Плешаков

Владимир Бирюк
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Имя Петра Степановича Плешакова (1922–1987) малоизвестно широким кругам читателей. Но специалисты знают, насколько велика его роль в создании систем ПВО и ПРО, радиоэлектронного вооружения и «мирной» радиоэлектроники. Пройдя в военно-промышленной отрасли весь путь от рядового инженера до министра радиопромышленности СССР, он отдал все свои знания и организаторские способности делу укрепления обороноспособности нашей страны. Главным делом жизни П. С. Плешакова стало создание мощной радиопромышленности — отрасли, которая позволила России надежно обеспечить свою национальную безопасность, осуществить выход на передовые позиции в науке и производстве. Первая биография П. С. Плешакова в серии «ЖЗЛ» подробно рассказывает о жизни этого выдающегося деятеля и об успехах отечественной оборонной промышленности, достигнутых под его руководством.

Книга добавлена:
10-06-2023, 18:13
0
204
71
Плешаков
Содержание

Читать книгу "Плешаков"



Штрихи к портрету

Для Петра Степановича не существовало понятий «мое», «я» на уровне общегосударственных интересов. Академик РАН Ю. В. Гуляев вспоминает: «В 1977 году я уже был знаком с Петром Степановичем, в основном благодаря участию в совещаниях, которые он проводил как министр радиопромышленности. В это время возникло и быстро развивалось новое направление в физике и технике твердого тела — акустоэлектроника, к созданию которого я имел самое непосредственное отношение. Акустоэлектронные элементы — фильтры, линии задержки, устройства сжатия и корреляции сигналов и др. стали широко применяться в телевидении, радиовещании, радиолокации и радионавигации и т. д. Мы с Владимиром Александровичем Котельниковым решили просить о создании специальной лаборатории в промышленности по разработке и созданию этих устройств и приехали с этим к министру радиопромышленности П. С. Плешакову.

Петр Степанович с большим пониманием отнеся к этому предложению, но сказал, что сейчас эту элементную базу лучше делать в рамках другого министерства — Министерства промышленности средств связи (МПСС). Он тут же при нас связался с министром МПСС Эрленом Кириковичем Первышиным и договорился о создании такой лаборатории. Лаборатория была создана, работала несколько лет и внесла большой вклад в создание отечественных образцов этих изделий. Этот эпизод еще раз говорит о том замечательном чувстве нового, которое было присуще Петру Степановичу Плешакову как ученому, инженеру и руководителю».

Конечно, ежедневная напряженнейшая работа, порой без выходных, требовала хотя бы попыток адекватного отдыха. Петр Степанович был разносторонним человеком, а важнейшими чертами его характера, как мы уже отмечали, были подконтрольная разуму азартность и исключительная энергичность. Еще в годы работы во ВНИИ-108 в утренние часы Петр Степанович часто играл в отнюдь не популярный тогда среди народа теннис. Играл он обычно на кортах стадиона «Строитель», раскинувшегося неподалеку от института, в Елизаветинском проезде. Его партнерами по игре были главный конструктор института, создатель первого советского радиолокатора Н. Я. Чернецов и заместитель директора по общим вопросам, один из его ближайших друзей В. Н. Морозов.

Вечерами, когда позволяла работа, министр появлялся на волейбольной площадке во дворе института. Как запомнилось одному из авторов настоящей книги В. К. Бирюкову, порой игравшему на одной площадке с Петром Степановичем, при его вступлении в игру партия сразу становилась напряженной, из нее немедленно исчезали благодушие и небрежность, неизменно появлялся интерес — выиграть во что бы то ни стало. Основным заводилой был естественно Петр Степанович — проигрывать он очень не любил, а острые резкие характеристики, к которым он обычно прибегал, мало кого оставляли равнодушным. Несмотря на невысокий рост, играл Петр Степанович, отличавшийся высокой прыгучестью, неплохо: был нападающим, нередко выигрывая очко резким «гасом». Другим видным игроком в институтской команде был Г. Я. Гуськов, впоследствии член-корреспондент АН СССР, отличавшийся кроме того резким остроумным языком и порой «зацеплявшийся» им с Петром Степановичем.

Прилетая на полигоны, где сотрудники института месяцами, а порой и годами вели испытания новых средств и комплексов, Петр Степанович, когда была возможность, организовывал выезд на рыбалку. Ставили сеть, а Петр Степанович из воды или с берега руководил загоном рыбы. Чаще улов бывал неплохим. Тогда тут же, на привезенных с собой дровах, в ведре варили «царскую» уху. Такие выезды запоминались надолго, давали возможность «встряхнуться», временно отвлечься от порой однообразных полигонных будней.

Рыбалку Плешаков считал прекрасным видом отдыха, рыбачить умел. Не уклонялся и от заключительной части рыбалки, многими почитаемой за главную, но всегда знал меру. При этом наш герой резко отрицательно относился к охоте, считая ее узаконенным убийством. Как вспоминает жена, Татьяна Григорьевна, он даже не любил, когда к столу подавали молочного поросенка — жалел «детеныша», и настроение при этом у него всегда резко падало. Поросятины и телятины он никогда не ел.

Занятия спортом были для Петра Степановича обязательными. Он регулярно занимался гимнастикой, плавал, прекрасно освоил водные лыжи, играл в волейбол, а порой и в футбол, с удовольствием брал в руки ракетку для тенниса или пинг-понга, прекрасно играл в бильярд.

Заядлым и очень сильным бильярдистом был и председатель ВПК Л. В. Смирнов. Рассказывают, что однажды на полигоне, во Владимировке, после ужина он взял в руки кий и грубовато обратился к окружающим:

— Ну, кого надрать?

— Попробуйте меня, — смело откликнулся генеральный конструктор академик В. П. Ефремов.

Каково же было удивление окружающих, когда уже минут через десять Л. В. Смирнов был бит чуть ли не всухую! Заметим, что с Петром Степановичем Смирнов играть не решался.

Оказалось, что в детстве В. П. Ефремов подолгу жил у родственника, работавшего в доме отдыха. Зимой народа было немного, и мальчишка часами играл в бильярд. Тогда-то он и поставил себе удар, который поддерживал всю жизнь…

Важнейшим элементом отдыха в СССР и России для многих оставалась дача. Не миновала чаша сия и Плешакова. На своей даче в садовом товариществе «Ополченец» он с видимым удовольствием занимался земляными работами, посадкой и особенно уборкой урожая. Как запомнили садоводы-соседи, ровесники Петра Степановича, он никогда не отказывался от участия в общественных работах и в своем латаном-перелатаном спортивном костюме всегда принимал в них самое активное и деятельное участие. Другим запомнилось, как однажды, по веревке спустившись в сырой и глубокий колодец, он обеспечил демонтаж и подъем на поверхность вышедшего из строя насоса. На отдыхе Плешаков оставался таким же веселым и простым человеком, общительным и демократичным.

В бытность заместителем министра Петр Степанович получил в свое распоряжение небольшой летний домик в доме отдыха «Покровское». Здесь его можно было увидеть и на прогулке, и за этюдником, и с лукошком в руках на «мирной охоте».

В середине 1970-х Плешакову как министру была выделена госдача в Петрово-Дальнем — скромный, с нынешней точки зрения, дом с общей площадью комнат в 140 кв. м. На новом месте он с решимостью художника и умением мастерового лично надстроил мансарду, устроив из нее круговой обзор, и теперь, сидя за холстом, мог выбирать приглянувшийся ему кусок неба в любой стороне света…

Особенно любил Петр Степанович отдыхать в Протве, знакомой ему с молодости. Директор КНИРТИ А. С. Русаков оставил живые воспоминания об одном из его посещений в начале августа 1975 года: «В пятницу вечером, приехав в Протву, мне позвонил В. И. Морозов (в то время замдиректора ЦНИРТИ — бывшего ЦНИИ-108) и сказал, что Петр Степанович принял приглашение и в субботу вечером будет в Про-тве… После встречи он пригласил нас к себе в машину, уже через 15 минут мы были в Протве у домика, который протвинцы называют “домик Берга”.

Этот деревянный, двухквартирный, сборно-щитовой домик, построенный на берегу Оглублянки, после передачи совхоза “Протва” в 1944 году в ведение ЦНИИ-108, Петр Степанович хорошо знал, так как всегда останавливался здесь, приезжая в Протву. Встретили нас у домика супруга В. И. Морозова Лидия Феофановна, В. П. Семин и М. Ф. Малов. Общаясь с Лидией Феофановной, Петр Степанович шутя сказал, что он сейчас же уедет обратно, если на ужин не будет его любимого блюда… Дружно сходили освежиться в Оглублянке. Ужин прошел весело, в дружеской и непринужденной обстановке, с шутками и анекдотами, которых хозяйка знала множество.

Весь вечер с Петром Степановичем прошел непринужденно. Не чувствовалось, что среди нас человек, наделенный огромной государственной властью, пользующийся непререкаемым авторитетом в радиопромышленности и среди своих коллег-министров, известный за рубежом. Петр Степанович не упустил случая сказать, что позавчера на коллегии министерства А. С. Русакова утвердили директором КНИРТИ, пожелал успехов мне и коллективу, особо отметив резонанс от разработки “Смальты”, добавив: “Об успехах КНИРТИ поговорим завтра, а сейчас пора отдыхать (было около 10 часов вечера). Завтра утром на рыбалку”.

На рыбалку он отправился с В. П. Семиным. По возвращении предложил зажарить пойманную им щуку на завтрак. Мы все дружно запротестовали, убеждая его, что он должен повезти ее домой и похвастаться перед Татьяной Григорьевной уловом, а то она может и не поверить, что был на рыбалке! Он засмеялся и сказал: “Ладно, заберу для отчета”.

После завтрака В. И. Морозов, В. П. Семин и В. Ф. Малов ушли в пионерлагерь готовить линейку, посвященную Дню строителя и встрече с министром радиопромышленности СССР, а мне Петр Степанович предложил показать ему хозяйство КНИРТИ и поговорить о проблемах строительства дома культуры, спортзала и новой котельной.

После осмотра института и опытного производства он захотел еще раз посмотреть наш так называемый “дом культуры”, хотя видел его не раз. Это был деревянный барак (бывшая казарма роты охраны филиала ЦНИИ-108), переоборудованный с участием энтузиастов из числа молодых специалистов в зрительный зал. Видимо, он хотел убедиться, насколько остро стоит эта проблема. Затем, осмотрев место, где мы хотели бы построить дом культуры и спортзал, он одобрил наш выбор… А при осмотре КНИРТИ он сказал, что на площадке между КНИРТИ и жилым фондом можно построить инженерно-лабораторный корпус с пристроенным домом культуры и спортзалом, а также убежищем (в подвале) для запасного пункта управления МРП в особый период (КНИРТИ решением министерства был определен как запасной пункт управления министерства). На этом был закончен разговор о проблемах поселка Протва.

Петр Степанович предложил пойти искупаться перед посещением пионерлагеря. Был уже одиннадцатый час, жара привлекла к реке многих отдыхающих, да и рыбаки еще продолжали ждать клева. После купания он захотел постоять на пешеходном мостике и понаблюдать ловлю рыбы. Стояли мы там минут двадцать. В это время с правого берега реки Протва с полными корзинами грибов, в основном белых, возвращалась из леса группа сотрудников военной приемки. Поздоровались, я представил их Петру Степановичу и увидел, как загорелись его глаза. Он стал задавать вопросы, которые обычно задают грибники…

Около одиннадцати часов мы поехали в пионерлагерь на торжественную линейку. После линейки Петр Степанович осмотрел лагерь, осмотр закончился в комнате, посвященной Г. К. Жукову, где его попросили оставить автограф на большой фотографии маршала. Я не помню, что он написал, но что сказал, помню: “Георгий Константинович — это уникальная личность в военной истории не только нашего отечества, но и во всемирной военной истории”.

После этого мы отправились в домик Берга, где нас ждал обед, приготовленный супругой В. И. Морозова. Поскольку Петр Степанович собирался уезжать, на столе не было ничего спиртного. Увидев это, он сказал: “Ну, я за рулем, а вы-то чего жметесь?” Он налил себе сок, а мы выпили по рюмке коньяка. После обеда Петр Степанович пошел отдохнуть и где-то около шести часов вечера стал собираться. Щуку мы упаковали в свежую крапиву, чтобы не испортилась в дороге, кроме этого подарили корзинку отборных белых грибов.


Скачать книгу "Плешаков" - Владимир Бирюк бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание