Корабли и сражения

Герман Смирнов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга, рассказывающая о знаменитых кораблях и сражениях флотов, о виднейших адмиралах и матросах, о славе отечественного флота.

Книга добавлена:
22-09-2023, 15:18
0
106
50
Корабли и сражения

Читать книгу "Корабли и сражения"



«Конкурирующая близорукость» морских держав

27 марта 1941 года английский воздушный разведчик радировал в Александрию о появлении итальянских кораблей восточнее Сицилии: наперерез английской коммуникации, питающей войсками и снаряжением Грецию, шла целая эскадра, состоявшая из линкора «Витторио Венето» — флагманского корабля адмирала Джакино, шести тяжелых и двух легких крейсеров и тринадцати эсминцев. Получив это сообщение, командующий британскими силами на Средиземном море адмирал Э. Каннингхэм немедленно вышел из Александрии с главными силами, а из Пирея на соединение с ним двинулся крейсерский отряд. Всего в распоряжении английского адмирала было три линкора, авианосец, четыре легких крейсера и двенадцать эсминцев.

Утром 28 марта английские легкие крейсера обнаружили южнее острова Крит итальянский передовой отряд из эсминцев и трех тяжелых крейсеров — «Триест», «Тренто» и «Больцано». Вступив с ними в перестрелку, англичане заставили отряд начать отход к главным силам адмирала Джакино. Около 11 часов залпы «Витторио Венето», сделанные с предельной дистанции, заставили английские крейсера ретироваться, но элемент внезапности был уже утрачен. В 11.30 над итальянской эскадрой появились торпедоносцы с авианосца «Формидебл», пытавшиеся безуспешно атаковать ее, и Джакино приказал всем кораблям отходить к своим базам. В это время главные силы противников разделяли 60 миль, и, если учесть рекордную быстроходность итальянских кораблей, у англичан не было никаких шансов их настигнуть...

Почти четыре часа английские самолеты с «Формидебла» и с аэродромов на Крите безуспешно пытались атаковать итальянский линкор, пока, наконец, в 15.00 пять торпедоносцев не достигли успеха: сброшенные ими торпеды вывели из строя винты левого борта — и «Витторио Венето» на время потерял ход и лишился управления. В 18.30, когда костяк второй крейсерской группы — тяжелые крейсера «Фиуме», «Зара» и «Пола», а также четыре эсминца — подошел к поврежденному линкору, расстояние между главными силами составляло уже 40 миль...

Сражение у мыса Матапан

Построившись в ордер ПВО, итальянская эскадра уходила на запад, подвергаясь непрерывным атакам английских торпедоносцев. В 19.30 тяжелые повреждения были нанесены крейсеру «Пола», потерявшему ход и оставшемуся неподвижным. Но как только стемнело, Джакино направил на поиски «Пола» тяжелые крейсера «Зара» и «Фиуме» в сопровождении четырех эсминцев с приказанием взять его на буксир и прикрыть отход. Эти корабли шли навстречу своей гибели, не подозревая, что англичане уже давно следят за ними на экранах своих радиолокаторов, о которых итальянские моряки не имели еще никакого представления. И когда в 22.58 прожектор английского миноносца осветил итальянские крейсера, их орудия все еще были направлены по носу и корме, а не в сторону противника.

Британские линкоры стреляли почти прямой наводкой с дистанции 3–4 тысяч метров. Из шести выпущенных 381-мм снарядов пять поразили цели: оба итальянских крейсера, не сделав ни единого выстрела, мгновенно лишились хода и закачались на воде, охваченные пламенем. Через полчаса взорвался и исчез под водой «Фиуме». Через четыре часа английский эсминец «Джервис» торпедами добил неподвижно застывший на воде «Зара», а спустя еще два часа такая же участь постигла и «Пола»: по нему выпустил смертельные торпеды эсминец «Хавок».

