова в море выходить… э,… даже макароны в горло не лезут.

Не то чтобы боялся Янис моря… тут иное чувство, тут будто дыхание судорогой перехватывает и желудок скручивает, едва о волнах и глубине вспоминаешь. На горящем транспорте некогда было думать и колебаться, а сейчас так и накатывает, прямо до дурноты в голове и слабости в руках. Видимо, это все же именно страх, и даже доходящий до самого нездорового, животного ужаса. Несомненно, хотелось вернуться на СКА «003»-й, убедиться, что все из экипажа живы-здоровы. Но выходить в море…

Э, опять начало внутри скручивать. Вот курад его поимей, вроде не был раньше таким трусливым? Но если ту ночь вспомнить, волны и бездну под ногами… Может, в ремонтники проситься? Такие люди на войне тоже нужны, куда без них. Но ведь не поймут – здоровый парень, и «оставьте меня на берегу, мне от моря дурно становится, я в обморочек могу брякнуться». Определенно не поймут, не барышня же.

Зашел Янис в кабинет в противоречивых чувствах. За столом сидел начальник-лейтенант – этакий уже не юный, мясистый, с удвоенным подбородком, явно из запаса.

Янис представился, передал свои справки.

— Так, ранение… выписан.… Как сейчас самочувствие, а, матрос?

— Не жалуюсь. Вот ноги только вода разъела.

— Это по месту службы в санчасть зайдешь, помажут, живо пройдет. Не смертельно. А это что за писулька?... «Боец заводского отряда Лиепайской рабочей гвардии…» Это молодец, доброволец, значит. А где официально призван? Служебную книжку краснофлотца утопил, так?

— Я не призывался, товарищ лейтенант, – Янис начал объяснять ситуацию…

Начальство слушало, постукивало карандашом, потом вздохнуло:

— И что мне теперь с тобой делать, а, боец заводского отряда? Как на тебя оформлять документы, если ты официально сугубо гражданское непризванное лицо? Тебя по месту жительства должны были призвать, как положено.

— Да как меня могли призвать «по месту жительства», если там уже немцы, а я в госпитале был?

— Вот и я говорю – проблема. Но время военное, не то время, чтоб бюрократию разводить, – лейтенант решительно взял из тощенькой стопки серо-синюю новенькую и чистую Краснофлотскую книжку.

Янис решился и спросил:

— Товарищ лейтенант, вы меня куда пишете: в электрики или в пулеметчики? Я обратно на СКА «003»-й пойду?

— Насчет специальности и места службы не я решаю. Но обратно на катер ты вряд ли попадешь. Ты ведь официально только с этого дня военнослужащий, нет оснований тебя куда-то возвращать. Куда определят, там и будешь служить. Понял?

— Так точно.

Еще более противоречивые чувства одолевали Яниса. С одной стороны, облегчение, что не придется на катере в море выходить, с другой – а вдруг на какую-то подлодку припишут? Там наверняка электрики нужны. Хотя на берегу тоже нужны. Впрочем, лейтенанта спрашивать бессмысленно – его дело с документами разобраться, а насчет судьбы нового матроса уже далее решаться будет.

— Вот, держи, – лейтенант протянул новенькое удостоверение и старые справки. – Фото в книжку потом когда-нибудь вклеят. Поздравляю со вступлением в славные ряды Краснознаменного Балтийского флота! Теперь влево по коридору, там команда для распределения в экипаж. Жди. И зови следующего.

Мучаемый неопределенностью, Янис вышел в коридор. Опять ничего не решилось, «жди», говорят. Ладно, хоть нормальный документ выдали. Янис открыл новую флотскую книжку и замер. Твою ж…, как говаривал Серый…

Видимо, скрипнул зубами уж очень явственно – окружающие аж вздрогнули.

Развернулся, врезался в дверь кабинета не хуже торпеды, влетел:

— Вы мне что вписали, товарищ лейтенант?!

Проклятый писарчук подпрыгнул на стуле:

— Не ори! В чем дело?

— Да вы всё навыворот написали! Какого черта «Ян», я же – Янис! И фамилия? Откуда такая фамилия?!

— Ты мне тут голос не повышай! Взяли моду на горло брать. «Янис» он, понимаешь… Тебе в документ полное имя вписали, взрослую форму. Не пишут в документы всякие «Вася», «Гоша», «Янис».

— Да хрен с ним, с именем! Вы же и фамилию не ту накалякали.

— Ты мне погорлопань, живо на гауптвахту пойдешь. Я не «калякаю», у меня почерк идеальный. Что в твоей фамилии перепутать можно? Как сказал, так и вписано: вот – Вира – короткая и понятная морская фамилия.

— Да не морская она! ВырУ – через “ы” и на «у» заканчивается. Перед вами же справки лежат, там правильно…

— Вот же дурак какой, его только послушать?! Ничего там не правильно. Склонение это. Именительный падеж, документальная форма. Кто: Вира Ян Мартинович. А вот пошлют сейчас отсюда нах… уже Виру Яна Мартиновича. Закон русского официального языка!

— Нет такого закона, чтобы человеку фамилию менять!

Распахнулась дверь, вошел капитан 3-го ранга, негромко и сухо поинтересовался:

— Лейтенант Гельт, у вас кабинет строевой части или базарно-рыночная торговая точка?

— Вот – скандалист безграмотный попался, – вытягиваясь, доложил лейтенант-знаток русского языка.

— У меня фамилия другая, а он пишет… – взвился Янис.

Капитан, не дрогнув лицом, выслушал двухголосые пояснения ситуации и кратко сказал:

— Товарищ краснофлотец, за дверью подождите.

Янис вышел – весь коридор с интересом смотрел на крикуна-скандалиста – дверь строевой части особенными звукоизолирующими свойствами не отличалась.

— Не, браток, теперь не вихляй, теперь у тебя очень морская фамилия. Придется вверх до самого адмирала служить, – сказал здоровенный старшина. – Теперь плюнь, разотри и уже не мечись. Как вписали, так оно и будет.

— Не болтай языком, фамилия – это важно, – цыкнул широкоплечий старший лейтенант, видимо, проходивший по коридору и уловивший суть кабинетных воплей. – Из Таллина, боец?

— Так точно. СКА «003», электрик-пулеметчик. Сшибло в воду, подобрали, дошел на «Кара-Богазе», – сумрачно пояснил Янис.

Старший лейтенант хотел что-то сказать, но из кабинета вышел суровый капитан, кивнул Янису:

— Следуйте за мной.

Предчувствуя – уже окончательно – самое недоброе, Янис шагал за капитаном между ждущих своей очереди моряков. Определенно на гауптвахту отправят, а то и что похуже.

Зашли в другой кабинет, капитан 3-го ранга указал – садись. Молча что-то вписал в Краснофлотскую книжку на последней странице, вынул из сейфа печать:

— Случаются у нас ошибки, поскольку людей в строевой не хватает. Как и бланков, документов и времени. Такой период войны, товарищ Выру. Придется вам временно походить с двумя фамилиями. Я вам отметку поставил. Документы будут менять, исправят на правильный вариант.

Майорский капитан прихлопнул печать на последнюю страницу новенького удостоверения.

— Теперь насчет оформления призыва…

В дверь сунулся тот старший лейтенант из коридора:

— Товарищ капитан 3-го ранга, разрешите краснофлотца ко мне в батальон забрать?

— Даниловский, вы мимо моей двери спокойно пройти вообще не способны? – осведомился капитан. – Что за манера? То этого вам дай, то вот тех.

— Виноват. Формируемся, как же я могу спокойно проходить? А боец Выру-Вира – пулеметчик, у меня таких специалистов чудовищная нехватка.

— Вообще он электрик по гражданской специальности. И еще даже не призван в действующий РККФ, – уточнил капитан. – Официально гражданский человек, стечением обстоятельств получивший авансом документ военнослужащего.

— Я, товарищ капитан 3-го ранга, в Лиепае воевал, – счел возможным уточнить Янис. – Недолго, правда, до ранения. Но имел винтовку, немцев мы били.

— Вот, опытный боец! И изрядное везение имеется у человека, – поддержал старший лейтенант. – Нам такие кадры нужны. Пойдешь к нам в морскую пехоту, Ян Янисович?

— Раз нужен, так я с готовностью, – сказал Янис. – Только непонятно, призван я или нет, и как меня теперь вообще зовут.

— Давай-ка, краснофлотец, без неуместной иронии, – предупредил капитан. – Случаются казусы. Идешь в морскую пехоту, под команду вот этого героического и вездесущего товарища старшего лейтенанта. Но со строгим условием – в ближайшие дни ты сопровождаешься в военкомат, где и оформляешь призыв. Иначе это вообще ни в какие ворота…

— Сделаем, – с готовностью заверил старший лейтенант. – Мы же там рядом располагаемся, проштампуем у военкома вмиг. Товарищ капитан 3-го ранга, мне бы еще человек пять пулеметчиков и хотя бы двух минометчиков…

— Знаешь, товарищ Даниловский, забирай матроса и следуй-ка своим курсом. Нет у нас минометчиков и не будет, – ничуть не повышая тона сказал капитан, но было понятно, что кабинет лучше немедленно покинуть.

Следуя за быстро шагающим новым командиром, Янис размышлял над причудами военной судьбы. Вот так не успеешь на берег сойти – ты уже другой человек, с новой фамилией, именем и воинской профессией. Впрочем, морская пехота – не так и плохо. Наверное, они по морю не так часто ходят. А что касается вероятности погибнуть… личный опыт подсказывает, что опаснее всего быть непризванным гражданским специалистом. Нет, пехота определенно лучше, чем над бездной дрейфовать.


Скачать книгу "Темный янтарь 2" - Юрий Валин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание