Корабли и сражения

Герман Смирнов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга, рассказывающая о знаменитых кораблях и сражениях флотов, о виднейших адмиралах и матросах, о славе отечественного флота.

Книга добавлена:
22-09-2023, 15:18
0
109
50
Корабли и сражения

Читать книгу "Корабли и сражения"



Главная ударная сила флота

Мы уже рассказывали о разработанной в США в 50-х годах стратегии «массированного возмездия», которая предусматривала ведение всеобщей ядерной войны против СССР и социалистических стран. Говорилось также и о том, что главным орудием этой стратегии должны были стать бомбардировщики, базирующиеся на ударные авианосцы. В соответствии с этим распределялись и ассигнования: 46% получали ВВС США, 28% — ВМФ и 23% — армия. Но прошло двадцать лет — и все изменилось: в 1971/72 финансовом году военно-морской флот вышел по ассигнованиям на первое место, получив 34% всех выделенных на вооруженные силы средств. В последующие годы его доля неуклонно возрастала, всегда оставаясь первенствующей. Что же касается военно-воздушных сил США, руководство которых некогда доказывало, что военно-морской флот — устаревший вид вооруженных сил, пригодный в будущих войнах решать лишь второстепенные задачи, то они теперь вынуждены довольствоваться едва ли не вдвое меньшей долей казенного пирога, чем прежде.

Что же произошло за это время? Какие события вернули флоту доминирующее положение в системе вооруженных сил США? Почему военное руководство этой страны вынуждено было подновить стратегию «массированного возмездия»?

Главной причиной стали замечательные достижения Советского Союза, который к 1957 году намного опередил США в области ракетостроения. Если прежде единственным средством доставки ядерных боеприпасов к стратегическим целям в глубине территории противника была авиация, то теперь появилось новое средство — межконтинентальная баллистическая ракета с ядерной боеголовкой. И США, которые совсем недавно планировали нанесение ядерных ударов по странам социалистического содружества, чувствуя себя при этом в полной безопасности, вдруг обнаружили, что их собственная территория лишена былой неуязвимости...

В начале 1960-х годов, не успев завершить программу создания стратегической авиации, на которую были истрачены десятки миллиардов долларов, руководители Пентагона начали параллельно вести в ускоренном темпе разработку так называемых «неуязвимых ядерных сил» — баллистических ракет, укрытых в подземных шахтах (система «Минитмен»), и баллистических ракет, базирующихся на подводных лодках (система «Поларис»). По первоначальному плану предусматривалось сооружение 1200 пусковых шахт для запуска ракет «Минитмен» и постройка 41 атомной подводной лодки, вооруженной баллистическими ракетами «Поларис». Вместе с ракетоносными стратегическими бомбардировщиками наземного базирования эти силы должны были составить так называемую «стратегическую триаду» — основу стратегических наступательных сил США. По мере реализации этих программ американцы стали отдавать все более явное предпочтение системе «Поларис», которую они поспешили провозгласить практически неуязвимой во всеобщем ядерном конфликте. И это положило конец главенствующему положению ударных авианосцев во флоте США.

В начале 60-х годов американская военщина приняла так называемую стратегию «гибкого реагирования», которая наследовала агрессивную сущность предшественницы — стратегии «массированного возмездия», — но наряду со всеобщей ядерной войной предусматривала и возможность ограниченной, локальной войны без применения ядерного оружия. Согласно этой стратегии, включившей в себя предшественницу как составную часть, США требовались вооруженные силы, способные вместе с союзниками вести две большие войны и участвовать в одном локальном конфликте. Согласно новым веяниям, авианосцы, утратив свое положение единственного носителя стратегических ядерных сил американского флота, стали основной ударной силой в локальных войнах и сохранили за собой роль резерва стратегических ядерных сил США. А их место в качестве главной ударной силы флота заняли атомные подводные ракетоносцы...

В середине XX столетия увенчались, наконец, успехом более чем полуторавековые поиски наивыгоднейшего двигателя для подводных лодок: в 1954 году в строй американского флота вступила первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус». По водоизмещению (3764/4040 тонн),[5] по размерениям (97x8,5 метра), по вооружению (6 торпедных аппаратов) этот корабль не намного превосходил наиболее крупные дизель-электрические лодки тех лет. Но атомная паротурбинная установка, которая для своей работы не нуждается в непрерывном притоке атмосферного воздуха, придала «Наутилусу» явное превосходство над обычными лодками.

Атомные подводные лодки

Прежде всего, ее мощность более чем вдвое превосходила мощность самых совершенных дизель-электрических установок тех лет: 15 000 л.с. против 5,5–6000 л. с. Причем под водой атомный корабль не снижает мощности, как это неизбежно бывает у дизель-электрических лодок, которые, уходя с поверхности под воду, были вынуждены переходить с дизелей на менее мощные аккумуляторы и электромоторы. Благодаря этому скорость как подводного, так и надводного хода у «Наутилуса» превышала 20 узлов, а у лучших дизельных лодок тех лет она составляла соответственно 14 и 17 узлов. Наконец, колоссальная энергоемкость ядерного горючего, позволившая «Наутилусу» в течение нескольких лет не возобновлять его запаса на борту, придала этому атомному кораблю практически неограниченную дальность плавания.

Экспериментальные атомные лодки «Наутилус» и «Си Вульф», а также первая серия из четырех лодок типа «Скейт» имели еще традиционную форму корпуса, заимствованную у дизель-электрических подводных кораблей. Поскольку такие «ныряющие» корабли совершали дальние переходы под дизелями в надводном положении, их корпусу приходилось придавать форму, необходимую для получения удовлетворительных мореходных качеств, но невыгодную для движения под водой. Атомная установка сняла это ограничение, и корпусам следующих шести американских подводных лодок типа «Скипджек», заложенных в 1955–1956 годах, была придана каплеобразная форма с носом бесштевневого типа, идеально приспособленная для движения под водой. Именно «Скипджек» послужил основой для первых пяти американских подводных ракетоносцев типа «Джордж Вашингтон».

Стоявший на стапеле корпус разрезали посередине и вставили 40-метровую цилиндрическую секцию с вертикальными шахтами для шестнадцати баллистических ракет «Поларис». Эти твердотопливные ракеты с ядерной боеголовкой в 600 килотонн могли запускаться как из надводного, так и из подводного положения. В последнем случае лодка с глубины 15–30 метров выстреливает ракету из шахты с помощью сжатого воздуха. Когда ракета, выйдя из воды, достигала 25–30 метров высоты, автоматически включался ракетный двигатель — и снаряд устремлялся на цель, расположенную в 2200 километрах от точки старта. Для самообороны на этих кораблях предусматривалось шесть носовых торпедных аппаратов и соответствующая гидроакустическая аппаратура.

За первой серией последовала вторая из пяти уже специально спроектированных лодок типа «Этен Аллен», затем третья — 19 кораблей типа «Лафайетт» и четвертая — 12 ракетоносцев типа «Бенджамин Франклин». И к началу 1967 года в строю флота США насчитывалась 41 атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту. Основная задача этих сил — нанесение ракетно-ядерного удара по крупным административным центрам, городам и объектам военно-экономического потенциала стран социалистического содружества из глубин Мирового океана.

Что же представляют собой «сити киллерз» — убийцы городов, как цинично именуют себя экипажи подводных ракетоносцев?

Это крупные корабли длиной 130 метров и водоизмещением 8250 тонн. Одновальная атомная паротурбинная установка мощностью 15 000 л.с. сообщает ракетоносцу надводную скорость свыше 20 узлов, а подводную — свыше 30! В сущности это легкий крейсер времен второй мировой войны, упрятанный под воду. Но механизмы и аппаратура современного ракетоносца неизмеримо сложнее, чем у прежних крейсеров.

Так, для надежного поражения стратегической цели баллистической ракетой необходимо очень точно знать географические координаты ракетоносца в момент пуска. Поскольку лодка, чтобы не обнаружить себя в течение всего патрулирования, не должна всплывать на поверхность, пришлось разработать высокоточные инерциальные системы навигации, состоящие из гироскопов, акселерометров и вычислительных машин, а также системы радионавигации, базирующиеся на береговые станции и искусственные спутники Земли. Все это позволило лодкам определять свое местоположение в океане с точностью до 230–250 метров! Перед выходом на боевое патрулирование в систему вводятся координаты первоначального местоположения, и дальше на протяжении всего двухмесячного похода она непрерывно регистрирует местонахождение ракетоносцев. Соответствующая информация автоматически вводится в систему наведения ракеты в момент выстрела. Кроме такой навигационной системы, на подводных ракетоносцах находится также аппаратура для радиосвязи на сверхдлинных волнах, позволяющая принимать радиограммы, когда лодка находится не очень глубоко под водой и даже под слоем льда, гидроакустическая аппаратура для обнаружения надводных и подводных кораблей и т. д.

Вслед за США приступили к созданию атомных подводных ракетоносцев и другие империалистические державы. Англия вооружила свой флот четырьмя атомными подводными ракетоносцами в 1967–1970 годах, а Франция — в 1970–1979 годах. Причем правящие круги США, согласившись снабдить баллистическими ракетами с ядерными боеголовками английские корабли, отказались передать это оружие Франции, которой пришлось самостоятельно разработать собственную ракетно-ядерную систему.

Десятилетний опыт боевого патрулирования подводных ракетоносцев убедил американское командование в том, что у подводных ракетно-ядерных сил стратегического назначения есть серьезные преимущества перед ракетами наземного базирования и стратегической авиацией. И этот вывод положил начало концепции «океанской стратегии», основа которой — перебазирование стратегического арсенала на океанские просторы.

Появление подводных ракетно-ядерных сил стратегического назначения, способных внезапным ударом нанести непоправимый ущерб одной из противоборствующих сторон, сделало противолодочную оборону одной из главных задач современного флота. И это изменило судьбу большинства классов кораблей...

В самом деле, в 50-х годах для противолодочной и противовоздушной обороны групп, костяком которых были ударные авианосцы, американцам потребовались противолодочные корабли с управляемым ракетным оружием — фрегаты УРО. На первых порах их роль выполняли переоборудованные и модернизированные крейсера времен второй мировой войны, а позднее для этой цели был создан первый американский атомный крейсер «Лонг Бич» и девять крейсеров УРО типа «Леги», которые предназначались для совместных действий с авианосцами тина «Форрестол», строившимися в конце 50-х — начале 60-х годов.

В 1968 году американцы заложили авианосец с атомной силовой установкой «Честер У. Нимиц», который при водоизмещении 91 400 тонн мог принимать на борт около ста самолетов весом до 50 тонн. За ним последовали новые корабли той же серии «Дуайт Д. Эйзенхауэр» и «Карл Винсон». Эти корабли потребовали и соответствующих крейсеров для противовоздушного и противолодочного прикрытия. За основу для этих кораблей были взяты фрегаты УРО типа «Белкнап», созданные для совместных действий с ударными авианосцами типа «Форрестол» в 1964–1967 годах и в середине 70-х годов перечисленные в крейсера УРО. Взяв за основу корпуса этих фрегатов, кораблестроители снабдили их атомными силовыми установками мощностью 60–85000 л. с., и на протяжении 1962–1977 годов американский флот получил девять атомных крейсеров УРО: «Бейнбридж», «Тракстон», два корабля типа «Калифорния» и пять типа «Вирджиния».


Скачать книгу "Корабли и сражения" - Герман Смирнов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Корабли и сражения
Внимание