Это сражение, вошедшее в историю второй мировой войны как сражение у мыса Матапан, львиной долей успеха было обязано впервые примененному на море радиолокационному управлению артиллерийским огнем... и малой живучести итальянских тяжелых крейсеров, принадлежавших к типу так называемых вашингтонских крейсеров.

Договор пяти держав, подписанный в 1922 году в Вашингтоне, накладывал как количественные, так и качественные ограничения на постройку линкоров и авианосцев. Что же касается крейсеров, то по ним было принято ограниченное решение. Понимая, что Англия не согласится пустить на слом новейшие по тем временам корабли типа «Эффингам», эксперты приняли в качестве предельных показатели именно этих крейсеров и ограничили водоизмещение 10 тысячами тонн, а максимальный калибр орудий — 203 мм.

Как ни парадоксально, эти показатели произвели эффект, прямо противоположный ожидаемому, и скорее способствовали гонке вооружений, нежели препятствовали ей. Ведь столь мощных крейсеров в то время не было ни в одной стране, кроме Англии. Поэтому все другие участники Вашингтонского соглашения, прежде и не помышлявшие о таких сильных крейсерах, поспешили «подтянуться до ограничений» и ринулись строить так называемые вашингтонские крейсера, которые при водоизмещении около 10 тысяч тонн были вооружены 203-мм орудиями.

Первые такие крейсера — «Дюкень» и «Турвиль» — были построены во Франции. Они развивали весьма высокую скорость хода — 33–34 узла — и несли сравнительно слабую броню — максимальная толщина броневого пояса не превышала 30 мм!

Если во французских вашингтонских крейсерах бронирование и живучесть были принесены в жертву вооружению и скорости, то в первых итальянских тяжелых крейсерах «Тренто» и «Триест» эта диспропорция достигла крайнего предела. Корабли весьма изящных и гармонических архитектурных форм, они были снабжены рекордно мощной по тем временам паротурбинной установкой — 150000 л.с. — и развивали невиданную для таких крупных кораблей скорость — 35–36 узлов.

Но какой ценой доставались эти рекорды! Толщина пояса не превышала на этих кораблях 75 мм, поэтому позднее в итальянском флоте возобладали более трезвые взгляды, и во второй серии вашингтонских крейсеров, состоявшей из четырех кораблей, скорость была снижена, а толщина пояса увеличена.

Хотя Англия не стала первой страной, начавшей постройку вашингтонских крейсеров, она раньше всех заложила самую крупную серию кораблей такого класса, — в 1926 году сошли на воду пять английских тяжелых крейсеров типа «Кент». За ними последовали шесть крейсеров типа «Суссекс». Постройка английских «кентов» подтолкнула американцев: в 1926 году были заложены первые американские вашингтонские крейсера «Солт Лейк Сити» и «Пенсакола». За этими кораблями в 1929 году сошли на воду еще шесть примерно таких же кораблей со сравнительно слабым бронированием. А в конце 20-х годов проявилась сильнейшая реакция против «картонных крейсеров»...

Действительно, вашингтонские крейсера при хорошей мореходности и дальности плавания очень подходили для действий на коммуникациях против вражеских торговых судов, но в таком случае им было бы вполне достаточно 150-мм орудий. Калибр же 203 мм пригоден для корабля, действующего в составе эскадры или ведущего борьбу с рейдерами противника, но такой корабль должен быть хорошо бронирован, чтобы не являть собой такую огромную и почти не защищенную цель, как вашингтонский крейсер.

Несоответствие артиллерийской мощи броневой защите у вашингтонского крейсера оказалось весьма накладным для британской казны: такой крейсер стоил дороже довоенного линейного крейсера, не давая явных преимуществ перед меньшими и более дешевыми кораблями. Вот почему Англия начала постепенно отходить от вашингтонской формулы. Французы и итальянцы тоже начали усиливать броню своих тяжелых крейсеров за счет снижения скорости. Американцы последовали за этими веяниями и в 1936 году спустили на воду два более основательно забронированных тяжелых крейсера типа «Портленд» и шесть типа «Новый Орлеан».

Проектирование тяжелых крейсеров во Франции, Англии, США и Италии все время крутилось вокруг действий на океанских торговых путях. Так, французы, создавшие свои тяжелые крейсера в период обострения англо-французских отношений, предназначили их для уничтожения английских торговых судов. Англичане ответили на это тяжелыми крейсерами, призванными защищать коммуникации: быстроходность и бронирование они принесли в жертву дальности плавания и мореходности. Для борьбы с английскими крейсерами американцы спроектировали тяжелые крейсера, которые несли больше орудий, имели более солидный вес бортового залпа и большую скорость хода. Итальянцы проектировали свои тяжелые крейсера для охраны средиземноморских коммуникаций от нападения французских вашингтонских крейсеров. И только японцы с самого начала отказались от такого взгляда и создали мощный вашингтонский крейсер с сильным артиллерийским и торпедным вооружением и хорошим бронированием, предназначенный не для операций на коммуникациях, а для истребления вражеских крейсеров такого же класса.

Будучи участницей Вашингтонского морского соглашения, Япония пошла на ограничение суммарного тоннажа своих тяжелых крейсеров 108 400 тоннами. Стремясь «втиснуть» в эту величину максимальную огневую мощь, японские конструкторы поначалу попытались создать предельно легкие корабли с максимально сильным артиллерийским вооружением.

Построив четыре таких корабля, Япония исчерпала лимит водоизмещения, отведенный ей Вашингтонским соглашением, и с 1930-х годов делала вид, что она разрабатывает только легкие крейсера. Но, верная своему первоначальному намерению иметь только истребители неприятельских крейсеров, Япония под видом легких продолжала разрабатывать тяжелые крейсера. Основоположником столь необычных кораблей стал «Могами». При водоизмещении 8500 тонн он нес небывало мощное вооружение — пятнадцать 155-мм орудий в пяти башнях! Эта чрезмерная перегруженность сразу же дала о себе знать: в первых плаваниях в корпусах четырех крейсеров типа «Могами» начали появляться трещины в местах электросварки, обнаружился недостаток остойчивости. В результате соответствующих переделок водоизмещение этих кораблей возросло до 11 200 тонн, а скорость снизилась с 37 до 35,9 узла.

В 1937–1938 годах Япония усилила подготовку к войне и приступила к срочной модернизации своих тяжелых крейсеров и к превращению крейсеров типа «Могами» из легких в тяжелые. Таким образом, все японские крейсера, спущенные на воду до 1939 года, относились к классу тяжелых крейсеров.

В 1929 году, когда лихорадочное строительство вашингтонских крейсеров достигло кульминации, в английском военно-морском справочнике «Джейнс файтинг шипе» появилась статья, отмечавшая недостаточную тактическую обоснованность этого типа кораблей. «Вряд ли какая-либо из держав, — писал автор статьи, — избрала бы для постройки типы крейсеров, подобные «Кенту», «Пенсаколе», «Наки» или «Турвилю», если бы проектирование их было свободно от нормирования: представленные самим себе, эти державы предпочли бы избрать тип крейсера, наиболее соответствующий их национальным потребностям при выполнении многообразных задач, ложащихся на крейсера; однако до настоящего времени все державы связаны особым видом конкурирующей близорукости...»

По странной иронии судьбы сильнейший толчок дальнейшему развитию тяжелых крейсеров дала Германия, которая по Версальскому мирному договору вообще не имела права строить корабли такого класса. В 1935 году, отбросив ограничения договора, фашистская Германия начала открыто готовиться к войне. Не связанные пунктами международных соглашений, немецкие кораблестроители в своих тяжелых крейсерах типа «Адмирал Хиппер» сумели достичь более рационального сочетания калибров главной артиллерии, бронирования и водоизмещения, чем в обычных вашингтонских крейсерах.


Скачать книгу "Корабли и сражения" - Герман Смирнов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Корабли и сражения
Внимание